Учет товарных операций в оптовой торговле
p> __%, Продавец оставляет за собой право перерасчета цены и выставления счета на доплату", в этом случае излагается алгоритм пересчета; - удобно выставление цены с условием: например, цена выставляется в долларах США, а ниже оговаривается условие оплаты в рублях в пересчете по курсу ММВБ плюс процент на дату оплаты. Если отношения между покупателем и продавцом оформлены договором, то
после согласования цены, которое может проводиться как в устной, так и
письменной форме (телеграммами, факсами), цена указывается непосредственно
в договоре, в спецификации или протоколе к нему. При определении цены непременно учитываются условия поставки товара.
Если поставка предполагается на склад покупателя, в цену договора будут
включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д. При
продаже товара со склада продавца цена может быть сведена к стоимости
товара либо включать дополнительно лишь стоимость погрузки. Договорная цена может быть твердой (фиксированной), скользящей или
ценой с последующей фиксацией. В случае твердой цены в договоре фиксируется
конкретная цифра, которая должна быть учтена при оплате и не подлежит
изменениям. Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в п. 13
постановления от 22.12.92 № 23 определено, что при отсутствии
соответствующих указаний в договоре или законодательном акте арбитражный
суд должен отказать в удовлетворении требования об увеличении или
уменьшении цены, установленной договором. В условиях инфляции фиксированная цена, разумеется, выгодна прежде
всего покупателю. Продавец, согласившись на фиксированную цену, может
оказаться в крайне невыгодных условиях, так как за период между моментом
заключения договора и началом его исполнения фактическая цена может
существенно возрасти. Впрочем, существуют способы обезопасить продавца от
возможных убытков. Для этого, во-первых, в договоре может быть предусмотрена частичная
либо 100% предоплата товара. Во-вторых, можно применить так называемую
"валютную оговорку", которая обычно используется в случае, если между
моментом подписания договора и началом поставки товара существует слишком
большой временной разрыв. Возможны случаи, когда определение твердой цены в момент заключения
договора крайне затруднено. Стороны могут не включать конкретную цифру в
договор, а предусмотреть фиксацию исходной (базисной) цены, которая в
течение исполнения договора может изменяться по согласованному сторонами
методу при изменении ценообразующих элементов, то есть скользящую цену. При торговле машинно-техническими товарами со сроками поставки,
превышающими год, скользящая цена определяется на момент исполнения
договора путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках
производства, происшедших в период исполнения договора. Цены с последующей фиксацией в договоре не указываются. В этом случае
как можно точнее фиксируются способы ее определения и конкретные источники,
на которые будут ориентироваться стороны в момент оплаты. После определения цены необходимо договориться об оплате. Порядок
оплаты зависит от способа установления цены. Так, при "плавающей" или
скользящей цене невозможно использовать 100% предварительную оплату. Вместе
с тем желательно применять такой порядок расчетов, который обезопасит от
возможной недобросовестности партнера. При этом наиболее выгодной для
продавца является 100% предварительная оплата, а для покупателя – расчет
платежным поручением после получения товара. Наиболее приемлемым для обеих
сторон, компромиссным, может быть вариант расчета с помощью аккредитивов,
особенно когда продавец не желает отгрузить товар без его оплаты, а
покупатель не решается оплатить ценности до их получения. ПРИМЕР пункта договора "Оплата". Покупатель в течение 30 банковских дней с даты подписания настоящего
договора представляет Продавцу авансовый платеж в размере 70% общей
стоимости настоящего договора, осуществив перевод рублевых средств в Банк
наследующие счета: 827976000911. При этом Покупатель в течение 42 часов с момента проведения банковской
операции обязан представить Продавцу копии соответствующего платежного
поручения (возможно по телефаксу). В случае просрочки указанной даты предоставления авансового платежа
Покупатель выплачивает Продавцу штраф. Размер штрафа составляет 0,1% от
полной стоимости договора за каждый день просрочки в течение первой недели
просрочки и 2% за каждую последующую неделю. При этом общая сумма штрафа не
может превышать 8% полной стоимости настоящего договора. В случае просрочки в предоставлении авансового платежа начало поставок
товара по настоящему договору переносится пропорционально длительности этой
просрочки. После поставки партии товара на сумму не менее 25% от суммы выплаченного
авансового платежа Покупатель открывает в банке Продавца безотзывный
согласованный, делимый, переводимый и восполняемый аккредитив на сумму
стоимости ежеквартальной поставки товара по настоящему договору,
согласованной Продавцом с Покупателем отдельным протоколом, который будет
являться неотъемлемой участью настоящего договора. Восполняемость должна
быть помесячной (не позднее четырех банковских дней с момента оплаты
поставки за предыдущий месяц) по фактическим затратам предыдущего месяца. Аккредитив открывается в банке Продавца в течение 3 (трех) банковских дней
с даты извещения Продавцом Покупателя о поставке |товара на сумму 25% от
объема выплаченного авансового платежа. В случае просрочки указанной даты
открытия аккредитива Покупатель выплачивает Продавцу штраф в размере 0,2%
от оставшейся стоимости договора за каждый день в течение первой недели
просрочки и 2% за каждую последующую неделю. При этом общая сумма | штрафа
не может превышать 8% полной стоимости настоящего договора. При просрочке
срока восполнения аккредитива Покупатель выплачивает Продавцу штраф в
размере 0,2% от оставшейся стоимости ^договора за каждый день в течение
первой недели• просрочки и 2% Ц за каждую последующую неделю. При этом
общая сумма штрафа не может превышать 8% полной стоимости настоящего
договора. Аккредитив, открытый в пользу Продавца, будет оплачиваться по
предъявлению в банк Продавца следующих документов: - копим счета; - копии накладной; - копии акта приемки очередной партии товара. Все расходы и комиссии банков, связанные с открытием аккредитива, несет
Покупатель. Оставшаяся часть авансового платежа засчитывается при оплате товара с
аккредитива равномерными частями пропорционально количеству поставляемых
партий товара. Продавец по мере отгрузки представляет Покупателю следующие документы: - копии счетов в 3 экз.; - копию накладной отгрузки; - акт приемки. Расходы по транспортировке могут составлять до 50% цены товара.
Поэтому необходимо еще до заключения договора разработать условия оплаты
транспортных расходов при продвижении товаров от поставщиков до
покупателей. Здесь возможны три варианта: . оплата полностью поставщиком; . оплата полностью покупателем; . оплата частично поставщиком, частично - покупателем. Порядок распределения транспортных расходов между поставщиком и
покупателем определяется условиями франкировки, которые, в свою очередь,
указываются по соглашению сторон в договорах на закупку товаров: При внешнеторговых операциях возникают дополнительные расходы по
уплате экспортно-импортных пошлин, налогов и сборов, по страхованию груза и
др. Например, при морской перевозке наибольшее распространение получили
условия франкировки ФОБ и СИФ, первое из которых предусматривает оплату
поставщиком расходов по доставке товаров в порт отправления, погрузке на
судно, а также пошлин, налогов и сборов по экспорту, а второй требует также
оплаты фрахта и страхования груза. Могут быть использованы условия КАФ,
освобождающие поставщика от оплаты расходов по страхованию груза, а также
ФАС, предусматривающие оплату поставщиком только расходов по доставке
товаров до причала порта отправления, и др. Все затраты на транспортные операции должны быть оговорены в
договоре, а именно: - расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества, количества, специальная упаковка); - оплата погрузки на перевозочные средства до основного перевозчика (иногда эта операция повторяется несколько раз при перегрузке товара); - оплата стоимости основной перевозки, включая страхование; - расходы по выгрузке товара в пункте назначения; - оплата налогов и сборов; - окончательная доставка на склад покупателя. Эти вопросы отражаются в базисных условиях поставки. Если в базисе
поставки указывается: "Продавец продает, а Покупатель покупает со склада
Продавца...", то в транспортных условиях определяется, за чей счет будет
производиться погрузка товара на транспорт, а также срок, в течение
которого покупатель уведомляет продавца о прибытии транспорта для перевозки
товара. При поставке продавцом товара на склад покупателя транспортные
условия схожи. При этом продавец в течение указанного срока уведомляет
покупателя о дате прибытия груза. Это должно быть зафиксировано в договоре,
там же определяется, за чей счет и чьими силами будет осуществляться
разгрузка товара на склад. Если по базисным условиям договора товар передается перевозчику, то в
транспортных условиях оговаривается вопрос об оплате и об ответственности
за перевозку. В том случае, когда продавец берет на себя поставку товара, в
транспортных условиях отмечается способ уведомления покупателя о месте и
дате прибытия груза. Если перевозку осуществляет покупатель, то в договоре
указываются место, в которое продавец должен доставить груз, дата поставки
и срок, в течение которого покупатель должен выслать подтверждение о дате и
месте поставки груза. ПРИМЕР отражения в договоре транспортных условий сделки. Поставка товара по настоящему договору должна быть произведена в
соответствии со сроками согласованными между сторонами графиков по
номенклатуре Спецификации № 1. Графики поставки будут представлены
Продавцом на согласование Покупателю в течение 15 банковских дней после
перевода авансового платежа в соответствии |с разделом "Платежи" настоящего
договора. После согласования сторонами указанные графики являются
неотъемлемой частью настоящего договора. Согласование графиков поставки не
будет служить причиной задержки начала поставки товаров (по отдельным
номенклатурным позициям), которая может наступить через 10 банковских дней
после перевода авансового платежа. Покупатель в течение суток с момента
согласования упомянутых графиков поставки обязан сообщить Продавцу адреса и
транспортные реквизиты баз и вкладов в городе Ижевске, предназначенных для
приемки товаров, подлежащих к поставке по настоящему договору. При
переадресации товара по согласованию между Покупателем и Продавцом
допускается передача адресов и реквизитов упомянутых баз. Продавец обязан в
течение 42 часов с момента отгрузки товара известить Покупателя о сроке
прибытия товара в пункт назначения в письменном виде, а также по телефаксу
или телексу. С целью проверки Покупателем товаров, являющихся предметом данного
договора. Продавец извещает Покупателя о пункте отгрузки за 15 банковских
дней до даты отгрузки товаров. Покупатель имеет право осуществить проверку
товаров при их погрузке или поручить проверку третьей стороне. Продавец имеет право досрочной поставки товара по согласованию с
Покупателем, при этом он обязан в течение 42 часов с момента отгрузки
товара известить Покупателя в письменном виде I(возможно по телексу или
телефаксу) об отправке товара и представить копию накладной отгрузки (по
телефаксу). Датой поставки считается дата накладной отгрузки. Все расходы любого
вида с момента доставки Продавцом груза по условию данного договора на
склад Покупателя оплачивает Покупатель. Разгрузочно-погрузочные работы
обеспечивает Покупатель за свой счет. Право собственности на товар, а также
все риски, связанные с ним, переходят от Продавца к Покупателю в момент
доставки .товара на базы и склад Покупателя. 2.3. Учет поступления товаров. 2.3.1. Прием товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту. В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным
и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со
стороны материально ответственных лиц. Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции,
пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по
доверенности с предъявлением паспорта. Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как
бланков строгой отчетности производств по корешку доверенности, который
хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в
книге доверенностей, либо в журнале регистрации). Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости
офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в
одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то
оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно.
Документом на отпуск в данном случае является накладная. Накладная (пример см. приложение) выписывается в четырех экземплярах,
первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии
предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром
покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за
хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными
лицами, один из которых отпустил товар, а тугой - принял, и заверяется
печатями поставщика и получателя. Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной
документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в
соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в
получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре,
то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству
мест) без фактической проверки". После этого Материально ответственное лицо
доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его
кладовщику. Товар от организаций железной дороги, водного и воздушного транспорта
должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо.
Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает
товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная
накладная, счет-фактура и др. Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты: - номер и дату оформления накладной; - полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, - плательщика; - наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; - основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа). Товарный раздел накладной заполняется грузоотправителем, в нем
указывается наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма
оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС).
Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и
осуществлении погрузочно-разгрузочных работ. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и
упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в
накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть
оформлена «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере" (см.
приложение). Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не
накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной
строкой выделяется сумма НДС). Счет-фактура (см. приложение) выписывается, как. правило, в трех
экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются
покупателю вместе с товаром. Кроме того, следует помнить, что с 1997 года все плательщики НДС в
соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины" обязаны составлять счета-фактуры на
реализацию продукции (работ, услуг) (см. приложение), формы которых
утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (с изменениями
и дополнениями). На основании данных документов получатели товаров имеют
право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом. Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным
бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скреплен
печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным
лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации. Получаемые покупателем товаров счета-фактуры в отличие от экземпляров
поставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся к первичным
бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь
дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности
счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении. Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и
подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и
выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и
полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах
покупок и продаж (см. приложение). Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для
регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях
определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные по
определенным графам используются при составлении расчета по налогу на
добавленную стоимость. В случае использования приобретенного товара, по которому зачет
произведен, в непроизводственной сфере в книге покупок делается
корректирующая запись с уменьшением итоговой суммы налога, принимаемой к
зачету в текущем периоде. Следует отметить, что после получения сопроводительных документов
материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона,
контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии
представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по
количеству мест, а в необходимых случаях – по массе. Станция (пристань,
аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера,
упаковочной тары) в соответствующей накладной. При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естественной
убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести
необходимую запись на обороте накладной. В случае обнаружения неисправности вагона, контейнера или повреждения
упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на
ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях
повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально
ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани, аэропорта)
назначения составления коммерческого акта и получить его копию. При отказе
станции назначения составить коммерческий акт покупатель должен принять
груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной
власти или железнодорожной милиции и составить акт о результатах приемки.
Отказ сотрудников станции назначения составить акт следует обжаловать в
установленном порядке. Коммерческий акт при этом является юридическим
основанием для предъявления претензий к транспортным компаниям или
поставщику. 2.3.2. Получение товаров автотранспортом. При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом
служит товарно-транспортная накладная (см. приложение). Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является
первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое
предприятие. Она состоит из двух разделов – товарного и транспортного.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|