Специфика ведения бухгалтерского учета в отраслях
p>
Учет затрат по временным титульным зданиям и сооружениям. В процессе эксплуатации временных титульных сооружений по ним начисляется
износ в следующих случаях:
1) при образовании резерва по возведению данного объекта Дт89 Кт02 –на полную суму износа.
2) если резерв не был предусмотрен, то ежемесячно по нормам в установленном порядке начисляется износ и делается проводка Дт20 Кт02.
В процессе эксплуатации временных не титульных сооружений в соответствии с
расчетом кот. организован на сроки эксплуатации ВНС. Делается запись по
начисленному износу Дт26 Кт13, после окончательного списания износа Дт13
Кт12.
Учет реализации строительно-монтажных работ Реализация строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре заключенном межу подрядной организацией и заказчиком. Моментом реализации в строительстве является подписание акта о приемке выполненных работ. Данный акт содержит в себе следующую информацию: наименование объекта, полная сметная стоимость, перечень выполненных работ договорная или сметная стоимость выполненного объема работ. Данный акт подписывается представителем заказчика и подрядной организации. На основании акта о выполненных работах выписывается счет-фактура на стоимость того объема, которая представлена в акте. По окончании строительства объекта помимо акта о выполненных работах оформляется акт о сдаче-приемке в эксплуатацию объекта строительства. Данный акт подписывается членами приемочной гос. комиссии, представителем заказчика и подрядной организации. В состав приемочной комиссии входят: представители коммунальных служб, пожарные. На основании последнего акта право собственности переходит от подрядчика к заказчику. Учет реализации осуществляется на сч. 46. По Дт отражается фактическая
себестоимость выполненных и сданных заказчику работ, сумма НДС
предъявленная к оплате заказчику и отнесенная в расчеты с бюджетом Дт46
Кт20, Дт46 Кт68. По Кт 1) Дт36 Кт46-если поэтапные расчеты. 2) Дт62 Кт46-при полном
расчете. Бухучет и налогообложение в гостиничном хозяйстве Как и любому другому предприятию, гостинице так же приходится думать о
том, как повысить эффективность своей деятельности. Например, чтобы
увеличить приток клиентов, необходимо повышать качество обслуживания и
расширять перечень предоставляемых услуг. Лишь в этом случае гостиница сможет добиться присвоения ей более
высокой категории по сертификации и пройти международную аттестацию. На
все это необходимы определенные затраты. Рассмотрим, как отразить их в
учете и исчислить налоги и как правильно сформировать стоимость гостиничных
услуг.
Лицензирование и сертификация гостиничных услуг
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах
туристической деятельности в РФ», чтобы оказывать гостиничные услуги
необходимо получить лицензию. Однако до сих пор Правительство РФ не
разработало положение, регламентирующее порядок и условию получения
лицензии. Потому такой порядок устанавливается региональным
законодательством. Например, в Москве обязанность получить лицензию,
разрешающую предоставление гостиничных услуг, установлена постановлением
правительства Москвы от 3 июня 1997 г. №416. Вполне понятно, что условия получения лицензии в разных регионах
могут существенно различаться. Однако они должны соответствовать
Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. №158-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности». Так, согласно этому закону, лицензия должна
выдаваться не менее, чем на 3 года, а максимальный размер лицензионного
сбора не должен превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Гостиницы предоставляют свои клиентам различные услуги. Некоторые из
них, например транспортные или медицинские, можно оказывать, только получив
отдельную лицензию. Поэтому администрации гостиницы необходимо позаботиться
о том, чтобы такие лицензии были получены.
Сертификация гостиниц
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1998 г. №1013 утвержден
перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации. В этот перечень
включены и гостиничные услуги. Правила их сертификации утверждены
постановлением Госстандарта России от 10 апреля 1994 г. №23. Сертификацию гостиниц проводят некоммерческие организации, имеющие
специальную аккредитацию Госстандарта России. Телефоны и адреса этих
организаций бухгалтеры могут узнать в Госстандарте России. Сертификация гостиничных услуг проводится на платной основе. Сумма
средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной
сертификации, согласно статье 16 ФЗ от 5 августа 1992 г №5151-1 «О
сертификации продукции и услуг», включается в издержки производства и
обращения. Это предусмотрено и Положением о составе затрат. Срок действия сертификата составляет, как правило, три года. Поэтому
стоимость проведения сертификации гостиницы учитывает на счете 31 «Расходы
будущих периодов». В бухгалтерском учете гостиницы оплата услуг по
проведению сертификации отражается следующими проводками: |Дебет |Кредит |Примечание |
|61 |51 |Произведена предоплата услуг по |
| | |сертификации гостиницы |
|31 |60 |Затраты по проведению |
| | |сертификации учтены в составе |
| | |расходов будущих периодов |
|19 |60 |Учет налога на добавленную |
| | |стоимость |
|61 |60 |Зачтен ранее произведенный аванс|
|68. субсчет «Расчеты по НДС» |19 |Принят к зачету НДС по |
| | |оплаченным и оприходованным |
| | |услугам | Расходы по проведению и сертификации списываются на издержки
обращения ежемесячно, равными долями в течение срока действия сертификата: |Дебет |Кредит |Примечание |
|20 |31 |Частично списана на затраты стоимость оказанных |
| | |гостинице услуг | После проведения сертификации эксперты определяют, к какой категории
следует отнести гостиницу. Эти категории определяются по тому, как
гостиница выполняет целый комплекс требований, предъявляемых к уровню
обслуживания клиентов (материально-техническое обеспечение, номенклатура
предоставляемых услуг и пр.). Перечень требований, соответствующих каждой
категории, установлен ГОСТ Р 50645-94. Категория гостиницы обозначается символом «.(» (звезда). Количество
звезд предопределяется качеством обслуживания. Гостиницам высшей категории
эксперты присваивают знак качества «(((((» (пять звезд), гостиницам низшей
категории – «(» (одну звезду). По итогам ежегодного инспекционного контроля категория гостиницы может
быть понижена или повышена. Инспекционный контроль является платной
услугой, и его проводят те же организации, которые осуществляют
сертификацию. Госстандарт России, другие органы исполнительной власти РФ, в чьи
функции входит надзор за качеством товаров (работ, услуг), вправе налагать
штраф на гостиницы, не прошедшие обязательную сертификацию. Размер штрафа
проверяющий орган определяет самостоятельно исходя из размера ущерба,
принесенного клиентам (ст. 43 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О
защите прав потребителей»).
Международная аттестация гостиниц
Выбирая гостиницу, иностранные граждане прежде всего обращают
внимание на то, есть ли у этой гостиницы международный сертификат. Наличие
такого сертификата, выданного специализированной международной
организацией, свидетельствует об определенном уровне обслуживания. Несмотря на то, что российские гостиницы не обязаны получать
международный сертификат, многим из них он нужен для того, чтобы увеличить
приток клиентов из-за рубежа и таким образом повысить свою
конкурентоспособность. Согласно международным стандартам, гостиница любой категории должна
иметь службу безопасности, обеспечивать неотложную медицинскую помощь,
гарантировать сохранность ценностей. Следует отметить, что требование обеспечить сохранность ценностей
содержится в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 925 Гражданского кодекса
РФ, гостиница несет ответственность за утрату или повреждение вещей
постояльцев, не имеет юридической силы. Гостиница категории «(((» (три звезды) должна иметь конференц-зал,
парикмахерскую или салон красоты, сауну, плавательный бассейн или фитнесс-
центр, ресторан, ночной клуб, предоставлять услуги по обмену валюты,
бронированию билетов, организации экскурсий. Схема международной сертификации отелей выглядит примерно так. Отель
обращается с запросом в одно из международных агентств с просьбой
присвоить ему определенную категорию, подтверждающую качество его услуг.
В отель приезжает эксперт агентства и инкогнито проживает там некоторое
время. На основании отчета эксперта агентство принимает решение, присвоить
ли гостинице ту или иную категорию и выдать или не выдать международный
сертификат качества. Если отель не соответствует категории, на которую он претендует,
агентство указывает все недостатки, которые должны быть устранены. После
устранения недостатков экспертиза проводится еще раз. Большинство международных агентств по сертификации гостиничных услуг
не имеет представительств в нашей стране и не зарегистрировано на
территории РФ в качестве налогоплательщиков. Поэтому по отношению к этим
агентствам гостиница выступает в роли налогового агента. Если иностранная фирма оказывает услуги российскому предприятию на
территории России, это предприятие должно удержать из средств, выплаченных
зарубежной фирме, налог на доход и налог на добавленную стоимость. Обращаем
внимание бухгалтеров на то, что порядок определения места реализации услуг
в целях исчисления НДС и налога на доходы иностранных юридических лиц
различен. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль
предприятий и организаций» не устанавливает какого-либо специального
порядка определения места реализации услуг, оказываемых иностранными
предприятиями, не зарегистрированными на территории России в качестве
налогоплательщиков. Поэтому, решая вопрос, на территории какой страны были
реализованы услуги по международной аттестации гостиницы, бухгалтеру
следует исходить из того, где они были фактически оказаны. Как мы отметили
выше, инспектируя гостиницу, зарубежные эксперты проживают в ней.
Следовательно, услуги оказываются на территории РФ и облагаются налогом на
доход. Согласно статье 4 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. №1992-1 «О налоге на
добавленную стоимость», местом реализации услуг, связанных с недвижимым
имуществом, является местонахождение этой недвижимости. Таким образом, если международное агентство проводит аттестацию гостиницы (которая,
безусловно, относится к недвижимому имуществу), то в целях исчисления НДС
местом реализации услуг агентства является территория России.
Следовательно, стоимость этих услуг облагается налогом на добавленную
стоимость. Присваивая гостинице категорию и выдавая сертификат, международные
агентства не оговаривают не оговаривают срок его действия. Международный
сертификат не является разрешением на ведение гостиничной деятельности в
течение какого-то времени, а служит подтверждением качества оказываемых
услуг в данный момент. Поэтому, на наш взгляд, расходы по получению такого
сертификата гостиница может не относить сразу на счет 31, а сразу
целиком списывать на издержки производства и обращения.
Пример 1
Гостиница обратилась в международное агентство по сертификации
гостиничных услуг с просьбой о присвоении ей международной категории «(((»
(три звезды). Агентство провело экспертизу качества предоставляемых услуг и
выдало гостинице международный сертификат, подтверждающий данную
категорию. Стоимость услуг агентства составил 12000 долларов США. Центральным Банком РФ установлены следующие курсы доллара США: - на дату подписания акта выполненных работ – 28 руб.; - на дату перечисления средств зарубежному агентству – 29 руб.; - на дату уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость – 30 руб. Сумма НДС в стоимости услуг зарубежного агентства составит: ($12000
*20%)/120%=$2000. Сумма налога на доход составит: ($12000- $2000 - $ 2000 = 8 000 $). В бухгалтерском учете гостиницы будут сделаны следующие проводки:
|Дебет |Кредит |Сумма |Содержание |
| | | |операции |
|20 |60 |280000 руб. |Подписан акт |
| | |($10000*28) |выполнения работ |
| | | |с иностранным |
| | | |партнером. |
|19 |60 |56000 руб. |Учет НДС в |
| | |($2000*28) |стоимости услуг |
| | | |по проведению |
| | | |аттестации |
|60 |68, субсчет |58000 руб. |Удержан налог на |
| |«Расчеты по |($12000*29 руб) |доход из суммы, |
| |налогу на доход с| |причитающейся |
| |иностранных | |иностранной |
| |юридических лиц» | |фирме; |
|68, субсчет |52 |58000 руб. |Перечислен в |
|«Расчеты по | |($12000*29 руб) |бюджет налог на |
|налогу на доход с| | |доход |
|иностранных | | | |
|юридических лиц» | | | |
|60 |68, субсчет |58000 руб. |Удержан НДС из |
| |«Расчеты по НДС» |($12000*29 руб) |доходов, |
| | | |полученных |
| | | |иностранным |
| | | |партнером |
|60 |52 |232000 руб. |Перечислены |
| | |(($12000-$2000 - |денежные средства|
| | |$2000)*29 руб) |в оплату услуг |
| | | |по проведению |
| | | |аттестации |
| | | | |
|80 |60 |10000 руб. |Отражена курсовая|
| | |(($10000*(29-28 |разница |
| | |руб.)) | |
|68, субсчет |51 |60000 руб. |Перечислен налог |
|«Расчет по НДС» | |($2000*30 руб.) |на добавленную |
| | | |стоимость в |
| | | |бюджет |
|80 |68, субсчет |2000 руб. ($2000 |Отражена курсовая|
| |«Расчет по НДС» |* (30-29) руб.) |разница |
|68, субсчет |19 |58000 руб. ($2000|Принят к зачету |
|«Расчет по НДС» | |* 29 руб.) |НДС, удержанный у|
| | | |иностранного |
| | | |партнера и |
| | | |перечисленный в |
| | | |бюджет |
|19 |60 |2000 руб. (58000 |Отражена курсовая|
| | |– 56000) руб. |разница между |
| | | |начисленным НДС и|
| | | |принятым к зачету| Предоставление услуг по бронированию номеров Большинство клиентов заранее (за несколько дней до приезда) обращаются
в гостиницы с просьбой зарезервировать для них номер определенной
категории на определенную дату. Принять заказ на бронирование можно: - по обычной связи (телефону, факсу, почте); - через центральную систему бронирования. В первом случае дежурный администратор, получил заявку по телефону,
информирует клиента о наличии свободных номеров, стоимости проживания,
условиях оплаты. По факсу приходят заявки, как правило, от юридических лиц,
с которыми у гостиницы заключены долгосрочные контракты. В зависимости от
наличия свободных мест гостиница резервирует или не резервирует номер и
отправляет ответ на заявку, в котором подтверждает или не подтверждает
номер бронирование. Письменное подтверждение о бронировании должно обязательно содержать
следующие реквизиты: - дату заезда; - имя гостя; - срок и стоимость проживания; - тип номера. Большинство иностранных клиентов могут вообще не знать о том,
гостиницы какого класса есть в том или ином российском городе. Поэтому все
больше гостиниц с целью увеличения количества клиентов подключаются к
международным системам бронирования. Международным системам бронирования. Международная система бронирования – это информационная сеть,
объединяющая отели разных стран. Владеют такими системами международные
специализированные агентства и крупные авиакомпании. Заключив договор с агентством (или авиакомпанией) – владельцем системы
бронирования, гостиница получает возможность предоставлять услуги по
бронированию номеров в автоматическом режиме. Для этого агентство
устанавливает в гостинице необходимое компьютерное оборудование и
подключает к его к своей информационной сети. С этого момента клиентами
агентства могут получить всю информацию о гостинице и сразу и сразу же
забронировать номер. Существует два основных способа бронирования: гарантированное и
негарантированное. При негарантированном бронировании гостиница держит номер свободным
для клиента лишь до определенного часа. В случае отказа от поселения
клиент неустойку не уплачивает. При гарантированном бронировании гостиница никому не сдает
забронированные номер вплоть до установленной клиентом даты заезды. Клиент
в свою очередь обязуется оплатить номер даже в случае, если он не будет
заселяться, либо отменить бронирование до определенного дня и часа,
установленных гостиницей. Порядок отражения в бухгалтерском учете гостиницы операций по
бронированию номера рассмотрим на условном примере.
Пример 2
Гостиница «Лиман» получила от предприятия заявку на бронирование 100
номеров на одни сутки для участников симпозиума. Предприятие произвело 100%
предоплату стоимости проживания участников симпозиума в размере 120 000
руб. ( в т.ч. НДС 20 000 руб.). Получив аванс, гостиница в своем бухгалтерском учете делает следующие
проводки:
|Дебет |Кредит |Сумма |Содержание |
| | | |операции |
|51 |64 |120 000 руб. |Предприятие |
| | | |оплатило |
| | | |стоимость брони |
|64 |68, субсчет |20 000 руб. |Начислен НДС с |
| |«Расчеты по НДС» | |суммы |
| | | |поступившего |
| | | |аванса |
За неделю (этот срок был предусмотрен договором) до заезда предприятие
уведомило гостиницу о том, что число участников уменьшилось и понадобятся
не 100,а 80 номеров. Новая стоимость размещения участников симпозиума
составила 96 000 руб. , в т.ч. НДС – 16 000 руб.. В бухгалтерском учете
гостиницы были сделаны следующие проводки:
|Дебет |Кредит |Сумма, руб. |Содержание операции|
|62 |46 |96 000 |Отражена выручка о |
| | | |реализации |
| | | |гостиничных услуг |
|64 |62 |96 000 |Частично зачтен |
| | | |полученный ранее |
| | | |аванс |
|68, субсчет |64 |20 000 |Восстановлен |
|«Расчеты по НДС»| | |начисленный с |
| | | |аванса налог на |
| | | |добавленную |
| | | |стоимость |
|46 |68, субсчет |16 000 |Начислен налог на |
| |«Расчеты по НДС» | |добавленную |
| | | |стоимость |
|20 (26) |67 |2 000 ((96000 – |Начислен налог на |
| | |16000)*2,5%) |пользователей |
| | | |автодорог |
|46 |20 (26) |2 000 |Списан на |
| | | |реализацию налог на|
| | | |пользователей |
| | | |автодорог |
|46 |80 |78 000 (96 000 – |Сформирован |
| | |16000 – 2 000) |финансовый |
| | | |результат |
|80 |68 |1 200 |Начислен налог на |
| | |((96000-16000)*1,|содержание |
| | |5%) |жилищного фонда и |
| | | |объектов |
| | | |социально-культурно|
| | | |й сферы. |
|64 |51 |24 000 |Возвращена |
| | |(120000-96000) |заказчику стоимость|
| | | |размещения 20 |
| | | |участников |
Формирование стоимости проживания На все услуги, предоставляемые гостиницами, включается в стоимость
проживания. Некоторые дополнительные услуги, например, питание в номер,
оплачиваются отдельно. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490 утверждены
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (далее – Правила). Согласно
этим Правилам, клиент вправе отказаться от дополнительных услуг. Следует учесть, что одни и те же услуги для гостиницы одной категории
являются дополнительными, а гостиницы другой категории обязаны их
предоставлять, а следовательно, включать цену этих услуг в стоимость
проживания. Руководствоваться при этом следует ГОСТ Р 50645-94. Так, согласно
этому ГОСТу, «пятизвездочные» гостиницы обязаны предусмотреть в каждом
номере возможность приема основных телекомпаний мира. Следовательно,
гостиница данной категории имеет право учесть оплату услуг спутникового
телевидения при формировании стоимости проживания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|