МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

    достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных

    букв, чтобы легко определить и все остальные слова.

    1. СБ - мучительной бываю,

    СМ - одежду пожираю,

    СР - актеру я нужна,

    СС - для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)

    2. С буквы 4 для вас я

    Друг, приятель.

    А стоит 4 сменить на Г,

    Как перед вами встанет неприятель. (Врач - враг)

    3. С буквой Д вперед шагаю

    От зари и до зари.

    С П торчу, затем - не знаю.

    С Т я людям помогаю

    Даже в самый сильный зной.

    С Л всегда и всем мешаю,

    Не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень)

    в) анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем

    букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или

    отбрасывать буквы не разрешается.

    Дорога - (города)

    Баян - (баня)

    Банка - (кабан)

    Вобла - (обвал)

    Вижу зверей - (живу резвей)

    Камыш - (мышка)

    Корма - (комар)

    Коршун - (шнурок)

    Ложа - (жало)

    Мать - (тьма)

    Масло - (смола)

    Мошкара - (ромашка)

    Метрика - (материк)

    Насос - (сосна)

    Просо - (опрос)

    Подвода - (водопад)

    Палки - капли - лапки - липки - пилка

    Приток - портик - тропик

    Пион - пони

    Рост - (сорт, торс, трос)

    Росинка - (соринка)

    Сел - (лес)

    Шпала - (лапша)

    Ямка - (маяк)

    г) логогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное

    значение от перестановки или выбрасывания букв.

    1. Без 1 буквы - река,

    Без 2-х - местоимение,

    Без 3-х - предлог. (Крона - Рона, она, на)

    2. Вам известно или нет,

    Есть такой на свете цвет.

    Если ноту уберете,

    В лес сосновый попадете. (Бордо - бор)

    3. Я - синоним к слову бык

    И известен всем,

    Но прибавь мне букву К,

    И я козляток съем. (Вол - волк)

    4. Я глубока и полноводна,

    И вся страна гордится мной.

    А впереди ты И прибавишь -

    И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)

    6) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может

    быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и

    закономерности природы.

    Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они

    должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения,

    аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.).

    Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные

    игры требуют употребления различных лексикограмматических структур,

    следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение

    рассказывать четко и образно.

    Акробаты.

    1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

    Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не

    страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки.

    Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок,

    всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.

    (Кузнечики)

    (А.

    Гумбасов «Телеграмма»)

    (Изд. «Малыш», 1985)

    2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не

    строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко

    зарываются в ил.

    (Лягушки)

    Кроме того, все игры можно разделить на 2 большие группы:

    1. Игры, разрабатываемые учителем. Некоторые учителя вносят элемент

    игры в опорные сигналы, графические конспекты. После разработки

    игры учитель предлагает ее детям. На этом этапе от учителя

    требуется терпение, такт, умелое руководство игрой.

    2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом

    проявляется большая творческая активность. Создание игр имеет

    большое воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся

    должны проявить творчество, трудолюбие, изобретательность.

    Предложенные здесь игры составляют открытую систему, так как они могут

    быть дополнены вновь разработанными природоведческими играми.

    §2 Значение природоведческих игр в развитии учащихся.

    В теории и практике применения игр в учебном процессе придается

    большое значение этой форме организации деятельности детей.

    Прежде всего игра для ребенка - важный источник информации об

    окружающем мире.

    Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством

    которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир,

    помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на

    окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение

    какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с

    преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду.

    Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать,

    сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять

    память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное -

    обретают вкус к учебной деятельности.

    При проведении игр следует отметить:

    - ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен

    к творческой деятельности;

    - игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию,

    соответствовать их уровню развития;

    - яркая наглядность способствует проведению игры;

    - игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь

    тесную связь с изучаемым материалом по теме.

    Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и

    внеурочной деятельности в начальной школе. В игре ребенок раскрывает себя и

    делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и

    сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок

    вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые

    знания, умения и навыки.

    Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае,

    если она обеспечивает:

    1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и

    воспитание у школьника умения учиться;

    2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а

    как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации

    на овладение способами учебных действий.

    Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении,

    учитель может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или

    ином конкретном случае.

    Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом,

    обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов.

    Неоценима роль игр в сенсорном развитии учащихся. Они способствуют

    развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности,

    самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Особая роль игр

    заключается в возможности безболезненного перехода ребенка из игровой в

    учебную деятельность, что и является ведущей задачей начального этапа

    обучения.

    Занимательность вообще и игры в частности дает учителю возможность не

    только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить

    средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех

    или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению

    природоведения. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой

    форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с

    применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к

    поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию,

    найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного

    материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-

    воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на

    окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности-

    любителя, охранника природы.

    Разработка, организация и проведение игр учителем совершенствуют его

    профессиональные качества.

    В процессе разработки и проведения игры, педагог приобретает

    дополнительный запас новых знаний; умение планировать предполагаемые в игре

    действия; распределять во времени психическую нагрузку, сопряженную с

    сюжетом игры. Тем самым система развивающего обучения, принятая конкретным

    педагогом, обогащенная собственными идеями и новообразованиями в различных

    областях и, в частности, в области игровой деятельности, совершенствуют

    личность самого педагога.

    §3 Методика применения игр на уроках природоведения.

    Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на качество знаний

    учащихся нами разработана конкретная методика использования игр в учебном

    процессе. Было разработано 3 урока. Приведем примеры уроков природоведения.

    Мы разработали и провели вариант многоплановой сюжетно-ролевой игры -

    игры-путешествия. Данную игру можно использовать в различных возрастных

    группах (в рамках начальной школы), создавая реальные условия повышения

    эффективности работы учителей начальных классов и удобства младшим

    школьникам для восприятия необходимого дидактического материала.

    Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая

    план путешествия в рамках урока обобщения по природоведению.

    I тема: «Игра-путешествие «По Зимней Стране», спланированную в

    соответствии с темой «Зима». Изменения в живой и неживой природе».

    Литература: 1) Занимательное азбуковедение. Книга для учителя (ст. В.

    Волина - М., Просвещение, 1991)

    2) Карабельников В.А. Краски природы - М., Просвещение, 1989

    3) Журнал «Начальная школа» №2 1995

    Оборудование: Плакат-карта Зимней Страны, плакат для игры «Фотоглаз»,

    ребус, жетоны, наборы открыток: «Птицы России», «Птичий двор», «Кошки».

    Цель: дать младшим школьникам основы экологических знаний, развивать

    чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру,

    действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного

    поиска правильных решений в данной ситуации.

    Краткое описание.

    Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с

    просьбой о помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего

    путешествия. Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее

    противницей - Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.

    В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней

    Стране, спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые,

    сражаясь со Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну,

    путешествуя в соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах,

    учащиеся выполняют задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по

    предмету, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой,

    сообразительность, находчивость.

    Поэтапное описание.

    1. Подготовительный этап заключался в систематизации знаний,

    полученных на предыдущих уроках.

    2. Игровое действие:

    Первая станция на пути «В гостях у непогодушки»:

    а) перечислите изменения в неживой природе с приходом зимы.

    Определите ваши представления о неживой природе.

    б) обрисуйте характер нынешней зимы:

    - температуры воздуха,

    - осадки,

    - как часто дули ветры.

    в) В чем основные отличия зимней погоды от осенней?

    Вторая станция «Снег и лед»:

    а) Загадка: «Бел, да не сахар,

    Ног нет, да идет».

    Каким бывает снег зимой?

    (Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под

    действием тепла превращается в воду.)

    б) Назовите, в каких состояниях бывает снег?

    (Поземка - снег лежит на земле, пороша - первый

    выпавший снег, крупка - небольшой снег в виде крупок, изморозь - белый

    пушистый снег, хлопья - сросшиеся слитки, единые кусочки снега.)

    в) Где можно видеть лед зимой? Какой он?

    (Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла

    превращается в воду.)

    Третье препятствие - игра «Фотоглаз»:

    а) Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните:

    Снег Пороша Иней

    Снеговик Крупка Хлопья

    Поземка Снежинка Сугроб

    Снегири Изморозь Снежок

    Какое слово здесь не снежное? Почему?

    б) «Зимний лес»

    1. Как изменились деревья с приходом зимы?

    2. Кто работает в лесу?

    3. Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква,

    земляника, пшеница, посаженная осенью?

    Привал «Птичий»:

    1. Отгадайте загадки: Верещунья белобока,

    А зовут ее ….. (сорока)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет

    Крохи собирает ….

    (воробей)

    2. Найди птицу. Работа с набором открыток.

    Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось

    разгадать ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева.

    - - - -

    - - - сна (Весна)

    - - - -

    Сорока-Белобока и Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие

    своей благодарностью.

    Второй вариант урока, который мы разработали и провели, направлен на

    развитие восприятия у детей.

    II тема: «Весна в жизни растений и животных».

    Цель: Наблюдения за животными или растениями. Наблюдение за погодой и

    временем года. Научить ребенка видеть разные стороны животных и растений:

    познавательные и эстетические, нравственные. Эстетическое восприятие

    направлено на поэтические сравнения, цветовые сочетания, причудливые формы,

    контрастные размеры, красоту общего вида и деталей, чувства, которые они

    вызывают, разнообразие движений и поз у животных, их чувства. Нравственное

    восприятие предполагает сочувствие, стремление защитить, помочь, видеть

    отношения между животными. Познавательное восприятие направлено на

    выделение формы с структурой предмета, его частей, их особенностей (формы,

    цвета, качества, поверхности, размера, расположение, пропорции,

    температуры, цвета), образ жизни, повадки, местность произрастания растений

    и обитания животных.

    При наблюдении за погодой в разное время года надо уделять внимание

    небу, осадкам, изменению окраски окружающей местности, изменению настроения

    у людей, их деятельности, изменению в растительном и животном мире. Здесь

    важно показать взаимосвязь всех изменений, чтобы сформировать целостный

    образ явления. Для этого можно использовать поэтические сравнения, стихи,

    иллюстрации, дать возможность физически ощутить эти изменения и природные

    воздействия, показать способы их изображения в рисунках, подбирать цвета,

    характерные для природных изменений.

    Главная задача - закрепить за каждым новым понятием (словом,

    названием) зрительные образы, весь комплекс других ощущений (запаха,

    звуков, температуры и др.), а также настроений и активной деятельности,

    эстетическое восприятие и знания об особенностях этих явлений.

    1. Расскажи об этих животных.

    (Даны рисунки - волка, лисы, зайца)

    Как называются эти животные? Где они живут? Опиши их внешний вид.

    Какие они по характеру и повадкам? Что ты еще знаешь? По ходу беседы с

    ребенком добавляем ему новую информацию, помогая последовательно и

    подроьно отвечать на наши вопросы. Дополнительно читаем рассказы об

    этих животных, знакомим ребенка с неизвестными ему животными. При

    описании сравниваем их с другими животными.

    2. Угадай, о каком животном здесь говорится:

    - рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе;

    - длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках;

    - долбит дерево длинным носом, в красной шапочке;

    - у него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко, и

    есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный;

    - зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и

    острые зубы.

    Потом ребенок сам загадывает другим ребятам такие же загадки про

    других животных.

    3. Угадай, о каком цветочке здесь говорится:

    У него чудесный Желтый сарафанчик

    Золотистый цвет. Я сменю потом

    Он большого солнца На легкий и воздушный,

    Маленький портрет. Ветерку послушный.

    Белые платьица, Голубое платьице

    Желтые брошки, На тоненькой былинке,

    Ни пятнышка нет Качается и гнется

    На красивой одежке. У солнечной тропинки.

    4. Угадай, о каком времени года здесь говорится:

    Вышел на просторы Падают снежинки

    Погулять мороз. Тихо с высоты.

    Белые узоры В белые метели

    В косах у берез. Утром до зари

    Снежные тропинки, В рощу прилетели

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.