МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическая тропа

    сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и

    охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность

    применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная

    исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и

    эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство

    личности -— убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только

    на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе

    общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения,

    разумного, сознательного отношения к природе

    А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и

    пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и

    формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и

    умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников.

    Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и

    бережному отношению к общему достоянию.

    Типы учебных троп.

    Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по

    длине маршрута или его продолжительности.

    Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми

    и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по

    сложности предлагаемой информации.

    Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов.

    Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии

    соответствующих природных условий создаются тропы также для водных

    туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.

    Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их

    назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и

    учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику.

    Прогулочно-познавательные тропы природы, или тропы «выходного дня», имеют

    протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно

    вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под

    руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным

    шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и

    культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы

    взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на

    природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий .

    значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума;

    подмосковные леса прошлого, их оборонная и строительная роль, превращение

    коренных лесов в производные.

    Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние

    тропы. Зимний отдых в настоящее время получил большое развитие. Его

    основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Несмотря на

    сезонный характер, они приобретают значение своеобразного экологического

    фактора, вызывая эрозию почв на лыжных трассах, нарушая растительность

    и т. Д.

    Зимняя учебная тропа также способствует осуществлению природоохранных,

    рекреационных, информативно-познавательных и воспитательных задач. В

    отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При

    выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие

    различных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время.

    Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней

    тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов

    осмотра: на лыжах скорость передвижения больше, да и рассказ экскурсовода

    короче зимой — ведь недолго и замерзнуть.

    Познавательно-туристические тропы. Их протяженность колеблется от

    нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще

    прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также

    вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди

    этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженностью 20—30

    км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой

    туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движения может

    быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным.

    Тропы, предназначенные для организованного прохождения под руководством

    проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких

    дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая

    тайга и т.п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно

    короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для

    посетителей.

    Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов

    более характерны тропы, пред-1 назначенные для самостоятельного

    прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены

    не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим

    количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1

    зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный

    инструктаж, который даст необходимые простейшие навыки борьбы с

    нарушителями требований охраны природы на тропе.

    Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь

    комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории

    и культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека

    в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически

    грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно

    использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

    Прогулочно-познавательные и познавательно-туристические тропы по основной

    научно-информационной ценности могут быть ботаническими, зоологическими,

    геологическими.

    Учебные экологические тропы. Это наиболее специализированные для целей

    обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из

    расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в

    первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений:

    школ, ПТУ, техникумов и вузов. Доступны они и для посещения отдыхающими.

    Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога

    или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу,

    ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы подобного

    типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие

    маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций:

    в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

    Основные посетители тропы — организованные учебные группы от младших

    школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе

    колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды экологических

    знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа

    родителей или отдыхающих в зоне тропы.

    Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее

    сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или

    в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут

    получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для

    наблюдения при кратковременном маршруте.

    По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним

    направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с

    культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его

    результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером

    может служить тропа «Пущинская» в Московской области.

    От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают

    оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-

    указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы

    предназначены в основном для самостоятельного прохождения, но не

    исключается и проведение групповой экскурсии. Пример — тропа в Измайловском

    парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы — школьников проводятся

    экскурсии.

    По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные

    экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в

    этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

    Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально

    «дикой» и минимально оборудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша

    тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу,

    лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить

    маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле

    заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно

    подготовишись по той или иной теме.

    Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только

    соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места,

    но и могут находиться в пределах одной территории.

    Организация тропы.

    Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования

    учебных экологических троп. Если познавательные тропы природы вблизи или на

    территории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего

    профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами

    общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что

    инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые,

    педагоги, журналисты, общественные деятели, лидеры студенческих

    коллективов. С помощью местной системы информации формируется

    общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по

    организации учебной тропы. В нее желательно привлекать учителей разных

    предметов, старшеклассников, студентов.

    Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие

    официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В

    итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на

    экологическую тропу.

    Паспорт на учебную экологическую тропу.

    Местонахождение

    Проезд далее пешком

    Землепользователь

    Постановление органов власти о создании тропы

    Значение тропы

    Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние

    между ними)

    Режим использования

    Необходимые мероприятия

    Ответственный за охрану тропы

    Шефствующие учреждения Тропа создана

    Приложения: а) карта-схема маршрута

    б) описание экскурсионных объектов

    Организация экологической тропы:

    Требования к выбору маршрута.

    Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора трассы и организации тропы,

    дадим краткую характеристику трех главных требований, которым она должна

    удовлетворять

    1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов:

    красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

    Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это достигается не только

    проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности:

    причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления,

    элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-

    переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.

    Тропа не должна быть монотонной. В процессе благоустройства территории

    необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что

    разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей.

    Все три указанных компонента, из которых складывается привлекательность

    троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных

    точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвышении, с которых

    наилучшим образом открывается панорама местности. При выборе таких точек

    наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана

    внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и

    органолептических качеств окружающих растительных сообществ, а также

    акустическим явлениям. Например, если на пути грот, то привлекательным

    моментом будет здесь не только уникальность самого объекта, его формы, но

    также и своеобразное эхо — отражение от стенок грота звука голосов,

    проезжающей машины, пролетающего самолета.

    Критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников

    архитектуры и этнографии, исторические места. Сюда входят и объекты,

    соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья,

    эрратические валуны, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники,

    считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны

    определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их

    естественном состоянии.

    Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя

    забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут

    слеует планировать таким образом, чтобы он по воз-можности обходил

    стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную

    книгу или охраняемых специальными постановлениями.

    2. Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при

    проектировании учебной тропы - влияет прежде всего на выбор трассы.

    Необходимо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от

    населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути:

    посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту,

    как он сделает первый шаг по тропе.

    Сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности

    для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число

    холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила

    способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к

    воспитанию.

    Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места остановок, желательно как

    можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т.

    е. существующей системой наиболее привлекательных для туристов объектов, и

    соединять их дорожками не под прямым углом, как это еще, к сожалению,

    практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетителями

    3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные

    потребности людей в области географических, биологических, экологических и

    иных проблем, — непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную

    биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы,

    которые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер

    взаимодействия человека с природой.

    Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех

    людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в

    туристических походах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его

    сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса,

    зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы.

    Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе

    осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода,

    умелой планировки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уникального

    объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы

    показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района.

    С информативностью тропы связано и то обстоятельство, что учебные тропы

    создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов,

    пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где

    их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне

    ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так

    называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким

    образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление о всей

    посещаемой территории.

    'Практически для всех компонентов природы характерно еще одно свойство —

    ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу — открытых

    и закрытых пространств, в погоде — сухих и дождливых дней, в хозяйственной

    освоенности — населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства

    существуют в природе объективно, однако восприятие их может быть

    значительно усилено умелым проложением трассы учебной тропы.

    Оборудование экологической тропы.

    Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления

    крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности

    радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные

    экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

    Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся,

    которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами.

    Лучше, если руководит такой работой учитель географии Желательно, чтобы

    постоянными консультантами этой рабочей группы были учителя биологии,

    истории, труда, художественного воспитания. При необходимости для

    консультации могут привлекаться местные специалисты.

    После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится

    обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом

    экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в

    ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с

    консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с

    конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок,

    экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.