МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игровые методы обучения

    Игровые методы обучения

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

    СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 27

    ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

    ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ)

    Автор: Церенова О.А., учитель

    I квалификационной категории

    г. Новосибирск 1998г.

    План:

    Актуальность темы.

    I. Основы технологии игровых форм обучения.

    1. Общие положения понятия игры.

    2. Классификация игр.

    3. Познавательная функция игры.

    4. Концептуальные положения игры.

    5. Цели и задачи игры.

    6. Особенности отбора содержания учебного материала.

    7. Средства обучения.

    8. Способы мотивации.

    9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.

    10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.

    11. Организационные формы.

    II. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.

    Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.

    Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не

    только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к

    которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы

    использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации

    образования существующая теория и технология массового обучения должна быть

    направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в

    непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную

    стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него

    ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

    В школе особое место занимают такие формы занятий, которые

    обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет

    знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного

    труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм

    обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает

    определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на

    практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра

    имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у

    взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется

    беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий

    отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

    Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения

    знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели

    – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность

    оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и

    преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы

    учения.

    Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского,

    приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я

    открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины,

    никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой

    стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных

    средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в

    технологии играет общественно-государственный заказ. Воспользуемся схемой

    В.П. Беспалько.

    ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

    |2. Цели обучения и воспитания |4. Дидактические процессы |

    |I. Учащиеся |5. Учителя или ТСО |

    |Содержание обучения и воспитания |6. Организационные формы |

    |Дидактическая задача |Технология обучения |

    Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения

    нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,

    своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы

    собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие

    результаты.

    Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений

    А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой

    деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.

    Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в

    целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и

    самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в.

    предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры

    изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними

    факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для

    детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся

    хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями

    поведения людей, его окружающих.

    Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им

    доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению

    многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма

    освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

    Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна

    по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение

    мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин

    трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну

    из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком

    мира взрослых.

    Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как

    усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал

    Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества,

    как нет и последующей социализации».

    Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике

    и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно

    правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а

    повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

    Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы

    ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих

    играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли

    в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев

    доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным

    ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок

    обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их

    социального творчества, полигон его общественного и творческого

    самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому

    ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей,

    в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт,

    культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,

    доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры,

    ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует

    такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных

    способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка.

    Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

    Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего

    обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но

    практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно,

    что в общественной практике последних лет в науке понятие игры

    осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра

    принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры

    начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение

    игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся

    истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть

    мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологи города.

    Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных

    школ можно выделить ряд общих положений:

    1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей

    разных возрастов.

    2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой

    осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для

    личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

    3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная

    школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших

    школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления

    учащихся.

    4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и

    развиваются потому, что играют.

    5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,

    разум и творчество.

    6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы

    межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

    Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных

    действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой

    деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование

    психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения

    произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть

    единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует

    способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность

    школьников.

    Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических,

    познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

    Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен

    по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

    Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную

    активность ребенка.

    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

    Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир

    животных, мир людей и т.п.

    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма

    интеллектуальной деятельности.

    Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и

    т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной

    работы познавательного характера.

    Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто

    развлекательный прием или способ организации познавательного материала.

    Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит

    то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни

    сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение,

    угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения

    представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки

    или здравого смысла системами не являются».

    Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических,

    краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам,

    документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где

    все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога,

    экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с

    мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих

    письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом.

    Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая

    своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической

    деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем

    действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате

    игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения,

    создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних

    действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой

    деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги,

    карты, справочники и т.д.

    В современной психологии разработано такое понимание сущности

    личности, согласно которому личностью является человек, обладающим

    определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания

    нового является воображение.

    Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и

    художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно

    оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что

    отображено в этих книгах и рассказах.

    Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает

    самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных

    продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от

    того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое

    воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над

    пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития

    личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые

    игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они

    являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной

    фантазией.

    III группа игр, которая используется как средство развития

    познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и

    называемые дидактическими.

    Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать,

    распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее

    составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая

    цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится

    непреднамеренно, непроизвольно, играя.

    IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.

    Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх

    учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу,

    подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и

    чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая

    активность вызывает активность познавательную.

    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,

    воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем

    сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,

    тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,

    побуждают их познавательную активность.

    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности,

    имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной

    деятельности учащихся.

    Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е.

    так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями.

    Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и

    принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический

    опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить

    «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать

    это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического

    характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы

    и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету,

    позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает

    познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по

    тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в

    разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

    Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от

    систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности

    программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например,

    в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать

    основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит,

    необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные,

    характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на

    обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные

    явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

    Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии

    вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать

    скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление

    познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство

    учения – потребность учиться, знать».[1]

    Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]

    Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование

    творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание

    уникальности своего интеллекта, самого себя.

    Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на

    сугубо личное социально важное развитие.

    Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.