Отчет о прохождении производственной практики по бухучету
p> Показатель выхода валовой продукции показывает, насколько
удовлетворяются внутрихозяйственные потребности в продукции сельского
хозяйства и выполняются все договоры. Из данных таблицы видно, что этот
показатель в отчетном году увеличился на 39%. Выход продукции увеличился
практически по всем видам сельскохозяйственной продукции за исключением
сахарной свеклы. Все остальные показатели имеют тенденцию к увеличению при
неизменной площади сельхозугодий. Таблица 6. – Использование сельскохозяйственных угодий в ОПХ ВНИИСС
|Показатели |2000 |2001 |2001 в %|
| | | |к2000 |
|1.Выход валовой продукции растениеводства|46,30 |77,85 |168,15 |
|на 100 га сельскохозяйственных угодий, | | | |
|тыс.руб. | | | |
|2.Получено на 100га пашни, ц | | | |
|а) зерна |1473,00 |1719,23 |116,72 |
|б) сахарной свеклы |2653,00 |1987,00 |74,90 |
|3.Получено на 100га сельскохозяйственных | | | |
|угодий, ц | | | |
|а) молока |552,00 |543,91 |98,53 |
|б) мяса |45,80 |52,44 |114,49 |
|4. Процент распаханных |88,70 |88,70 |100,01 |
|сельскохозяйственных угодий | | | |
|5. Процент использования пашни |82,10 |83,00 |101,10 |
|6. Удельный вес естественных кормовых |11,29 |11,81 |104,65 |
|угодий в сельскохозяйственных угодьях | | | |
|Удельный вес орошаемых земель |4,40 |4,40 |100,00 | Из анализа данных таблицы можно сделать вывод, что все показатели
использования сельскохозяйственных угодий имеют тенденцию к увеличению.
Особенно важно увеличение основного прямого показателя, а именно выход
валовой продукции растениеводства на 100 га сельхозугодий на 68%. Приведенные данные свидетельствуют, что хозяйство располагает
достаточным потенциалом для увеличения производства продукции сельского
хозяйства. На предприятии применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского
учета. В хозяйстве она строится в соответствии с общими принципами
организации учета по этой форме с отражением специфики деятельности
сельскохозяйственного предприятия. Начиная с 2002 года предприятие начало
переход на автоматизированную форму учета. Применение соответствующих
вычислительных машин обеспечивает получение итогов разных степеней без
переписывания данных из одного регистра в другой. Автоматизированная форма
учета позволяют в результате машинной обработки получать необходимые данные
по всем счетам синтетического и аналитического учета вплоть до оборотного и
сальдового баланса, т.е. благодаря машинной обработке информации получают
все регистры бухгалтерского учета, предусмотренные действующей системой
учета. 1. Инвентаризация. На предприятии обеспечен постоянный контроль за сохранностью имеющихся
товарно-материальных ценностей. Важным приемом такого контроля является
инвентаризация, которая позволяет контролировать как сохранность
собственности предприятий, так и правильность ведения бухгалтерского учета.
При инвентаризации материальных ценностей проверяют наличие продукции и
производственных запасов на определенную дату путем пересчета, взвешивания,
определения их объема и сопоставления с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация может быть частичная, когда проверяют наличие ценностей
в отдельных местах хранения, и полная, когда проверкой охватываются все
ценности в хозяйстве в целом. Обязательная полная инвентаризация проводится
ежегодно перед составлением годового отчета в сроки, установленные
специальной инструкцией по проведению инвентаризации. Кроме годовой
инвентаризации предприятие проверяет наличие остатков в натуре в течение
года. Для проведения инвентаризации создается специальная комиссия.
Результаты проверки оформляются инвентаризационными описями и
соответствующими актами. Руководитель предприятия обязан лично
рассматривать материалы инвентаризации не позднее чем в 10-дневный срок
после ее окончания и принимать соответствующие решения по ее результатам. Выявленные при инвентаризации излишки приходуют, при этом составляется
бухгалтерская запись: дебет счетов учета соответствующих материальных
ценностей 43, 41, 10 кредит счета 91. Инвентаризацию основных средств (кроме животных) проводят один раз в
год перед составлением годового отчета. Инвентаризацию зданий сооружений
проводят один раз в 3 года. Продуктивных животных ивентаризовывают
ежеквартально. При смене материально ответственного лица проводят частичные
инвентаризации на дату передачи основных средств одним материально
ответственным лицом другому. До начала инвентаризации основных средств проверяют наличие и состояние
инвентарных карточек, технических паспортов и другой технической
документации. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение
или оформление. При проведении инвентаризации комиссии составляют инвентаризационные
описи (или делают отметки в старых описях). Одновременно инвентаризационные
комиссии проверяют правильность использования и хранения основных средств.
Вновь выявленные и неучтенные с момента проведения последней инвентаризации
объекты должны быть оценены по их восстановительной стоимости, а износ на
полное восстановление – по действительному техническому состоянию. На основании материалов инвентаризации сверяют данные бухгалтерского
учета с данными инвентаризационных описей и устанавливают излишки или
недостачу основных средств. Основные средства, по которым выявлены
расхождения, записывают в сличительные ведомости. Инвентаризация завершается протоколом, в котором даются сведения о
причинах возникновения недостач или излишков. Устанавливаются также
конкретные лица, виновные в возникновении излишков или недостач, и
предлагаются меры, которые необходимо к ним применить. Протокол утверждают
руководитель организации, а при необходимости и общее собрание членов
организации. Неучтенные объекты, обнаруженные при инвентаризации приходуются
записью: Дт 01 – на первоначальную стоимость объекта, Кт 91 – на остаточную
стоимость или счета 99 при зачислении суммы на финансовые результаты
деятельности. Кт 02 – на сумму амортизации объекта. Инвентаризация кассы. Не реже одного раза в месяц в хозяйстве проводят
инвентаризацию кассы с обязательным полным перечетом всех денежных средств
и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Для проведения
инвентаризации руководитель хозяйства приказом назначает специальную
комиссию с обязательным включением в нее представителя бухгалтерии. При
инвентаризации присутствие кассира обязательно. В случае обнаружения
недостачи в кассе кассир несет полную материальную ответственность за
причиненный хозяйству ущерб. Обнаруженные в кассе излишки ценностей
подлежат оприходованию. Одновременно выясняются причины их возникновения. 2. Исчисление себестоимости работ (услуг) и закрытие операционных
счетов. Важным этапом в бухгалтерском учете является закрытие в конце года
операционных счетов: калькуляционных, сопоставительных, собирательно-
распределительных, а также счетов финансовых результатов. Вспомогательные производства выплоняют работы и услуги практически для
всех отраслей и видов деятельности в хозяйстве, т.е. имеют наибольшее число
потребителей, этот счет закрывают в первую очередь. Электроснабжение. Стоимость потребленной электроэнергии ежемесячно
относят на счета потребителей по планово оценки киловатт-часа. В конце года
на основании записей по счету 23-5, определяют фактическую себестоимость
одного киловатт-часа электроэнергии. Затем подсчитывают отклонения
фактической себестоимости электроэнергии от плановой оценки, по которой
затраты ее были списаны в течение года. На сумму выявленных разниц делают
корректировку затрат по соответствующим счетам для чего составляют
корректировочную ведомость на закрытие счета с включением в нее всех
потребителей электроэнергии. Суммы корректировки затрат по каждому
потребителю относят пропорционально потребленной электроэнергии. Аналитические счета "водоснабжение", "газоснабжение", "теплоснабжение"
закрывают в таком же порядке. Автомобильный транспорт. В течение года выполненную работу списывают
ежемесячно по кредиту счета 23-4 согласно плановой себестоимости и относят
в дебет счетов потребителей услуг. В конце года после расчета фактической
себестоимости автоперевозок определяют отклонение фактических затрат от
плановых. По грузовому автотранспорту по отношению общей суммы отклонений к
количеству тонно-километров, принимаемых в расчет, устанавливают
коэффициент, по которому общую сумму отклонений распределяют на объекты
учета затрат. Далее закрываются счета 23-1 и 23-2. С данных субсчетов затраты
списывают непосредственно на счета 20 "основное производство" (субсчета
1,2,3,), 25, 26. По данным субсчетам затраты списывают и относят по
назначению в течение года по мере завершения ремонта. В затраты по ремонту
включают в нормативном размере и накладные расходы ремонтной мастерской.
Списание и распределение по объектам ремонта отклонений фактических сумм
цеховых расходов от нормативных производят пропорционально отнесенным в
течение года нормативным суммам накладных расходов. Далее закрывается счет 23-3. По данному субсчету в течение года с
кредита списывают по назначению стоимость выполненных транспортных работ
(за исключением таких работ в растениеводстве) по плановой себестоимости
условного эталонного гектара исходя из объема выполненных работ. Следовательно, в конце года закрытие этого субсчета по
сельскохозяйственным работам сводится к распределению в соответствии с
назначением затрат по статьям: амортизация основных средств, отчисления на
ремонт основных средств, прочие производственные затраты (кроме оплаты
труда и нефтепродуктов) и корректировка списанных сумм по транспортным
работам тракторов. Амортизация распределяется пропорционально объему
выполненных механизированных работ в условных эталонных гектарах или
корректируют списанные в течение года суммы. В таком же порядке
распределяются в конце года и прочие затраты. Завершающим этапом в закрытии
субсчета является доведение плановой себестоимости транспортных работ до
фактической путем распределения имеющегося на субсчете остатка
пропорционально списанным в течение года транспортным работам в плановой
оценке условного эталонного гектара. Следующим этапом является закрытие счета 97. Списание затрат
происходит на дебет счетов по направлениям затрат и кредит счета 97. После
списания затрат приходящихся на отчетный период, по счету 97 остается
сальдо в пределах затрат, относящихся к будущим отчетным периодам. Следующим этапом в закрытии счетов является распределение на основные
отрасли сумм расходов на 25 и 26 счетах. Общепроизводственные расходы
растениеводства и животноводства распределяют соответственно по всем
культурам и видам незавершенного производства, учтенным на 20-1; по всем
видам и группам скота, учтенным на 20-2. Базой для распределения является
суммы основных затрат за исключением затрат на семена, корма , сырье,
материалы и полуфабрикаты. Делением общепроизводственных затрат на общую
базу рассчитывают коэффициент распределения. Общепроизводственные расходы
списываются по кредиту счета 25 и относят на дебет счетов основных
производств согласно соответствующим объектам учета затрат. Аналогично закрывают счет 26. Закрытие счета 20 "Основное производство". Начинают закрытие счетов по
субсчету 20-1 с распределения по назначению не распределенных сумм
амортизации и отчислений в ремонтный фонд. В течение года данные затраты
накапливались на отдельных аналитических счетах и относились на культуры в
нормативном размере. В этом случае в конце года делают корректировку
отнесенных сумм до фактических размеров пропорционально соответствующим
показателям (площадям складов зернохранилищ) либо непосредственно на
культуры, к которым относится данный вид основных средств (по
специализированным машинам). Учтенные суммы на ремонт основных средств
распределяют аналогично начисленной амортизации. К концу года на аналитических счетах затрат под культуры по субсчету
20-1 на дебете сосредоточены все затраты фактические затраты на
производство продукции, на кредите – выход продукции в плановой оценке.
Сопоставляя дебетовые и кредитовые обороты по каждому аналитическому счету,
выводят производственный результат – экономию или перерасход. Закрытие
субсчета 20-1 заключается в выведении калькуляционных разниц и правильном
их списании по назначению. Так как в хозяйстве нет переработки продукции растениеводства, то
следующим этапом в закрытии счетов будет закрытие счета 20-2. При закрытии
этого субсчета затраты распределяют между видами сопряженной продукции
исходя из порядка , принятого при исчислении себестоимости этих видов
продукции. Затем распределяют сумму отклонений. Для этого полученную
фактическую себестоимость сопоставляют с плановой оценкой, по которой
продукцию оприходовали в течение года. Отклонение определяют на весь объем
продукции и на 1 ц. (после исключения продукции, относящейся к уже закрытым
счетам), а по приплоду – на одну голову. Суммы экономии или перерасхода
устанавливают умножением соответствующего количества продукции на разницу в
себестоимости. По приплоду отклонения относят на счет 11, по остальным
видам продукции в соответствии с направлениями использования. Закрытие счета 29 в конце года сводится к выведению результатов по ЖКХ
и предприятиям бытового обслуживания и отнесению их по назначению. По
каждому из аналитических счетов этой группы затраты сальдируются с доходами
и превышение затрат над доходами относят на счет 91. В результате сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по счету 90
и 91 выводятся финансовые результаты деятельности. Вся реализованная
продукция, выполненные работы и услуги на сторону будут отражены на дебете
счетов в оценке по фактической себестоимости, включая расходы на продажу.
Общие итоги по всем субсчетам и аналитическим счетам отражают размеры
выявленной прибыли и убытков от реализации в целом по хозяйству. Счет 99 закрывают в конце года при составлении отчетности. Закрытие
сводится к списанию финансового результата на счет 84. 3. Составление годового отчета. Бухгалтерский баланс — основной источник анализа финансового состояния
предприятия
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки,
обобщения состава и размещения средств предприятия и источников их
образования на определенную дату.
Средства предприятия, сгруппированные по их составу, размещению, составляют
актив баланса. Источники этих средств образуют пассив баланса. Средства и
их источники показываются в денежном выражении.
Так как в балансе средства предприятия рассматриваются, с одной стороны, по
составу и размещению, с другой стороны, по источникам формирования и
целевому назначению, итог актива постоянен и равен итогу пассива баланса.
Актив и пассив подразделяются на отдельные статьи, объединенные в разделы.
Балансовые статьи заполняются непосредственно по данным синтетических
счетов. Поэтому после названия балансовых статей в скобках указан шифр
синтетического счета по плану счетов бухгалтерского учета. Средства предприятия по их составу делятся на основные, оборотные и
отвлеченные. К основным средствам относятся здания, сооружения,
оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инвентарь,
инструмент и др.
Оборотными средствами являются: сырье, основные материалы и покупные
полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части,
расходы будущих периодов, готовая продукция, запасы сельского хозяйства,
денежные средства, товары отгруженные, но еще не оплаченные покупателями,
средства в расчетах и прочие оборотные средства.
К внеоборотным средствам (отвлеченным из оборота) относятся суммы
отчислений из прибыли, вносимые в бюджет, остающиеся в распоряжении
предприятий, убытки.
Источники средств предприятия делятся на собственные, приравненные к
собственным, заемные.
К источникам собственных средств относят: уставный фонд, финансирование
прироста оборотных средств, ссуды банка на эти цели, прибыль и др.
К источникам, приравненным к собственным, относятся так называемые
устойчивые пассивы, которые постоянно находятся в обороте
предприятия и в пределах сумм, предусмотренных на покрытие оборотных
средств, приравниваются по условиям их использования к собственным
оборотным средствам.
К заемным источникам относятся источники, взятые со стороны на определенный
срок: кредиты банка, различная кредиторская задолженность.
Для осуществления контроля и анализа финансового состояния предприятия по
данным баланса отдельные статьи, отражающие состав средств, их размещение и
источники образования, объединяются в разделы статей.
В активе баланса хозяйственные средства по их функциональной роли в
процессе производства сгруппированы в следующих разделах: I — основные средства и вложения II — запасы и затраты III — денежные средства, расчеты и прочие активы. В пассиве средства предприятия по источникам их формирования и целевому
назначению сгруппированы в следующих разделах: I — источники собственных средств II — кредиты и другие заемные средства III — расчеты и прочие пассивы В балансе все средства компании группируются по направлениям их
использования или инвестирования в активе и по источникам финансирования в
пассиве. В финансовом менеджменте статьи, относящиеся к активу, называются
инвестиционными решениями, а статьи пассива баланса называются решениями по
выбору источника финансирования. Форма №2 Отчет о прибылях и убытках. Статья 010. По данной статье отражается выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг за минусом НДС и акцизов. То есть отражается
кредитовый оборот по счету 90. Статья 020. По данной статье отражается себестоимость проданных
продукции, работ, услуг то есть суммы, списанные с кредита 43 в дебет 90.
По статье коммерческие расходы, отражают расходы, связанные со сбытом
продукции (Кт 44). Управленческие расходы списываются в корреспонденции дт
90 кт 26. Далее отражается финансовый результат от продажи продукции, работ,
услуг. В разделах 2 "Операционные доходы и расходы" и 3 "Внереализационные
доходы и расходы" отражают доходы и расходы, признанные организацией в
бухгалтерском учете как прочие в соответствии с условиями, определенными
для их признания в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в суммах в соответствии с
требованиями указанных Положений. Статья 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" определяется
арифметически и должна соответствовать сальдо по счету 99. Форма №3. Отчет об изменениях капитала состоит из четырех разделов:
капитал, резервы предстоящих расходов, оценочные резервы, изменение
капитала. В отчете приводится движение соответствующих источников за год:
остаток на начало года, поступило в отчетном году, израсходовано и
использовано в отчетном году, остаток на конец года. Форма №4. Отчет о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств необходим как для менеджеров предприятия,
акционеров, так и для внешних пользователей, в частности кредиторов и
потенциальных акционеров. Руководство предприятия может использовать эту информацию при расчете
ликвидности, определении дивидендов, оценке потребности в дополнительных
источниках финансирования предприятия, для оценки эффективности менеджмента
предприятия, способности генерировать достаточный объем средств для
погашения кредиторской задолженности, выплаты дивидендов. Отчет о движении
денежных средств, как правило, состоит из трех частей (хотя их может быть и
больше), характеризующих денежный поток от производственно-хозяйственной,
инвестиционной и финансовой деятельности:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|