МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

    психологических и дидактических исследованиях.

    §3 Состояние проблемы в современной теории и практике.

    В современной педагогической и методической литературе уделяется

    определенное внимание применению в учебном процессе занимательных

    материалов вообще и игр в частности. Выяснение состояния этого вопроса

    начато с анализа статей журнала «Начальная школа». Нами проанализированы

    журналы за 1996, 1997, 1998, 1999 гг. Часть публикаций посвящена раскрытию

    интересующего нас вопроса.

    Так, в статье Пахомова А.П. «Методические рекомендации по формированию

    экологических знаний» (№6 - 1998) рассматривается несколько возможных путей

    формирования знаний младших школьников. Учитывая психологические

    особенности учащихся этого возраста, одним из путей формирования

    экологических знаний, завоевания авторитета старших автор предлагает

    использовать наряду с опытами, наблюдениями и такой вид деятельности как

    игра. На наш взгляд, это адекватно психологии ребенка, отвечает его

    потребностям.

    Статья Вершинина Н.Я. «Воспитание у младших школьников любви к природе

    родного края, интереса к природоведческим знаниям» (№10 - 1998) передает

    опыт учителя в подготовке и проведении интегрированных уроков

    природоведения. Большое внимание здесь уделяется такой форме реализации

    занимательности в обучении как урок-игра. Автор утверждает, что такие уроки-

    игры как игры-путешествия (в лес, по рекам и т.д.) предпочтительны при

    проведении интегрированных уроков. Они способствуют повышению интереса к

    изучаемому предмету. По мнению автора психологические особенности младшего

    школьника таковы, что игра для них продолжает оставаться элементом

    увлекательности в учении. Применение игр в учебном процессе по

    природоведению повышает интерес к изучению природы, создает эмоциональный

    настрой и в целом повышает активность учащихся в работе. Но интегрированный

    подход, который является главной идеей материала, изложенного в данной

    статье, наводит на ряд размышлений. Такие уроки требуют серьезной

    подготовки учителя, требуют от него глубокого знания психических

    особенностей детей, умения быстро ориентироваться на уроке, создавать

    определенную атмосферу, прекрасно владеть учебным материалом, иметь

    определенные организаторские способности. Значит подготовка и проведение

    уроков-игр способствует росту творческого подхода учителя к своему делу.

    Проблеме, связанной с использованием игры, посвящена статья «Пресс-

    конференция «День Земли». Автором статьи является Новолодская Е.Т. (№6 -

    1998). Статья представляет собой описание личного опыта. Автор предлагает

    провести с детьми урок-игру по теме, которая стала названием статьи. Между

    учащимися роли делятся так: ведущий, три группы участников, которые

    представляют разные организации, корреспонденты, спонсоры и зрители. Эту

    игру педагог предлагает проводить на обобщающем уроке, где вся деятельность

    учащихся основана на имеющихся знаниях (дети должны, приводя весомые

    аргументы, доказать свою правоту, точку зрения).

    Еще один урок, из коллекции преподавателя Пучининой О.А. (статья:

    «Игра. В мир заз знаниями», №2 - 1997). Автор доказывает необходимость

    использования игры на уроках обобщения и проверки знаний. Урок-игра

    посвящен окончанию курса «Мир и человек». В каждом туре даются

    разнообразные задания: работа с использованием кроссвордов, загадок,

    ребусов и т.д. Урок очень насыщенный и привлекательный для детей, так как

    здесь присутствует их любимая игра.

    Большакова М.Д. в своей статье «Модели для ознакомления младших

    школьников с комнатными растениями» (№3 - 1996) предлагает наряду с такими

    видами деятельности, как постановка опытов, сравнение и обобщение,

    использовать игру. Она мотивирует это тем, что игра является фактором в

    активизации познавательной активности детей, о чем и идет речь в данной

    работе. Автор не раскрывает содержание конкретных игр, но пишет об их роли

    в развитии личности ребенка.

    Таким образом, проблеме использования игры в учебном процессе

    уделяется определенное внимание, предложены некоторые игры, обращено

    внимание на их роль в развитии познавательной активности ребенка. Однако на

    наш взгляд количество предложенных игр и их содержание раскрыты

    недостаточно и особенно применительно к разным типам уроков природоведения.

    Недостаточно раскрывается технология проведения и подготовка класса к игре.

    Для выяснения степени применения игр в учебном процессе мы обратились

    к анализу методических рекомендаций, которые отличаются нетрадиционным

    подходом к изучаемым вопросам и ориентируют учителя на творческую работу по

    новому курсу природоведения.

    Курс «Зеленый дом» в 1, 2, 3, 4 классах. Плешакова А.А. решает, как

    известно, весьма важные задачи. Это - систематизация и расширение

    представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни,

    разностороннее развитие младших школьников, обогащение их нравственного

    опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной

    среде.

    Ведущая направленность во всех 4-х классах - экологическая, связанная

    с задачей формирования бережного, ответственного отношения детей к природе.

    Вопросы, составляющие содержание программы сгруппированы в теме: в 1

    классе - «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная

    страна», «Что, как и почему»; во 2 классе - «Природа вокруг нас», «Дом и

    школа», «Родной край», «Наша страна», «Наша планета»; в 4 классе - «Мы

    жители Земли», «Сохраним природу России», «Сбережем природу своего края»,

    «Планета загадок».

    Заключительный раздел учебника - «Планета загадок» - это

    дополнительный раздел не обязательный для изучения всеми учащимися. Однако

    его содержание, несомненно, привлечет внимание большинства детей. «Материки-

    путешественники», «Жили-были динозавры», «Лох-Несское чудовище», «Земля -

    планета … насекомых», «Неизвестный океан», «Таинственные подземелья»,

    «Гости из космоса».

    Приведенный перечень тем данного раздела показывает, что

    заинтересовавшийся им ученик окажется в волнующем мире разгаданных и

    неразгаданных тайн природы, в мире поражающих воображение фактов и

    интригующих гипотез. Данная тема оставляет его как бы «открытым»,

    обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость

    познания, счастье открытий.

    Структурные элементы учебника - ребенок имеет возможность

    познакомиться с разделами книги, названия которых вынесены на оборот

    форзаца. Каждый раздел начинается шмуцтитулом, где раскрыты задачи изучения

    данной темы и приведено ее оглавление. Учебный материал основных разделов

    книги сгруппирован поурочно и связан «анонсами», предваряющими последующий

    урок и позволяющими лучше подготовиться к нему. Каждый «урок» включает

    основной и дополнительный тексты, вопросы и задания рубрик «Подумай!» и

    «Проверь себя», краткий вывод по содержанию урока, рубрику «Задания»,

    предназначенную для работы, в основном, дома.

    Остановимся на тех рубриках, которые относятся именно к нашей

    дипломной работе. Речь идет о различных рубриках, содержащих занимательный

    материал - это «Для самых любознательных» - 3 класс или «Книжная полка

    Сережи»; «Заповедники нашей страны»; «Удивительные истории» - 4 класс.

    «Книжная полка Сережи» знакомит учащихся с книгами, выводящими их за

    страницы учебника природоведения. Б. Дижур «Жалобная книга природы», Ю.

    Дмитриев «Большая книга леса» и др.

    Рубрика «Быль природы» содержит факты, характеризующие негативное

    воздействие человека на природу. Она существенно расширяет представление

    детей об этом, дополняя и конкретизируя основной материал учебника,

    приближает ученика к осознанию истинных масштабов поразившего природу

    бедствия.

    Рубрика «Заповедники нашей страны» содержит дополнительные сведения о

    заповедниках различных природных зон, расширяющие природоохранный материал

    соответствующих уроков.

    Рубрика «Удивительные истории» включает занимательные рассказы,

    героями которых являются ученые, жившие в разное время и в разных странах.

    От учащихся не требуется запоминать при чтении этих рассказов имена ученых

    и подробности описываемых событий. Работу с этими рубриками можно проводить

    разную, используя кроссворды, загадки, ребусы и др.

    Учебники так же содержат огромное количество иллюстраций, которые

    составляют примерно половину объема книги и представлены географическими

    картами, цветными фотографиями, цветными рисунками, различного рода

    схемами.

    В состав курса входят тетради на печатной основе. Они содержат веселые

    рисунки с постоянными действующими персонажами, заданиями для самых

    любознательных, игровые задания по типу лото и др.

    Таким образом, в учебном комплекте А.А. Плешакова достаточно

    последовательно применены приемы занимательности, а в рабочих тетрадях

    имеет место и игровой материал.

    Другая программа, которую мы хотим рассмотреть, это - «Окружающий мир»

    Виноградовой Н.Ф.

    Программа (1-4) планировалась как курс по 2 часа в неделю с 1 классом.

    Цель: у детей должно быть сформировано представление о разнообразии

    природы, о месте человека в природе и обществе; сформировано умение

    ориентироваться в доступных, естественно научных, обществоведческих и

    исторических понятиях; умение устанавливать взаимосвязи в природном и

    социальном мире, умение правильно себя вести в среде обитания.

    1. Курс интегрированный. Интеграция сведений из естественных наук о

    природе, из наук об обществе, из истории.

    2. Курс нацелен на развитие ребенка.

    Материал распределяется следующим образом:

    1 класс - рассматриваем и отбираем материал с позиции эгоцентризма.

    (Мир рассматривается глазами ребенка. Например «Я и я»)

    2 класс - принцип антропоцентризма. (Человек среди людей, общества)

    3 и 4 классы - принцип биоцентризма. (Жизненные процессы с позиции

    ребенка)

    В этом особенность построения курса. Впервые такой подход был объяснен

    так: ребенок воспринимает окружающую среду целостно и только к концу 4

    класса ребенок начинает выделять отдельные его области. Весь курс

    «Окружающий мир» позволяет ребенку грамотно воспринимать отдельные предметы

    и окружающий мир в целом.

    Остановимся кратко на содержании и структуре курса:

    I тема: «Мое здоровье», II тема: “Природа”

    1 класс - сезоны, их особенности, красота природы

    2 класс - “Неживая природа” - показывает связь между живой и неживой

    природой (температура, воздух, разнообразные растения и животные).

    Биоценоз. Природа нашего края.

    III тема: “Наша Родина” - край, природа на разных широтах.

    IV тема: “Труд человека” - несколько направлений труда:

    1) “труд человека в природе” (с/х)

    2) “городской труд” (заводы, фабрики)

    3) “творческий труд” (писатели, художники, композиторы…) - для

    формирования нравственности.

    V тема: “История” - история наших предков, страны, подчеркивается

    героизм нашего народа.

    VI тема: “Социальный мир” - состояние общества на разных этапах.

    Автор ориентирует свой курс на применение методов и форм обучения,

    которые структурируют таким образом:

    Методы:

    1. Словесные - рассказ, беседа, инструктаж, работа с книгой +

    дополнительная литература (художественная, научно-популярная,

    справочная)

    2. Группа наглядных методов - работа с картинами, рисунками учебника.

    3. Практические - наблюдения, опыты, эксперименты.

    4. Игровые - дидактические, имитационные, театрализация.

    5. Методический активиз - моделирование, творческие работы учащихся

    (написание сочинений, рисование, лепка).

    Формы:

    1) Уроки, которые должны проходить вне школы (в природе, музее,

    выставке, библиотеке, предприятии) - дискуссия в классе.

    2) Уроки в классе, где основной вид деятельности - дискуссия.

    На уроках рекомендуется постоянная смена видов деятельности на основе

    дробности, которая представлена в следующей последовательности:

    1. решение логических задач (начало урока) - разминка

    2. игра (кроссворды, ребусы, загадки)

    3. работа с текстом (с учебником или другой литературой)

    4. практическая деятельность (рисование, лепка, моделирование)

    5. другие средства обучения

    Домашнее задание не должно быть направлено только на закрепление

    изученного материала, оно должно быть продолжением урока.

    3) Экскурсии в природу; в музей; на производственные учреждения; к

    местам исторических событий.

    После экскурсий или прогулок дети должны обязательно описать,

    нарисовать, смоделировать свое отношение к увиденному.

    Комплект включает тетради на печатной основе и дополнительные тетради

    для рисования.

    В курсе Н.Ф. Виноградовой значительное место занимают творческие

    задания, которые, несомненно, представляют элементы занимательности. Автор

    отводит и значительное место игре, рассматривает ее как обязательную

    структурную часть урока, дает классификацию игр, приводит их примеры.

    Интересно, что Наталья Федоровна относит игру к методам обучения.

    Таким образом, в современных вариативных курсах уделено определенное

    внимание игре, что позволяет сделать вывод о ее необходимости и значимости

    в учебном процессе.

    Изучение практики использования игр в учебном процессе по

    природоведению проводилось в школе №1804 г. Москвы. Нами было проведено

    наблюдение 3-х уроков природоведения, которые проводил учитель. Ни на одном

    из них не была применена игра или игровая система. Основу методики урока

    составляло чтение учебника и последующего его пересказа. При таком

    преподавании мы заметили значительную пассивность детей на уроке. В личной

    беседе с учителем мы выяснили, что учительница редко применяет игры на

    уроках природоведения.

    Также мы провели анкетирование учителей начальных классов школы №1804.

    Анкета включала в себя такие вопросы:

    - Как вы понимаете, что такое игра?

    - Считаете ли вы, что игры нужно применять в учебном процессе?

    - Какие виды игр вы применяете в курсе «Окружающий мир»?

    - В какие игры охотнее всего играют дети?

    - Помогают ли игры понимать детям сложный материал?

    - Каковы возможности курса «Окружающий мир» в применении к нему игр?

    - Как вы подбираете игры для уроков?

    а) они предложены в методическом пособии в достаточном количестве

    б) берете из разных книг

    в) составляете сами

    Анализ содержания ответов (примеры анкет с ответами см. в приложении)

    показывает, что учителя положительно оценивают роль игры в развитии

    учащихся и применяют их в учебном процессе по окружающему миру. Однако им

    приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, так как в

    методическом пособии к комплекту (по какому работают) учебных игр

    недостаточно. Нет и специального пособия, где бы была предложена система

    игр и их проведение на уроке.

    В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование детей

    с целью выявить отношение к природоведению: всего анкет было 14, и каждая

    анкета включала в себя 7 вопросов:

    1. Нравится ли тебе учиться?

    - да - не очень

    - нет - не знаю

    2. Назови свой любимый предмет(ы).

    3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего нравится?

    4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше?

    5. Нравятся ли тебе уроки природоведения?

    - Да - не очень

    - Нет - не знаю

    6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках

    природоведения?

    - Да - не очень

    - Нет - не знаю

    7. Если нравятся, то какие?

    Анализ содержания ответов учащихся (см. приложение) показывает, что в

    любимый предмет урок природоведение почти никто не отнес, любимая работа на

    уроках природоведения - это экскурсия, и что занимательные игры и

    упражнения на уроках природоведения у них не проводятся.

    Таким образом, изучение практики использования игр в преподавании

    природоведения показывает, что этот вид деятельности детей используется

    неадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного

    описания содержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики

    их применения на уроках природоведения.

    Выводы по I главе.

    Ретроспективный анализ литературы о применении игр в учебном процессе

    показал, что игра как средство занимательности обучения получила широкое

    признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована

    дидактическая и психологическая значимость игр.

    Исследование возрастных и психических особенностей ребенка показало,

    что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия

    ребенком окружающего мира.

    В современной теории и практике также уделяется внимание игре. Однако

    проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным

    описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном

    процессе.

    Глава II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках

    природоведения.

    §1 Игра как форма организационной деятельности учащихся.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.