Учетная политика в ЗАО "Бурда бетройунг"
Документы,
которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,
подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или
уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике
целесообразно определить перечень таких документов. Несмотря на кажущуюся
очевидность того, какие документы следует относить к денежным, на практике
могут возникнуть вопросы, например: является ли таким документом авансовый
отчет, представляемый подотчетным лицом в случае, если перерасхода по авансу
нет; к какому виду операций следует отнести движение ценностей, числящихся на субсчете
132 «Денежные документы», и т.д.
Кроме
того, ст. 7 Закона установлено, что без подписи главного бухгалтера или
уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и
кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к
исполнению. Это значит, что при необходимости должны быть составлены перечни
расчетных документов, а также обязательств, под которые организация
осуществляет финансовые вложения.
При
необходимости передоверить право подписи уполномоченному лицу данное лицо также
должно быть указано в учетной политике. При этом не обязательно указывать
конкретную фамилию должностного лица, являющегося уполномоченным, достаточно
указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель
руководителя). Эта мера позволит избежать вопросов, связанных с внесением
изменений в учетную политику в случае изменения должностного положения
работников. Что же касается ответственности уполномоченных лиц, то она
определяется не учетной политикой, а законодательными актами.
Так как
ст. 9 Закона определено, что первичный учетный документ должен быть составлен в
момент совершения операции, а если это не представляется возможным –
непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке учетной
политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при
совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании.
3.График
документооборота, регламентирующий перечень и формы первичных учетных
документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц,
ответственных за их оформление и утверждение.
Эффективная
работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего
регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки,
составления сводных документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом
учетной политики можно считать график документооборота –
направление движения документов и сроки их представления в соответствующие
подразделения организации, бухгалтерию либо централизованную бухгалтерию.
График документооборота утверждается ежегодно руководителем организации и
является приложением к учетной политике организации.
Этим
вопросам в учетной политике необходимо уделить особое внимание, т.к. в
соответствии со ст. 151-3 Кодекса России об административных правонарушениях
от 6 декабря 1984 г. № 4048-X с последующими изменениями и дополнениями нарушение
порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или
их сокрытие, нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим
должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности – влечет
наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.
4.Сроки
и порядок проведения инвентаризации.
Согласно
п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 5 декабря 2003 г.
№ 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата
их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при
каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда
проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.4). Как правило, при
регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно
внимания уделяется инвентаризации незавершенного производства, бланков строгой
отчетности, лома и отходов драгоценных металлов, а также обязательств
бюджетного учреждения. Непроведение инвентаризаций указанных выше объектов
снижает эффективность бухгалтерского контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью учреждения.
5.Учетная
политика организации по видам имущества, операциям и обязательствам.
В
учетной политике должны быть закреплены:
а)
установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств
(лимит отнесения имущества к объектам основных средств свыше лимита,
установленного Министерством финансов России в 30 базовых величин (по коврам и
ковровым изделиям – 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения
активов к основным средствам – срок полезного использования более 12 месяцев –
остается неизменным.
Учет
основных средств должен быть организован:
·в
соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г.
№ 118, с последующими изменениями и дополнениями;
·Инструкцией
по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из
бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20
декабря 2001 г. № 125.
Объекты
основных средств в бухгалтерской отчетности отражаются по первоначальной
(восстановительной) стоимости, скорректированной на расчетный коэффициент,
определенный при проведении переоценки ежегодными постановлениями
Правительства России о переоценке основных средств.
Переоценка
объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной
стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект
переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время
использования объекта.
Результаты
проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов
основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
Таким
образом, в учетной политике организации должны быть определены следующие
элементы:
·сроки
проведения переоценки;
·порядок
проведения переоценки – индексным методом или методом прямой оценки;
·порядок
отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете;
б) учет
нематериальных активов, который ведется в соответствии со
следующими документами:
Положением
по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным постановлением
Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими
изменениями и дополнениями;
·Инструкцией
по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из
бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20
декабря 2001 г. № 126.
К
элементам учетной политики нематериальных активов относятся:
·принятые
способы и методы оценки и учета приобретения, создания и выбытия нематериальных
активов;
·принятые
способы начисления амортизации нематериальных активов с указанием, к каким
группам и видам нематериальных активов применяются выбранные способы начисления
амортизации, используемые для учета нематериальных активов счета бухгалтерского
учета, которые включены в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
·применяемые
для оформления хозяйственных операций с нематериальными активами формы
первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от
типовых.
в)
порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся (МБП).
МБП
считаются предметы, служащие менее 1 года независимо от стоимости. К ним
относятся предметы труда, инструменты и приспособления, производственный и
хозяйственный инвентарь, средства защиты от вредных воздействий
производственной среды, многократно используемые в хозяйственной деятельности
организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, – стоимостью
единицы в пределах 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – в
пределах 10 базовых величин) или в ином размере, определяемом руководителем
организации, но в пределах лимитов, установленных Министерством финансов
России.
МБП
стоимостью до 1 базовой величины (включительно) за единицу списываются по мере
отпуска в эксплуатацию. Учет этих предметов ведется материально ответственным
лицом. Амортизация по малоценным и быстроизнашивающимся предметам
организациями, финансируемыми из бюджета, не начисляется;
г) способы
начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам
основных средств и по объектам нематериальных активов (линейный способ,
нелинейный способ и т.д.) в соответствии с Положением о порядке начисления
амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным
постановлением Министерства экономики России, Министерства финансов России,
Министерства статистики и анализа России, Министерства строительства и
архитектуры России от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, с последующими
изменениями и дополнениями.
6.Методы
оценки активов и обязательств.
Основные
принципы оценки активов и обязательств сформулированы в ст. 11 Закона:
·оценка
имущества и обязательств производится организацией для отражения в
бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;
·оценка
имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования
фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного
безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного
в самой организации, – по стоимости его изготовления.
Материальные
запасы (за исключением медикаментов и продуктов питания) учитываются по
фактической стоимости, включая затраты на их приобретение, хранение,
транспортировку, стоимость услуг и другие аналогичные расходы. Расходы по
заготовке и доставке материалов могут учитывать непосредственно стоимость
материалов.
Бюджетным
организациям разрешается осуществлять списание материалов и продуктов питания
только по ценам их приобретения или средним ценам, если данные материальные
ценности ранее уже приобретались. Поэтому в учетной политике бюджетного
учреждения целесообразно утвердить метод оценки списания материалов и продуктов
питания в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов России
от 11 декабря 2003 г. № 59 «О порядке учета материальных запасов учреждениями и
организациями, состоящими на бюджете».
Стадия принятия решения
Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать
все возможные варианты. Несмотря на то что формированием учетной политики
занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя
исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная
политика касается деятельности всех структурных подразделений организации,
поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов
производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных
служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать
стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и
принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится
(расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой
продукции или технологии и т. п.).
Например, при выборе способа оценки активов при выбытии
целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых
последствий применения разных способов. На отдельных этапах развития
бизнеса, применительно к разным категориям имущества и в зависимости от общей
экономической ситуации организации, могут быть выгодны разные способы такой
оценки.
Такое экономическое "обоснование" должны делать
специалисты, работающие в конкретных областях (производстве,
материально-техническом снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных
бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Естественно, это не
входит в компетенцию бухгалтерии. Обоснование не является обязательным и не
регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать
осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия,
соответствие намерений и полученных результатов.
Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности
ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку
информации не должны превышать ценность, полезность самой информации. Кроме
того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в
течение которого эта информация действительно может быть полезной для принятия
решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов
ведения бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между
потребностями производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что
в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и
оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.
По результатам предварительных экономических расчетов и
экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из
предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций
это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его
окончательного утверждения.
Кто должен руководить работой по формированию учетной
политики на стадии принятия решений? Конечно,
это может быть главный бухгалтер. Но лучше, если эту миссию примет на себя
непосредственно руководитель организации. Это позволит сделать выбор более
объективным и оптимальным, что немаловажно в случае возникновения конфликта
интересов, одной из сторон которого является непосредственно главный бухгалтер.
Аналогичный порядок применяется и в отношении вопросов,
требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае
сначала следует определить все возможные способы, а затем уже действовать по
указанной схеме.
Все решения, принятые организацией в отношении выбора
способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и
операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную
политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера,
так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные
соответствующими нормативными документами.
После утверждения учетной политики главный бухгалтер
становится одновременно "гарантом" ее соблюдения и лицом,
претворяющим ее положения в практической деятельности.
Причины изменения
учетной политики
Согласно п. 4 с. 6 Закона № 129-ФЗ изменение учетной
политики может производиться в случаях:
- изменения законодательства
Российской Федерации;
- изменения нормативных актов
органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
- разработки организацией новых
способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий
деятельности организации.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского
учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
При этом особый акцент делается на то, что принятая
организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед
наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ
о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить
многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п.,
значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную
политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют
аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие –
обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными,
что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной
политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу
несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется
гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из
предусмотренных случаев изменения учетной политики.
Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением
законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ. Однако отдельные
нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и
утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя
содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового
года. Возникает коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению в
наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке,
согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении
наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его
исполнения в текущем году. Примером такой ситуации может служить принятие ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина
России от 19.11.02, зарегистрированного в Минюсте России 31.12.02, а
опубликованного уже в 2003 г. В такой ситуации организация может поступить по
формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года
учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в
этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета
требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели
отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций,
а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации
(потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную
информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению
автора, целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную
политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года.
Два последних из указанных случаев, в которых допускается
изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего
финансового года), конкретизированы в п. 16 ПБУ 1/98, а именно:
применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов
хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую
трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников,
изменением видов деятельности и т. п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа
ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны
по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности
организации.
На практике это означает, что в течение отчетного года в
действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее
состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее
не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского
учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает
ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые
правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а
сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной
деятельности организации. Например, ПБУ 18/02 ввело новые понятия (постоянные и
временные разницы и производные от них постоянные налоговые обязательства,
отложенные налоговые активы и обязательства, однако сами объекты учета возникли
в практике организаций несколько раньше) одновременно с вступлением в силу гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль
организаций", установившей новые правила определения налоговой базы по
этому налогу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|