Учет и реализация готовой продукции
p> франко склад покупателя — кроме указанных расходов поставщик
оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его
складе и стоимость перевозки до его склада и др. Самым распространенным видом оплаты в нашей стране является франко-
вагон станция отправления. Платежные документы на отгруженную продукцию
должны быть сданы в банк, на востребование платежа от покупателя, в течение
трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут приняты в обеспечение
ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик, не дожидаясь платежа
от покупателя, может начать новый цикл хозяйственной деятельности
(приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими и служащими,
заниматься ремонтом оборудования, создавать продукцию и т. д.) за счет ссуд
банка (ссуды под расчетные документы в пути). Срок ссуды равен двойному
времени документооборота от банка поставщика до банка покупателя плюс время
на обработку документов и акцепт. Сумма ссуды равна сумме предъявленных к
оплате платежных документов минус не кредитуемые элементы (НДС и прибыль),
которые перечисляются в бюджет и расходуются (прибыль) по мере поступления
платежа за продук- цию на расчетный счет предприятия. По мере наступления
срока погашения ссуд под расчетные документы в пути банк списывает их суммы
с расчетного счета предприятия Платежные требования представляются в банк
при реестре. Синтетический учет выпуска готовой продукции и ее учет на складах Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем
бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение
договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность
реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой
продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет количественный,
натуральный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее
количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и
по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).
По показателям выпуска готовой продукции определяется результат работы
предприятия в процессе производства — экономия или перерасход как разница
между фактической и плановой себестоимостью выпущенной продукции. Здесь же
выпуск расценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает
возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации
выпущенной продукции. Сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в
журнале-ордере № 10/1, в дебете счета 40 «Готовая продукция» и кредите
счета 20 «Основное производство». Счет 40 «Готовая продукция» — активный,
инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка
готовой продукции на складах предприятия; оборот по дебету — фактическую
себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий,
возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов собственного
производства, отгруженных на сторону; оборот по кредиту — фактическую
себестоимость отгруженной в отчетном месяце продукции. В I разделе ведомости № 16 «Движение готовых изделий в ценностном
выражении» получаем данные полной характеристики счета 40 «Готовая
продукция» в двух оценках — фактической и учетной. Это необходимо для
определения удельного веса фактических затрат в общем объеме готовой
продукции, которой располагало предприятие в отчетном месяце (остаток на
начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их
стоимости. Если этот процент равен 100, значит, фактические затраты
соответствовали плановым, если процент ниже 100, предприятие достигло
снижения себестоимости продукции, и в результате реализации данной
продукции оно получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100,
предприятие допустило перерасход по статьям калькуляции и превысило
плановую норму затрат. Это же процентное отношение фактической себестоимости всей продукции
к ее учетной (плановой) себестоимости используется бухгалтерией и для
расчета фактической себестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце,
возвращенной покупателями, и остатка ее на конец месяца. Остаток на конец
месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с
Главной книгой, а с книгами учета остатков складов сверяется остаток по
учетным ценам. Учет готовых изделий на складе организуется по оперативно-
бухгалтерскому методу, т. е. на каждый номенклатурный номер изделий
открывается карточка складского учета материалов (ф. № М-17). По мере
поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов
записывает в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает
остаток после каждой записи. Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие
сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товарно-транспортные
накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера
в карточке складского учета. На основании карточек складского учета материально ответственное лицо
ежемесячно заполняет ведомость учета остатков готовых изделий в разрезе
номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передаст ее в
бухгалтерию. Здесь производятся таксировка остатков по учетным ценам и
сверка с данными бухгалтерского учета (раздел I ведомости № 16). Аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции Под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненными работами и
оказанными услугами понимают продукцию и услуги, платежные требования на
которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями. Продукция,
отгруженная в конце месяца, на которую не сданы в банк платежные
требования, отражается в балансе вместе с готовой продукцией на складе в
составе оборотных средств предприятия. Учет отгруженной, отпущенной, но неоплаченной продукции ведется на
счете 45 «Товары отгруженные». Это активный счет, его сальдо показывает фактическую себестоимость
продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало месяца
покупателями, а также транспортные расходы, включенные в платежные
документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает два понятия —
фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце ценностей и
транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту —
фактическую себестоимость реализованной продукции, ценностей и сумму
транспортных расходов, оплаченных покупателями. Учет движения отгруженной продукции ведется в ведомости отгрузки,
отпуска и реализации продукции и материальных ценностей (II раздел), в
которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска),
реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с
покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по
отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе
платежных документов в двух оценках—по фактической себестоимости и
продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся
на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце,
возвра- щенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения II
раздела ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной
продукции на начало месяца), платежные требования и приказы накладные на
отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного
счета предприятия. Сумма оплаченного чеками железнодорожного тарифа за счет
покупателя указывается в ведомости отдельно, так как она в объем реализации
не включается. Таким образом, из II раздела возможно получить следующие
данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгруженных за месяц как
по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных
расходов, суммы, причитающиеся по счетам, платежным требованиям; состояние
расчетов с покупателями, сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за
продукцию и в возмещение транспортных расходов и т. д. Показатели ведомости
имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь
сведение об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля
за выполнением плана и договорных обязательств. Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами
по предъявленным счетам и состоит из трех частей:. А—оплата и списания;
Б—списано в связи с возвратом продукции, В—не оплачено, не списано. Этот
раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов
по кредиту счетов 45 и 46 и правильности расчета остатков по счету 45 на
следующий месяц. Учет и распределение внепроизводственных (коммерческих) расходов Расходы, связанные со сбытом продукции, называются коммерческими
(внепроизводственными). В их состав входят: расходы на тару и упаковку,
производимые согласно прейскурантам или условиям договора за счет
предприятия поставщика (упаковочная бумага, древесина, шпагат),
транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика,
когда оптовые цены установлены франко-станция отправления (погрузка,
доставка, разгрузка), прочие расходы по сбыту (комиссионные сборы, расходы
по анализу продукции), предусмотренные финансовым планом предприятия. Затраты на тару включаются во внепроизводственные расходы в тех
случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после
ее сдачи на склад. Если затаривание производится в цехах до сдачи готовой
продукции на склад, стоимость тары включается в производственную
себестоимость продукции. Эти расходы учитываются на счете 43 «Коммерческие расходы». Этот счет
активный; сальдо равно сумме произведенных расходов, приходящихся на
отгруженную, но не оплаченную на начало месяца продукцию, оборот по
дебету—затраты отчетного месяца, связанные с отгрузкой продукции; оборот по
кредиту—суммы, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию.
Внепроизводственные расходы не имеют в балансе отдельной статьи, и поэтому
при его заполнении остаток по счету 43 на конец месяца присоединяется к
остатку по счету 45. Аналитический учет по счету 43 организуется в
ведомости № 15 по статьям расходов оборотами по дебету и кредиту как за
отчетный месяц, так и с начала года, что и обеспечивает условия для анализа
внепроизводственных расходов и составления отчетности Суммы оборота по
дебету счета 43 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2, 7, 10/1, а оборота по
кредиту—в журнале-ордере № 11. Внепроизводственные расходы ежемесячно в доле, относящейся к
реализованной продукции, списываются на счет 46 «Реализация». С этой целью
Внепроизводственные расходы предварительно распределяются пропорционально
плановой и себестоимости отгруженной продукции. При составлении отчетных калькуляций определяется полная
себестоимость выпущенной продукции, поэтому внепроизводственные расходы
распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого
учета. Если указанные расходы на единицу продукции нельзя определить прямым
путем, их распределяют пропорционально весу, объему или плановой
производственной себестоимости. Если не вся выпущенная продукция отгружается в отчетном месяце, для
определения полной себестоимости выпуска продукции составляют расчет сумм
внепроизводственных расходов, относимых на себестоимость выпущенной
продукции. Этот расчет выполняется на основе объема товарного выпуска
продукции и фактического уровня указанных расходов за отчетный месяц. Синтетический учет реализации продукции Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей
продукции, называется процессом реализации. Его планирование начинается с
обеспечения предприятия заказами, на их основе составляется план по
номенклатуре, положенный в основу организации производственного процесса.
Заказы согласовываются как с заказчиками продукции, так и с поставщиками
материалов. Заключаются договоры с покупателями, в которых указаны
ассортимент, срок отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма
расчетов. Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет
платежа от покупателя, или дата отгрузки, сдачи продукции, работ, услуг и
предъявления в банк платежных документов. В обоих случаях реализованная продукция, работы, услуги учитываются на
счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Особенностью его является
отражение по дебету и кредиту счета одинакового количества (объема)
реализованной продукции в разных оценках: по дебету—в сумме фактических
затрат и налога на добавленную стоимость, а по кредиту—в сумме выручки
зачисленного платежа или суммы, предъявленной к оплате, вместе с налогом на
добавленную стоимость. Эта особенность и позволяет использовать счет 46 для
расчета финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, как
разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как
результат работы, а превышение оборота по кредиту—прибыль. Счет 46 сальдо
не имеет, так как ежемесячно закрывается в корреспонденции со счетом 80
«Прибыли и убытки». Если моментом реализации считается факт сдачи (отгрузки) продукции,
работ, услуг, первым вступает в работу счет 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками». Это активный счет, сальдо которого определяет отпускную
стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; оборот по
дебету - отпускная стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном
месяце; оборот по кредиту - суммы, оплаченные покупателями в отчетном
месяце. На отдельных счетах определяются и учитываются результаты от
реализации основных средств (счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных
средств») и прочих активов (счет 48 «Реализация прочих активов»). Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и
синтетических показателей в журнале-ордере № 11, предназначенном для
отражения оборотов по кредиту счетов 40, 43, 45, 46, 47, 48, 62 и
аналитических данных к счетам 45 и 46. Журнал-ордер № 11 заполняется на
основании аналитических данных ведомостей № 15 и 16. Важно знать, что
аналитические данные к счетам 45 и 46 приводятся в журнале-ордере № 11 по
фактической себестоимости, по учетным ценам, в суммах по предъявленным
счетам или заменяющим их документам и в оборотах не только за отчетный
месяц, но и с начала года, с отражением сумм налога. Обороты с начала года в объеме отгруженной продукции используются для
расчета процентного отношения фактической себестоимости к сумме по
предъявленным счетам. Оно всегда меньше 100%, так как показывает долю
фактических затрат предприятия в суммах выручки, т. е. продажной стоимости
готовой продукции. Оставшаяся часть отражает долю прибыли. Указанный процент имеет большое значение не только для анализа
выполнения плана прибыли, но и для расчета фактической себестоимости
остатка не оплаченной на конец месяца отгруженной и отпущенной продукции,
выполненных работ и услуг. Для этого суммы продажной стоимости по всем не
оплаченным на конец месяца счетам умножаются на процентное отношение. Аналитические показатели к счету 45 журнала-ордера № 11 используются
для расчета реализации, т. е. аналитических показателей к счету 46 в части
фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа). Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по
продажным ценам (суммы вырученные) минус фактическая себестоимость
реализованной продукции минус сумма НДС минус сумма внепроизводственных
расходов. По аналитическим данным журнала-ордера №11 на сумму прибыли
бухгалтерия составляет справку к журналу-ордеру № 15 с корреспонденцией
счетов: Д-т сч 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» К-т сч 80 «Прибыли и убытки». Несколько слов о необходимости создания резерва по сомнительным
долгам (фонде риска). С изменением момента реализации предприятие вынуждено
прибегать к самофинансированию объема реализации, не оплаченного
покупателями и заказчиками, тля выполнения обязательств и платежей,
связанных с реализацией (налоги в бюджет и др.). В международной практике
в этих случаях принят порядок создания резерва, как источника для
пополнения оборотных средств за счет балансовой прибыли. Его размер
определяется ежегодно или в процентном отношении к сумме дебиторской
задолженности (при более стабильных ее суммах) или в сумме фактически
сложившейся дебиторской задолженности по каждому сомнительному долгу Такая
возможность обеспечивается проведением инвентаризации расчетов, перед
составлением годового отчета. Списание средств осуществляется по мере
истечения срока исковой давности или решений арбитража и судебных органов о
признании покупателя неплатежеспособным (или в иске отказано). Для учета
указанных операций, используется счет 82 «Резерв по сомнительным долгам» —
пассивный, сальдо — кредитовое означает сумму неиспользованного резерва, а
обороты 1. При образовании резерва— Д-т сч 80 «Прибыли и убытки» К-т сч 82 «Резерв по сомнительным долгам»; 2. При использовании резерва— Д-т сч. 82 «Резерв по сомнительным долгам» К-т сч 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 3. Неиспользованная сумма резерва на конец года (превышение
резерва над фактической суммой сомнительной задолженности) — Д т сч. 82 «Резерв по исполнительным долгам» К-т сч 80 «Прибыли и убытки» Учет операций ведется в журналах-ордерах № 11, 15 и в ведомости № 16. Налоговые платежи при реализации готовой продукции. В соответствии с действующим законодательством предприятия
при реализации продукции потребителям являются плательщиками в бюджет
налога на добавленную стоимость и специального налога. Эти налоги
устанавливают в процентах к объему реализации: НДС - 20 или 10 % (по отдельным видам товаров работ услуг); СН - 3% к объему реализации. Согласно действующему законодательству по некоторым видам
товаров, работ услуг НДС и СН не уплачиваются. Сумма налогов НДС и СН начисляется в бюджет Дт46 Кт68, в
установленный срок должны быть перечислены Дт68 Кт51. Если предприятие реализует готовую продукцию в валюте, то и
налоговые платежи в бюджет они вносят в валюте. НДС и СН уплачивают: - предприятия со среднемесячными платежами более 3 млн.
рублей - ежедекадно 15-го, 25-го и 5 числа следующего месяца, исходя из
фактических оборотов реализации товаров по последнему месячному счету; - предприятия со среднемесячными платежами от 1 млн. рублей до
3 млн. рублей ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца от фактических
оборотов реализации товаров за истекший месяц; - предприятия со среднемесячным платежом до 1 млн. рублей
- ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным
кварталом, по фактическим оборотам реализации товаров за истекший
квартал; - малые предприятия независимо от реализации продукции
уплачивают эти налоги от фактического объема реализации ежеквартально,
не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Для контроля за выполнением обязательств перед бюджетом по
указанным налогам, предприятия всех организационно-правовых форм
представляют сведения в свою налоговую инспекцию. Если предприятия
задержали уплату налогов, то с них взимается пеня в размере 0,7% за каждый
день просрочки к неуплаченной сумме налога. Предприятия, реализующие товары, как освобожденные от НДС, так
и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы в том случае, когда
учет затрат на производство и реализацию таких товаров ведется раздельно,
т.е. в развитие счета 46 следует открыть субсчета: 1. "Реализованные товары с НДС по ставке 20%"; 2. "Реализованные товары с НДС по ставке 10%"; 3. "Реализованные товары, освобожденные от НДС и СН". Предприятия, реализующие подакцизные товары, кроме того,
являются плательщиками в бюджет акциза Дт46 Кт68; Дт68 Кт51. Порядок и
сроки уплаты в бюджет акцизного налога установлены Инструкцией № 2 ГНС. Вариант №3. Задание: Составить начальный баланс на 1 октября отчетного года, открыть
счета, внести в них изменения и подсчитать конечное сальдо. Заполнить
журнал регистрации хозяйственных операций за октябрь месяц. Составить
оборотную ведомость за октябрь и баланс на 1 ноября отчетного года. На 1ое октября баланс пр-я содержал следующие остатки (руб.): 1. Основные средства – 550000 2. Материалы – 80000 3. Готовая продукция – 18000 4. Расходы будущих периодов – (А) – 500 5. Дебиторская задолженность покупателей – 3400 6. Дебиторская задолженность у подотчётных лиц – 600 7. Основное производство – 15100 8. Касса – 200 9. Расчётный счёт – 10700 10. Уставный капитал – 400100 11. Долгосрочные кредиты банка – 32900 12. Износ основных средств – 110200 13. Прибыль – (П) – 65700 14. Задолженность поставщикам – 48900 15. Задолженность по оплате труда – 9400 16. Задолженность бюджету – 11300 Хозяйственные операции за октябрь (руб.):
1. Перечисленные деньги поставщикам –2000 2. Внесён наличными остаток суммы от подотчётного лица – 400 3. Погашена задолженность банку по долгосрочной ссуде – 1200 4. Поступили материалы от поставщиков – 20000 5. Начислена з/п рабочим в основном производстве – 54200 6. Поступили деньги с расчётного счёта на выплату з/п – 7000 7. Выплачена з/п рабочим – 7000 8. Отпущены в производство материалы – 10700 9. На склад поступила готовая продукция из производства – 51400 10. Перечислена задолженность в бюджет по налогу на прибыль – 3200 11. Получены безналично деньги от покупателей – 3100 12. Начислен износ основных средств занятых в основном производстве - 800 Список использованной литературы 1. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).- М.,1994. 2. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1996..С.Безру 3. Бухгалтерский учёт: Учебник/ под ред. Безруких П.С.– М.: Бухгалтерский учёт, 1996. 4. Макальская М.Л., Денисов А.Ю. Самоучитель по бухгалтерскому учёту. Учебное пособие. – М.: АО "ДИС", 1996.
Страницы: 1, 2
|