МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуальный подход в воспитании детей

    На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа

    высшей нервной деятельности :

    1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и

    менее сильным торможением, соответствует холерическому

    темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным

    является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все

    дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто

    теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может

    привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка

    необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов

    активность переключать на полезную и посильную деятельность.

    Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить

    начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на

    осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания,

    умело опираться на их интересы.

    2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается

    процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому

    темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны,

    общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий.

    Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо

    проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны,

    сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни

    группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в

    играх.

    3. Сильный ,уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому

    темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело

    доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком

    флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не

    может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети

    не причиняют хлопот.

    Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются

    положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией,

    безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти

    особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах

    деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и

    сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и

    членами семьи ребенка.

    4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и

    торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности,

    (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети

    меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень

    впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу

    долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей

    тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже

    на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается

    аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и

    семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о

    создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных

    эмоций.

    Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-

    то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило,

    индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как

    промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между

    меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития детей педагог во

    многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной

    психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей

    воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться

    лишь на этот материал, который он получает в процессе личного

    изучения воспитанников.

    Учет индивидуальных особенностей.

    При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать

    внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от

    которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая

    работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником

    заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические

    болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет

    помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также

    сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

    Весьма важно знать особенности познавательной деятельности

    детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также

    предрасположенность к более успешному изучению тех или иных

    предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный

    подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в

    дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их

    интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать

    индивидуальную помощь в учении, развивать их память,

    сообразительность, познавательную активность и т.д.

    Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-

    эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто

    отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на

    замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с

    товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого

    ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной

    деятельности, распределение общественных поручений и преодолении

    отрицательных черт и качеств.

    Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями

    домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты,

    которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

    Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких

    важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью

    детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических

    воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных

    качеств.

    Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей

    развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих

    особенностей в процессе обучения и воспитания.

    Единство осуществления индивидуального подхода в детском

    саду и семье.

    За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания

    подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих

    ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает

    своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

    Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она

    накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он

    получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными

    законами жизни.

    Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой

    деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность,

    дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.

    Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается

    впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по

    наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия

    домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности

    ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека

    является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать

    правильное воспитание.

    В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые

    определяют силу и стойкость семейного воспитания:

    1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным

    характером. «Проводником»семейного воспитания являются родительская

    любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие,

    нежность) детей к родителям.

    2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью

    воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в

    самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня

    в день.

    3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с

    первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую,

    трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов

    семьи и его самого).

    Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл

    ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые

    исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле,

    свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят

    доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

    Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной

    философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и

    взаимодействия с окружающими людьми.

    Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в

    воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в

    диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

    Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс

    возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не

    хотят воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не

    понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима

    квалифицированная помощь педагога.

    Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не

    обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям,

    индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных

    проявлений в характер ребенка.

    В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании

    положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов

    деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка

    взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах

    воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении

    каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад

    или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя

    другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в

    приобщении значительно выше, чем возможности детского сада . Детский

    сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих

    способностей и др.

    Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной

    работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

    Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок

    семьи и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально

    они складываются, если обе стороны осознают необходимость

    целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

    Положительные результаты в воспитании детей достигается при

    умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в

    эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов

    семей воспитанников.

    Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и

    ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские

    собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за

    индивидуальной формой.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с

    отдельными семьями можно успешно проводить только на основе

    знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

    2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает

    возможность не только узнать условия жизни, но и установить

    причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь

    между условиями воспитания, формированием особенностей поведения

    и спецификой их проявления.

    3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты

    только в том случае, если между родителями и воспитателями

    достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа

    проводится по плану и систематично.

    4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о

    возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в

    своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.

    5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно

    проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные

    условия воспитания детей.

    6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение

    особенностей физического развития ребенка, является необходимым

    условием начала планомерной работы по осуществлению

    индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в

    различных видах деятельности.

    Специфика организации индивидуального подхода.

    1. В процессе трудового воспитания.

    Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с

    дошкольной ступени - одна из важнейших задач.

    В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная

    роль трудового воспитания для всестороннего развития личности.

    Определенно содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой

    деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования

    представления о роли труда в жизни общества.

    В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода

    приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом

    воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном

    облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

    Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого

    раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития.

    В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста

    в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный

    подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения

    индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с

    изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности,

    т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют

    уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное

    отношение к любому трудовому процессу.

    Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны

    детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого

    условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

    Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе

    трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только

    практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные

    качества.

    Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой

    деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как

    в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития

    умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях

    замечается не только разное, но и много общего.

    Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы

    дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким

    образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам

    во многом помогает определенная организация их в процессе

    коллективного труда.

    Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе

    трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к

    ребенку в детском саду и дома.

    Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень

    характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к

    труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности,

    его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не

    только для себя, но и для других.

    Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на

    формирование личности каждого ребенка при условии, если он

    осуществляется в определенной последовательности и системе, как

    непрерывный, четко организованный процесс.

    Приемы и методы индивидуального подхода не являются

    специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя

    – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны

    в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

    При проведении индивидуальной работы в процессе различной

    детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив,

    на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той

    силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно

    воспитать вне общения с коллективом такие качества, как

    доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее

    дело.

    Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного

    повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать

    детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований,

    предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

    На всех ступенях системы народного образования необходимо

    оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с

    родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с

    научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не

    всегда бывают объективными.

    2. В процессе игровой деятельности.

    В игре проявляются и через нее формируются все стороны

    психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется

    в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие

    нравственные качества, как скромность, гуманность .

    Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.