Учет и аудит текущих операций и расчетов
p> 1. Оплата счетов поставщиков на основании платёжных поручений:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 6 «Расчёты с
поставщиками по прочим расчётам».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках» – на стоимость материальных
ценностей, включая налог на добавочную стоимость. 2. Оприходование материальных ценностей от поставщика:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 6 «Расчёты
с поставщиками по прочим расчётам». 7-й субсчёт «Векселя выданные». Применяется при расчётах за поставленные товары и оказанные услуги с
отсрочкой платежа на время установленное по взаимной договорённости на
основе векселя. Данная форма расчёта применяется с целью укрепления
финансового состояния предприятия. Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-
ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с
поставщиками и подрядчиками» формы №6. Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год с
использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном
количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам
предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками,
открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика. В реестрах журнально-ордерной формы учёт расчётов с поставщиками
ведут позиционным способом по каждому документу. Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с
отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти
расчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины
суммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо,
плановые платежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные
ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение
на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Если к моменту
поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приёмки
работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также
должны производиться в корреспонденции со счётом 60 «Расчёты с поставщиками
и подрядчиками». Записи по Кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
(левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с
дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на
производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются
суммы налога на добавленную стоимость. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по
Дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об
оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и
товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счёта
указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств). В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти
суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера. Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения
операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а
также сальдо на начало и конец месяца. Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в
Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с
другими журналами-ордерами. 3.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Реализация выпущенной готовой продукции – конечная цель
деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по
завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность
производства. Учёт покупателей и заказчиков является важнейшим показателем
хозяйственной деятельности торговых организаций, поскольку от него во
многом зависит правильность расчёта величины валового дохода от реализации,
издержек обращения, а следовательно, и сумма прибыли. Завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия
является реализация продукции (работ, услуг), в результате чего готовые
изделия (работы, услуги) превращаются в деньги. Датой или моментом реализации готовой продукции в зависимости от
принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения
считается дата возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и
предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из дат:
день отгрузки («метод начисления») готовой продукции; день оплаты готовой
продукции («кассовый метод»); день предъявления покупателю счета-фактуры, а
так же для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей
налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере
поступления денежных средств, как день оплаты готовой продукции. Оплатой готовой продукции признается прекращение встречного
обязательства приобретателя соответствующей готовой продукции перед
налогоплательщиком, которые непосредственно связаны с поставкой (передачей)
этой готовой продукции, за исключением прекращения встречного обязательства
путем выдачи покупателям – векселедержателем собственного векселя. Реализация – основной объемный показатель деятельности предприятия.
Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций,
связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование процесса реализации
начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе составляется
план по номенклатуре, являющийся основанием организации производственного
выпуска соответствующих видов продукции. Заказы согласовываются с
заказчиками продукции и поставщиками материалов. С покупателями заключаются
договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и
качество продукции, цена, форма расчетов. При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет
производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до
покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке
готовой продукции покупателю оплачивает поставщик и они включаются в
отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик
оплачивает расходы только по погрузке в вагоны. Все же остальные расходы по
перевозке продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.)
должны оплачиваться покупателем. Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, для
определения финансовых результатов от реализации предназначен результатный
счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». На нем отражается
себестоимость и выручка (доходы) по готовой продукции и полуфабрикатам
собственного производства; покупным изделиям (приобретенным для
комплектации). Порядок синтетического учета реализации продукции зависит от
выбранного метода учета реализации продукции. Организациям разрешается
определять выручку от реализации готовой продукции для целей
налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, либо по
моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю
(заказчику) или транспортной организации. В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее
отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к
покупателю). Имеет место использования кассового метода, но только по малым
предприятиям. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от
выбранного метода учета реализации Готовой продукции. Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее
отгруженной продукции, дебиторская задолжность учитывается по
производственной себестоимости по дебету счета 45 «Товары отгруженные». По
мере оплаты отгруженной продукции ее списывают с кредита счета 45 в дебет
счета 46. Одновременно начисляется НДС по реализованной готовой продукции
(дебет сч. 46 кредит сч. 68 «Расчеты с бюджетом»). Дебиторская задолжность, по которой истек установленный предельный
срок исполнения обязательств, списываются с кредита сч. 45 в дебет сч.80
«Прибыль и убытки» (без уменьшения налогооблагаемой базы). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности поставщика не
вызывает ее аннулирования. Списанная задолжность отражается за балансом в
течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее
взыскания в случаи улучшения имущественного состояния должника. Если за момент реализации готовой продукции принимается момент ее
отгрузки, то дебиторская задолжность отражается по цене реализации
продукции на сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счеты
могут быть открыты субсчета: 1. Расчеты в порядке инкассо 2. Расчеты плановыми платежами 3. Векселя полученные и др. На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитывают расчеты по
предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным
документом за отгруженную готовой продукцию. На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с
покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними,
когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением
оплаты по отдельному расчетному документу. На субсчете 62.3 «Векселя полученные» учитывают расчеты с
покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями. На сумму оплаты за отгруженную ГП предприятие предъявляет расчетные
документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую
запись:
Д-т сч. 62 К-т сч. 46 Поскольку отгруженная готовая продукция считается реализованной, то с
ее стоимости начисляется НДС: Д-т сч.46 К-т сч. 68 При погашении покупателями и заказчиками своей задолжность они
списывают ее с кредита сч.62 в дебет счетов денежных средств. Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы
векселя, то на величину процента дебетуют денежные счета и кредитуют сч.80
«Прибыли и убытки». Аналитический учет по сч.62 ведут по каждому предъявленному
покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых
платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического
учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной:
векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
векселями дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым
денежные средства не поступили в срок. При использовании метода учета реализации готовой продукции « по
отгрузке» организациям разрешается создавать резервы по сомнительным
долгам, учитываемым на субсчете 1 «Резервы по сомнительным долгам» счета 82
«Оценочные резервы». Величина резерва определяется по каждому сомнительному
долгу в зависимости от финансового состояния организации – должника и
оценки вероятности погашения им долга. На сумму создаваемых резервов
сомнительных долгов дебетуют сч.80 «Прибыли и убытки» и кредитуют сч.82.
Налогооблагаемая прибыль при создании резервов сомнительных долгов
уменьшается. Невостребованную в срок дебиторскую задолжность списывают с кредита
сч.62 в дебет сч.82. Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие
готовую продукцию, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-
фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры
начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю готовой продукции счет-фактура необходим для возмещения
сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что покупатель не может зачесть
НДС из бюджета на основании счета-фактуры, который был составлен продавцом
при получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо еще чтобы ГП была
оприходована в учете. Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом
или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления
изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны
количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-
фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки;
наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и
наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и др.
реквизиты (приложение 3). Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр
передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки готовой продукции
или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту готовой
продукции.
Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в
хронологическом порядке по мере реализации готовой продукции.
Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и
скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется
руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж
хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении полных 5 лет с
даты последней записи. Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких
экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые
необходимо представить в банк, зависит от того, каким образом
осуществляется платеж как правило представляются 4 экземпляра (по одному
экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка
покупателя). Не какие исправления при заполнении платежного поручения не
допускаются. Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале
регистраций платежных поручений. При этом ему присваивается порядковый
номер который указывается в соответствующем после банк платежного
поручения. Помимо этого к документам по учету расчетов с покупателями и
заказчиками можно отнести расчетный чек, заявление на аккредитив, платежное
требование – поручение. К сожалению, на практике не редко возникают ситуации, когда одна из
сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по
договору. Случается что предприятие заключив договор на приобретение
необходимой готовой продукции и оплатив ее стоимость и доставку, не может
не получить эту готовую продукцию не разыскать закрывшуюся фирму
поставщика. Или же напротив, поставщик, отправивший в соответствии с
договором партию ГП покупателю, в течении не может вытребовать
причитающиеся ему деньги. Все это заставляет искать такие формы расчетов и договором, которые
позволяли бы избежать подобные ситуации. Одной из таких форм является
аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные
условия. Суть аккредитива – в особом договорном порядке расчетов между
поставщиком и покупателем. Поставщик получит деньги лишь, после того как выполнены заранее
оговоренные условия и наступит событие, которое и будет служить сигналом к
зачислению денег на его счет. Эти условия и «сигнальное» событие стороны
определяют заранее по взаимному согласию и точно фиксируют их в договоре
поставки. Покупатель формирует эти условию и «сигнальное» событие в заявлении
на открытие аккредитива в своем банке. В соответствии с заявлением и
договором банка покупателя перечисляет денежные средства в банк,
обсуживающий поставщика. Но непосредственно на счет поставщика эти средства
не зачисляются. Он получит их лишь после того, как представит в свой банк
документы, доказывающие, что условия аккредитива выполненные «сигнальное»
событие наступило. Что является такими документами, стороны за ранее определяют в
договоре поставки. Это могут быть как, например, железнодорожная накладная,
подтверждающая факт отгрузки готовой продукции, так и акт заключения
(независимого эксперта) о соответствии фактического качества отправленной
готовой продукции договорному. К расчетом по кредитивом во всем мире применяется следующая
терминология: банк покупателя называется банком-эмитентом; покупатель
(плательщик)- приказодателем или клиентом банка-эмитента; поставщик
(получатель)- бенефициаром; банк поставщика – исполняющим банком. Существуют несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый
аккредитивы затрагивают интересы только покупателя и не как не касаются
поставщика. Аккредитив считается покрытым, когда денежные средства списываются с
расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и
депонируются банком для последующих платежей поставщику. В результате
оборотные средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По
этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный)
аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с
открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя
будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к
расчетом в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда
банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с
другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка -
в качестве добросовестного и честного клиента. У непокрытого (гарантированного) аккредитива есть и недостаток –
плата банку за непокрытый аккредитив значительно превышает плату за
покрытый. Безотзывный и отзывной аккредитив представляют собой интерес, прежде
всего для поставщика. При отзывном аккредитиве банк покупателя может в
любой момент без уведомление поставщика изменить условие провидения
расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно в случае без отзывного
аккредитива для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется
согласие поставщика.(рис. 3.2.1). Рис.3.2.1. схема аккредитивной формы расчетов. 1. заключение договора – контракта с указанием аккредитивной формы расчетов; 2. заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком); 3. выписка из расчетного счета об открытии аккредитива; 4. извещение об открытии аккредитива, его условия; 5. сообщение поставщику условий аккредитива; 6. отгрузка готовой продукции по условиям аккредитива; 7. поставщик предоставил платежные документы на оплату за счет аккредитива; 8. извещение об использование аккредитива; 9. выписка из расчетного счета – зачислен платеж; 10. выписка со счета аккредитива об использовании аккредитива. Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву напрямую зависит
от того, на каких условиях открывается аккредитив, а так же от вида
аккредитива. У покупателя открытия покрытого аккредитива отражается на субсчете
«Аккредитивы» к сч.55 «специальные счета в банках». Для учета, не покрытого
аккредитива используется за балансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и
платежей выданные». Могут быть сделаны бухгалтерские проводки. Таблица 3.2.1.
|Содержание операций |Корреспонденция счетов |
| |Дебет |Кредит |
|1 |2 |3 |
|депонированные кредитные средства согласно | | |
|заявке (основание – банковская выписка) |55 |80 |
|отраженна оплата поставщику согласно | | |
|извещению банка об исполнении аккредитива | | |
|отраженна курсовая разница по |60 |55 |
|депонированным средствам | | |
|отраженна курсовая разница по кредиторской | | |
|задолженности |55 |83(80) |
|с валютного счета удержана плата за | | |
|обслуживание аккредитива |83(80) |60 |
|начислены проценты за пользование кредитом | | |
| |08 |52 |
| | | |
| |08 |90 | Передачей признается не только вручение продукции непосредственно
покупателю, но и сдача перевозчику для отправки покупателю. Как правило,
исполнение аккредитива не совпадает с моментом перехода право собственности
на отгороженную готовую продукцию. Поставщик для учета открытого на него аккредитива может использовать
за балансовый счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные».
Помимо этого могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|