МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Духовные истоки народной педагогики

    Духовные истоки народной педагогики

    Министерство общего и профессионального образования

    Российской Федерации

    Иркутский государственный технический университет

    Восточный факультет

    Кафедра социологии и социальной работы

    Духовные истоки народной педагогики.

    Меньщикова Ю.С.

    Курсовая работа

    Студентки 3 курса

    по педагогике

    Научный руководитель

    Кузьмин Владимир

    Александрович

    КФН доцент

    Иркутск-2001г.

    План.

    I. Введение.

    II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

    III. Сложившиеся концепции народной педагогики.

    IV. Общее ценности, сложившиеся народов.

    V. Заключение.

    VI. Литература.

    Введение.

    Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной

    культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что

    «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько

    существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика

    возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной

    педагогике и влияла на её ранние формы.

    Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С.,

    Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность

    официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

    Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно

    перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной

    педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того,

    некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и

    деятельностью.

    Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С.,

    Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость

    привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в

    духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости

    и честности.

    Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой

    педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

    Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

    Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии

    оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной

    субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской

    теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе

    понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере

    ее этнопсихологического бытия.

    Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной

    структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические

    партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой

    народный дух».

    Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного

    воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт,

    искусство, религия.

    Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не

    только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную

    власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена

    естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о

    природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с

    демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике

    естественностью народного воспитания.

    С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и

    утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

    Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их

    единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном

    творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-

    матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

    Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем

    незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-

    разному используют природу как фактор воздействия на личность.

    Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо,

    что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический

    принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же

    позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

    Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся

    насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая

    жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел

    бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип

    природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и

    всей человеческой жизни».

    В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы

    предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта

    природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств.

    Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

    В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу,

    бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и

    явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым»

    народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек –

    это тоже природа.

    В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства,

    взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали

    издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и

    большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с

    природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы,

    постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности

    населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед

    населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России

    крестьянская семья могла существовать только при условии строгого

    соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей

    среды.

    Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание

    выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение

    педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа.

    Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и

    духовную культуру общества, служит мостом между ними.

    Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как

    достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность

    масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная

    педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного

    прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй

    создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической

    культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая

    обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим

    стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к

    народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика,

    как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда

    обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом,

    получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры.

    Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры

    народа и общества в целом.

    Первичными элементами народной педагогики были примитивные

    педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»).

    Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл,

    эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным

    основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из

    народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из

    поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за

    отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость

    распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие

    возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в

    программе педагогической культуре народа.

    Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами

    народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный

    советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно

    лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной

    культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество

    «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха

    первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие

    лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в

    течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации,

    построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если

    оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься

    педагогической деятельностью?

    Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной

    культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он

    стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити

    связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член

    человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке,

    среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого

    общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные,

    сближающие его с предками.

    Духовное богатство современного человечества включает все

    интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это

    многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность

    индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены

    одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все

    прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из

    всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все

    это многообразие.

    Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная,

    энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций,

    усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями

    обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего

    рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту

    аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и

    развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического

    процесса.

    Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-

    нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается

    именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ,

    не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между

    традициями и современностью все –более становится животрепещущей проблемой

    науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое

    воспитание может, быть спасительным для человечества.

    В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают без

    применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская

    крестьянская культура, богатая традициями представляет собой великое

    духовное сокровище человечества. И возможности этой культуре далеко не

    исчерпаемы.

    Уже в древне русских летописях в устном народном творчестве,

    особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек

    воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель,

    и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих

    пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо

    поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо

    поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и

    поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая

    добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно

    важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно

    педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями

    человеческой культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства,

    философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности

    педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания

    накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в

    поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и

    обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и

    духовный процесс в целом.

    Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых

    гуманистических традиций на рода, в конечном итоге – осознание

    принадлежности к своим корням.

    Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально-этических

    качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта –

    трудолюбие».

    В советские времена по ряду экономических и социальных причин

    зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение

    экономических принципов природопользования стало на определенном этапе даже

    экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к

    настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на

    хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.

    В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во

    многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных

    канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи,

    связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье,

    ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

    Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении

    с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль –

    этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

    Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные

    воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть

    основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является,

    в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так,

    способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего

    содействуют формированию у них самостоятельности и способности

    противостоять неблагоприятным воздействием среды.

    Сложившиеся концепции народной педагогике.

    Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют,

    что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического

    феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных

    интересов педагогов прошлого и настоящего.

    Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный

    потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и

    основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу,

    которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он

    глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь

    на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи,

    обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для

    потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым

    образцом в процессе народного развития.

    Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в

    процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала

    развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком,

    она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием

    выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

    А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя

    убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и

    реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая

    подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

    В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения

    нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он

    считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение

    народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования

    по этим проблемам не проводятся.

    « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-

    видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

    - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни

    народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального

    характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния,

    нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках,

    былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

    В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали

    обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов

    написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская

    народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д.

    Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной

    педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их

    воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес

    представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.