МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

    Рисунок 5

    Таким образом, в контрольной группе 7 человек проявили высокий

    уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, а в

    экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в

    экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.

    На третьем этапе констатирующего эксперимента мы применяли

    методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по

    оцениванию элементов фантазии младших школьников.

    Оценивание скорости процессов воображения

    Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то

    экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость

    воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал

    рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как

    минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

    Оценивание необычности, оригинальности образов

    0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;

    1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;

    2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

    Оценивание богатства фантазии

    При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется

    общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий,

    различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе

    учащегося.

    2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

    1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;

    0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.

    Оценивание глубины и проработанности образов

    Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в

    рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу

    (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль

    или занимающему центральное место в рассказе.

    0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной

    проработки его аспектов;

    1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация

    умеренная;

    2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

    Оценивание впечатлительности и эмоциональности

    Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в

    рассказе интерес и эмоции у слушателя.

    0 баллов – образы малоинтересны, банальны.

    1 балл – образы вызывают незначительный интерес.

    2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление,

    восхищение, страх).

    Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить

    за свое воображение до 10, минимальное – 0.

    Данные исследования представлены в таблице 3.

    Таблица 3 - Оценка элементов фантазии младших школьников

    |Классы | Общее | Уровень развития фантазии |

    | |количество | |

    | |учащихся | |

    | | |Очень |Высокий|Средний |Низкий |Очень |

    | | |высокий | | | |низкий |

    |1 «а» класс | | | | | | |

    |(контрольная |20 |2 |4 |8 |3 |3 |

    |группа) | | | | | | |

    |1 «б» класс | | | | | | |

    |(экспериментальная|20 |1 |3 |7 |5 |4 |

    |группа) | | | | | | |

    Рисунок 6

    Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной

    фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

    Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя

    приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической

    игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой

    активности.

    К первой группе приемов относились творческие задания,

    помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).

    Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж

    сказки.

    Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или

    антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию

    ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать

    разницу в оттенках слов.

    Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким

    приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель,

    придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

    Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались

    две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом

    (Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть

    придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра

    драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками,

    потом происходила смена участников игры.

    Опыт показал, что использование данного приема заметно

    стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

    На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги

    проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры.

    Результаты исследования отражены в сводной таблице.

    Таблица 4 -Уровень развития творческого начала младших школьников

    средствами игры

    (по итогам контрольного эксперимента)

    | | Общее | Показатели элементов творчества |

    |Классы |количество | |

    | |учащихся | |

    | | | Методика 1 |Методика 2 | Методика 3 |

    | | | В. | Н. | В. | Н. | В. | Н. |

    |1 «а» класс | | | | | | | |

    |(контрольная группа) |20 |8 |4 |7 |8 |6 |6 |

    |! «б» класс | | | | | | | |

    |(экспериментальная |20 |12 |3 |14 |2 |11 |1 |

    |группа) | | | | | | | |

    Рисунок 7

    Таким образом, в результате проведенных исследований нами были

    зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в

    экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с

    высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это

    составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

    Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что

    развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет

    эффективно при условии систематического использования игровых методов и

    приемов в образовательном процессе.

    Заключение

    В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности

    ребенка

    узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра,

    как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития

    детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность

    ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра

    подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской

    фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и

    саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для

    становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая

    форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой

    социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

    Мы попытались подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: развитие

    творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при

    условии:

    - систематического использования игровых методов и приемов в

    образовательном процессе;

    - учета возрастных и психологических особенностей детей младшего

    школьного возраста;

    - создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления

    гармонично-развитой подрастающей личности.

    Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает

    личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в

    целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а

    особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод

    стимулирования их активности.

    Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для

    научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как

    проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей,

    требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это

    большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость,

    дающая сознание полезности нашего существования на земле.

    Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и

    разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость

    гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой

    формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,

    связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной

    активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.

    п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных

    развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-

    мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания,

    воображения и ряда других важных психических функций, является в этой

    связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

    Список литературы

    1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,

    В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

    2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,

    1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).

    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

    4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.

    5. Воспитание младшнго школьника: Пособие для студентов средних и высших

    учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост.

    Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.

    6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:

    Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

    7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:

    Союз, 1997.

    8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-

    828с.

    9. Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М.,

    “Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.

    10. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших

    школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. –

    Краснодар, 2001. –23с.

    11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование,

    1996.

    12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

    13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.

    14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. –

    М.:

    Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей).

    15. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред.

    В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.

    16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

    17. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском

    возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.

    18. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы

    психологии. – 1993. - №2.

    19. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

    20. Кино и дети. – М., 1971. –178с.

    21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

    школе. – М., 1991.

    22. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет.

    сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.:

    ил.

    23. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,

    М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

    24. Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969. 19с.

    25. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга

    для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

    26. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф.

    Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.

    27. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по

    практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.

    28. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у

    старших дошкольников с задержкой психологического развития в

    театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.

    29. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые

    записки Пермского педагогического института. – Пермь, 1970.-т.77, 238с.

    30. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред.

    В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.

    31. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.

    Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип

    психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

    32. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под.

    ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

    33. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,

    Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.

    34. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.

    35. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов

    педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –

    М.: Владос, 1999. – 576с.

    36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к

    практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая

    школа, 1996.

    37. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,

    Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и

    педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.:

    Педагогика, 1983.-148с.

    38. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М.,

    1993. – 336с.

    39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.

    40. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности //

    Педагогика. – 1998. - №3.

    41. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,

    1968.-174с.

    42. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное

    пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    43. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного

    возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.

    44. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –

    144с.: ил. – (Библиотека для родителей).

    45. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.

    46. Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для

    учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.

    47. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.:

    Просвещение, 1990. – 160с.: ил.

    48. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для

    родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    49. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.

    50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. –

    381с.

    51. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В

    кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.

    52. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в

    зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.

    53. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии:

    Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей,

    воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.:

    Просвещение: Владос, 1995.

    54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М.,

    1985. – 69с.

    55. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 1955. – 126-139с.

    56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

    57. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО

    “Модек”, 1995. – 416с.

    58. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию

    творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая

    гвардия, 1997.

    59. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала

    у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.

    60. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //

    Вопросы психологии. – 1996. - №3.

    Игра «Вороны».

    Приложение В

    Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение

    двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо;

    способствовать формированию правильного произношения звука – «р».

    Игровые правила. Все движения выполняются только в соответствии

    со стихотворением, слова:

    «Кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда

    засыпают – тихо.

    Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем

    засыпающих птиц; звукоподражание.

    Ход игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в

    классе. Они выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на

    распев учитель. Слова «кар-кар-кар» произносят все ученики.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.