Система национальных счетов в РФ
Для экономики в
целом определяется также национальный располагаемый доход или национальный
располагаемый продукт, который можно определить так:
НРД = ВНП ± чистые
трансферты из-за границы (т.е., дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и
т.д.).
Итак, взаимосвязь
макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:
Валовой внутренний продукт (ВВП) – Амортизация (А) =
Чистый внутренний продукт
(ЧВП) –
Косвенные налоги =
Национальный доход (НД) – Налоги на прибыль предприятий – взносы
на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределённая
прибыль предприятий + трансфертные платежи = Располагаемый доход (РД).
Анализ отраслевой
структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по
отраслям. Прежде всего учитывается соотношение между крупными
народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства.
Рассмотренные
макроэкономические показатели рассчитываются на основе ВНП и находятся в тесной
взаимосвязи, характеризируя различные стороны экономической жизни страны.
Макроэкономические показатели выступают как способ отображения в отчетности
состояния дел в национальной экономике. Существуют наиболее общие (ВНП, ВВП) и
более конкретные формы показателей макроэкономической деятельности. Различают
абсолютные и относительные показатели, среди которых большое значение
принадлежит макроэкономическим индексам. Основные потоки в СНС оценивают в
рыночных ценах, то есть в ценах, в которых совершаются операции (цены
производителя и конечного покупателя). ВВП оценивают ценах конечного
покупателя, валовой выпуск – в ценах производителя.
Продукты и услуги,
которые не принимают товарно-денежную форму, оценивают по рыночным ценам на
аналогичные товары, которые реализуются на рынке, либо себестоимостью, если
рыночная цена отсутствует (услуги государственных учреждений, общественных
организаций и т.д.). СНС дает возможность создать информационную базу для
изучения реальных процессов, которые происходят в рыночной экономике, таких как
развития производства, масштабов инфляции, безработицы, приватизации,
деятельности налоговой и таможенной. Ниже (см. приложение) приведена схема
Системы национальных счетов.
Глава 2.
Современные проблемы формирования российской СНС
Использование
СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики
государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений
национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения
цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный, неразрывно
связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах
жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических
отношений.
Первым шагом на
пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях
рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных,
теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой
макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок
национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России
могут быть сведены к следующим:
1.Концептуальным (разработка
основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН
1993г.;
трактовка производственной деятельности и определение ее границ;
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного
бюджета и другие.);
2 Теоретическим
(строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей
в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному
укладу экономики);
3. Институциональным
(классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
4. Методологическим
(формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на
принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет
показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям
российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования,
органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам;
создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного
рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к
формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной
экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного),
распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка
финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории
сбережений и других);
5.
Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их
видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата
России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных
Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и
ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и
нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие
национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора
органов госуправления и внешнего сектора экономики);
6. Статистическим
(актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций
Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и
внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных
с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы
национальных балансов).
Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например, изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.
А теперь можно
перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.
Концептуальные
проблемы. Концептуальные
проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:
1. Определению
границ производственной деятельности в условиях рыночной модели
хозяйствования;
2. Разработка
основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и
определению в соответствии с этим состава системы основных показателей
социально-экономического развития национальной экономики;
3. Разработке
основных принципов формирования российской системы национальных балансов
(целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов
экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета
макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и
инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в
разрезе всех ее направлений);
4. Разработке
основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;
5. Определению
основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития
национальной экономики в перспективе;
6. Разработка
основных принципов формирования сценарных условий прогноза;
7.Разработке
основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в
отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров
различных направлений государственной социально-экономической политики;
8. Разработке
основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного
прогнозов с использованием различных направлений государственной
социально-экономической политики, их инструментов и параметров;
9. Соответствию
концептуальных положений форсирования российской системе национальных счетов основным
концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и
стандартам.
Теоретические
проблемы Теоретической
основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей
рыночной экономики России. Построенная на принципах теоретических концепций
формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ
действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах,
но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина
заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные
органы не имеют полного доступа к экономической информации частных
предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран ограничивается исследованием
экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации
продукта. В связи с этим в настоящее время главным содержанием национальных
счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат потоки доходов.
Другие аспекты экономического анализа, например, рассмотрение процесса
производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или
финансового борота, соответствующего движению доходов, или определение
богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько
обособленный характер. Однако, несмотря на то, что до настоящего времени в
капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного
учета, которая сводила бы воедино все аспекты анализа и прогноза,
национальное счетоводство развивается примерно в этом направлении. России в
соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования,
основанной на концепции К.Маркса о производительном и непроизводительном
труде, главное внимание всегда уделялось производству, движению материального
продукта, показателям межотраслевого баланса, а также показателям баланса
воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики,
балансов основных фондов и национального богатства. И это правильно, так как
потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено. Исходя из
вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в
экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и
разработке целостной и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов,
показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных
направлений государственной социально- экономической политики, закрепленных в
нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и
параметров государственной политики осуществляется как по институциональным
секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом, достигается на
каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей
системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов.
Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы
балансов достигается посредством использования в практических расчетах
методологических подходов, позволяющих связать экономику и политику на
основе взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь и взаимовлияние показателей
целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета
показателей, опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством
использования инструментов и параметров различных направлений осуществляемой посредством
государственной политики. Отсюда следует, что теоретические проблемы
формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами
концептуального характера, организационно-правовыми проблемами,
методологическими и другими.
Статистические проблемы. Переходность форм отношений (специфика
форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и
функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением
смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными
системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений
переходного общества, создает определенные сложности органам госстатистики в
вопросах формирования корректной информационной базы для построения СНС по
полной схеме и органам прогнозирования для разработки всесторонне
обоснованной схемы социально-экономического развития. России на перспективу. Одной
из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику
экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей
системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям
общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной
базы статистики является разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего информацию
обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их
организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Потребность
в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС
требует пересмотра прежних форм отчетности, внесения изменений в них,
разработки и введения новых, а также проведение обследований. Однако
несовершенство новых норм отчетности в первичном учете некоторых
показателей, а также различна интерпретация понятий, их трактовка различными
институциональными единицами создают определенные сложности для перехода
предприятий и организаций на СНС.
Анализ –
заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития
экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и
пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на
результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов;
образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой
статистической методологии; формулировки практических выводах об основных
тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая
система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных
методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от
методологических основ централизованного планирования и основывалась, как
правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей
сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств
и ведомств.
Изменения в
системе экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с
внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора
экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов
статистического наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы -
системы статистических показателей, разрабатываемых государственной
статистикой, имеется в виду более полное сближение методов формирования
статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и
международных экономических организаций.
Анализ обобщающих
экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить
правильность проводимой экономической политики России и принять своевременные
меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.
Глава 3. Анализ
состояния экономики на основе конкретных макроэкономических показателей.
Использование СНС
в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических
показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного
хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются:
валовой внутренний продукт; валовой национальный продукт; национальный доход;
национальное сбережение; располагаемый доход; конечные потребительские расходы
на товары и услуги; валовые инвестиции; сальдо внешней торговли; сальдо текущих
операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся
тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения,
вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению.
Наглядно
ознакомимся с анализом состояния экономики на основе конкретных
макроэкономических показателей. Поможет нам в этом статья «Анализ темпов
экономического роста (по данным национальных счетов за 1995-1999гг.)» в журнале
«Экономист» 2000г №6.
АНАЛИЗ
ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
(по
данным национальных счетов за 1995-1999г.г.)
Л
Артемова, А Назарова.
Обзор
основных экономических показателей СНС за 1995-1999гг.
Под
влиянием осмысления ключевых проблем социально-экономического развития в
обществе все шире признается необходимость усиления роли государства в
регулировании экономики, а также увязки целей экономической политики с
интересами всего народа. В связи с налаживанием системы макроэкономическою
регулирования возрастает значение прогнозных расчетов, которые характеризуют
текущие процессы расширенного воспроизводства, помогают оценивать перспективы
роста производства, конечного потребления и накопления. Разработка
общехозяйственных прогнозов предполагает взаимоувязанный анализ различных
аспектов общественного воспроизводства, производства, распределения, обмена и
потребления. Прогнозные возможности такого анализа становятся особенно значимыми,
если он выполняется на основе главных показателей системы национальных счетов,
которые разрабатываются за отчетный период Госкомстаюм РФ.
Попытаемся
рассмотреть под этим углом зрения сводные макроэкономнческие показатели за
период 1995-1999 гг(табл1)
Таблица
1
Изменение
динамики основных социально – экономических показателей (в% к предыдущему году)
Год
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
ВВП
|
95,9
|
96,6
|
100,9
|
95,1
|
103,2
|
Продукция промышленности
|
96,7
|
96,0
|
102,0
|
94,8
|
108,1
|
Продукция с/х.
|
92,0
|
94,9
|
101,5
|
86,8
|
102,4
|
Основные фонды
|
100,2
|
99,96
|
99,6
|
99,5
|
99,5
|
Инвестиции в основной капитал
|
89,9
|
81,9
|
95,0
|
93,3
|
104,5
|
Оборот розничной торговли
|
93,6
|
99,5
|
103,8
|
96,7
|
92,3
|
Платные услуги населению
|
82,3
|
94,1
|
105,6
|
99,5
|
102,6
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|