МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическая тропа

    переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения

    па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где

    расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую

    цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые

    обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все

    натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным,

    информационные — черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к

    цифровым обозначениям.

    Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены

    в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют. Вместе с активом учащихся

    учитель-организатор планирует работу по комплектации тропы необходимыми

    объектами Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся

    гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и

    укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.

    Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный

    воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и

    улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута

    тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела

    природоохранительного характера. Для этого можно рекомендовать создание

    микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными

    гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для

    проведения исследовательской работы школьников в рамках изучения

    программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные

    учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках

    используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей

    тропы.

    Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно

    вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном

    ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы

    деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать

    модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным

    явлением разрушения почвы.

    Одной из задач экологического образования является формирование бережного

    отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. На внеклассных

    занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических

    площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются

    лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные

    для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие

    растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ

    экскурсовода или текст буклета.

    Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду.

    Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают,

    что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками

    оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего

    огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно

    всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне

    маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.

    Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного

    слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном,

    образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное

    воздействие ;

    производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом

    кострищ разного возраста. На них видно, как . много требуется лет, чтобы

    на сожженной земле снова зазеленела трава.

    Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной

    последовательности. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно

    изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании такого

    учебного кабинета в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого

    искусственного сооружения. Руководят конкурсом учителя художественного

    воспитания и трудового обучения при консультации учителей биологии и

    географии. В нем участвуют дети среднего и старшего возраста. Специально

    создается жюри для оценки проектов. В его состав входят педагоги, родители,

    шефы, представители общественных организаций, старшеклассники. В

    торжественной обстановке, на общешкольной встрече объявляются лучшие

    проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам школьники на

    уроках труда и внеклассных занятиях делают соответствующие изделия и

    устанавливают их на местности. К изготовлению отдельных крупных объектов

    привлекаются шефы, родители, общественность. Школьники гордятся своим

    участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разрушают плоды своего

    труда и своих товарищей.

    Подготовка экскурсоводов.

    Провести полноценную по информативности экскурсию по природной тропе

    непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма

    динамична и демонстрация некоторых объектов или явлений (следы животных,

    фенофазы растений, атмосферные процессы и др.) требует от экскурсовода

    постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и

    наблюдательности, отличного знания местных условий.

    При этом необходимо помнить, что изучение кем-то ранее составленной

    методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария,

    который воспроизвести в точности практически невозможно.

    Проведение даже коротких экскурсий по тропе дает экскурсантам

    несравненно больше, чем знаком- ство с тем же материалом по книге или

    телефильму, а Однако возможность, не торопясь, вникнуть в жизнь природы,

    разобраться в характере влияния на нее человека появляется только во время

    более или менее продолжительного пребывания на тропе.

    Фактически единственным юридическим лицом, которое во время посещения

    тропы может осуществлять эффективный контроль за соблюдением

    природоохранных требований, является экскурсовод, поэтому он должен иметь

    полномочия общественного инспектора ВООП и уметь ими пользоваться: знать

    основы природоохранного законодательства и владеть навыками оперативной

    работы инспектора ВООП.

    В нашей стране подготовку специалистов такого типа не ведет ни одно из

    учебных заведений, хотя на кафедрах Ташкентского и Ростовского

    университетов есть специализация географов для работы в системе

    туристических учреждений. Таким образом, определенные возможности решения

    кадровой проблемы существуют, важно лишь, чтобы советы по туризму и

    экскурсиям поп явили к ней настоящую деловую заинтересованность

    Но как бы хорошо ни был подготовлен экскурсавод, эффективность его работы

    во многом зависит от правильного формирования группы посетителей троп

    Поэтому в организации путешествия по природной тропе большое значение

    имеет предварительная информация участников о характере препятствий на

    маршруте, его протяженности, необходимом снаряжении, достопримечательностях

    маршрута, особенностях природоохранного режима в его зоне.

    Самый вероятный контингент участников путешествий по природным тропам —

    учащаяся молодежь, поскольку именно эта социальная группа представлена

    наиболее широко среди самодеятельных и неорганизованных туристов. Поэтому

    при планировании обслуживания на природной тропе и рекламировании его

    следует ориентироваться прежде всего на этот возраст. От успешного

    вовлечения этого контининта-учащейся молодежи — в систему планового туризма

    будет во многом зависеть решение ключевых проблем рационального

    использования рекреационных ресурсов

    Небольшая численность группы диктуется также требованиям техники

    безопасности, которые необходимо строго соблюдать не только в горных

    районах (об этом знают — хотя бы теоретически — все туристы и экскурсанты),

    но также и в равнинных. Поэтому всю группу, прибывшую к тропе автобусом или

    поездом, следует делить на подгруппы численностью до 15 человек, в каждой

    из которых работает свой экскурсовод-инструктор

    Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.

    Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей,

    ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации

    их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она

    правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать

    свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

    Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать

    различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков

    творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке

    состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только

    использовать свои знания из разных учебных предметов, но и — самое важное —

    принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах.

    Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь

    интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее

    качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но

    и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки

    экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

    Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она

    живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая

    экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные

    качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

    Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают

    детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему

    достоянию.

    Таким образом, учебная территория в природном окружении служит

    учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.

    Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на

    основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм

    организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации,

    диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и

    исследовательский методы обучения.

    Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива

    учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся

    в процессе создания и использования экологической тропы.

    Опыт создания экологических троп «Измайловская» и «Пущинская»

    показывает, что работу по оборудованию тропы целесообразно проводить в

    такой последовательности.

    Первый этап — подготовительный.

    Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и

    помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами

    члены кружка, .школьного клуба, научного общества или просто учащиеся

    разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка

    общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение

    задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого

    ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя

    группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все

    большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют

    желающих принять участие в общем деле. С помощью учителя-куратора все

    желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и возможностей

    учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.

    После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и

    установить на тропе, в школах, участвующих в создании «учебного кабинета» в

    природе, организуется конкурс на лучший проект каждого сооружения.

    Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое

    воспитывающее значение. Школьники гордятся участием в таком серьезном деле

    и берегут плоды труда своих рук.

    Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной

    экологической тропы в московской школе № 446.

    Первая бригада — поисковая — в составе 5—6 человек любителей и знатоков

    природы. Она занималась исследованием местности, выбранной учителем,

    прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов,

    смотровых точек и мест отдыха. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута

    и составление плана пути, бригада выполняла самостоятельно, но итоги

    обсуждались совместно с учителем, который умело разрешал споры и

    разногласия. Общим голосованием был принят лучший проект тропы, после чего

    бригада вычертила план-схему маршрута.

    Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания

    познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме

    подготавливался и защищался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов

    школьники-экскурсоводы использовали в своем рассказе.

    Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и

    определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и

    обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и

    установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями

    географии, биологии, истории, литературы.

    Вторая бригада — организаторы внутришкольной работы. Эта бригада

    проводила конкурсы на лучший призыв, лозунг, дорожный знак, на лучший

    научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы,

    составленным первой бригадой. Условия конкурсов, разработанные учащимися,

    публиковались в школьной стенной печати и становились программой действий

    для всего детского коллектива школы. Участники конкурсов создавали свои

    проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы,

    в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно

    участвовали в них, консультировали товарищей, выявляли наиболее удачные

    работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.

    Третья бригада — изготовители — делала стенды, дорожные знаки,

    информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами.

    Работа проходилась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку

    досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.

    Четвертая бригада — художники-оформители. Получая доски, стенды, знаки от

    третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты

    карандашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята

    выжигали буквы, схемы, рисунки, орнамент.

    Так работа по оформлению тропы приобрела массовый характер. В больших

    коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к

    деловому общению и взаимопомощи, приобретали умение распределять и

    рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными

    спутниками работы.

    Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «действующие лица»

    экологической тропы с момента ее открытия. Экскурсоводы подготавливались из

    числа старшеклассников. Как правило, экскурсоводами становятся члены первой

    бригады, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у

    этих ребят особенно велик.

    Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками

    самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической

    литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам,

    анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике,

    которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

    В это время учителя организовали встречи школьников с учеными,

    специалистами в области охраны окружающей среды.

    В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-

    предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители

    учащихся.

    Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита

    рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту

    приглашались учителя, администрация школы, родители.

    К этому времени бригада изготовителей под руководством тех, кто

    прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала

    маршрут и устанавливала дорожные знаки.

    Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с выходом на полностью

    оборудованную тропу, которая используется временно в целях подготовки их к

    роли пропагандистов экологических знаний. На этом этапе происходит слияние

    теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся

    использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления

    антропогенной деятельности, тексты на стендах.

    Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически

    напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом

    сменялась работой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия,

    слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребята давали друг другу

    советы, создавали проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов.

    Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом,

    актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но к рассказывать

    эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов

    во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в

    общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и

    вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о

    которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее

    впечатление, чем беседа взрослого человека.

    Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом

    распространения элементов экологической культуры среди различных слоев

    населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит

    в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала

    выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде,

    о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослыми

    особенно остро. Посетители тропы задумываются о своем поведении в природном

    окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему

    поколению.

    Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе

    № 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не

    только для тех, кто ее создавал, но и для всего школьного коллектива. На

    торжественный митинг приходят родители, учителя, представители Общества

    охраны природы.

    За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы

    многократно встречались не только с местным населением, посетителями

    лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и методистами,

    учеными и специалистами, руководителями отделений Общества охраны природы и

    станций юннатов, учащимися школ района и города — с аудиторией разного

    возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в

    зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием — нелегкая задача.

    Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры

    из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе,

    которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне

    тропы.

    Экскурсантов часто интересуют сведения о практических

    природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на

    экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В

    целом проведение экскурсии по экологической тропе— это результат интеграции

    большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых

    дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране

    природных богатств своего края.

    Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вырастают и уходят из школы,

    унося в жизнь то, что приобрели на учебной тропе. Школе они оставляют

    хорошую память о себе, традиции и смену.

    Знаменательным событием в жизни школьников средних классов является

    посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного

    научного общества «Эколог». Старшеклассники передают свои темы младшим

    товарищам. Но еще целый год старшие обучают младших, консультируют их,

    готовят к роли экскурсоводов. Рекомендация в экскурсоводы — поощрение за

    хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния

    на нее человека продолжаются в период экологической практики, на

    экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.

    Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел

    становится участок рекреационной зоны, где проложен экологический маршрут,

    —' «учебный кабинет», природы. Природа сама учит и воспитывает своих

    защитников, хранителей ее ценностей.

    Заключение.

    Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня

    школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно

    связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять

    знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают

    умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе,

    постигая неразрывное единство природной среды и человека.

    На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

    Школьники усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но и

    этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Имменно на

    экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли,

    чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений

    личности, ее мировоззрения.

    Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом

    людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не

    только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения

    человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно

    оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия

    деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим

    проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в

    улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

    Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать образование.

    Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе

    занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач

    нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому

    подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного

    процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная

    территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов,

    тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная

    позиция.

    Литература.

    1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)-

    М. : Знание, 1986.

    2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во

    внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

    3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.

    Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.

    4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л

    «Биология в школе» №6, 2000.

    5. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя – М.

    : Просвещение,1984.

    6. Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование

    (учебные тропы) – Сб. «общество и природа» МГУ , 1981

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.