МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Диагностика одаренных детей

    Диагностика одаренных детей

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    3

    1.Многогранность одаренности

    5

    1.1 Познание

    6

    1.2 Психосоциальные аспекты

    8

    1.3 Физические характеристики одаренности

    11

    2.Родителям на заметку

    13

    3.Открытие ребенка

    16

    4.Методы и способы исследования творческой активности дошкольников

    23

    Заключение

    29

    Список использованной литературы

    30

    ВВЕДЕНИЕ

    Хотелось бы выделить два уровня проблем одаренности: одаренный

    ребенок в семье и в обществе.

    С первыми проблемами сталкиваются родители вскоре после рождения

    одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу

    неудобств: проблемы со сном (такие дети спят, как правило, значительно

    меньше обычных детей), с едой и т. д. делают жизнь родителей достаточно

    непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной

    познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много

    неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные

    часы и швейные машинки—все, что попадается под руку одаренному ребенку,

    может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает

    неудовольствие родителей.

    Психологам в их практической деятельности часто приходится

    сталкиваться с подобными вопросами. Основная проблема одной из семей

    заключалась в том, что 6-летняя девочка доставляла родителям много хлопот

    своим постоянным любопытством: в доме не осталось не одного прибора,

    которого бы не коснулась рука ребенка. Но последнее, что переполнило чашу

    терпения родителей, был мотор грузового автомобиля (отец девочки работал

    шофером грузовика), который ребенок почти полностью разобрал. «Откуда

    только силы взяла, чтобы открутить гайки, ведь я их так сильно затягивал»,

    — сокрушался отец. Родители сообщили психологу, что они перепробовали все

    средства воздействия и теперь просто наказывают девочку за каждую сломанную

    вещь, однако и это не помогает. Что же делать в подобных случаях? Ответ на

    этот вопрос можно найти в книге К. Тэкэкс.

    Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, —

    бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно

    часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах

    школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка

    достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные

    предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у

    одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания.

    Другой уровень проблем, которые выделяет К. Тэкэкс, — одаренный

    ребенок и общество. Центральный пункт этой проблемы—антиинтеллектуализм,

    распространенный в обществе. Фетишизация «обыкновенного», «среднего»

    человека, недоверие к «умникам» — все это, по мнению К. Тэкэкс, пронизывает

    американское общество. Но разве наша действительность не пронизана

    антиинтеллектуализмом? Соответственно, проблемы как самих одаренных детей,

    так и их родителей часто оказываются сходными.

    Основное следствие антиинтеллектуалистских установок — стремление

    многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате

    страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным

    становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне

    отрицательно сказывается на их самооценке, а в конечном счете на

    формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное

    интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою

    очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

    Как преодолеть эти проблемы, как помочь одаренному ребенку, как развивать

    его способности? всему этому посвящена первая книга, написанная К. Тэкэкс.

    Конечно, многие идеи К. Тэкэкс могут показаться неприемлемыми или даже

    непонятными нашим читателям. Мне кажется, что в любом случае ее богатый

    практический опыт работы с одаренными детьми вызовет интерес у читателя.

    Среди других авторов хотелось бы выделить К. Абромс, профессора

    факультета образования в университете Нью-Орлеана. Начиная с 1977 года она

    ведет в этом университете исследовательскую и практическую работу с

    одаренными детьми и является автором многих статей, посвященных проблемам

    социального развития талантливого ребенка.

    1. МНОГОГРАННОСТЬ ОДАРЕННОСТИ

    Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем

    маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом

    искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое

    проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду

    с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!»),

    ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память

    («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

    Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся

    интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети

    сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала нам

    стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям.

    Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами

    детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности,

    которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть

    его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально

    подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся

    способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и

    уже продемонстрированные достижения в одной или более областях

    (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению,

    творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и

    исполнительскому искусству, психомоторные способности).

    В Америке психомоторные способности—единственная сфера проявления

    одаренности, избавившаяся от клейма элитарности. Хотя этот критерий

    исключен из официального списка государственного финансирования, тем не

    менее он все же остается одной из наиболее широко признаваемых категорий

    одаренности™ Американцы любят похвастать спортивными достижениями своих

    отпрысков, в то время как об интеллектуальных способностях не очень

    распространяются. Музей футбольной славы — национальная святыня, тогда как

    «Менса» (ассоциация людей с высоким коэффициентом интеллекта) — чуть ли не

    тайное общество.

    Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными

    параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и

    физическими данными.

    1.1 Познание

    В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.

    Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все

    окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. В своей

    широкой программе исследования одаренных шестилетних детей Бертон Уайт

    (1971) обнаружил, что лучшим предвестником их учебных успехов была

    способность в 3-летнем, возрасте следить одновременно за двумя или более

    происходящими вокруг событиями.

    Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так

    происходит?», «Что будет, если изменить условия?» Им необходимо активно

    исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо

    ограничений на свои исследования. По мнению Жана Пиаже (1952), функция

    интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции

    организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как

    для легких дышать. Стремление человека к познанию и стимулированию разума —

    такая же насущная необходимость, как голод и жажда. А скука, пожалуй, —

    самое неприемлемое состояние для человеческого организма. Если вы чем-то

    глубоко увлечены, вы забываете о голоде и усталости. А если вам скучно и

    нечем себя занять, вы будете искать любой источник информации — вплоть до

    обрывка старой газеты. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых

    детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг

    отличается громадным «аппетитом» — да еще и гаргантюанской способностью

    «переваривать» интеллектуальную пищу. Правда, мы еще сможем убедиться, что

    и они иногда «откусывают» больше, чем могут «прожевать».

    Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать

    причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно

    увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность

    лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и

    присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая

    передача нейронной информации, их впутримозговая система является более

    разветвленной, с большим числом связей. Эта своего рода кнопка, а что,

    если? — все время готова к действию.

    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на

    ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность

    классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко

    пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и

    категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным

    детям, — коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих

    коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции.

    Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

    Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими

    конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание

    окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием

    читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению

    выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,

    требующие активизации умственных способностей.

    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.

    При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием вое

    принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им

    навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в

    классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с

    «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные

    вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).

    У некоторых одаренных детей явно доминируют математические

    способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте

    в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью

    карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к

    чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое

    тестирование выявило, что IQ (коэффициент интеллекта, то есть

    количественный показатель уровня интеллектуального развития, обычно у

    среднего человека IQ равен 90- 100 баллам) у него необычайно высок (более

    200 баллов). Разумеется, он умел читать, но это занятие не увлекало его.[6]

    Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-

    либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К

    этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Завершение какого-

    нибудь инженерного сооружения в песочнице или плотины на ручейке для него

    гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь.

    В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто девают

    предприятия, с которыми не могут справился. Им необходимо понимание и

    некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать

    внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.[6]

    1.2 Психосоциальные аспекты

    В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям

    свойственны следующие черты.

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот

    например, 3-годовалый малыш вернулся домой после первого посещения

    воскресной школы и гневно заявил, что «Бог несправедливый». На уроке в тот

    день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: «Бог

    сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо

    вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не

    сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог

    несправедливый!»

    Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они

    остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие

    требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду,

    справедливость, гармонию и природу. Всепроникающее око телевидения приносит

    в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а

    иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для голодающих в

    Африке, для беженцев из Юго-Восточной Азии и для детенышей морских котиков

    в Африке, да и сами они для этого готовы разбить свои копилки.

    Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести

    реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они

    настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных

    фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом

    воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю

    озабоченность но поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это

    яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или

    сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет

    многие из них как в работе так и в жизни сохраняют элемент игры,

    изобретательность и творческий подход качества, которые столько дали

    человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.

    Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия

    одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые

    люди обожают нecoобразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там,

    где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью

    и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных

    ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас

    настолько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если

    объектом ее являемся мы сами.)

    Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока

    «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но

    поскольку одаренные дети в некоторых вещах делаю, успехи, недостижимые для

    большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети)

    склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные

    ожидания взрослых мы называем «эффектом ореола» и привлекаем к нему

    внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их

    развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы,

    нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой

    они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более

    совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к

    тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной

    зрелости — а это усугубляет проблему.

    Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены

    реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их

    дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые

    для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же

    детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они

    способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно

    восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены

    молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

    Один из столпов в изучении одаренных людей, Гауэн (1972), называет

    экстрасенсорное восприятие в качестве одного из исключительных свойств

    людей, принадлежащих к этой категории. Учителя начальных классов для

    одаренных детей довольно детально описывали несколько случаев такого

    экстрасенсорного общения. Один мальчик считал себя ненормальным из-за своих

    способностей к чтению мыслей и предвидению. Естественно, что и учитель был

    в шоке от такого откровения. В действительности мы знаем так мало о

    биохимии и электрической активности мозга, что былo бы непростительным

    легкомыслием отвергать возможность телепатии или ясновидения — пусть даже

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.