История политических и правовых учений
В «Государе» от угрозы
наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого
наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить
своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми
суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в
мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти,
опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности
ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не
спросишь». Их решения, касающиеся частных дел подданных, должны быть
бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную
непререкаемость государственной власти.
Эту непререкаемость
может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от
кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь такая
воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и
порядок в стране. В словаре Макиавелли нет понятия «государственный
суверенитет». Однако его представления о свойствах, которыми должна обладать
государственная власть, показывают, что фактически он совсем близко подошел к
формулированию данного понятия — одного из важнейших для науки о государстве,
для характеристики природы государства.
Гуманистический дух
эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как
нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой
личности, создающей 170
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
171
и творящей самое себя.
Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет
рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на
поприще политики. В фокусе этого макиавеллиевского сочинения — идеальный
правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя
выступает Цезарь Борд-жиа — поистине сатанинский злодей в котором автор хотел
видеть великого государственного мужа, объединителя Италии. Отмеченный разлад
Макиавелли с гуманизмом проистекает не из прихотливых личных симпатий и
антипатий флорентийца. Его (т. е. разлада) глубинные истоки лежат в
трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно
отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия:
этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро»
— «зло» у первого, «польза» — «вред» («выигрыш» — «проигрыш») у второго.
Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это
объективно существующее соотношение политики и морали.
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое
общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и
политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической
форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление»
официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной
организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно
стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была
Германия.
Сторонники Реформации
разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции — масса
низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших
обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся
использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи.
Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления
достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные
массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за
революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.
Участие в
реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно,
определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ,
представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы
содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все
сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины
Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они
согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без
посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали
радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню
церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской
курии и т. д.
У истоков Реформации
стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог
Мартин Лютер (1483—1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические
лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех
поборников Реформации.
Чтобы правильно
разобраться в системе политико-юридических взглядов М. Лютера, надо,
во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI
в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря
Реформации; во-вторых, отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо
связано со «злобой дня», от того, что содержит глубинный теоретический смысл;
в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим М.
Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные
им_идеи...
'Один из исходных
пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается
исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом,
становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь
более в услугах католической церкви (идея «всесвященст-ва»). Только лишь богу —
существу совершеннейшему — обязаны люди (от пап и князей до последнего
крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении
с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства
над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Рефор172
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
173
мации фактически
являлась едва ли не первой раннебуржуаз-ной версией принципа равноправия.
Возможность верующим
быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни
обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого
порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства,
законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счете
производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой
качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской
власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением
людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека
находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его
законов.
В своей концепции
государства М. Лютер предусмотрел — и это очень важно для понимания ее
теоретического значения,— что в сфере естественного права, в границах мирских
отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью,
реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же
целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть
не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще
христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».
М. Лютер, однако, был
чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического
переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных
быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые
ею несправедливости.
Система лютеровских
политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли
светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитическим
институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма.
Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как
особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти
религиозным авторитетом — все это способствовало насаждению культа государства;
суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой
господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность,
за которую ратовал М. Лютер, не предполагала сколько-нибудь
серьезного изменения
общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять
эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы,
устранять духовное порабощение верующих и т. п.
В целом эволюция
деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали
элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма,
религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию
Реформации.
Крестьянско-плебейский
лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490—1525), обратил реформационное
движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских
порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой
революционной борьбы — Крестьянская война в Германии (1524—1526 гг.).
Социальные и
политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определенно
изложены в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из
относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось
о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об
обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков
и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание
«Статейного письма», вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда
радикальнее. Авторы этого письма заявляли, что крайне бедственное положение
народа 174
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
государства как
организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов
«гражданское единство» между разными конфликтующими слоями общества с их
различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер,
обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел
религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного
государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради
поддержания «гражданского единства», а в целях удовлетворения своих корыстных
партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то
государство, которое сообразует свое бытие с общей целью мирового развития,
целью всего сущего. 176
Глава 8. Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
объявлял божественной.
Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал только за подчиненными
государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое
неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда
использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные
формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Ж. Кальвина демократия.
Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.
Отличительное свойство
кальвинистской доктрины — заключающаяся в ней жестокая религиозная
нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к
крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и
завершала не менее свирепая политическая практика Ж. Кальвина, который в
1541—1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически
подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли
не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной
жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания,
вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.
Кальвинистская
идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала
совершению первой буржуазной революции в Западной Европе — революции в
Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли
республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими
идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный
материал», на почве которого в XVII—XVIII
вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.
Роль, сыгранная в
истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но еще и
неоднозначной. В сложной обстановке социально-политической борьбы, которая
сопутствовала в ряде западноевропейских стран становлению абсолютных
монархий, отдельные положения кальвинизма использовались представителями
консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной
государственной власти. Эти дворянские круги, оберегая свои сословные
привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Ж. Кальвина о возможности
сопротивления магистратов королю в случае попрания им божественных законов,
ущемления свободы народа.
§ 3. Политические и
правовые идеи Реформации
177
Политические писатели,
защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционных кругов, получили
название монархо-махов (борцов с монархами, тираноборцев). Во второй половине XVI — начале XVII в. довольно широкую известность
приобрели сочинения Ф. Гетмана «Франко-Галлия», Юния Брута (псевдоним) «Защита
против тиранов», Т. Веза «О праве магистратов по отношению к подданным», Дж.
Бьюкенена «О царском праве у шотландцев» и др. Своеобразным было конкретное
содержание каждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общий
идей, которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.
В них много говорилось
о «народе» и от имени «народа». Но под ним подразумевались отнюдь не социальные
низы, трудящийся люд, крестьянско-плебейские массы, а собрания сословных представителей,
преимущественно же феодальная знать. Всячески подчеркивалось, что суверенитет
«народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя.
Последняя связана условиями того договора, который монархи заключают со своими
подданными. Только наличие и строгое соблюдение такого договора делают
государственность нормальной, власть самого государя — законной. Если монарх
преступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, ь исконные
свободы, жизнь подданных), становясь форменным [ тираном, «народ» вправе и
обязан низвергнуть его.
Идеи тираноборцев своей
классово-исторической сутью были обращены в прошлое. Институты старой
сословно-представи-тельной системы, слабо интегрированное средневековое государство,
уже пошатнувшийся церковный космополитизм монархомахи противопоставили
централизующейся политической власти позднефеодального общества, набиравшей
силу единой национальной государственности, которые в принципе выражали тогда
прогрессивные тенденции социального развития. Что же касается самого факта
актуализации монархомахами и настойчивого внедрения ими в идеологический
оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки, как
«суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти»,
«границы власти государства», «право на сопротивление» и др., то этот факт
имел, несомненно, позитивный практический и теоретический смысл. Тираноборцы
вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти,
когда появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена Ла Боэси
(1530—1563). В 178
Глава 8- Политические и
правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
этой работе
монархический строй отвергался как таковой по причине его антиобщественной,
антигуманной природы. В «Рассуждении» была предпринята попытка ответить на два
основных вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы,
становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать
этого состояния и удерживать его.
Э. Ла Боэси полагал,
что в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей
естественно присущую им свободу. Постепенно человеческая память забыла это зло,
с ним примирились; оно укоренилось и стало воспроизводиться уже силой привычки.
Государи всячески культивируют у своих подданных привычку сознавать и ощущать
себя бесправными рабами. От свободы люди отрекаются также вследствие трусости,
страха, которые порождает в них тиранический режим. Наконец, в подневольное
состояние они впадают из-за благоговения перед верховной властью, внушаемого
различными пышными символами к ритуалами.
Чтобы удерживать народ
в добровольном рабстве, государи обзаводятся массой приспешников. Они образуют
целую касту — пирамиду подручных —от нескольких фаворитов монарха до многих
тысяч его слуг, охранников, чиновников и т. д. Вся эта каста извлекает личную
выгоду из своего положения: наживается и преуспевает, помогая, монарху
эксплуатировать народ и господствовать над ним.
Как мы убедились, Э. Ла
Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной социально
разнородному обществу. Причем он не только раскрыл их, но также дал им
надлежащую оценку с позиций широких народных масс. Все это — важный вклад в
политико-юридическую теорию, в развитие прогрессивной демократической мысли.
Итак, идеологи и
деятели Реформации основательно потрудились над тем, чтобы расшатать
феодально-церковные порядки, которые в XVI в.
стали нестерпимо стеснять течение социально-политической жизни. Они критиковали
и дискредитировали данные порядки. Ими руководило при этом пробудившееся и
крепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь как
простого проводника воли бога и церкви, но и как института, имеющего свой
собственный резон, свои особенные черты, возможности и цели. Такой подход стал
заметной вехой на пути консолидации представлений о государ-
§ 4. Боден и его учение
о государстве
179
стве в специальную,
относительно самостоятельную систему научно-теоретического знания —
государствоведение.
Завоеванием -политико-юридической
мысли, реалистически постигающей мир государства и права, стал сформулированный
в эпоху Реформации вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и
обязательный признак антидеспотического, демократически организованного человеческого
общежития. М. Лютер говорил: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было
человек не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не
будет на то его собственного согласия». Эта идея безусловной необходимости
«собственного согласия» индивида с предписываемым ему «сверху» образом мыслей
по своему общественному звучанию вышла далеко за сферу религиозно-нравственных
отношений. Примененная к анализу и оценке политической действительности, она
сыграла как в самой социальной истории, так и в науке о государстве и праве
благотворную, революционизирующую роль.
§ 4. Боден и его
учение о государстве
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма
оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на
смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой — протестанты. Никто
из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с
равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это
противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну,
создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что
только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в
общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на
обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения,
связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и
обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность
любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что
даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей
распад.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|