МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуальный подход в воспитании детей

    ребенка.

    Одним из условий правильного осуществления индивидуального

    подхода к ребенку является единство требований к нему как работников

    детского сада и школы, так и родителей.

    Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен

    помнить, что его задача не только развивать те положительные качества,

    которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

    В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей

    ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек

    как предмет воспитания» писал : «Если педагогика хочет воспитывать

    человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во

    всех отношениях» (№8.с.13).

    Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

    Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и

    индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе

    воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека,

    особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также

    социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои

    возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие

    мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в

    детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии

    мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более

    поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В

    то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в

    воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,

    без учета его возрастных возможностей.

    Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого

    изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей

    детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности,

    ставили Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский,

    Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали

    педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания,

    то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта

    идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в

    понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе

    воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи

    природе человека, а именно : врожденного человеку стремления к знанию,

    к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а

    затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того,

    что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание

    не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя

    и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном,

    что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и

    опираться на них подхода в процессе воспитания.

    Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на

    знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и

    индивидуальных особенностей.

    Научными исследованиями доказано, что существует прямая

    зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием

    человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием

    органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое

    влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

    Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным

    воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом

    зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют

    развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля,

    дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также

    связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является

    здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело,

    ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки

    здоровья и следствие правильного физического воспитания.

    Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов

    их деятельности необходимо рассматривать как определенную

    взаимосвязанную систему.

    Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого

    ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

    Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое

    значение при проведении процедур закаливания, которые должны

    осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

    В процессе правильного физического воспитания при условии

    индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается

    интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на

    свежем воздухе, занятиям физкультурой.

    Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель

    должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять

    профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования

    при организации жизни детей и проведения занятий.

    Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения

    к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все

    молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы

    тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое

    развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в

    пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются

    опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В

    течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением

    массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов.

    В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные

    способности.

    Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и

    укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-

    гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте,

    опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность,

    снижает утомленность.

    Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и

    формирования личности. В этот период деятельность анализаторов,

    развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в

    комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира.

    Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы

    абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким,

    каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

    Умственное воспитание формирует систему представлений об

    окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и

    способности.

    В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы,

    свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются

    нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное

    влияние на формирование воли и характера ребенка.

    Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с

    профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам,

    воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность

    дошкольника формирует у него упорство, настойчивость,

    сообразительность.

    Важнейшей составной частью развития дошкольника является

    эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного

    познания окружающего мира способствует формированию эстетических

    представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание

    способствует развитию творческих способностей детей, формирует

    эстетический вкус и потребности.

    Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра –

    лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей,

    реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы

    отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым.

    Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность,

    уверенность в себе.

    К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми

    качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к

    систематическому овладению общественно-историческим опытом человека.

    Для этого необходима специальная учебная деятельность.

    Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в

    их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в

    зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь

    биологического и социального) существенно отличается друг от друга.

    Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется

    значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые

    необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

    В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в

    жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в

    его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей

    деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются

    новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с

    окружающими.

    В биологическом отношении младшие школьники переживают период

    второго округления : у них по сравнению с предыдущим возрастом

    замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается

    окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное

    развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется

    способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок

    овладевает навыком быстрого письма.

    В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система,

    интенсивно развиваются функции больших полушарий голоного мозга,

    усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро

    развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов

    возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.

    По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету

    увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50

    %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев).

    Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно

    проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение

    сферы общения.

    Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и

    неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью.

    Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется

    и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим,

    принимает организованный характер.

    Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно

    устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается

    вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством

    ответственности за успех учебной деятельности.

    Мышление у детей начальной школы от эмоционально- образного к

    абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас

    насчитывает примерно 3500-4000 слов . Влияние школьного обучения

    проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный

    запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно

    излагать свои мысли.

    Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет

    память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

    Становление личности маленького школьника происходит под влиянием

    новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности

    и общения, включения в целую систему коллективов.

    Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно

    организованной, носильный для них производительный труд, значение

    которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не

    сравнимо.

    Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) – переходный от

    детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-

    IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и

    глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела

    в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают

    упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие

    внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от

    роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и

    учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается

    недостаточно быстро. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность

    физического развития детей среднего школьного возраста оказывает

    влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового

    возраста – половое созревание организма .

    Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность

    организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

    В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы.

    Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над

    инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще

    преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков

    характерна повышенная возбудимость.

    Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и

    организовано, чем восприятие младшего школьника.

    Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста –

    это специфическая избирательность.

    В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в

    мыслительной деятельности. Мышление становится более

    систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления

    происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней

    заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям,

    доказательным рассуждением.

    В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное

    формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт

    приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам

    нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения

    современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие

    и противоречивые условия реальной жизни.

    В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается

    физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение

    скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие

    двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее

    работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте

    заканчивается первый период полового созревания. Усиленная

    деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную

    возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное

    развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших

    полушарий. Идет общее созревание организма.

    Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения. Убеждений,

    жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста

    самосознания, активного осмысления будущего.

    У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к

    предметам. Это определяет развитие и функционирование психических

    процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание –

    произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером.

    Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и

    абстрагирования.

    Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются

    ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный период

    нравственной зрелости, но и новая обстановка : изменение характера

    деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность

    общения.

    В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим

    проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь

    молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые

    вопросы.

    У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения.

    Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и

    отношений между членами коллектива.

    Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих

    на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по

    интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять

    достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо

    зарабатывать, иметь счастливую семью.

    Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд

    этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и

    закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания,

    образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком

    понимании возрастных этапов развития человека; на видении его

    внутреннего мира.

    Критериями возрастного развития являются анатомические,

    физиологические, психологические, педагогические и физические

    показатели состояния организма.

    Педагогический критерий возрастного развития характеризуют

    возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни

    ребенка.

    Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного

    времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо

    вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников,

    делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

    Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его

    нервной деятельности, являющимся наследственным.

    И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил

    основные свойства нервных процессов :

    1. Силу возбуждения и неуравновешенность ;

    2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

    3. Их подвижность.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.