Духовные истоки народной педагогики
плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном
развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр
рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более
расширяет границы народной педагогики.
В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики
обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание
сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа,
утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика».
Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», -
утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как
совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования
личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о
народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а
педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что
совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на
юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной
педагогикой.
Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых:
А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н.
Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику
народной педагогики.
Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом
и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс
обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность
эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его
воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого
поколения.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она
существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху
среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы
художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в
глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном
творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других
памятниках народной педагогики.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко
распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В
них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как
правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают
думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его
эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения.
Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом
отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в
форме поучительных афоризмов.
В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с
удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно
такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых
синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о
формировании личности.
На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не
одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни
великих людей.
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая
определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости,
пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти
недостатки.
Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках
как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло
свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания
и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для
осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической
речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности;
композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических
вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности,
систематичности и последовательности.
И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни
общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для
обеспечения связи воспитания с жизнью.
Самой действенной чертой народной педагогики является связь с
жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной
педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с
жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять
свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика
большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно
во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики,
народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой
нравственности и благородства.
Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры,
подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни,
сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по
форме и содержанию сказки, афоризмы.
Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения
молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют
вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и
методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о
трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания
подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной
цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное богатство».
Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и
внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует
много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним
выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».
В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает
вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует
и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для
начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится
перевоспитывать, а это задача более трудная.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль
воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека
более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в
характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека.
Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины,
какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течении веков
эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и
возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в
раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у
которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо
воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».
Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой
опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила
воспитания детей.
В житейской практике бытуют также методы воспитательного
воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение,
убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение,
наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей
положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе.
Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения
различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (
обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка
урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба,
вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу
упражнения, которые сопровождались советом : «Упражняй руки, выработай
привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и
девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.
Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои
афоризмы включить различные педагогические категории : наставление,
предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при
соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия
обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из
путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний».
Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : «Если
посеял просо, не жди пшеницы».
Распространённым методом народной педагогики является приучение.
«Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ.
Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером
вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в
порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за
услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть
вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям
поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение
(объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы
ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий,
действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность
руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в
практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в
оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей
– это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения,
народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители
обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами
«молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень
разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с
улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители
скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают,
как оценена их деятельность.
Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый
действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их
труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к
окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером
для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная
мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать
положительный пример : «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным
человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей»
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было
родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до
свадьбы детей своих », - скажет народ человеку, создающему молодую семью.
Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как
принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще
применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий.
Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и
устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из
воспитательных мер предупреждения.
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное
богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях,
задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных
и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в
раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.
Общие ценности, сложившиеся народом.
Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с
чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни
- это первые шаги при общении ребенка к музыкальной культуре и
художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и
обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение
заклинания.
По мере взросления ребенок, вращается среди взрослых, постоянно
слыша ласковые слова. В русской семье – это были либо ласковые имена,
либо нежные прилагательные, либо ласкательные существительные.
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе
народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С
древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей
обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных
институтов.
Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с
животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.
Бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями
земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные
представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены
отношением человека к матери – сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и
животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у
детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет
труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует
его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».
Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало
рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов
существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому
мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт
вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и
навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками
требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь
пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы
выучиться ».
Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка
гласит : « В дождливый день много желающих кур поить». Особенно
отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые
любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о
результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В
таких случаях говорят : «Подрубив топором корни дерева, вершину водой
поливает».
Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в
современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее
трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный
общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в
волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом
осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно
идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в
человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для
достижения намеченной цели.
не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для
труда в общественном коллективе.
Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был
принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом,
любовью, без боязни «трудового пота».
Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания
А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью
ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование
чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что
правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.
Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям
иметь в виду ряд обстоятельств.
Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, В
– третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные
нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку,
нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от
труда.
В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только
«физического развития в труде», но и психологического и духовного
развития человека.
В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет
большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей
профессии и квалификации.
Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования
проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они,
безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким
пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого
поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности
человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся
является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей
народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической
проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во
всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего
трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность
видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу
социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому
должны быть подготовлены не только учителя, но и родители
В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся
трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.
При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим
педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер
труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и
постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать
с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход
от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять
нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей
трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда,
стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и
дисциплинированное отношение к труду.
Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует
цель создать условия для достижения личностью высокого уровня
интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это
сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние
гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В
содержании образования важно отразить традиции и социально - культурные
ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия
различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко
проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры,
истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных
традиций. Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом
первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в
глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к
образованию и науке. «Знание – светоч ума» - народный афоризм.
В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими
знаниями.
«Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда,
которая никогда не сносится, знания – родник, который никогда не
исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по
современному звучит пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй
знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи
выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными
на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические
принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной
педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее дидактическое требование
народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима
систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё
одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень
образно характеризует такая пословица : «Учиться – всё равно что плыть
против течения : остановился на минуту – и тебя отнесло назад».
Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше
наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» -
говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика
человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь
незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу,
словно встретишь старого знакомого », «Книга - ключ к знанию ».
Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы
и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной
среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий
на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня
вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание,
физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами
разностороннего, гармоничного развития личности.
Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии,
воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было
предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и
подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах
борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о
функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах
физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший
элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство».
Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание . Порою
молодёжь беззаботно относится к своему здоровью.
Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее
богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту
мысль в социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».
Народ не только знал факторы физического воспитания, но и
эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное
изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся
человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает
силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и
заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению.
«Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.
Центральное место в системе физического воспитания занимали
детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и
средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры
реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки,
жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.
Особое значение народ придавал национальным играм – как важному
фактору физического развития и воспитания. По поводу характера
национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на
друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим
сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем
узнавать друг друга ».
Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении
народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной,
сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину,
разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные
соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие
детей.
Заключение.
Исследования народной педагогики позволяют утверждать что концепция
народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики,
определены её источники, принципы, методы, характерные особенности.
Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения
народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками
накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению
молодого поколения, воплощённых в разнообразных памятниках устного
народного творчества.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только
изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика
до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических
исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит,
прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта
данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа,
представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает
самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения,
творческого использования.
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом
воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной
педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные
сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода
моральным кодексом семьи.
Народное воспитание – это общественное воспитание.
Литература.
1. на исторической сцене как полудикое и варварское существование. Аникин
В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва,1969 г.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер»,
2000г.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. –М.: 1990г.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.
5. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.
6. Гершунский В.С. Менталитет и образование.-М.: 1997г.
7. Гумелев Л.Н История людей и история природы. –М.:1993г Дейкер Х.,
8. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.
9. Кон И.С. К проблеме национального характера. –М.: 1971г.
10. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии
// Русская литература, 1956 г. №3
11. Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России. –М
.: «Академия», 1999г.
12. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124
13. Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Владос, 1999г.
14. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179
15. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. –М.: 1996г.
16. Сенигов И.Народные воззрения на учение и воспитание.
17. Москва, 1966 г. с.18.
18. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-
на-Дону.: -М., 1997г
19. . Фейда Н. Национальный характер и национальные стериотипы. –М.: 1979г.
Страницы: 1, 2
|