ГОСы по педагогике (шпаргалка)
следует изменить, есть ли первичное закрепление, как осущ. проверка кач-ва
обуч-я, есть ли дифф. Подход к уч-ся.
3. Осущ. развития уч-ся.: были ли осн. мыслит операции, развитие познават.
самост. уч-ся, осущ. ли межпредмет.связи, средства развития творческ.
мышления, эстетич. развития.
4. Воспитание в проц. урока:
5. Соблюдение осн. принципов дидактики.
6. Выбор методов обуч.
7..Работа учителя на уроке
8. Работа учащихся
9.Гигиенич. условия труда.
10. Некоторые спец. задачи.
23. Подготовка учителя к уроку.
1. Изучение программы – сост. годового планирования.
2. Изучение определ. темы (ЗУ, кот. должны быть сформированы у уч-ся) –
тематич. планирование.
3. Подготовка к отдельному уроку: а)отбор содержания, знакомство с
учебником
б)методика урока: тема, цель, задачи, тип, продумывание структурных
элементов, методы, определение части материала для самост. изучения.,
закрепление матер, д/з
Индивидуализация обуч-я (как цель)- учет индив. особ-стей каж. уч-ка в
процессе обуч.
Дефф-ия (как ср-во) – такая форма уч. пр-са при кот учитыв. индив. особен.
уч. Цели И.: 1. усоверш-ть ЗУН, повышать уровень Зн.; 2. форм-ние и разв.
логич. мышл.; 3. созд. предпосылок для разв. интересов; 4. восп-е
неповторимой личности.
24. Формы обучения.
Это организация уч.-познават. деят-ти учащихся , соответ. разным усл. ее
проведения и используемая У в проц. обуч.
Формы: 1.урок, 2. экскурсия, 3.внеурочная работа, 4. внекласная работа, 5.
факультативы, 6. домашняя работа, 7.общественно-полез. работа.
Урок
Структура: орг. момент, актуализация или проверка знаний, нов. материал,
закрепление, д/з, итог.
Типы урока (в основу положены дидакт. задачи): вводный, изучения нового
материала, формирования умений, учетно-проверочный, обобщающий,
комбинированный.
Виды связ. с источником знаний, завис. от познават. деят-ти уч-ся, деят-ти
У: объяснительно-иллюстративный, проблемный, лабораторный урок.
Экскурсия.- ф-ма организации уч.-воспит. проц. с классом или группой,
позволяющая с познавательной целью проводить наблюдение и изучение
предметов и явлений в ест. усл., на выставках, по выбору У или по темам.,
связ. с программой.
Признаки: 1. изуч. объекта должно проводится непосредственно на природе, в
музее.
2. Познават деят-ть уч-ся направлена на изучение конкретных объектов в ест.
усл.
3.Преоблад. роль играет наблюдение, самост. работа
4.учеб. проц. должен протекать вне класса.
Методы, снаряжение.
В классе У делает вступительный инструктаж, распределяет задания, делит у
на группы.
Этапы: 1. выбор темы, 2.определение целей и задач, 3.изучение маршрута,
4.подбор объектов, 5.приготовление снаряжения, 6.изучение лит-ры,
7.составление конспекта, 8.подготовка заданий и карточек, 9.выбор и
разработка методики
Структура: 1.вводная беседа, 2.организация уч-ся, 3.изучение намеченных
объектов, 4.сбор материала, 5.закрепление, 6.оформление результатов.
Требования: 1.должна им. не только образоват., но и воспитат. значение,
2.элементы занимательности, 3.не должна быть похожей на лекцию, 4.кол-во
экземпляров должно быть ограничено, 5.все виды работ записываются на месте,
6.собранный материал используется, 7.техника безопасности.
Классификация:
По месту проведения: 1. в природу, 2. в музеи, 3. на производство
По целям: учебные, производственные, краеведческие.
По времени проведения: вводные, текущие, заключительные
Внеурочная работа – ф-ма организации уч-ся для выполнения после уроков
обязат., связ. с изучением курса практич. работ по индивидуальн. или груп.
заданиям У.
Внеклассные занятия – ф-ма различ. организации добровольной работы уч-ся
вне урока под руководством У для возбуждения и проявления их познават.
интересов и творч. самодеятельности в расшир. И дополнение шк. прогр.
26. Сущность проц. воспитания.
Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога,
содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и
привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу
личности)
Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий,
оказание пед. поддержки во всестоон. развитии
Принципы:. (целенаправленность, (связь с жизнью, (доступность, (учет
индивид- ти и возраста, (последовательность, ( опора на положительное,
(гуманизация.
Особенности воспитательного процесса:
1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) – сотрудничество,
взаимодействие.
2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)
3. Длительность.
4. Непрерывность
5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов)
6. Двусторонность.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная, самостоятельная
деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и
совершенствованию личности.
Процесс воспитания (психологическое) – процесс интериоризации т.е. перевод
ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее
состояние личности, которое проявляется в убеждениях).
Воспитание – формирование отношений и качеств личности.
Отношения – переживание и выражение определённых связей, которые
устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными
сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний
и убеждений.
Качества личности – закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые
определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся
обстоятельствах.
Система формирования личностных качеств:
1. Формирование потребности и выработка определенного качества.
2.Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности
данного качества.
3. Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.
4. Развитие способности к проявлению волевых усилий.
Содержание воспит-я – сис-ма знаний, убеждений, навыков, кач-в и черт
личности, устойчивых привычек поведения, кот-ми должен овладеть учащийся в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие
патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-
ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6)
форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8)
развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.
27. Научное мировоззрение.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности явл.
формирование мировоз-я школьников. Мировоз-е представляет собой целостную
сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич. взглядов
иубеждений человека, кот. отражает в его сознании целостную картину мира и
определ. направленность его деят-ти.
Структура: знания, взгляды, убеждения.
Соединяя в себе сложную совокупность целостных отношений чел. к окруж.
действительности, науч. мировоз-е интегрирует все св-ва и кач-ва личности,
объединяя их в единое целое, определяет соц. ориентацию, личностную
позицию, тип гражд. поведения и деят-ти.
Формирование мировоз-я зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю,
от акт. прак. деят-ти личности.
Интеллект. компонент мировоз-я предполагает движение от непосредственного,
чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному
мышлению.
Эмоц.-волевой компонент. Для того, чтобы знания переросли вубеждения,
органически вошли в оющ. Сист. взглядов, доминирующих потребностей, они
должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность и решимость
личности достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.
Практически-действенный компонент. Уч.-труд. и обществ. деят-ть вовлекает
уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разносторонней информацией,
опытом общения.
Целостный проц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря
преемственности в обучении, межпредмет. связям.
Соц. и проф. позиция педагога явл. важнейшим единством формирования науч.
мировоз-я.
28.Умственное воспитание.
УВ – процесс направленный на развитие интеллектуальной культуры личности,
познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения. Задачи УВ:
1)развитие качеств ума (быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость,
широта, креативность), 2)разв. мысл.опер.(анализ, синтез, сравнение,
обобщение), 3)планиров. деят., 4)ставить цели и работа с источ-ми. Умения,
кот. нужно сформ-ть: читать, писать, считать, излаг.мысли, самостоят. раб-
ть.
Две точки зрения на природу умственного развития:
1) интеллект, умственные способности даны от рождения..
2)умственные силы развиваются под влиянием внешней среды. Для их развития
требуется специальная деятельность — обучение. Умствен. восп. д.б.
направлено на «зону ближайшего разв-я»
Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук,
владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие
научного мировоззрения.
29. Нравственное воспитание
Нр.в. – фор-е нравст.-но цельной лич. (нравств. нормы, убеждения,
отношения, чувства, попедение)
Содерж. НВ: 1)моральное восп. (форм. нравст. созн, воли, чувств)
2)этич.восп. (правила хорошего тона, к-ра повед.) 3)патриот.восп. (любовь,,
ответст. за родину) 4)национальное восп. (чувство нац дост-ва, горд-ти)
5)полит (уважение к закону, демократии) 6)эколог. (защита окр. среды)
Уровни сформированности:
1.доморальный – выполнение норм из страха наказания.
2. конвенциальный - …не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят
быть приняты в референтной группе.
3. автономный - ..из-за осмысления их, принятия.
Межнациональные нормы.
Показатели: 1.сформир. нравств. знания, выраж через чел. ценности
2.нравств. отношения и чувства.
30. Гражданское воспитание.
Политическое сознание включает:
1. полит. сознательность (насколько чел. овладел мировоз-ми полит.
установками, проявл. стойкость в их проведении в жизнь)
2. полит. мышление (способность глубко осмысливатьполит. события, давать им
оценку)
Цель: формир. полит культуры – полит. сознательности, мышления, чувств.
Показатели полит. культуры: полит. грамотность и акт-ть в полит.
самообразовании, умение вести дисскусию, оцен. обществ. явления с общечел.
и клас. позиций, отстаивать и пропагандировать свои полит. взгляды.
Ф-ии: 1.соц. (стабилизация внутр. положения в общ-ве), 2.культурно-просвет.
3.воспит., 4. психологич. (стабилизация дух. начала в личности)
Сист. град. воспит. вклычает: 1.комплекс целей-функций, 2.содержание и ф-мы
гражд. воспит. вшк., общ-ве, СМИ
31. Воспитание патриотизма.
Патриотизм как кач-во личности проявл. в любви к своему отечеству,
преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого ур-ня культуры
межнациональных отношений выступает чувство интернационализма,
предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержат. т. з.
патриотич. воспит. осущ. в проц. включения у в акт. созидательный труд на
благо своей Родины, формир-я бережного отношения к истории отечетва, к его
культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к
установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и
культуры этносов. Важную роль в патриотич воспит. играет организация работы
по изучению гос. символов РФ. Форимир. культуры межнац. общения способ.
изучение ин. яз.
32. Психология старшего школьника.
В возрастной психологии юность определяется как стадия развития,
начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением
взрослости. Быстро развиваются специальные способности. Резко
активизируется ценностно-ориентационная деятельность. Самосознание -
сложная психологическая структура, включает в себя:1. сознание собственного
«я» как активного, деятельного начала. 2. сознание собственной
тождественности. 3. осознание своих психических свойств и качеств, 4.
определенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и
взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность,
формирование мировоззрения, выбор профессии.
33. Правовое воспитание.
Ф-ии: 1. Воспит. (идеалом поведения чел в правовом демократ общ-ве явл акт
и сознат исполнение им норм нравственности и права)
2. Защит, охранит ф-ия права, оберегает закон, права граждан от нарушений
Сист прав воспит включ: 1. прав грамотность (общ знакомство с правовыми
основами гос-ва, видами права и нормами, регул отношения людей на осн
закона
2. прав сознательность (поняти сущности и обществ значения прав норм)
3. нравств-прав и полит чувства (уважение к закону)
4. прав мышление (умение оценивать поступки, поведение людей с т.з. прав
норм
5.прав культура (знание и умение использ прав нормы
Цель: ввести шк в сложные прав обществ отношения, с пом права решить ряд
воспит задач.
Критерии: знание прав минимума, отсут правонарушений, здоровый нравств
климат в колл-ве
34. Проф. ориентация.
Труд. воспит-ие- вовлечение уч-ся в организованную труд. деят.
Проф ориентация – сист мер, направл на оказание помощи уч-ся в проф
самоопределении.
Сист проф ориентации: 1.Проф просвещение, 2.Профдиагностика, 3.Проф
консультирование, 4.Проф отбор направлен напредоставление личности свободы
выбора в мире проф-ий, 5.Проф адаптация – проц вхождение в проф деят-ть.
35. Эстетическое воспитание.
ЭВ — процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и
понимания прекрасного в искусстве и жизни.
Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в
себя такие компоненты: 1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве
и жизни прекрасное) 2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния)
3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным) 4)Эстетические
вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.) 5)Эстетические
идеалы (представления о совершенной красоте)
Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов, чувств,
потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений,
творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с
нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости
и пр.
ЭВ реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного
искусства, в работе кружков, студий, группах художественной
самодеятельности, театрах.
Показателями Эст. восп-ти явл. наличие этих 5 комп.
36. Физическое воспитание.
ФВ- процесс организации оздоровительной деятельности, выработка
гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Задачи и содержание ФВ в школе: 1.развитие основных двигательных умений и
навыков; 2.обеспечение правильного физического развития, 3.укрепление
здоровья, закаливание; 4. пропаганда здорового образа жизни 5.формирование
знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
Основными методами ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение,
инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности,
личные качества, способствующие их правильному физическому и общему
развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и
контроль за выполнением режима и норм развития школьника.
Система ФВ в школе: физические упражнения, игры, спортландии, соревн. на
уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций,
посещ. оздор. центров
Критерии: соответ возраст возможностям показатели физ развития.
Показатели: систематич зарядка, личн гигиена, четк орг-ия труда и отдха,
полезн для тела и духа проведение свободного времени.
37. Методы и средства воспитания.
Методы воспитания – способы проф взаимодействия воспитателя и воспитанника,
направленные на решение образоват-воспит задач.
Приёмы воспитания – элементы методов воспитания (пример: беседа – метод,
реплики, мимика – приём).
Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокуп
произведений материальной и духовной культуры, привлек для пед работы.
Классификация методов:
IV. Классификация Г. И. Щукина.
А) Методы формирования сознания личности.
Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.
В) Методы стимулирования деятельности и поведения.
Г) Методы контроля, самоконтроля.
(А) Методы формирования сознания личности (их цель – формирование
убеждения): Рассказ. Объяснение. Беседа
Лекция. Дискуссия, Диспут. Пример
(Б) Методы организации деятельности и формирования поведения: Упражнение.
Приучение. Создание воспитательных ситуаций. Требования. Инструктаж.
Демонстрация.
(В)Методы стимулирования деятельности и поведения: Наказание. Поощрение.
Соревнование. Познавательная игра.
(Г) Методы контроля, самоконтроля: пед наблюдение, беседа, психолог
опросники.
38. Пример как метод воспитания.
Формир сознание шк постоянно ищет опору в конкретных образах. Этому поиску
содействует явл подражательности, кот служит псих основой примера.
Подражание – это не слепое копирование, оно формирует у детей децствия
нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные.
Путем подражаниия у школьника формируются соц-нравств цели личностного
поведения. Младший шк обычно выбирает себе в подражание готовые образцы,
воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков
сопровождается молее или менее самосоят суждениями, носит избирательных х-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|