МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

    Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

    Восточный Институт Экономики Гуманитарных Наук Управления и Права

    Педагогический факультет

    Психология

    Дифференциация обучения — как условие развития одаренных.

    Реферат по предмету(

    Методика работы с одаренными детьми.

    Студентки группы С-96

    Мавлявиевой

    А.А.

    Преподаватель(

    Бадретдинов В.М.

    Альметьевск

    2000г.

    Оглавление.

    Введение……………………………………………………………………………………………3

    1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.…5

    2. Обучение одаренных……………………………………………………………………..13

    2.1. Общие особенности одаренных детей……………………………………………………..13

    2.2. Ускорение обучения……………………………………………………………………………13

    2.3. Обогащение обучения…………………………………………………………………………15

    3. Учитель для одаренных……………………………………………………….19

    3.1. Подготовка учителя…………………………………………………………………………….19

    3.2. Личностные особенности и поведенческие черты для

    одаренных…………………….20

    3.3Менторство как форма работы с одаренными детьми…………………………………….21

    Заключение….……………………………………………………………………………………23

    Список использованной литературы…………………………………………………24

    Введение.

    В моду входят не только фасоны платьев но и те или иные слова или идеи…

    Сегодня модной стала модной проблема детской одаренности. Везде и всюду

    ищут таланты( развивают таланты( создают фонды для помощи талантам. Но это

    сейчас. А долгое время одаренных по сути дела( в нашей стране не

    существовало. Провозглашался ханжеский лозунг( «Неспособных детей нет!».

    Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены от природы в равной

    степени( то надо ли заниматься талантами( разрабатывать для них особые

    методы обучения и воспитания( готовить учителей…

    Психологи показали( что для развития потребности ребенка в познании и —

    на этой основе — одаренности наиболее пагубно именно пренебрежение(

    безразличие к его познавательной деятельности. Даже запрещение творчества(

    как это ни парадоксально( может более положительно влиять на развитие

    ребенка (в случае сильной потребности в познании)( чем равнодушие.

    У нас до сих пор бытует мнение( что работа с одаренными детьми( создание

    для них специальных школ( особых программ — все это не что иное( как

    формирование элиты( нарушение правила равенства( гуманизма. По-видимому(

    нашему обществу еще придется вырабатывать принципы подлинного гуманизма(

    заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности»( а в уважении к

    уникальности каждой личности( к ее неповторимости. Ведь люди различаются от

    природы самым основательным образом,( в том числе и по своим талантам.

    Надо сказать( что( несмотря на большую — длительную и временами широкую

    историю изучения одаренности на Западе и нашей стране( тем не менее

    терминология еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет

    несколько различных значений: как представление о наследственных

    предпосылках( об уровне умственного развития( характеризующем каждого

    человека ( и т.д.

    Понимание одаренности как только интеллектуальной характеристики не

    соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей

    человека. Одарен( необычно развит не сам по себе ум человека( одарена его

    личность. Человек( наделенный развитыми способностями( — другой и по

    характеру( и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с

    окружающими( по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку(

    прежде всего к ребенку( как к личности необходим( чтобы суметь развить его

    способности реализовать его дар. Более того( лишь понимание личностной

    непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его

    творческие и интеллектуальные потенции.

    Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренности детей( если

    они опережают в своем развитии сверстников( необыкновенно легко усваивают

    человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая

    одаренность( гораздо более трудная и для учителей( и для родителей. Это

    одаренность нестандартным видением( нешаблонным мышлением. При этом

    способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся( что мешает

    окружающим вовремя угадать этот дар.

    Особенно трудно таким детям с учителями. Видимо( сама профессия педагога

    противоречива по своей сущности( ведь он учит своих учеников наиболее

    устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен.

    Добавим при этом( что при всех вариациях он все же имеет дело каждый год с

    одним и тем же основным содержанием своего предмета. В такой ситуации тем

    более трудно не только заметить нестандартного ребенка — трудно его

    оценить( примириться с нешаблонностью его восприятия( его деятельности. Еще

    прибавим( что у творчески одаренного ребенка( как правило( менее уживчив

    характер( чем у «нормальных» детей( из-за чего у него не редки трудности в

    общении.

    Не будет преувеличением сказать( что( общаясь с одаренными детьми(

    учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу(

    свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем( кто никогда не работал

    с одаренными детьми ( такой ребенок представляется чудом( которое нельзя не

    заметить( а сама работа с ним — праздничной и полной непрерывного

    удовлетворения. Это далеко не всегда так. Многие талантливые дети на первый

    взгляд ни чем не выделяются( и нужен большой опыт( специальные знания(

    чтобы заметить их в общей массе. Еще больше особой психологической

    подготовки нужно( чтобы уметь работать с такими детьми.

    Одаренные дети — целый мир( особый мир детства.

    1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.

    Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных

    дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и

    установление между ними эмоционально благополучных отношений.

    В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три

    основных направления:

    1. факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной

    программе;

    2. предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной

    программы;

    3. создание классов (школ)(работающих по специально разработанным

    программам.

    При этом многие исследователи,( занимающиеся проблемой одаренных детей(

    отмечают значительные трудности,( которые могут возникать в сфере общения и

    взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их

    сверстниками при работе по первым двум направлениям.

    Так( по мнению ряда авторов( некоторые особенности поведения и личности

    одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками(

    конфликтности их взаимоотношений вплоть до изоляции ребенка со стороны

    детей( имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые

    исследователи полагают( что в основе многих особенностей поведения

    одаренных детей( нарушающих их отношения с людьми( лежит неравномерность

    психического развития. Она проявляется в том( что высокое развитие

    интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим

    высоким эмоциональным и социальным развитием.

    Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми( в

    общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как

    правило( эти трудности обусловлены тем( что старшие дети опережают их в

    физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком

    коллективе. А переживания по поводу того( что они не могут сделать что-то(

    как старшие( иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей

    так как они весьма критичны к своим достижениям. Н.С.Лейтес описывает

    также случаи( когда при обучении экстерном одаренные дети оказывались в

    эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий в

    личностном развитии.

    Существуют и противоположные данные относительно особенностей социального

    взаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том( что

    ребенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет

    себя как инициативный лидер( которого другие дети предпочитают выбирать в

    качестве партнера по играм и занятиям. К.Абромс( указывает что высокое

    познавательное и речевое развитие одаренных детей способствует более

    раннему появлению у них социализированных форм проявления агрессии( а также

    что просоциальное поведение (альтруизм) связано с высоким уровнем

    умственного развития.

    На вопрос о том( насколько благоприятно для развития ребенка складывается

    его общение в группе детского сада или в классе( позволяет ответить анализ

    групповых взаимоотношений( проводимый с помощью социометрических методик.

    Такой анализ основывается на выявлении существующих в группе( главным

    образом( эмоциональных предпочтений. В зависимости от степени

    предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе

    взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной

    структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории

    (подгруппы). Положение детей( входящих в I и II подгруппы («звезды» и «

    предпочитаемые»)( рассматриваются как благоприятное( а в III и IV

    («пренебрегаемые» и «изолированные») – как неблагоприятное и

    свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с

    членами группы.

    На положении ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие

    факторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой

    деятельности( умение организовывать игру( обогатить ее сюжет и содержание.

    Оно обусловлено и личностными качествами ребенка( которое обеспечивает

    успешность( эмоционально благоприятный фон совместной деятельности. На

    избирательное отношение дошкольников оказывает влияние и то насколько полно

    они удовлетворяют потребность друг друга в общении.

    Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей

    (взятый в относительной независимости от успешности совместной игровой

    деятельности и личностных особенностей) благоприятное положение в группе?

    На этот вопрос исследования детских групповых взаимоотношений( как и

    результата наблюдений за особенностями взаимодействия и общения одаренных

    детей( не дают однозначного ответа. Так в работе Т.В.Сенько было

    установлен( что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней

    успешностью в индивидуальной познавательной деятельности( как правило(

    имеют благоприятное положение в группе – входят в категории «звезды» или «

    предпочитаемые». Вместе с тем отмечается и тот факт иногда попадали и в

    категорию «изолированные».

    Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более

    интеллектуально развитым сверстникам( можно говорить о том( что( конечно

    же( оно зависит и от особенностей личности и от поведения ее( но во многом

    определяются целями( задачами совместной деятельности( ее успешностью(

    ценностными ориентациями группы. По этому в каких-то группах (или у

    отдельных ее членов) одаренные дети будут популярными и пользоваться

    симпатиями( а в других – нет.

    Вопросы же о том( какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их

    совместном воспитании; когда объединены в группу достаточно однородную и не

    только по показателям умственного развития( но и по характеру мотивации(

    некоторым личностным особенностям( обусловленным высоким развитием;

    насколько такие взаимоотношения благоприятны для их эмоционального

    самочувствия( до настоящего времени остаются практически не изученными.

    Групповые взаимоотношения – это сложная система различных

    взаимопроникающих и взаимовлияющих видов отношений человека к человеку.

    Наиболее часто в ней выделяют межличностные (отношения( симпатии(

    антипатии( безразличие) деловые (отношения к другому как к партнеру по

    совместной деятельности) и оценочные (при которых другой человек

    рассматривается как носитель определенных одобряемых нравственных(

    моральных качеств) отношения. И хотя в дошкольном детстве они практически

    слиты и выступают преимущественно как межличностные отношения( исследования

    групповых взаимоотношений не может быть полным без учета всех других видов

    отношений. Поэтому в работе в рамках комплексного исследования проблемы

    дошкольной умственной одаренности проведенного лабораторией способностей и

    творчества ИЦ семьи и детства( сделали попытку изучит специфику

    взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста. С

    этой целью использовались следующие методики.

    Методика «Два дома» была направлена на выявление межличностных отношений

    детей в и структуре взаимоотношений людей в группе. При ее предъявлении

    дети должны были сделать положительный и ли отрицательный выбор в отношении

    всех членов группы («поселить» их с собой или отдельно). После того как

    дети делали такой выбор( их просили обосновать его. В зависимости от знака

    эмоционального отношения и от того ( вспоминал ли ребенок конкретного члена

    группы сам или после упоминания его экспериментатором( выборы оценивались

    определенным баллом. При обработке результатов вычислялись: индексы

    социометрического статуса каждого члена группы (на основании которых

    выявлялась структура взаимоотношений и положения детей в этой структуре) и

    коэффициент взаимности (показатель взаимности социометрических выборов)(

    который ряд авторов( рассматривает как один из важнейших показателей

    благополучного характера взаимоотношений.

    Для того чтобы иметь возможность сравнить результаты исследования с

    имеющимися в литературе данными о взаимоотношениях детей старшего

    дошкольного возраста в обычной группе детского сада( дополнительно

    использовалась и методика Т.А.Репиной «Секрет».

    На выявление оценочных отношений была направлена методика «Лесенка»( в

    которой детям предлагалось проранжировать всех членов группы( в том числе и

    себя( по критерию « хороший - плохой». После выполнения задания детей

    просили обосновать свое решение.

    Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в

    общении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре

    игрового взаимодействия. В этом исследовании сочтено возможным ограничится

    лишь наблюдениями за игровым взаимодействием детей. Здесь внимание

    сфокусировано не столько на его количественных( сколько на качественных

    показателях: как организуется совместная игра( каков характер планирующих

    указаний( распоряжений просьб( поручений детей; формы распределения функций

    совместной деятельности (индивидуальные решения( решения за другого(

    постановка общей проблемы( обобщенный способ решения).

    Проводились наблюдения за поведением детей на занятиях( так как форма их

    проведения в группе одаренных детей часто стимулировало поиск совместного

    решения( организацию совместной познавательной деятельности а поэтому и

    здесь должны были проявляться существующие в группе деловые отношения.

    В исследовании были использованы и другие методики «Игровая комната»(

    КАТ( «Несуществующее животное»( «Три желания»( «Рисунок человека».

    Исследование проводилось в двух группах: в группе детей с высоким уровнем

    развития умственных способностей и в обычной группе детского сада. Группы

    приблизительно были равны по количеству посещающих их детей.

    В целом проведенное сравнительное исследование позволяет говорить о том(

    что в группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей

    старшего дошкольного возраста в условиях совместного воспитания и обучения

    складываются взаимоотношения( отличные от взаимоотношений в обычной

    группе детского сада.

    Наиболее ярко специфика взаимоотношений одаренных детей выступает на

    уровне межличностных и деловых отношений.

    Исследование межличностных отношений показало( что в структуре групповых

    взаимоотношений одаренных детей отсутствовали крайние статусные подгруппы

    (I и IV)( т.е. в ней не было детей эмоционально изолированных от группы( но

    и не было и «эмоциональных лидеров». Отсутствие в структуре взаимоотношений

    IV статусной подгруппы свидетельствует об эмоциональном благоприятном

    характере общения и отношений одаренных детей. Однако встает вопрос о том(

    насколько это благополучие специфично для данной группы.

    Ответ на него дают сравнения представленности статусных категорий в

    группах старших дошкольников и анализ взаимности социометрических выборов.

    Данные о численном составе статусных категорий группы одаренных детей и

    обычной группы детского сада( полученные с помощью методик «Два дома» и

    «Секрет»( в сравнении с данными Т.А.Репиной Т.В.Сенько( приведены в Таблице

    1.

    Как видно из Таблицы 1( независимо от использованной методике( в группе

    одаренных детей( по сравнению с группами их сверстников( большее число их

    членов занимает благоприятное положение в структуре групповых

    взаимоотношений.

    Обращает на себя внимание и тот факт( что в группе одаренных детей при

    использовании методики «Секрет» сохранилось отсутствие IV статусной

    категории( что может быть рассмотрено как дополнительное свидетельство

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.