Учетная политика в ЗАО "Бурда бетройунг"
Вместе
с тем, в составляемый на практике приказ об учетной политике организа-ции
включались и положения, не относящиеся к порядку бухгалтерского учета
хозяйствен-ных операций, но определявшие режим их налогообложения. Прежде
всего, это касалось выбора организацией так называемого "момента
реализации", т.е. даты признания оборота по реализации товаров (работ,
услуг) для целей налогообложения.
Если в
бухгалтерском учете в соответствии с допущением "временной определен-ности
фактов хозяйственной деятельности" (п. 6 ПБУ 1/98), доходы от реализации
должны фиксироваться в момент перехода к покупателю права собственности на
товары (выполнения работ, оказания услуг), для целей налогообложения до
введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ возможность выбора
"момента реализации" определялась Законом РФ от 06.12.2003 № 2003-1
"О налоге на добавленную стоимость" (для НДС) и Положением о составе
затрат, утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2003 № 552 (для налога на
прибыль).
Таким
образом, еще до введения в действие части второй НК РФ существовал
оп-ределенный комплекс предписаний налогового законодательства, дающих
организациям возможность выбора различных вариантов порядка налогообложения
хозяйственных операций.
Совокупность
этих правил, выбранных организацией, фактически составляла ее налоговую
политику, не оказывая при этом влияния на порядок бухгалтерского учета
соответствующих хозяйственных операций. Формально же на практике этот выбор
организации закреплялся в приказе об учетной политике.
С
другой стороны, все меньше решений в области именно методологии бухгалтерского
учета, принимавшихся при формировании учетной политики организации, определяли
порядок налогообложения соответствующих хозяйственных операций. Так, например:
- выбор одного из предлагавшихся в
п. 4.2 ПБУ 6/97 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина
России от 03.09.2003 № 65н), варианта начисления амортизации по основным
средствам (в настоящее время соответствующие предписания содержит п. 18
ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) не влиял на
величину затрат, принимаемых для расчета налогооблагаемой прибыли;
- сформированные в соответствии с
п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв.
приказом Минфина РФ от 29.07.2003 № 34н), и учетной политикой организации
резервы под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых
результатов не уменьшали величины налогооблагаемой прибыли организации;
- ни один из выбранных в учетной
политике в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.11.2003 № 129-ФЗ
"О бухгалтерском учете" методов учета хозяйственных операций,
отличный от предписанных нормативными документами, сам по себе не имел
никаких налоговых последствий и т.д.
3.1. Формирование учета доходов и расходов
для исчисления налога на прибыль
Данный стандарт устанавливает основы учета
текущих и будущих налоговых последствий:
•
Будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов
(обязательств) в бухгалтерском балансе.
•
Операций и других событий текущего периода, признаваемых в
финансовой отчетности компании.
Существование этого стандарта обусловлено одним
из основных принципов составления финансовой отчетности — принципом начисления,
который позволяет компаниям признавать в качестве долга будущие выплаты
(налоги и другие обязательные платежи), если они базируются на ежегодно
проводимых операциях и носят постоянный характер.
В МСФО 12 речь идет в основном о налогообложении
транснациональных компаний из разных регионов мира. Поэтому в стандарте подчеркивается,
что налоги на прибыль включают все налоги внутри страны и за рубежом,
уплачиваемые не только материнской компанией, но и дочерними и совместными
предприятиями. Эти расчеты по налогам следует показывать в консолидированной
отчетности компании.
В стандарте приводятся основополагающие понятия
учетной и налогооблагаемой прибыли.
Учетной прибылью считается чистая прибыль
(чистый убыток) за отчетный период до вычета налоговых платежей.
Налогооблагаемой прибылью (убытком)
называется прибыль (убыток) за период, исчисляемая в соответствии с правилами,
установленными налоговыми органами. Согласно этим правилам предусматривается
уплата или компенсация налогов на прибыль ввиду того, что могут иметь место как
недоплата, так и переплата (авансовые платежи) налогов.
Приведено и понятие отложенных налогов,
уплата (возмещение)которых переносится на будущие периоды с учетом временных
разниц по налогообложению. В финансовой отчетности недоплату показывают как
обязательства (среди прочих пассивов и резервов), а переплату — как
долгосрочные активы.
Отложенное налогообложение определяется по
налогам, базой исчисления которых является прибыль. Оно учитывается методом обязательств
по отчету о прибыли и убытках или методом обязательств по балансу. При первом
методе отложенный налог исчисляется от временных разниц, при втором — от
временных.
Временные разницы означают разницы между
налоговой и учетной прибылью, возникающие от несовпадения учетного и налогового
периодов. Временные разницы означают разницы между налоговой базой актива
(обязательства) и их балансовой стоимостью, они возникают при несовпадении
налоговой и учетной оценки операций и включают временные разницы.
Временные разницы делятся на облагаемые и
вычитаемые в отчетном периоде.
Налог от облагаемой разницы начисляется как
отложенное налоговое обязательство. Налог от вычитаемой разницы начисляется
как отложенное налоговое требование. Их сальдирование допускается, но с
ограничениями (один налоговый орган, право компании на зачет). Отложенное
налогообложение приводится отдельной статьей в балансе и не дисконтируется. Его
расчет производится по ставке налога (средней ставке при различиях ставок) на
отчетную дату или на объявленную дату ее применения.
Отложенное налогообложение является расходом
(доходом), которые включаются в прибыль (убыток) отчетного периода, но списывается
за счет соответствующего резерва, если операция не связана с финансовым
результатом (переоценка основных средств).
В пояснениях раскрываются причины временных
разниц, отложенное налогообложение и его состав, налог на прибыль по
прекращаемой деятельности, изменение налоговых ставок, числовая сверка налогообложения
по балансовой и расчетной налогооблагаемой прибыли.
Налог на добавленную
стоимость
Основным
элементом, который необходимо закрепить в учетной политике для исчисления НДС,
является момент определения налоговой базы. Кодексом предусмотрено два
варианта:
- по
мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то есть день
отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
- по
мере поступления денежных средств, то есть день оплаты отгруженных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг).
Выбранный
вариант нужно утвердить в учетной политике для целей налогообложения. Если же
налогоплательщик не определит в своей учетной политике, какой метод он будет
использовать, то моментом определения налоговой базы считается день отгрузки
(передачи) товара (работ, услуг). Об этом говорится в пункте 12 статьи 167
Кодекса. Значит, для того чтобы избежать споров и ошибок, рекомендуется все же
закрепить один из методов в своей учетной политике для целей налогообложения.
Так
какой же вариант лучше выбрать? На этот вопрос можно ответить только после
тщательного анализа условий деятельности налогоплательщика. Вариант учетной
политики «по оплате» позволяет осуществлять налоговые платежи только по тем
операциям, по которым уже поступили денежные средства. Это крайне важно для
небольших организаций с ограниченными оборотными средствами. Однако вариант
учетной политики «по отгрузке» является более простым и позволяет исключить
различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять
дату оплаты. Правда, метод «по оплате» явно выгоднее - он позволяет отсрочить
налоговые платежи и более экономно и рационально распределять денежные средства.
Хотя при совпадении моментов отгрузки и оплаты (например, розничная торговля)
лучше применять метод учета «по отгрузке».
Налог на прибыль
Как уже
отмечалось, наибольшее количество альтернативных норм, позволяющих
налогоплательщикам выбрать тот или иной способ учета для целей налогообложения,
относится к исчислению налога на прибыль организаций.
Прежде
всего в учетной политике необходимо закрепить порядок ведения налогового
учета. Он не имеет жесткой регламентации, и налогоплательщик должен разработать
его самостоятельно. Помимо этого нужно разработать формы документов налогового
учета. Причем в качестве таких документов организация может использовать
самостоятельные регистры налогового учета. Либо применять регистры
бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами, указанные в статье
313 НК РФ.
Однако
в любом случае полного совмещения бухгалтерского и налогового учета достичь
невозможно. Более того, у них различные задачи. Смешивая их, можно, ненамного
облегчив себе работу, в итоге добиться лишь возникновения ошибок либо в
налоговом учете, либо в бухгалтерском. Это же относится и к другим элементам
учетной политики для целей налогообложения, которые вовсе не должны быть
одинаковыми с теми, которые приняты для бухучета. Во многих случаях, чтобы
избежать ошибок и неточностей, и в первую очередь в данных бухучета, разумнее
будет утвердить самостоятельные регистры налогового учета.
Формы
регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических
данных налогового учета, данных первичных учетных документов утверждаются
организацией в приложении к учетной политике.
Налогоплательщики,
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не
превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал в среднем за предыдущие четыре квартала,
должны установить в учетной политике момент признания доходов и расходов
(определение даты получения дохода или расхода). Они вправе выбрать либо метод
начисления, либо кассовый метод. Те же, кто не соответствует этому критерию,
должны применять только метод начисления. Так как для таких организаций выбор
метода признания доходов и расходов главой 25 не предусмотрен, закреплять метод
начисления в учетной политике нет необходимости.
При
использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом)
периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления
денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств
на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и
(или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед
налогоплательщиком иным способом.
Конечно,
кассовый метод удобен тем, что доход от хозяйственных операций, как правило,
возникает только после реального получения денежных средств. Но его применение
сопряжено со значительными рисками. В частности, при превышении предельного
размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного
пунктом 1 статьи 273 Кодекса, в течение налогового периода налогоплательщик
обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Причем с
начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
Далее,
налогоплательщики вправе самостоятельно определить метод оценки сырья и
материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров
(выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных
расходов и метод оценки покупных товаров при их реализации для
определения стоимости приобретения товаров. Они практически одинаковые.
Для
оценки сырья и материалов используются следующие методы (п. 8 ст. 254 НК РФ):
1) метод
оценки по стоимости единицы запасов;
2) метод
оценки по средней стоимости;
3) метод
оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
4) метод
оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Для
оценки покупных товаров налогоплательщики могут выбрать следующие методы (п. 1
ст. 268 НК РФ):
1) по
стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
2) по
стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
3) по
средней стоимости;
4) по
стоимости единицы товара.
И в том
и в другом случае следует выбрать метод, который наиболее подходит для той
деятельности, которую ведет налогоплательщик. Метод оценки по стоимости единицы
запасов (по стоимости единицы товара) обычно имеет смысл применять тем, кто
работает с товаром (сырьем либо материалом), имеющим большую стоимость и
определенную уникальность. То есть несмотря на принадлежность к группе товаров
(сырья либо материалов) имеет индивидуальные признаки, влияющие на его
стоимость. Например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из
драгоценных камней и т. п.
Метод
средней стоимости используется обычно при большом количестве товаров (сырья
либо материалов) и значительных объемах продаж (например, розница), потому что
другие методы применять затруднительно, так как это сопряжено с неоправданными
дополнительными временными затратами.
Метод
оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгодно применять,
когда стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет. Например,
в условиях инфляции. В такой ситуации применение метода ЛИФО позволит за счет
увеличения материальных расходов (стоимости приобретения товаров) немного
уменьшить налоговую базу.
Метод
оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), наоборот, выгоден
при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров
(работ, услуг) по тем же причинам.
Порядок
расчета и применения указанных способов при оценке активов налоговым
законодательством не предусмотрен. Поэтому следует обращаться к нормам
бухучета, так как институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если
иное не предусмотрено Кодексом. Об этом гласит пункт 1 статьи 11 НК РФ.
В
учетной политике для целей налогообложения можно закрепить и метод
начисления амортизации, определив критерий, по которому амортизируемое
имущество можно объединить в группы для присвоения такой группе одного из двух
методов:
- линейного
метода (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую -
десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих
объектов может применяться только линейный метод начисления амортизации);
- или
нелинейного метода[1].
Представляется,
однако, что это не совсем удобно. Прежде всего из-за того, что каждой единице
амортизируемого имущества должен быть назначен метод начисления амортизации.
При этом он не может быть изменен в течение всего периода начисления
амортизации по объекту амортизируемого имущества, тогда как учетная политика
может меняться каждый год. Можно установить такой элемент учетной политики, как
метод амортизации, отдельным приказом, что позволит избежать путаницы при
изменении в дальнейшем учетной политики в части применения метода амортизации к
вновь приобретенному имуществу.
Применение
специальных коэффициентов амортизации (не распространяются на основные
средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если
амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом) можно
установить как в приказе об утверждении учетной политики для целей
налогообложения, так и в отдельном приказе. Обратите внимание: в случае
установления применения коэффициентов в приказе об учетной политике они должны
оставаться неизменными в течение всего налогового периода. В то время как
законодательством не установлено ограничений по применению указанных
коэффициентов с середины года или по прекращению их использования до конца
года.
Что
касается начисления амортизации по нормам амортизации ниже установленных
статьей 259 НК РФ, то, приняв такое решение, его также можно включить в учетную
политику. Ведь использование пониженных норм амортизации допускается только с
начала налогового периода и в течение всего налогового периода. Необходимость
применения пониженных коэффициентов вызывает некоторые сомнения, но в ряде
случаев это бывает необходимо. Например, при приобретении амортизируемого
имущества налогоплательщик изначально предполагает продать его и, чтобы при
продаже налоговая база не была чрезвычайно большой, можно заранее позаботиться
об ее уменьшении за счет высокой остаточной стоимости, применив пониженные
коэффициенты амортизации.
Статья
266 НК РФ позволяет налогоплательщикам сформировать резервы по сомнительным
долгам. Сумма такого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного
(налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Налогоплательщик самостоятельно решает, создавать ему резервы по сомнительным
долгам или нет. Создавать резерв целесообразно прежде всего налогоплательщикам,
которые реализуют свои товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа и
имеют постоянные проблемы с дебиторской задолженностью[2].
Формировать
резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут
налогоплательщики, реализующие товары (работы) по договорам с условиями об
обслуживании и ремонте в течение гарантийного срока. Резерв создается в
отношении именно таких товаров (работ). Это обычно вызвано потребностью
равномерного распределения расходов на гарантийный ремонт (обслуживание),
необходимость в котором, как правило, возникает ближе к окончанию гарантийного
срока. Налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений
в этот резерв. Но размер созданного резерва не может превышать предельного
размера, рассчитанного по формуле (см. на следующей странице).
Формула.
Предельный размер резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
|