МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении

    мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя

    уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к.

    необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до

    закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки

    изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным

    предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям,

    которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления,

    орфографической зоркости, творческого потенциала).

    Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение

    учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

    Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не

    следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой

    багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные,

    технические навыки.

    Кроме того, одно из обязательных и основных требований

    интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся,

    потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала,

    вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг

    которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам

    самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной

    работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и

    умеют правильно организовать своё время.

    Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который

    всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе

    обучения.

    В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований.

    Интегрированный урок требует от учителя дополнительной

    подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая

    такой урок, учитель должен учитывать:

    I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения

    сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся,

    перераспределение приоритетов и т.п.).

    2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые

    бы отвечали целям урока.

    3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение

    основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление,

    понятие или предмет).

    4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение

    функционального назначения знаний.

    5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание

    новых связей между отдельными элементами системы).

    Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие

    предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее

    эффективного результата при обучении младших

    школьников. Вот какого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в

    своей статье "Властвуй, не разделяя":

    "В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение,

    письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо

    очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача

    учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней

    учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не

    потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

    "Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к

    процессу познания и активизирует деятельность.

    Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение

    и изобразительное искусство.

    В третьем классе можно интегрировать чтение, русский

    язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное

    искусство.

    В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты

    интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в

    начальных классах по новым программам.

    Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения

    уже есть изначально интегрированные курсы.

    Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) -

    уже интегрированные. Со времен К. Д. Ушинского они проводятся

    в единстве. В настоящее время в первом полугодии первоклассники обучаются

    чтению и письму на таких уроках.

    Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение.

    Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения,

    совершенствование навыков чтения, полученных на уроках; б) текст, как

    искусство слова, развитие речи; в) мир книг, как выбор круга собеседника.

    Изначально интегрированный курс природоведения: основы

    естествознания и география.

    Так же изначально интегрированный курс математики- арифметика,

    элементы алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению

    арифметического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры,

    геометрии, основ трудового обучения.

    :Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует

    выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение - русский язык,

    чтение - природоведение, чтение - изобразительное искусство, чтение -

    природоведение - изобразительное искусство, русский язык - чтение -

    изобразительное искусство, чтение - природоведение - труд, русский язык –

    природоведение - изобразительное искусство.

    Главной особенностью интегрированного урока является то,

    что такой урок строится на основе какого-то одного предмета,

    который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы,

    помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность

    изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность

    применения полученных знаний на практике.

    В следующих параграфах рассмотрим связи чтения с другими предметами

    и связи русского языка с другими предметами. Приведём фрагменты некоторых

    интегрированных уроков, проведённых на практике. А так же рассмотрим

    возможности интеграции вышеперечисленных предметов.

    2. Интеграция в преподавании русского языка

    Связи русского языка как предмете школьного преподавания с другими

    учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут

    рассматриваться с разных позиций.

    Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми

    школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым

    средством выражения по всем предметам", поскольку, "он отражает все

    стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна

    никакая мыслительная деятельность".

    Наличие такой связи бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы"

    эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех

    других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из

    решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

    Русский язык как предмет школьного образования – явление

    многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не

    только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные,

    выражается также и в том, "что один предмет

    служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете.

    Таким предметом для русского языка

    является, например, математика.

    Связь русского; языка и математики является строго фиксированной,

    закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых

    легче всего поддаётся формализации.

    Поэтому интеграция предметов русского языка и математики - очень

    сложный процесс, и на практике его почти не осуществляют. Если же

    осуществляют, то очень редко. Например, можно интегрировать русский язык с

    математикой при изучении темы "Правописание числительных" или

    "Количественные и порядковые числительные" и т.п.

    Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между

    русским языком и другими предметами в организационно - методическом плане.

    Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных

    школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках

    русского языка: составление примеров, ответы на вопросы, письма сочинений

    по личным впечатлениям и т.д.

    Наиболее распространённой является интеграция русского

    языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством,

    музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее,

    где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие

    уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово,

    в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной

    и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают

    эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту

    и богатство родной природы.

    Кроме того, интеграция трех предметов является средством

    интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость,

    способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает

    творческий потенциал учащихся.

    А сейчас перейдём непосредственно к рассмотрению возможностей

    интеграции вышеуказанных предметов.

    Интеграция русского языка с природоведением.

    На интегрированных уроках русского языка и природоведения в

    начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все

    время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их

    правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о

    результатах наблюдений.

    Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают

    дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями

    о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным

    содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному

    чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию

    природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то,

    что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

    Для наглядности можно привести пример из практики.

    Занятия по русскому языку в третьем классе (1-3) начинаются с

    повторения знаний о предложении (о видах предложений по интонации, в

    знаках препинания в конце предложений). Учитель ставит целью урока

    повторить знания о предложении, сообщить учащимся сведения о Левитане как

    о ценителе красоты русской природы. На данном уроке работа ведётся над

    высказыванием такого содержания, как, например: "Природа не терпит ничего

    безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого,

    все дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу,

    задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз" (С.

    Левитан).

    Учащиеся читают это высказывание к делятся своими мнениями по этому

    поводу. Далее сообщаются сведения о Левитане, как по-особому он любил

    природу, какая она красивая в его работах, красивая и русская в его душе.

    Такие красивые картины, как

    "Золотая осень", "Карт", мог создать только человек, горячо

    любивший природу своей Родины.

    На уроке русского языка проводится небольшая беседа о бережном

    отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить её. Затем

    учащиеся выполняют работу на закрепление пройденного материала, для этого

    пишут сочинение по картинам Левитана "Золотая осень", "Март" или по

    художественным открыткам, а так же допускается использование иллюстраций из

    журналов, карточек из серии "С любовью к природе".

    При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской

    белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет,

    форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на

    яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной

    записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого

    учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное

    предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из

    них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно,

    учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является

    разговор и русский берёзе, о её удивительной красоте, о бережном

    отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.

    Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как

    по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи,

    при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на

    материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения

    можно проводить один раз в неделю (от пяти до

    двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений.

    Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им

    осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят

    (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают

    иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально-

    конкретную словесную картину о природе.

    Также детям можно предложить коллективно составить небольшие

    рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные,

    вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в

    себе такие уроки!

    В качестве методов, используемых на таких уроках и

    осуществляющих интегральный подход, выступают:

    - эвристические беседы;

    - экскурсии;

    - творческие работы по развитию речи, написание их по

    материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского

    языка, так и на природоведении;

    - словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;

    - написание диктантов, изложений природоведческого содержания.

    Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а

    только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только

    определённый фрагмент урока. Так, допускается

    более широко применять сведения природоведческого характера

    во время словарной работы. То или иное слово можно растолковать и с точки

    зрения лингвиста, и с точки зрения натуралиста.

    Наглядным образцом интегрированного урока русского языка и

    природоведения можно предложить урок, приведённый учителем 4 класса (1-4)

    школы-гимназии № 41 г. Люберцы Московской области Н. В. Грищенко.

    Нередко учителя интегрируют три учебных предмета. В нашем случае к

    предметам русский язык и природоведение добавляется ещё один -

    изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока,

    проведенного во время педагогической практики.

    Тема: Весна на картине П. Кончаловского "Сирень".

    Урок строился в такой последовательности:

    I. "Перед вами репродукция картины П. Кончаловского "Сирень", - обращается

    учитель к детям, - не правда ли, на вас

    сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание

    на обилие цветов, изображенных художником. Сумел

    ли он показать, что сирень свежая? Как будто её только что

    срезали и принесли в комнату?

    Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно

    ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли

    вы восхищение художника щедрой, богатой природой, ere огромную любовь к

    ней? В природе, а точнее в сирени он видит прекраснее, он видит жизнь!"

    2. Далее по опорным словам, записанным на доске (богатый,

    щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие,

    оранжевые, лиловые гроздья), дети пишут свои рассказы или мини-сочинения по

    картине "Сирень".

    3. Знакомство детей с легендой о появлении сирени: "Вес-

    на, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И

    там, куда падали лучи, распускались цветы - жёлтые, оранжевые,

    красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая свои лучи.

    Когда же она достигла севера, у неё остались

    одни только лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени".

    Есть ещё сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень

    привезли в Вену, а оттуда она стала распространяться по всей

    Европе".

    Далее можно предложить детям выполнить упражнения по русскому языку

    по этому тексту.

    Об особенностях интеграции предметов русского языка и музыки

    На первый взгляд общность этих предметов может показаться весьма

    сомнительной, а возможность объединения - нереальной. Поэтому попытаемся

    показать, что объединяет эти два

    предмета как в том материале, который подлежит усвоению, так

    и в специальных способностях, при помощи некоторых усваивается

    материал.

    Итак, на уроках русского языка ученики должны усвоить русскую речь

    во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни,

    музыкальные произведения, в которых

    слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках

    русского языка, и на уроках музыки мы должны добиваться четкого

    произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи

    и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением

    более глубокие, и корни этой

    связи уходят в глубь веков, когда, по мнению многих учёных

    речь и пение сливались, в одну стихию и когда их мелодическая

    основа не дифференцировалась".

    Из общей педагогики известно, что главная и общая задача

    для всех педагогов - это всемерное развитие у ребёнка способностей и

    мышления, с тем, чтобы он развил желание постоянно

    совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе

    овладения основами наук. Но каждого педагога-предметника, помимо общего

    развития ребёнка, заботит также и развитие его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.