Разработка автоматизированного рабочего места бухгалтера
Программное обеспечение
В области статистических расчетов функций контроля в
данный момент наиболее автоматизированным является процесс казначейского
исполнения бюджета. Эта система предназначена для управления бюджетными
средствами в целях контроля за их целевым расходованием и поступлением. Она
предполагает консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета (также
только с этого счета должно производится расходование бюджетных средств),
внедрение более совершенных технологий в процесс исполнения бюджета, в том
числе в процесс финансового планирования и управления наличными средствами
бюджета. Для этих целей было создано Федеральное казначейство в структуре
органов Министерства финансов.
Несмотря на все
положительные моменты внедрения данной системы исполнения бюджета, она имеет
ряд недостатков, одним из которых является явное замедление движения бюджетных
средств, что значительно снижает эффект от их использования. Это также
определяет необходимость решения вопроса об автоматизации казначейского
исполнения бюджета.
При казначейском
исполнении бюджета можно выделить следующие процессы, подлежащие автоматизации:
-
бюджетное планирование
(создание и утверждение проекта бюджета);
-
расчетное обслуживание
(наиболее важным здесь является санкционирование расходования бюджетных
средств);
-
процедуры финансового
контроля (в т.ч. операционный контроль, при котором нецелевое расходование
становится физически невозможным, включающий контроль цен, договоров и т.д.);
-
управленческий учет и
анализ.
На этапе создания
и утверждения бюджетов необходимо предусмотреть использование отчетности
предыдущих лет, возможность изменения существующих показателей (гибкий режим),
желательно наличие автоматической генерации всех необходимых для принятия
проекта бюджета документов, а также автоматическое создание перспективного
финансового плана баланса финансовых ресурсов. Здесь необходимо выделение
подсистемы учета договоров, которые заключают получатели бюджетных средств со
своими поставщиками и подрядчиками. Принципом работы этой подсистемы должна
стать аккумуляция в контрольном центре данных о планируемых и текущих
договорах, степень их исполнения и состояние оплаты. При использовании
информации о договорах, отчетности прошлых лет планирование бюджета будет более
качественным, но и более трудоемким, что определяет необходимость использования
современных методов анализа и моделирования.
При автоматизации
процесса санкционирования расходования бюджетных средств для повышения его
эффективности и исключения механических ошибок необходимо согласовать следующие
процессы: составление и утверждение бюджетной росписи, утверждение и доведение
уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств до
распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом идеальным был бы
вариант автоматизированного взаимодействия органов казначейства, распорядителей
бюджетных средств и конкретных бюджетополучателей. Для последних, необходимо
предусмотреть специальную подсистему, поддерживающую функции удаленного
администрирования.
Наиболее сложной
является автоматизация операционного контроля, который проводится до проведения
самого платежа, т.е. при приеме заявки на платеж. При приеме платежного
поручения казначейством осуществляется автоматическая проверка достаточности
лимита, а также сверка с базой данных казначейства, которая может содержать
любые задаваемые администрацией параметры срочности и приоритетности.
Желательно на этом этапе автоматически проверять заданные в контрактах и
договорах цены, что должно исключить возможность злоупотреблений путем закупки
товаров по заведомо завышенным ценам. Но при этом без предварительного согласования
договоров с государственными органами невозможно обойтись без конфликтных
ситуаций. Поэтому подсистема учета договоров должна быть двухуровневой и иметь
обратную связь, т.е. на первом этапе в систему заносятся предварительные
параметры договоров (условия, стоимость, сроки и т.п.), получаемые от
бюджетополучателей, а затем они должны быть либо подтверждены, либо
бюджетополучателю отправляются замечания по договору.
Автоматизация
процесса бюджетного учета и генерация отчетности должна проводится с учетом
специфики бюджетных организаций, т.е. должен быть предусмотрен бухгалтерский
учет как у самого казначейства, так и у получателей бюджетных средств в
соответствии с Планом счетов бюджетного учета, формирование первичных
документов, а также ведение аналитического учета, контроль состояния счетов и
документов, выпуск различных форм отчетности за любые временные периоды и т.д.
В этой сфере
необходимо учитывать необходимость автоматизации как у органов казначейства,
так и у конкретных получателей бюджетных средств, в том числе бюджетных
распорядителей.
Существуют
различные разработки для решения данных вопросов автоматизации казначейского
исполнения бюджета.
Так, Региональный
вычислительный центр в Чебоксарах создал программные продукты «Казначейское
исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном
уровнях (Центр-Ф, Центр-КС)» для органов федерального казначейства.[2] Авторы публикаций об этих
программных продуктах утверждают, что в этих пакетах автоматизированы важнейшие
функции учета – учет финансирования расходов бюджетов различных уровней,
бюджетных и внебюджетных фондов, учет бюджетных обязательств и их лимитов,
полных бухгалтерский учет с выходом на баланс исполнения бюджетов. Здесь также
предусмотрены функции распределения доходов по уровням бюджетов и по фондам до
формирования, электронного обмена и свода различных отчетов. В программах
предусмотрен специальный модуль, который представляет собой автоматизированное
рабочее место руководителя («АРМ руководителя»). С его помощью можно получать
информацию об исполнении бюджета в виде аналитических графиков, диаграмм,
таблиц и т.п. Достоинством данных программ является наличие единой
нормативно-справочной информации. Ядром данных систем является единый план
счетов, на его основе формируется бухгалтерская отчетность.
Для
автоматизированного взаимодействия органов казначейства между собой, а также с
финансовыми и налоговыми органами, кредитными учреждениями, с
расчетно-кассовыми центрами ЦБР, с распорядителями и получателями бюджетных
средств предусмотрены функции электронного обмена информацией. Также возможен прием
от государственных налоговых инспекций базы налогоплательщиков, заключений
(форма №21) и передача сводного реестра поступивших доходов в разрезе
налогоплательщиков, платежей, уровней бюджетов и т.д.
В данных
программных пакетах предусмотрена некоторая защита информации – закрытие дня,
месяца, ограничение доступа на просмотр документов, введенных другими
пользователями.
Программный
продукт «Центр-Ф» реализован по технологии «файл-сервер» и не требователен к
аппаратному обеспечению. В 1998 г. прошло его тестирование в управлении
федерального казначейства по Самарской области. В 1999 г. прошла его опытная
эксплуатация, а в 2000 г. – промышленная. На данный момент этот программный
комплекс принят для свободного распространения в территориальных органах федерального
казначейства.
«Центр-КС» более
требователен к аппаратному обеспечению, поскольку реализован по технологии
«клиент-сервер». В 2001 году проводится его опытная эксплуатация в управлениях
федерального казначейства по Чувашской республике и Новгородской области.
Преимуществом данного пакета является возможность обрабатывать большие потоки
информации за меньшее время, т.е. он обладает более высокой производительностью
и надежностью, а также большими возможностями защиты информации.
Недостатком данных программных продуктов можно
назвать то, что основное место в них уделено не контрольным и аналитическим
функциям, а учетным. Хотя с точки зрения автоматизации информационного
взаимодействия между различными контрольными органами это возможно и к лучшему,
поскольку собранная и структурированная учетная информация будет лучше
проанализирована в едином центре, нежели в территориальных контрольных органах.
Тем не менее функция оперативного контроля, включающего контроль цен и условий
договоров, является на данный момент необходимой составляющей для эффективной
работы данных государственных органов.
Для решения же проблемы учета и контроля у бюджетных
распорядителей наиболее популярной является система «Парус. Бюджетное
финансирование». Наиболее интересными ее характеристиками являются следующие:
-
возможность
автоматизированного приема заявок от бюджетополучателей в электронном виде, на
основе которых составляется сводная бюджетная заявка;
-
автоматизированное
поквартальное распределение утвержденных бюджетных ассигнований – формирование
бюджетной росписи;
-
формирование сводной
сметы доходов и расходов на основе смет, предоставленных бюджетополучателями;
-
возможность в процессе
исполнения бюджета изменять параметры бюджетных ассигнований;
-
накапливание данных об
исполнении бюджета (сохранение первоначальных данных);
-
возможность в процессе
непосредственного расходования бюджетных средств распределять их по различным
алгоритмам – пропорционально сметам расходов, лимитам бюджетных обязательств,
остаткам финансирования и т.п.;
-
обеспечение сопряжения с
программными средствами органов федерального казначейства по приему-передаче
лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на бюджетных носителях.
Рассмотрев предоставленные данные можно сделать вывод о том, что для каждого предприятия нужна своя, индивидуальная технология сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Но наиболее универсальными являются программы разработанные фирмой 1С. Они рассчитаны и на усовершенствование работы с выдачей заработной платы и на уменьшение работы с бумагами.
3. Информационное обеспечение
АРМ бухгалтера-аналитика
3.1 Программное обеспечение АРМ бухгалтера-аналитика. Программа
1С:Бухгалтерия является универсальной бухгалтерской программой и
предназначена для ведения
синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам.
Аналитический
учет ведется по объектам аналитического учета (субконто) в натуральном и
стоимостном выражениях.
Программа
предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все
проводки заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций
их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по
различным параметрам проводок.
Кроме журнала
операций программа поддерживает несколько списков справочной
информации (справочников):
1. план счетов;
2. список видов объектов
аналитического учета;
3. списки объектов
аналитического учета (субконто);
4. констант и т.д.
На основании
введенных проводок может быть выполнен расчет итогов. Итоги могут выводиться за
квартал, год, месяц и за любой период, ограниченный двумя датами. Расчет итогов
может выполняться по запросу и одновременно с вводом проводок (в последнем
случае не требуется пересчет).
После расчета
итогов программа формирует различные ведомости:
1. сводные проводки;
2. оборотно-сальдовую ведомость;
3. оборотно-сальдовую ведомость
по объектам аналитического учета;
4. карточка счета;
5. карточка счета по одному
объекту аналитического учета;
6. анализ счета (аналог главной
книги);
7. анализ счета по датам;
8. анализ счета по объектам
аналитического учета;
9. анализ объекта аналитического
учета по всем счетам;
10. карточка объекта
аналитического учета по всем счетам;
11. журнальный ордер.
В программе
существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором
бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и
обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима
реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим
используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой
деятельности организации в произвольной форме.
Кроме того
программа имеет функции сохранения резервной копии информации и режим
сохранения в архиве текстовых документов.
САБУ фирмы
"1С" САБУ производства "1С" - самые известные и продаваемые
в России. Развитая дилерская сеть (более 1100 дилеров), работа по методике
франчайзинга, грамотная маркетинговая стратегия, мощная рекламная поддержка и
удачное функциональное наполнение обеспечили огромную популярность этим
продуктам. В помощь пользователям выпущены методические пособия, во многих
регионах страны созданы авторизованные учебные центры.
САБУ от
"1С" реализованы для разных программных и аппаратных платформ: DOS,
Windows, Windows 95, Macintosh (с начала 1996 г.), Power Macintosh (с лета 1996
г.). Существует несколько модификаций системы: базовая, профессиональная (для
решения более сложных бухгалтерских задач, включающих элементы анализа хозяйственной
деятельности предприятий), сетевая (с весны 1996 г. реализована технология
клиент/сервер). Наиболее распространенная современная версия
"1С:Бухгалтерия Проф. 7.5" под Windows является, на наш взгляд,
лучшей из представленных на российском рынке. В базовый комплект поставки
входят одна или две дискеты, руководство пользователя и регистрационная анкета.
Для установки и эксплуатации программы достаточно иметь 3 - 5 Мбайт свободного
места на диске.
Работа
пользователя, как и в любой другой аналогичной программе, начинается с
настройки плана счетов и ввода шаблонов новых типовых операций (помимо
предусмотренных в базовом комплекте). Вместе с продуктом предлагается широкий
перечень заполняемых форм первичных документов, но если пользователя не устраивает
какой-либо документ, он может изменить его печатную форму и алгоритм
заполнения. Пользуясь внутренним макроязыком, можно описать практически любой
документ. Реализованные в базовом комплекте алгоритмы переоценки валюты и
начисления амортизации требуют от пользователя строгого соблюдения правил
отражения информации на счетах. Система формирует всю отчетность,
предоставляемую в налоговые инспекции. Для этого используется генератор
отчетов, в котором при помощи внутреннего макроязыка создаются собственные
отчетные документы. Чтобы расширить функциональное наполнение САБУ, можно
разработать собственные алгоритмы переоценки валютных пассивов и активов в
зависимости от действующего законодательства, начисления амортизации по
нематериальным активам, формирования учетных регистров и т. д. Помимо
описанного продукта, фирма "1С" продвигает на рынок свою новую
разработку под названием "1С:Предприятие". Это ПО представляет собой
универсальную систему для автоматизации учета в торговле, складском хозяйстве и
смежных отраслях деятельности предприятия. Приложение разработано на новой
технологической платформе под условным названием V7, которая включает средства
работы с базой данных, встроенные язык программирования, редактор диалоговых
форм и текстовый редактор, единый механизм обработки запросов.
Система
"1С:Предприятие" может быть адаптирована к любым особенностям учета
на конкретном предприятии при помощи модуля "1С:Конфигуратор",
позволяющего настраивать все основные элементы программной среды, генерировать
и редактировать документы с любой структурой, изменять их экранные и печатные
формы, формировать журналы для работы с документами с возможностью их
произвольного распределения по журналам. Кроме того,
"1С:Конфигуратор" может редактировать существующие и образовывать
новые справочники произвольной структуры, создавать регистры для учета средств
в необходимых разрезах, задавать любые алгоритмы обработки информации,
описывать поведение элементов системы на встроенном языке и т. д. Важно
отметить, что для настройки продукта не требуется глубоких знаний в области
программирования. При проверке настроенной конфигурации задействуется функция
"Отладчик"; она же используется для выявления возможных сбоев при
работе системы в целом. Приложение "1С:Предприятие" может применяться
как автономно для управления товарными потоками без формирования бухгалтерских
проводок, так и в сочетании с ПО "1С:Бухгалтерия" для регистрации
движения товаров на счетах бухгалтерского учета. Кроме того, в пакете
"1С:Предприятие" имеются средства поддержки торгового оборудования
(например, кассовых аппаратов "ЭЛЕКТРОНИКА-92 АКВАРИУС" и сканеров
штрих-кодов, подсоединяемых через интерфейс RS-232).
Система
"1С:Предприятие" выполняется под управлением ОС Windows 95 и Windows
NT. Сетевая версия может устанавливаться в наиболее распространенных локальных
сетях. В последнем случае рабочие станции должны иметь процессор класса 486DX и
выше и оперативную память объемом не менее 8 Мбайт, а сервер - оперативную
память не менее 16 Мбайт и процессор Pentium/75 и выше.
Aubi
“АУБИ” - это
зарегистрированное название интегрированной программной системы
"Автоматизации Бухгалтерского Учета’ малых, средних и больших
предприятий. Аббревиатура названия комплекса “АУБИ” построена из ряда букв,
входящих в приведенную выше фразу, заключенную в апострофы. Таким образом
сделана попытка отразить истинное предназначение программы.
“АУБИ” может
быть с успехом использована для автоматизации бухгалтерского учета предприятий
различного рода деятельности. Программный комплекс представляет
одинаковый интерес как для торговых (коммерческих) структур, так и для
производственных предприятий. Гибкая система программы позволяет настраивать
“АУ-БИ” на нужды конкретного пользователя. При этом бухгалтер каждого предприятия,
исходя из своих собственных потребностей, имеет возможность сформировать план
счетов; информационные справочники, содержащие названия
предприятий-партнеров и их банковские реквизиты; список материально
ответственных лиц и т.д. В зависимости от специфики деятельности
предприятия “АУБИ” позволяет вести учет следующих элементов бухгалтерского
производства:
1. учет материалов (склад);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|