МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Диагностика одаренных детей

    Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей

    собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления

    преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик

    у родителей? Что в его поведении вызывает родительскую улыбку,

    одобрительный взгляд, внимательный поворот головы? О каких ребячьих

    достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных

    разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные

    малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам?[6]

    А как легкомысленны могут быть дедушки и бабушки, из добрых побуждений

    балуя детей и тем принося им серьезный вред. Способность бабушек и дедушек

    баловать внуков общеизвестна, но, сами того не сознавая, они могут многое в

    воспитании поставить с ног голову.

    Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и

    талантов надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры,

    за счет друг полезных навыков и достижений.

    Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном

    становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не

    таким какого желают гордые родители. Одаренные подростки с эмоциональными

    нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что

    родители н когда не воспринимали их как личность, что они видел в них

    только способности и достижения. Похоже, очень часто блеск таланта

    ослепляет родителей. Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов,

    спортсменов и интеллектуально талантливых людей. Блум полагает, что

    некоторые родители склонны выискивали в ребенке признаки какого-то таланта

    и эти признаки переоценивать. Родители, сами наделенные каким талантом или

    имеющие интересное увлечение, обычно уделяют ему слишком много внимания и

    ожидают ребенка таких же способностей и проявления интерн к своему

    увлечению. Личностные факторы и разнообразие семейных интересов и увлечений

    приводят к тому, что дети в одной семье часто реагируют по-разному — и

    положительно, и отрицательно — на родительские приоритеты.

    Родители могут плодотворно думать и взаимодействовать в определении их

    собственных человеческих социальных ценностей. Что самое важное в жизни?

    Чтo хотят они дать ребенку? Все согласны, что на первом месте стоят

    здоровье и счастье — здоровье как физическое, так и моральное. В свете этих

    вселенских приоритетов какие же добродетели они воспитывают, какие слабые

    стороны получают развитие в их семейной жизни каждый день и каждый час?

    Какие награды даются за готовность помочь, за терпение, упорство,

    ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность, когда все

    эти черты проявляются в маленьких делах маленького человека? Действительно,

    если подумать эти свойства никак не менее ценны, чем выдающиеся умственные

    способности или абсолютный слух. Для родителей, задающихся этими вопросами,

    положительные результаты — это, скорее всего, верное соотношение того, на

    что они обращают внимание, чему довольно улыбаются, что хвалят и что

    выделяют, рассказывая о поведении ребенка. Родительские оценки для

    ребенка—одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки.

    Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке

    и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой

    ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во

    всей его многогранности. Тогда ребенок не будет видеть себя как в комнате

    смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропорций.

    Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не

    допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития

    одаренного ребенка.

    При разговоре с ребенком родители обязательно должны принимать во

    внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение ребенка. Нередко

    одаренный ребенок быстрее и лучше делает что-то, чем старшие брат или

    сестра. Это вызывает их раздражен! Объясните малышу, что каждый человек

    осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью

    быстрее понимать, чем другие, и что любо и доброта должны помочь ему быть

    терпеливым к другим. Познакомьте его с другими детьми, которые стоя же

    быстры, как и он. Удовольствие, которое ребенок получает от своих

    способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его

    сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами.

    Более интеллектуально развитой одаренный ребенок часто склонен

    командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из

    приемов, подходящих в таких ситуациях, — это ролевая игра. Поскольку

    ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а

    обучается естественным путем возьмите на себя роль такого же одаренного

    ребенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточными условиями, скажите

    ему ответ прежде, чем он сумеет найти его сам, и пожурите за неправильную

    или слишком медленную реакцию.

    Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни,

    и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей.

    Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было,

    если бы он с тобой так поступил?» — часто не оказывают серьезного

    воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции

    сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычный

    для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт

    близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти

    иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.

    Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и

    инструментом, с помощью которого родители и учителя могут добиться

    впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание

    игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая

    игра в сравнении с обычной родительской беседой, — и это несмотря на то,

    что их 3—5-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой

    коммуникации.[6]

    На другом же конце спектра изучавшихся Блумом семей находятся

    родители, которые почитают за лучшее не уделять внимания детским талантам.

    Широко Распространенные антиэлитарные настроения в Америке заставляют

    многих родителей в средних и низших слоях весьма настороженно относиться к

    тому, чтобы их дети считались интеллектуально одаренными. Такие Родители

    игнорируют ранние проявления понимания своей исключительности у детей и

    избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Главное, чтобы дети

    были «нормальными».

    Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на

    одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не

    замена! Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они —

    неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться

    во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных

    способностей.

    Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в

    этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с

    людьми важнее которых для него нет никого в целом свете, — мамой и папой.

    Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают,

    что под игнорировании нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно

    выраженное негативное чувство, которое бихевиористски настроенные

    психотерапевты часто используют для того, чтобы погасить в ребенке

    нежелательные поведенческие модели. Родители, предпочитающие не уделять

    никакого внимания особым талантам ребенка, в самом деле не менее

    красноречивы, чем любящий дедушка в ресторане: «Твои способности нас не

    радую и этот аспект твоей личности нас не интересует».

    В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на

    свете — быть таким, как все. Топ он начинает скрывать свои способности, из-

    за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с

    толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их

    использовать. Таким образом, открытие собственной личности от чается и

    тормозится невозможностью свободно в разобраться и получить поддержку умных

    и тактичных родителей.[10]

    Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в

    классной комнате, уже научился вести себя как все и не выказывать свои

    таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться сверстниками, да

    и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка

    такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он таким образом

    научился, — это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а

    постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность — не слишком

    ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности?

    Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие

    всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать

    равные результаты.

    Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут

    понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких

    способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком

    и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому,

    и ко всему миру.

    Ниже мы приводим ряд советов родителям.[6] Следуйте им в обращении с

    ребенком, который открывает себя:

    1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении

    воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в

    обществе?

    2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к

    одаренным детям это относится в большей степени.

    3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень

    развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным

    путем к пониманию.

    4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

    5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут

    выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком

    одаренности.

    6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на

    него собственные интересы и увлечения.

    4. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению.

    Психологами, педагогами проведен ряд исследований. Объект исследований

    дети 5-8 лет [7].

    Цель исследования - выявить влияние стимулирования вооображения, как

    психологического процесса, на развитие творческой активности детей

    дошкольного и младшего школьного возраста.

    В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы,

    вопросники, оказываются неэффективными. Дошкольники и младшие школьники

    испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать,

    анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо

    установление длительного доверительного контакта, в ходе которого

    становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных

    переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для

    продолжительного контакта, приходится использовать графические методы

    исследования. Что в свою очередь дает хорошие результаты.

    Существуют следующие методы и способы.

    1. Изучение оригинальности решения задач на воображение.

    Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка

    с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов,

    например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и

    простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.).

    Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

    Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из

    фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно

    провести вступительную беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что

    бывают похожи облака на небе и т. д.).

    Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности

    изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

    Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу

    на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не

    дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое ( свободное фантазирование).

    Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что

    получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение

    контурное, схематичное, лишенное деталей.

    Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными

    деталями.

    Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в

    какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая

    зарядку ).

    Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому

    сюжету ( девочка гуляет с собакой ).

    Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в

    1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал

    ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один

    из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник

    уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину

    ).[7]

    Далее высчитывается коофициент огригинальности: сумма типов решения

    задач на воображение/количество детей.

    2. Работа по развитию воображения, рассчитаная на подключение

    творческого потенциала ребенка.

    Журнал небылицы в лицах.

    Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на

    две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У

    каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

    Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень

    красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили,

    что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет

    участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день,

    когда Винтик очутился на борту огромного космического космического

    корабля...

    На самом интересном месте ведущий останавливается со словами:

    ”Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Ребенок, у кого

    в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ.

    Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает.

    Ребенок должен сказать: ”Продолжение следует в журнале “.......” в номере

    .......” Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в журнале

    “.......” в номере .......”

    В результате детского творчества главный герой побывал на многих

    планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив

    продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое,

    изменив лишь название планеты.

    В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить

    свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым

    шаблонам.

    Презентация мира.

    Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям ( вот

    кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка

    преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек

    обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и

    взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не

    обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая “скамейка”

    превратилась бы в “место для отдыха старика, свидания для влюбленных” и т.

    д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития,

    интеллектуального и эмоционального обогащения.

    Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще.

    Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев,

    но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне -

    живет как все, в сущности - живет вне всех, так как исключен из системы

    ценностных отношений.

    “Презентация мира” направлена прежде всего на перевод предметного

    воспиятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо

    предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни

    человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении

    человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в

    повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность

    материального предмета, смещает границы духовного и материального,

    развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку

    обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-

    предметной зависимости.

    Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий

    детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ),

    задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном

    предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному

    предмету. Необходимо создать надлежащюю атмосферу, так чтобы все его

    достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой

    культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они

    подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая

    то содержание, которое обнаружено им.[21]

    Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии

    детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить

    выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить

    работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать

    явление, событие, факт, процесс.

    Что на что похоже.

    Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании

    личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды

    деятельности направленные на активизацию процессов воображения.

    Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до

    30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с

    помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут

    быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают

    какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные

    ребята. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На

    что это похоже?” Например, если загадано слово “бантик”, то на вопрос: “На

    что это похоже?” из зала могут поступать такие ответы: ”На пропеллер у

    самолета” и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано,

    ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

    Безусловно такая работа полезна.

    Фотомомент.

    Эта форма групповой деятельности так же направлена на развитие

    воображения. Однако ее эффективности ниже, чем эффективность описанной выше

    деятельности. Прежде всего потому что объектом активного развития здесь

    выступает лишь водящий.

    Опишу методику проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему

    “Что такое фотомомент”, разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит

    ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда

    что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные:

    смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают

    фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в

    картине с изображением животных, знаменитых людей и т. д.

    Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в

    такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача - отгадать

    кого он изображает, задавая наводящие вопросы.

    Театр “Рукавичка”.

    Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной

    сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях,

    ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально

    осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более

    глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя

    народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к

    национальной культуре, русскому фольклору.

    Цель работы - обучение выразительному чтению на основе подражания,

    многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений,

    умения говорить перед аудиторией.

    Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения

    воспитатель- взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению,

    оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения

    взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное

    участие.

    Реквизит (куклы-рукавички) - это опора для воссоздающего воображения,

    понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств,

    движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении

    самих кукл, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с

    помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой,

    ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и

    собачку и т. д.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Всe вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней

    одаренности. Здесь упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают

    исследователи и родители, характеризуя одаренных детей, с которыми они

    сталкиваются. Каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые

    остались за рамками вышеизложенного, но придают ребенку особую

    привлекательность. Описание всех этих свойств заняло бы слишком много

    места. Они равно необходимые компоненты в нашем открытии и в радости,

    которую приносит каждый ребенок.

    В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных

    дошкольников или младших школьников. Надо надеяться, что соответствующие

    программы будут разработаны.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат,

    1968г.

    Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.

    Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31.

    Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т.

    13,№ 1,1992г., стр. 147-165.

    Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г

    Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.

    Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития

    воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.

    Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.

    Прос.,1986г.

    Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г

    Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.

    Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.

    Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.

    Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.

    14. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М.

    ,1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

    15.Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г.

    16.Проблемы психологии творчества и разработка подхода к

    изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-

    95.

    17.Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб.

    науч. тр. Л: ЛГПИ, 1984г.

    18.Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. стр.

    27.

    19.Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.

    20.Формирование творческих способностей: сущность, условия,

    эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г

    21.Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М. Новая школа, 1994г.

    22.Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.