Учет товарных операций в оптовой торговле
p> С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и
складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера
и материалы-то ответственного лица на оборотной ведомости.Сальдовый способ бухгалтерского учета При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) способе учета материально
ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки
количественно-сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров
ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам или по
товарным группам. Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит
сплошную проверку записей в карточках складского учета (товарных книгах).
При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственными лицами
в карточках складского учета, с данными приходно-расходных документов,
представленных в бухгалтерию в качестве приложения к реестру или товарному
отчету. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер
подтверждает проставлением даты проверки и своей подписью в карточках. На первое число месяца и на день инвентаризации на основании
проверенных карточек складского учета составляют сальдовые ведомости по
складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них промежуточных
итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми карточками
бухгалтерии). В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в
количественном выражении до наименованиям на основе регистров складского
учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий
итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо
счета 41 "Товары". Партионный способ бухгалтерского учета Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если
товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или в
партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных иди в партионные
карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а
в количественно-суммовом выражении. В бухгалтерии на каждую партию открывается отдельная карточка. Данные
бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами материально
ответственных лиц и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные
при сверке, фиксируют в акте. На начало месяца итоговые данные из
партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целесообразно
составлять не по отдельным наименованиям и сортам товара, а по отдельной
партии в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомости должен
совпадать с данными синтетического счета 41 "Товары". По мере реализации партий товара бухгалтер без проведения
инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки
товаров). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную
убыль по нормам (при их наличии), засчитывают пересортицы товаров,
обнаруженные внутри партии (пересортицы товаров в разных партиях
засчитывать запрещается), выявляют окончательные результаты и отражают их
на счетах. Недостачи, превышающие установленные нормативы, подлежат
взысканию с виновных лиц. Излишки приходуются в доход предприятия. 2.8. Учет тары. На оптовом торговом предприятии может быть сосредоточено большое
количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным
поступлением и правильным оприходованием тары в основном такой же, что и
товаров. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность
цен на тару. Приемка поступившей тары осуществляется на основании счетов-
фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных
документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют
данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке,
как и по товарам. Согласно Основным положениям по учету тары на предприятиях,
производственных объединениях и организациях, утвержденным письмом Минфина
СССР от 30.09.85 № 166 по согласованию с Госкомцен и ЦСУ СССР, различают
несколько категорий тары: - многооборотная тара (используется многократно, подлежит обязательному возврату поставщику). Гарантией возврата тары является взимаемый поставщиком залог, который возвращается после получения назад порожней тары в исправном состоянии. К многооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, бидоны), деревянная тара (ящики, бочки и др.), стеклянная тара (бутылки, банки), тара из ткани (мешки), картонная тара (коробки); - тара однократного использования. Кроме того, в торговом предприятии должен быть предусмотрен
раздельный учет тары, которая: - оприходована на основании товаросопроводительных документов поставщиков; - не включена в товаросопроводительные документы поставщика, а оприходована с составлением акта и оценкой торговым предприятием; - относится к основным средствам. Тара поступает на предприятия торговли в основном вместе с товарами
от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных документов. Учет
тары ведется обычно по ценам приобретения. Тару, не указанную отдельно в
документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании
соответствующего акта по цене возможной реализации. Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-
транспортных накладных, счетах-фактурах и других товарных документах
отдельной строкой. Отпуск тары без товара оформляется отдельными товарно-
транспортными накладными или другими расходными документами. Бой, лом и порча тары оформляются актом, при этом причиненный ущерб
должен быть взыскан с виновных работников. Тару учитывают в местах ее хранения и в бухгалтерии оптового
предприятия. При этом материально ответственные лица ведут учет тары по
количеству, наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в
которые производятся на основании первичных документов на поступление и
выбытие товара. Все документы на поступление и выбытие тары должны
сдаваться в бухгалтерию с товарными отчетами или сопроводительными
реестрами документов. В товарных отчетах стоимость поступившей и выбывшей
тары указывается по каждому документу в специальной графе. Проверенные документы служат основанием для отражения поступления и
выбытия тары в бухгалтерском учете. Торговые предприятия учет тары (как покупной, так и собственного
производства) ведут на активном счете 41 "Товары", субсчет 41-3 "Тара под
товаром и порожняя". По дебету этого субсчета отражается оприходование
поступившей тары в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а по
кредиту - выбытие (списание) тары (при этом дебетуется счет 41 Товары" и
другие счета в зависимости от причин ее выбытия). Инвентарная тара,
служащая для производственных или хозяйственных нужд, учитывается по счету
12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (при этом обладающая
признаками основных средств - на счете 01 "Основные средства"). Учет движения тары под товарами и тары порожней при наличии большого
количества разных видов тары с разными ценами производят по средним учетным
ценам, которые устанавливают по отдельным группам тары применительно к ее
назначению. При этом разницу между ценами приобретения и средними учетными
ценами относят на счет 42 "Торговая наценка". При очередных инвентаризациях
выверяют сальдо по этой разнице и в случае необходимости корректируют
счетом 80 "Прибыли и убытки" как результат по операциям с тарой. Если тару учитывают по средним учетным ценам, то в течение месяца
разницу между стоимостью по ценам приобретения и средними учетными ценами
можно отражать на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов". По
окончании месяца дебетовое или кредитовое сальдо по счету 16 распределяют
между выбывшей за месяц и оставшейся в использовании на конец месяца тарой
по среднему проценту. Средний процент определяют по формуле: Средний процент = (Сальдо на конец месяца по счету 16) : (Сумма выбывшей
тары за месяц + Остаток тары на конец месяца) * 100. Списание разниц, относящихся к выбывшей таре, отражают следующими
бухгалтерскими проводками. При дебетовом сальдо счета 16: Дт 44 "Издержки обращения"
Кт 16 "Отклонение в стоимости материалов". При кредитовом остатке счета 16: Дт 16 "Отклонение в стоимости материалов"
Кт 80 "Прибыли и убытки". После соответствующих записей по счету 16 будет отражена разница,
относящаяся к остатку тары на конец месяца. В торговых предприятиях по тарным операциям могут иметь место как
расходы и убытки, так и доходы. Расходы включают в себя затраты, без которых, как правило, невозможно
обойтись (перевозка, погрузка, выгрузка, ремонт и т. п.). Потери от бесхозяйственного отношения к таре (бой, лом, потери от
снижения качества тары и т. п.) составляют убытки. К доходам по таре относятся: стоимость тары, полученной от
поставщиков бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам .над
стоимостью тары по учетным ценам и др. Расходы по таре учитываются на счете 44 "Издержки обращения", а
потери и доходы на счете 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные
прибыли или убытки соответственно. При журнально-ордерной форме учета по счету 41 "Товары", субсчет 41-3
"Тара под товаром и порожняя" ведется ведомость по дебету и журнал-ордер по
кредиту этого счета. Записи делаются на основании товарных отчетов и
приложенных к ним документов, отражающих поступление и выбытие тары. На
каждый товарный отчет отводится одна строка, по которой отражается приход и
расход по корреспондирующим счетам, а также остаток тары на конец отчетного
периода. Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам,
по наименованиям, количеству и стоимости тары. Что касается отражения
операций с тарой в синтетическом учете, то его порядок можно представить
рядом бухгалтерских проводок. Поступление тары (вместе с товаром) от поставщика в оптовой торговле
фиксируется записью: Дт 41. субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям"
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При этом поступление многооборотной тары, имеющей залоговые цены,
учитывается по ценам, включающим НДС, которые зачету перед бюджетом не
подлежат. Если товары затариваются в потребительскую тару одноразового
использования, стоимость которой включается в их цену, либо тара
оплачивается сверх цены за товары, то эта тара облагается НДС. Суммы НДС
при этом предъявляются к зачету перед бюджетом в общеустановленном порядке. При поступлении многооборотной тары часто взимается залог, что
отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств. Возврат тары поставщику или сдача ее соответствующим организациям
фиксируется проводкой: Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя". Списание недостач от операций с тарой (лом, бой и др.) отражается записью: Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя". Оприходование тары, выявленной по результатам инвентаризации, или
тары, поступившей от поставщика без оплаты, считается внереализационным
доходом: Дт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя'
Кт 80, субсчет 80-4 "Прибыли и убытки от прочих операций". Ремонт тары по договору силами сторонней организации фиксируется в
бухгалтерском учете проводкой: Дт 44 "Издержки обращения";
Дт 19, субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по работам и оказанным
услугам "
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Внутреннее перемещение тары между отдельными подразделениями
торгового предприятия (отдельными секциями склада, различными складами,
складом и торговыми помещениями, для организации выездной торговли) находит
отражение в аналитическом учете: Кт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 1)
Дт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 2). Тара может быть изготовлена предприятием самостоятельно, при этом ее
учет проводится через счет 23 "Вспомогательные производства". Следует отметить, что вместо счета 41 в учете тарных операций может
быть использован счет 01 "Основные средства" в случае удовлетворения
условиям отнесения тары к основным средствам. 2.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 2.9.1. Общие правила проведения инвентаризации Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия
проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей.
При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на
момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо
обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации
материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных
данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также
посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары,
продукция устаревших фасонов и моделей и т. п. Основными этапами инвентаризации являются: 1. Проверка фактического наличия товаров.
2. Документальное оформление результатов инвентаризации. .
3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации. Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и
сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за
исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно: - при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более половины членов бригады); - при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий; - при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством. Инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило на 1-е число месяца (и не ранее 1 октября), остальных продовольственных товаров - не менее двух раз в год. 2.9.2. Порядок проведения инвентаризации Порядок проведения и документального оформления результатов
инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства
финансов РФ от 13.06.95 № 49. Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц
проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения
ценностей в отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных
помещениях у одного материально ответственного лица, проверяют и оформляют
описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия
переходит в следующее помещение. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей
путем их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной
нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в
неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается
внесение этих товаров в описи по спецификации или маркировке, имеющейся на
таре. В описи это должно быть оговорено. Причем не менее 10% таких товаров,
за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть
подвергнуто обязательной выборочной проверке. При этом если в результате
такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или
маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить
товар. Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия
(по данным учета или со слов ответственного лица) запрещается. При
подготовке большого количества весовых товаров отвесы фиксируют в
специальных ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с
ответственным за ценности лицом данные о качестве товара вносят в
инвентаризационную опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается
определять путем обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты
обмеров прилагаются к описям. Для ускорения проведения инвентаризации товаров на складах и
заполнения инвентаризационных описей с помощью компьютеров целесообразно
использовать ярлыки (кипные карты) и штрих-коды. В ярлыках (кипных картах)
с помощью штрих-кодов указывают наименование товара, единицу измерения,
артикул, размер, рост, сорт и другие признаки, цену и количество товара.
Ярлыки (кипные карты) помещают на видном месте или прикрепляют к кипе.
Информация с них считывается в компьютер автоматически с помощью
специальных оптических читающих устройств (сканеров). Члены комиссии проверяют правильность наименования и количества
товаров, указанных в ярлыках, после чего в них проставляют регистрационный
(порядковый) номер. Ярлыки (кипные карты) подписывают работник, подобравший
товар, материально ответственное лицо и председатель комиссии. Сведения о
них заносят в инвентаризационную опись. Ярлыки, партионные и кипные карты
хранят до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем
уничтожают. 2.9.3. Оформление инвентаризационных материалов Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно
в двух, а при приеме-передаче - в трех экземплярах. Заполняют опись либо
вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой
странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м
и т. п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми
членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В
описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах
описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены
инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют
расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей
инвентаризационной описи № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем
присутствии и внесены в опись, в связи л чем претензий к инвентаризационной
комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем
ответственном хранении". В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются
работник, принявший ценности, и работник, сдавший их. Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально
ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуют после
инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью "Материальные
ценности, поступившие во время инвентаризации". В данной описи указывают
поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка
"После инвентаризации" со ссылкой на дату описи. На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по
каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам
бухгалтерского учета), дату отгрузки, перечень и номера отгрузочных
документов. Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежалых и
неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны
храниться отдельно. 2.9.4. Определение результатов инвентаризации Результаты инвентаризации в 5 - 10-дневный срок должны быть
определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а
также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в
количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные
бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На
ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную
ведомость, в ней указываются наименование товара, номенклатурный номер,
количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек. Такая же
сличительная ведомость составляется и по таре.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|