Учет и аудит текущих операций и расчетов
p> Ни одна кассовая операция не должна проводиться без наличия первичных
оправдательных документов, оформленных должным образом. Первичная документация кассовых операций:
приходный кассовый ордер ;
- расходный кассовый ордер;
- кассовая книга;
- платежная ведомость;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Рассмотрим порядок оформления хозяйственных операций, в результате
которых объем наличных средств в кассе увеличивается. Эти операции могут
быть такие:
1.Получение выручки наличными:
-за реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг; 2.Расчеты наличными в кассу:
-возврат выданных авансов;
-поступления по ранее предъявленным претензиям; 3. Займы наличными:
-кредиты банков для работников;
-краткосрочные и долгосрочные займы. Оформляются операции по внесению в кассу наличных денег следующим образом: 1. Лицо, вносящее наличные, представляет сопроводительные документы, а также доверенность (если это необходимо) для совершения данной операции в бухгалтерию организации. 2. Главный бухгалтер составляет приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, подписывает оба документа, проверяя правильность их заполнения, ставит на квитанции печать предприятия, регистрирует ордер в журнале регистрации. 3. Главный бухгалтер передает приходный кассовый ордер и сопроводительные документы кассиру 4. Кассир проверяет соответствие сумм наличных средств по сопроводительным документам, приходному ордеру, квитанции к нему и пересчитывает переданные лицом, вносящим средства в кассу наличные. При совпадении всех сумм кассир подписывает приходный ордер, квитанцию к нему и выдает квитанцию на руки лицу, вносящему наличные. 5. Кассир приходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге, гасит приходный кассовый ордер и приложенные к нему документы штампом или надписью "получено" 6. Главный бухгалтер отмечает погашенный приходный кассовый ордер в журнале регистрации. Рассмотрим теперь второй тип кассовых операций – операции по расходу
наличных средств из кассы. К ним относятся следующие операции:
1. Выдача заработной платы
2. Сдача выручки на расчетный счет в банке.
3. Выдача сумм наличными: -под отчет и т. д. Оформляются операции по расходу наличных денег следующим бора зам:
1. Главный бухгалтер составляет и проверяет расходный кассовый ордер, который подписывается руководителем и главным бухгалтером, и регистрирует его в журнале регистрации.
2. Кассир принимает расходный кассовый ордер к исполнению, выдает наличные, требуя при этом от стороннего физического лица обязательного предъявления документа удостоверяющего его личность.
3. Кассир гасит приходный кассовый ордер, регистрирует совершенную операцию в кассовой книге.
4. Главный бухгалтер отмечает расходный кассовый ордер в журнале регистрации как погашенный. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном
кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег
производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте
ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией
указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение
денег. Если выдача денег производится
по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: “По
доверенности.” Доверенность остается в документах дня, как приложение к
расходному кассовому ордеру или ведомости. Оплата труда, выплата пособий
по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным
(расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера
на каждого получателя. На титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-
платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за
подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это
уполномоченных. В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи
денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача
депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными
командировками, нескольким лицам. Разовые выдачи денег на оплату труда
отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам. По истечению сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному
страхованию и стипендий кассир должен: а) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым
не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от
руки: ”Депонировано”; б) составить реестр депонированных сумм; в) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о
фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с
общим итогом по платежной ведомости и скрепить подпись своей подписью.
Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом то на ведомости
дополнительно делается надпись: “Деньги по ведомости выдавал (подпись) “.
Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
г) записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на
ведомости штамп: “Расходный кассовый ордер № _____”. Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в
платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и
депонированных по ним сумм. Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется
один общий расходный кассовый ордер. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные
кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены
бухгалтерией четко и ясно чернилами шариковой ручкой или выписаны на машине
(пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих
документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах
указывается основание для их составления, и перечисляются прилагаемые к ним
документы. Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их
документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается.
Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день
их составления. При получении приходных и расходных кассовых ордеров или
заменяющих их документов кассир обязан проверить:
а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на
расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной
надписи ( подписи ) руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;
б) правильность оформления документов;
в) наличие перечисленных в документах приложений. В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает
документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные
кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или
выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы
погашаются штампом или подписью “Оплачено” с указанием даты (числа, месяца,
года).
Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров:
-не указывается название организации
-не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается
правило сквозной нумерации с начала года
-неправильно указывается или не указывается дата
-не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий
счет
-после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено»
или «оплачено»
-отсутствуют необходимые подписи и печати
отсутствуют росписи получателей денежных средств Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в
кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу,
которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или
мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями
руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через
копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры
листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры
листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов
нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и не оговоренные исправления в
кассовой книге не допускаются. Исправления в кассовой книге делаются путем
зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм так, чтобы было можно
прочитать зачеркнутое, надписывается над зачеркнутым исправленная сумма,
внизу (на свободном месте) делается оговорка «исправлено на сумму______»
(сумма указывается прописью и заверяется подписями кассира, а также
главного бухгалтера). Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или
выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу .
Ежедневно в конце рабочего дня , кассир подсчитывает итоги операций за день
, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию
в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными расходными
кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Типичные ошибки при заполнении кассовой книги:
-не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;
-не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня;
-ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка;
-иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или
раз в три-пять дней. Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия
используется активный счет 50 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие
суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по
дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы,
выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и
отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета
записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются
ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1
служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка
независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество
занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать
количеству сданных кассиром отчетов. Ведение кассовых операций оформляется следующими проводками:
Поступления наличных денег в кассу по чекам из банка: Дебет 50 “Касса” Кредит 51 “Расчетный счет”.
Поступления в кассу по приходным кассовым ордерам суммы остатков
подотчетных сумм: Дебет 50 “Касса” Кредит 71 “Расчеты с подотчетными лицами”
Поступление в кассу за реализацию излишних неиспользованных МБП: Дебет 50 “Касса” Кредит 48 “Реализация прочих активов”.
Поступление в кассу за реализацию готовой продукции и оказание услуг: Дебет 50 “Касса” Кредит 46 “Реализация продукции (работ, услуг).
Выдача по расходным кассовым ордерам или другим, заменяющим их документам: Дебет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”; Кредит 50 “Касса”. Депонирование не выданных вовремя сумм заработной платы: Дебет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” Кредит 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”
Сдача выручки от реализации, депонированных сумм на счета в банках: Дебет 51 “Расчетный счет” Кредит 50 “Касса”.
Учет выявленной недостачи: Дебет 84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей” Кредит 50 “Касса”. Дебет 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” Кредит 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”
Удержание недостачи из заработной платы: Дебет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” Кредит 73”Расчеты с персоналом по прочим операциями”
Внесение суммы в погашение недостачи суммы в погашение недостачи в кассу: Дебет 50 “Касса” Кредит 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”.
Установление излишков в кассе: Дебет 50 “Касса” Кредит 80 “Прибыли и убытки”. Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе
производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее
одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией,
назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При
этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные
бумаги и бланки строгой отчетности. Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными
кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты
инвентаризации оформляются актом. На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия: Д-т сч.50 ”Касса” К-т сч.68 ”Расчеты с бюджетом”, 80 ”Прибыли и убытки”. В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально
ответственного лица (кассира) и оформляются записью: 1. Д-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей” К-т сч.50 ”Касса” 2. Д-т сч.73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям” К-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей” 2. Учет расчетного счета. Расчетные операции между организациями — юридическими лицами
возникают из договорных отношений по поставке материальных ценностей,
оказанию услуг, выполнению работ. В соответствии с заключаемыми договорами
одна сторона берет на себя обязательства поставить свою продукцию или
товары, выполнить определенные работы, оказать услуги, а другая сторона
обязуется оплатить стоимость полученных материальных ценностей, выполненных
работ, оказанных услуг. В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают
также обязательства по расчетам с бюджетом и внебюджетными органами,
связанные с налоговыми платежами и уплатой единого социального налога. Поэтому организация системы расчетов, ее бесперебойное
функционирование является важнейшим условием, обеспечивающим хозяйственные
связи между организациями. Вопросами организации расчетов, их нормативным регулированием
занимается Национальный Банк Азербайджанской Республики. В соответствии с
установленным им порядком расчеты между организациями, как правило,
осуществляются путем безналичных платежей через банковскую сеть. Для этого
организация открывает в банке расчетный счет. На него зачисляются все
денежные средства, поступающие в пользу организации. Денег как таковых
(денежных купюр) организация не получает, их заменяет расчетный документ,
поступивший от должника через банк. Точно также при расчетах по своим
обязательствам перед контрагентами организация сдает в банк только
расчетные документы, на основании которых банк списывает с ее расчетного
счета сумму платежа. Таким образом, наличные деньги (денежные купюры) в
расчетах не участвуют, их заменяют платежные документы. Поэтому расчеты и
называются безналичными. Расчетный счет может открыть организация, являющаяся юридическим
лицом, а значит, наделенная собственным имуществом, оборотными средствами и
имеющая самостоятельный баланс. Этот счет используется для взаимных
расчетов с другими организациями в безналичном порядке, но с него можно
получить и наличные деньги (например, для выдачи заработной платы, для
расчетов с работниками по командировкам, на хозяйственные нужды), а также
зачислить на него наличные денежные средства (полученную от организаций
наличную; выручку, невиданную заработную плату, возвращенные работниками,
остатки неиспользованных авансов, выданных им под отчет на командировочные
расходы или на хозяйственные нужды). При открытии расчетного счета с банком заключается договор
банковского счета, который регламентирует взаимоотношения между банком и
клиентом по расчетно-кассовому обслуживанию. В приложении к договору
определяются ставки на услуги банка. После подписания договора на расчетно-
кассовое обслуживание счету присваивается номер. Банк гарантирует клиенту право беспрепятственно распоряжаться
своими денежными средствами, ограничения могут устанавливаться только
законом. При этом банк, не нарушая право клиента на распоряжение имеющимися
на счете денежными средствами, может использовать временно свободные
денежные средства клиента в своих целях, за что клиенту начисляются
проценты. Банк устанавливает лимит остатка денежных средств, хранящихся на
счете клиента. Если сумма денежных средств на счете окажется ниже этого
лимита и, несмотря на предупреждения банка, не будет восстановлена в
течение месяца, банк имеет право расторгнуть договор с клиентом по своей
инициативе. Другим основанием для расторжения договора по инициативе банка
является отсутствие операций по счету в течение года. Организация может
расторгнуть договор банковского счета по своей инициативе в любое время на
основании заявления. Все свободные денежные средства предприятия должны хранить на расчётном
счёте в банке. Для открытия счёта предоставляется в банк: - заявление с просьбой об открытии счёта; - заверенную нотариусом копию устава; - карточку установленного образца с образцами подписей главного бухгалтера и кассира с оттиском печати; - справка из министерства Налогов о постановке в учёт предприятия. После этого, банк проверяет полученные документы и выдаёт решение об
открытии счёта. После этого банк обязан сообщить налоговой инспекции номер
счёта. Денежные средства на расчётный счёт могут поступать из разных
источников: - от реализации продукции, работ, услуг; - денежные средства, поступающие из кассы предприятия; - краткосрочные ссуды банка (в настоящее время, особенно в коммерческих банках, такое перечисление не практикуется). Это связано с нежеланием банка платить проценты за нахождение денег на расчётном счёте; - прочие источники от хозяйственной деятельности; - поступления из бюджета. Денежные средства на расчётный счёт зачисляются на основании платёжных
документов (платёжное поручение, платёжное требование-поручение, при
зачислении денег из кассы – объявление на взнос наличными). Когда банк
принимает деньги, он даёт квитанцию о приёме денежных средств Средства от покупателей продукции, работ, услуг на расчётный
счёт поступают на основании выставленных покупателями платёжных поручений.
В ряде случае, когда покупатель не хочет своевременно расплатиться за
полученный товар, то предприятие поставщик выставляет платёжное требование-
поручение. На основании этого документа банк перечисляет денежные средства
с расчётного счёта покупателя на расчётный счёт поставщика. Основные операции, осуществляемые организациями по расчетному
счету, — это безналичные расчеты с покупателями за отгруженную продукцию,
выполненные для них работы, оказанные им услуги и с поставщиками за
полученные от Них товарно-материальные ценности, выполненные ими работы или
оказанные услуги. При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется
календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета,
включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в
порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк). Расчеты производятся через банк на основании расчетных
документов. Формы расчетных документов должны соответствовать установленным
стандартам и иметь следующие обязательные реквизиты: . наименование расчетного документа; . номер документа, число (цифрами), месяц (прописью) и год (цифрами) его выписки; . наименование банка плательщика; . наименование плательщика и номер его счета в банке; . наименование получателя денежных средств и номер его счета в банке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|