Чтение художественных произведений в начальной школе
|14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |14.5 |
Продолжение таблицы:
|24 |25 |26 |27 |28 |29 |30 |31 |32 |33 |34 |35 |36 |37 |38 |39 |
|2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |
|( |( |( |( |( |( |( |( |( |( |k |k |k |k |k |K |
|37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |
Продолжение таблицы:
|40 |41 |42 |43 |44 |45 |46 |47 |48 |49 |50 |
|2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |
|K |k |k |k |k |k |k |k |k |k |k |
|37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |37 |
Вычислим сумму рангов по каждой группе:
(R1 = (R( = 3x4+14.5х11+37х10 = 12 +159.5 + 370 = 541.5
(R2 = (Rk = 3 x 1 + 14.5х7 + 37 х 17 = 3 + 101.5 +629 = 733.5
(R1 + (R2 = 1275
Проверка: сумма рангов определяется по формуле и сравнивается с выше
найденной.
(R1 + (R2 = (n1 + n2 + 1) x n1 + n2 = 51 x 25 = 1275
2
Используя значение R1, определим эпирическое значение U – критерия:
Uэмп = n1n2 + - (R1 = 25x25 +
- 733.5 = 216.5
По таблице находим значение U – критерия для случая n1 = 25 и n2 =
25, где n1 и n2 - числа замеров в контрольной и экспериментальной
группах.
Сравним эмпирическое значение Uэмп, подсчитанное по формуле, с
критическим значением Uкр, найденным по таблице.
Если Uэмп < Uкр, то Нo отклоняется и принимается Н1.
Uэмп = 216.5; Uкр = 227, т.е. Uэмп < Uкр.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу: Но отклоняется, а
принимается Н1, т.е. существует статистически достоверная разница в
результатах среза в контрольной и экспериментальной группах. Из этого
следует то, что использование творческого пересказа повышает уровень
восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Выводы по третьей главе.
В данной главе особенности восприятия художественного произведения
учащимися вторых классов, содержание и результаты экспериментального
обучения. На основе проделанной работы были сформулированы следующие
выводы:
1) констатирующий срез показал, что большинство учащихся находятся на
констатирующем уровне восприятия художественного произведения (84%
учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного
класса);
2) на основе констатирующего среза была доказана необходимость
целенаправленного повышение уровней восприятия художественного
произведения младшими школьниками, ведущим условием для которого
был выбран творческий пересказ;
3) с целью определения эффективности использования творческого
пересказа для повышения уровней восприятия художественного
произведения была проведена контрольная срезовая работа;
4) на основе сопоставления данных первого и второго констатирующих
срезов была доказана эффективность использования творческого
пересказа как средства повышения уровней восприятия художественного
произведения;
5) для проверки достоверности изменений в уровнях восприятия
художественного произведения второклассниками был использован U
– критерий Манна – Уитни, с помощью которого было доказано, что
различие в результатах неслучайно.
Заключение.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования получены следующие выводы:
- чтение и адекватное восприятие художественных произведений
способствует всестороннему гармоническому развитию личности
ребенка;
- на различных этапах обучения уровень восприятия художественного
произведения младшими школьниками изменяется.
Для выявления уровней восприятия художественного произведения у
учащихся вторых классов был проведен констатирующий срез. Констатирующий
срез включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную
постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что
большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия,
следовательно они не способны полноценно воспринимать художественное
произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного
произведения посредством использования различных видов творческого
пересказа был проведен формирующий эксперимент.
Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные
результаты. 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся
контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень
''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне
''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким
образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне
''героя'', составляет 32%. 16% учащихся экспериментального класса и 4%
учащихся контрольного класса поднялись на уровень ''идеи''.
Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что
творческий пересказ, взятый за основу в данном исследовании, способствует
повышению уровней восприятия художественного произведения младшими
школьниками.
Для проверки достоверности данных измерений был использован U -
критерий Манна-Уитни, с помощью которого было доказано, что реакция в
результатах не случайна.
В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования:
исследование творческого пересказа повышает уровень восприятия
художественного произведения младшими школьниками.
Список используемой литературы.
1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет.
– М.: Просвещение, 1969. – с.167.
2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные
проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.:
Педагогика, 1977. – с.215
3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках
чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ
им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная
школа – 1989 - №5 с. 16-20
5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 –
с.315
6. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.
– М.: Просвещение, 1982 – с.190
7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении
лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11 с.19-25
8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение
1989 – с.399
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов
вузов. М.: Логос, 2000 – с.383
10. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план.
//Начальная школа. – 1990 - №12. С.31-34
11. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского
языка в начальной школе. – Л., 1955 – с.315
12. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения
//Начальная школа. – 1990 - №3. с.67-68
13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением
на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11.
С.6-13.
14. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – М. –
Л., 1949 – с.289.
15. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах
//Начальная школа. – 1981. - №5. С.20-23.
16. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная
школа. – 1985. - №12. С. 30-34.
17. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках
чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31.
18. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать
художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988. –
с.79.
19. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство
Ленинградского университета, 1983. - с.350.
20. Левин В.А. когда маленький школьник становится большим
читателем. – М.: Лаида, 1994. – с.192.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов
вузов. – М.: Смысл, 1997. – с.288.
22. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта
работы. – М.: Просвещение, 1981. – с.215.
23. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на
уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. –
с.112.
24. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков
школьников. – Киев., 1984. – с.17.
25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. –
с.368.
26. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В
кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955. – с.208-232.
27. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная
школа. – 1981. – №3. – с.27-31.
28. Методические основы языкового образования и литературного
развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. – С –
Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.
29. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе
обучения. – М.: Просвещение, 1976, с.224.
30. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного
младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому
языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.
31. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа.
– 1997. - №5. С.59-63.
32. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.
– М.: Книга, 1972. – с.206.
33. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы
школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 с.206.
34. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. –
с.463.
35. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1
–3. – М.: Просвещение, 1994. – с.160.
36. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в
начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с.431.
37. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.
С – Пб.: Питер, 2000. – с.432.
38. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной
школе: Избранные труды. – М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. –
с.427.
39. Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М.: Просвещение, 1993. –
с. –224.
40. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя
школьниками. – М.: Просвещение, 1977. – с.158.
41. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку.
– М.: Просвещение, 19965. – с. 347.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.
– с.720.
43. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.
Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с.384.
44. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения.
//Начальная школа. – 1965. - №7. с.28-32.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс,
1999. – с.671.
46. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, Обработки и
представления информации в педагогическом исследовании. Пособие
для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 1992.
– с.88.
47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.:
Просвещение, 1968. – с.557.
48. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение
может быть воспринято младшими школьниками полноценно
//Начальная школа. – 1995 №10. – с.20-24
49. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. – М.
Просвещение, 1950. – с.220.
50. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.:
Искусство, 1964. – с.86.
51. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная
школа. – 1985. - №2 с.50-54.
52. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная
школа. – 1985. - №1 с. 53-57.
53. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа.- 1990.
- №1 с.20-26.
Приложение 1.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия
художественного произведения у учащихся экспериментального класса.
|№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател|
| |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный |
| |вопросы | |ельно | |баллов |уровень |
| | | |заданные | | | |
| | | |вопросы | | | |
|1 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |
|2 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
|3 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|5 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|6 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|7 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|8 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |
|9 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|10 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|11 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|12 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|14 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. |
Продолжение таблицы.
|15 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|16 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|17 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|18 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
|19 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |
|20 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|21 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|22 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|23 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|24 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|25 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
Приложение 2.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия
художественного произведения у учащихся контрольного класса.
|№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател|
| |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный |
| |вопросы | |ельно | |баллов |уровень |
| | | |заданные | | | |
| | | |вопросы | | | |
|1 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|2 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|3 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|5 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|6 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |
|7 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|8 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|9 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|10 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|11 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|12 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |
|13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|14 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|15 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. |
|16 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
|17 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|18 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|19 |5 |Конст. |7 | |12 |Героя. |
|20 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Конст. |
|21 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|22 |5 |Конст. |5 |Конст. |10 |Конст. |
Продолжение таблицы.
|23 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|24 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|25 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
Список произведений, использованных
при экспериментальном обучении.
1. Ю.И. Ермолаев ''Проговорился''.
2. Г. Б. Остер ''Как получаются легенды''.
3. Б. В. Шерин ''Собирай по ягодке – наберешь кузовок''.
4. А. П. Платонов ''Цветок на земле''.
5. А. П. Платонов ''Еще мама''.
6. В. Г. Распутин ''Мама куда – то ушла''.
7. М. М. Зощенко ''Золотые слова''.
8. М. М. Зощенко ''Великие путешественники''.
Легенда к произведению Г.Б. Остера
''Как получаются легенды''.
Это было в больнице. Девочки решили вызвать пиковую даму. Сделали всё,
как полагается: протерли зеркало одеколоном, нарисовали куском мыла сердце
и ступеньки и три раза сказали: ''Пиковая дама, появись!''
И она к ним пришла. Одна девочка успела загадать желание: она
попросила жвачку. Дама протянула её блок, и только она дотронулась до нее,
как рука ее почернела и вся скрючилась. Остальные испугались и быстро
включили свет. Пиковая дама исчезла, но рука у девочки так и осталась
черной и скрюченной. К чему бы она не прикасалась – все обугливалось.
Девочка очень боялась, что заденет маму рукой. Однажды это все-таки
случилось. И что же? Рука у девочки опять стала нормальной.
(Аня О.)
Приложение 5.
Начало к рассказу В.Г. Распутина
''Мама куда-то ушла''.
Сегодня у Татьяны Владимировны был выходной день. Она работала
фельдшером в поселке. С утра она переделала все домашние дела, поиграла с
маленьким Ваней. Затем она покормила Ваню обедом и уложила спать. Она тоже
прилегла отдохнуть, как кто-то постучал в окно. Это был мальчик из ее
поселка. Он передал Татьяне Владимировне, что ее срочно ждут в больнице.
Недавно произошла авария на дороге, и от нее требовалась помощь. Татьяна
Владимировна не знала, что делать с сыном, как оставить его спящего
одного. Но ее ждали люди, которым нужна ее помощь. И она, оставив сына
одного, пошла в больницу.
(Женя Г.)
Наступила суббота. Проснувшись, мама пошла на кухню готовить завтрак
малышу. Она решила, что приготовит ему омлет, но в холодильнике яиц и
молока не оказалось. Тогда она решила, что пока малыш спит она сходит в
магазин. Но магазине в рядом с домом молока не было, и она пошла в другой
магазин.
А в это время …
(Руслан Н.)
Приложение 6.
Продолжение рассказа А.П. Платонова
''Ещё мама''
Артем пошел в школу. Там его дожидалась Аполлинария Николаевны сидели
еще два мальчика, которых звали Саша и Коля.
Учительница сказала: ''Первым уроком у нас будет математика. Я научу
вас считать''.
И вот пришли остальные ребята. Начался урок.
''Кто умеет считать до десяти?'' – спросила учительница.
Артем поднял руку и начал считать до десяти: ''Раз, два, три,
четыре, …''.
Аполлинария Николаевна похвалила Артема. Потом учительница начала
учить детей как писать цифры. Артему очень понравилось считать.
После уроков Артем радостный побежал домой, ему очень хотелось
побыстрее маме, что они делали в школе.
(Аня О.)
Приложение 7.
Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня
художественного произведения у учащихся экспериментального класса.
|№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател|
| |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный |
| |вопросы | |ельно | |баллов |уровень |
| | | |заданные | | | |
| | | |вопросы | | | |
|1 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|2 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|3 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |
|4 |5 |Конст |8 |Конст |13 |Конст |
|5 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |
|6 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|7 |9 |Идеи |12 |Идеи |21 |Идеи |
|8 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |
|9 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |
|10 |5 |Конст |6 |Конст |11 |Конст |
|11 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |
|12 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |
|13 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|14 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |
|15 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |
|16 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |
|17 |5 |Конст |6 |Конст |11 |Конст |
|18 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|19 |5 |Конст |5 |Конст |10 |Конст |
|20 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|21 |5 |Конст |7 |Конст |12 |Конст |
Продолжение таблицы.
|22 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |
|23 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |
|24 |7 |Героя |9 |Героя |16 |Героя |
|25 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
Приложение 8.
Результаты формирующего эксперимента
по повышению уровня художественного произведения
у учащихся контрольного класса.
|№ п/п |Баллы за |Уровень |Баллы за |Уровень |Общая |Окончател|
| |ответы на| |самостоят| |сумма |ьный |
| |вопросы | |ельно | |баллов |уровень |
| | | |заданные | | | |
| | | |вопросы | | | |
|1 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. |
|2 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|3 |6 |Героя. |9 |Героя. |15 |Героя. |
|4 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|5 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|6 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|7 |8 |Идеи |12 |Идеи |20 |Идеи |
|8 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|9 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|10 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
|11 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|12 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
|13 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|14 |5 |Конст. |8 |Конст. |13 |Конст. |
|15 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|16 |7 |Героя. |9 |Героя. |16 |Героя. |
|17 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|18 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
Продолжение таблицы.
|19 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|20 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|21 |6 |Героя |9 |Героя |15 |Героя |
|22 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|23 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
|24 |5 |Конст. |6 |Конст. |11 |Конст. |
|25 |5 |Конст. |7 |Конст. |12 |Конст. |
Приложение 9.
- до эк
90
сперимен
80
та
70
60
- после
50
эксперим
40
ента
30
20
10 84 48 16 36
16
0 фрагментирующий Констатирующий ''героя'' ''идеи''
Рис.1 Распределение уровней восприятия художественного произведения
младшими школьниками в экспериментальном классе.
90
- экспе
80
реминт
70
тальный
60
- конс
50
статирую
40
щий
30
20
10
0 Фрагментарный Констатирующий ''героя'' ''идея''
рис.2 Распределение уровней восприятия художественного произведения
младшими школьниками в контрольном и экспериментальном классах
-----------------------
[1] Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во
втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена,
1989. – с. 3.
[2] Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная
школа – 1990. - № 3. с. 67.
[3] Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на
уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11. с. 6.
[4] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. –
М.: Смысл. 1997. – с. 201.
1 Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. –
М.: Просвещение, 1981. – с. 76.
2 Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под
ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.
3 Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. –
М.: Учпедгиз, 1959. – с.116.
[5] Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные
проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика,
1977. – с. 99.
[6] Шпунтов А.И., Иванина Е.И., Когда художественное произведение
может быть воспринято младшими школьниками полноценно. // Начальная школа.
– 1995. - № 10. с. 20.
[7] Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать
художественное восприятие у школьников. – М.: Просвещение, 1988. – с. 79.
[8] Ромзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в
начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с. 431.
[9] Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с. 368.
-----------------------
n1 (n1 +1)
†††††?????††?????††???????†††††???
2
25x26
2
25x26
2
n1 (n1 +1)
2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|