МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

    Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что

    в психологии

    ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на

    игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую

    деятельность в младший школьный период.

    А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые,

    прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив,

    являющийся основой возникновения стимула к учебе.

    Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии

    ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не

    исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В

    школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении

    действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении

    и труде…”[2].

    Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной

    степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря

    воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского

    творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая

    активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию

    с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный

    для детей из их прежнего опыта.

    . Ш.А.Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих

    функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом

    возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности,

    управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его

    отношение к действительности, к людям”[12].

    Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать

    творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это

    так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности

    взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но

    он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития

    ребенка.

    Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление

    замысла, что означает переход к творческой деятельности [3]. В раннем

    детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся

    способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это

    проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление

    замысла связано с развитием творческого воображения.

    Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не

    копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои

    представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои

    мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он

    играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по

    ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль,

    углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

    О творческом характере детской игры говорят многие деятели

    искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру

    которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал:

    “Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок,

    однако никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле,

    ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на

    который он карабкается как на гору, - гора. В своей игре он похож на актера

    (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть

    названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией”

    [6].

    Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно

    развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

    Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном

    обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры

    зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре

    постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году

    жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель

    временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно

    выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 5-7 лет

    возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда

    взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И

    замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время

    завладевают воображением.

    Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более

    высоком этапе развития игрового творчества. Развитие игрового творчества

    сказывается и в

    том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

    Особый характер имеет замысел в играх – драматизациях, которые

    помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его

    художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и

    движений. У детей 6-7 лет игры – драматизации часто становятся спектаклем,

    который показывается для зрителей. В этих играх можно видеть, как указывал

    Б.М.Теплов “переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в

    зачаточной форме” [21,с.74].

    Именно на этом этапе есть возможность развивать игровое

    творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит

    от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Педагог может

    заменить индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в игре. При этом

    наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового

    творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от

    взаимоотношений с товарищами.

    1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной и

    игровой деятельности

    Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется

    определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под

    ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят

    качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных

    психических процессов и свойств личности, появляются психические

    новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

    Так, в период младенчества (до 1 года ), ведущим видом

    деятельности является непосредственно – эмоциональное общение, в раннем

    детстве ( от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном –

    игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подрастковом – общение со

    сверстниками.

    Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том,

    что дети отражеют в ней различные стороны жизни, особенности

    взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей

    действительности.

    Психологические свойства, которые выступают у ребенкав

    последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре

    года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу

    подрасткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

    Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в

    познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление

    знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс

    прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей

    обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам

    деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения

    ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения

    отдельных школьных предметов, в специальных видах

    трудовой деятельности и в общении.

    Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного

    возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между

    детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из

    оснований для принятия психолого-педагогически обоснованных решений

    относительно дифференцированного обучения детей с различными

    способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые

    способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения,

    характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей,

    их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы

    являются полностью сформированными.

    Особое значение для развития в этом возрасте имеет

    стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в

    учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации,

    для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет

    особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых,

    у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая

    личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из

    бегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию

    разнообразных других способностей ребенка.

    В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для

    стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений

    с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям

    которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет

    взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка

    для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах,

    как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление

    получать высокую оценку и ряде других.

    К концу младшего школьного возраста, III-IV классам школы,

    повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и

    здесь открываются дополнительные возможности для активного использования

    этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для

    стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в

    присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со

    сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие

    социальный престиж ребенка.

    Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к

    саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего

    школьного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или

    сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности

    детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом

    возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими

    играми.

    Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего,

    стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания,

    окружающего мира – ощущений и восприятий.

    Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую

    жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие

    восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя,

    который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и

    рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять

    существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что

    следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично

    анализировать воспринимаемые объекты.

    В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом

    организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

    Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок

    уменьшается.

    В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то,

    что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение

    приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в

    любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную

    сумму знаний,

    а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых

    различных вопросов.

    Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает

    мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к

    качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в

    произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на

    процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка –

    это как бы “недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом

    больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не

    вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от

    мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на

    знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень

    рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача.

    Задача эта может возникнуть стихийно / придумать интересную игру /, а может

    быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

    Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум

    3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и

    эвристичес-кое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия в

    младшем и раннем возрасте. В процессе развития наглядно-действенного

    мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто

    его внешнии свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи.

    Это способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно

    необходимой для решения любых, самых сложных задач.

    Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания

    последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы

    смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и

    связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними,

    взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий. Сначало

    дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с

    языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение

    ипланирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного

    мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.

    Преломляясь с возрастом, меняясь по значимости эти виды

    развития мышления продолжают все же развиваться и в период обучения в

    начальной школе. Более того, изучение познавательной деятельности детей

    показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск

    исследовательской активности.

    “ Исследовательская активность детей на этапе причинного

    мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности

    мыслительной деятельности и ростом критичности мышления”[15,с.18].

    Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим

    мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-

    следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций

    выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными

    предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления

    проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с

    точки зрения законов и правил природы и общества.

    Поскольку по мере взросления дети сталкиваются с большим

    количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события, то в

    этих случаях причинное мышление окажется недостаточным. Возникает

    необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества

    вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход

    событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые

    позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным,

    избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного

    поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют

    эвристическим [15]. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам. Таким

    образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка

    творческого подхода к любой поставленной задаче, мы можем дать ему

    возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

    Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего

    школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение

    любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения,

    без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем

    говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. В процессе

    развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется

    воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или

    создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.

    д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с

    преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в

    новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

    Весьма распространенно мнение о том, что воображение ребенка

    богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще

    живет наполовину в мире своих фантазий [7]. Однако уже в 30-е годы А. В.

    Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере

    приобретения им определенного опыта [2]. Поэтому вряд ли справедливо

    говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого.

    Просто иногда, не имея достаточно опыта, ребенок по-своему объясняет то, с

    чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым

    неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную

    задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и

    отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно.

    Только очень немногие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот

    почему воображение ребенка необходимо развивать, и наиболее чувствительный,

    «сенситивный», возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский,

    - это дошкольное детство.

    Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются

    качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа

    отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой

    деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную

    роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между

    свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.