Организация и методология учёта реализации товаров и валовых доходов на предприятии и пути их совершенствования
p> На сегодняшний день независимо от выбора для целей налогообложения
(хотя и при принятии учетной политики) момента реализации факт реализации
ценностей в бухгалтерском учете отражается организацией-продавцом (при
условии установления договором общего порядка перехода права собственности)
по отгрузке. Это устраняет недостатки методики учета реализации по оплате: . достигается методологическое единство при отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, связанных с процессом производства (приобретения) имущества и его последующей реализации; . реализация товаров отражается в момент их фактической продажи; . в бухгалтерском учете предприятия-продавца своевременно и в соответствии с договором отражается величина возникающей дебиторской задолженности; Однако методика учета реализации по отгрузке имеет недостаток,
играющий в условиях современной экономики немаловажную роль. Дело в том,
что в этом случае возникает один из классических парадоксов бухгалтерского
учета: прибыль у предприятия есть, а долги платить нечем. Таким образом,
отказавшись от оплаты, как момента реализации приходим к тому, что
положение изменилось, но не улучшилось. При отражении реализации с
использованием счета 45 «Товары отгруженные» в учете отражалась прибыль от
продажи, реализованная в денежные средства или иное, полученное в оплату за
товары имущество, но не находила отражения та величина полученной от
реализации продукции прибыли, право на которую возникло. В сегодняшней
ситуации, располагая данными о последней, пользователь бухгалтерской
отчетности не может получить информацию о том, какая часть полученной
прибыли реализована в денежные средства или иные товары. А в современных
условиях белорусского рынка, когда право и его осуществление зачастую
расходятся не только по времени возникновения , но и по существу, такая
информация является сверх важной. Следует отметить, что условность величины
прибыли , отраженной после факта реализации, не является исключительно
белорусской действительности. Так, в период , известный , как время
становления принципов бухгалтерского учета на Западе, виднейший
американский бухгалтер Джордж Мэй писал: «Очевидно, что если процесс
производства и продажи завешается возникновением прибыли, то эта прибыль на
момент, когда продажа совершилась, может быть только условной». Вопрос разработки методики отражения в бухгалтерском учете реализации
товаров, отвечающей требованию допущения временной определенности фактов
хозяйственной жизни (принцип соответствия) и одновременно позволяющей
формировать информацию о состоянии (степень реализации в денежные средства
или иные товары) прибыли предприятия, остается открытым. Как один из вариантов решения данной проблемы может быть предложено
использование при отражении операций по реализации товаров регулирующих
счетов. Так, ведя контрактивный счет, можно, показывая дебиторскую
задолженность за реализованные товары в полной сумме (в оценке по
договорной цене), отразить в пассиве потенциальную прибыль. В качестве
контрактивного счета здесь можно применять счет 83 «Доходы будущих
периодов». Сформированный на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
финансовый результат (прибыль) от продажи продукции будет отнесен на счет
83 «Доходы будущих периодов» записью по кредиту последнего в
корреспонденции со счетом 46 . После погашения покупателем задолженности за
приобретенную продукцию ( дебет счета 51 «Расчетный счет» , кредит счета 62
« Расчеты с покупателями и заказчиками» на полученную сумму) прибыль от
реализации будет отражена как реализованная в денежные средства записью: Дебет счета 83 «Доходы будущих периодов» Кредит счета 80 «Прибыли и убытки» – на сумму полученного дохода. Исходя из вышеприведенной методики учета финансового результата от
реализации, будут сделаны следующие проводки:
|Содержание записи |Корреспонденция |
| |счетов |
|1. Продана продукция |1.Д-т 62 К-т 46 |
| |2.Д-т 46 К-т 40 |
| |3.Д-т 46 К-т 83 |
|2. Оплачена | Д-т 51 К-т 62 |
|покупателем продукция| |
|3. Отражается прибыль| Д-т 83 К-т 80 |
|от реализации | |
Счет 83 «доходы будущих периодов», как счет финансово-
распределительный, призван выполнять несколько иную роль. Классической
является ее характеристика, данная российским ученым Блатовым: «Для
выявления по заключительному баланса полной и верной картины состояния
хозяйства и получение результатов существенно необходимо, с одной стороны,
выяснить и учесть те доходы и расходы, которые были получены, произведены
или начислены в текущем году за счет будущего года или будущих лет; с
другой – выявить и учесть те доходы и расходы, которые относятся к текущему
году, но будут фактически получены или произведены в следующем отчетном
году. Доходы и расходы, относящиеся к следующим отчетным периодам, должны
быть исключены из результатов текущего года, если они числятся на
результатных счетах; доходы и расходы относящиеся к текущему году еще не
включенные в его результаты должны быть, наоборот, дополнительно занесены
на результативные счета. На балансе такого рода расходы и доходы вызывают
появление ряда распределительных статей. Доходы, относящиеся к будущему
году, обычно вызывают одну статью в пассиве – «Доходы будущих лет или
доходы будущего года». Статья «Доходы будущих лет», с этой точки зрения
должна быть признана дополнительным пассивом». Таким образом, функция счета 83 – распределение в бухгалтерском учете
доходов по временным периодам, к которым они относятся. Следовательно, для
отражения состояния имеющегося у предприятия дохода, право на получение
которого возникло (реализован он в денежные средства или другой товар или
нет) счет 83, скорее всего, не должен применяться. Для этой цели целесообразно в План счетов было бы ввести счет «Прибыль
полученная», присвоив ему, например, код 80А. По кредиту данного счета, в
корреспонденции со счетом реализации отражались бы суммы дохода от продаж
товаров, еще не реализованного в денежные средства или иные ценности. После
погашения покупателем (заказчиком) задолженности за реализованные ему
товары реализация дохода отражалась бы записью: Дебет счета 80А «Прибыль полученная» Кредит счета 80 «Прибыли и убытки» (одновременно с отражением в учете
факта погашения долга). Нужно заметить, что счет 80А «Прибыль полученная» может быть
использован только в случае получения положительного финансового результата
от реализации (прибыли). Если же получен убыток, то убыток должен быть
отражен в учете продавца как полученный (по дебету счета 80 «Прибыли и
убытки») уже в момент убыточной реализации товаров. Рассмотрим отражение данной методики на счетах бухгалтерского учета: |Содержание записи |Корреспонденция |
| |счетов |
|1. Продана продукция |Д-т 62 К-т 46 |
|2. Списывается |Д-т 46 К-т 41 |
|реализованная | |
|продукция | |
|3. Отражается |Д-т 46 К-т 80А |
|финансовый результат | |
|от реализации | |
|продукции | |
|4. Покупатель |Д-т 51 К-т 62 |
|оплачивает товар | |
|5. Отражается |Д-т 80А К-т 80 |
|реализация дохода | | Использование данного метода на практике позволяет повысить степень
реальности и информативности данных бухгалтерского учета, создавая
возможность отражать состояние (степень реализации в денежные средства или
иные товары) полученной предприятием прибыли, право на которую возникло.
При этом его применение не идет в разрез с необходимостью следования
допущению временной определенности фактов хозяйственной жизни, позволяя
сохранить методологическое единство при отражении в бухгалтерском учете
процессов создания (приобретения) и реализации товаров. Согласно принятой учетной политики ТД «Центролит» определяет выручку
от реализации продукции по мере ее оплаты. Поэтому сумма полученной прибыли
от реализации может быть подсчитана только после оплаты отгруженной
продукции. Результат от реализации товаров представляет собой разницу между
выручкой, равной договорной стоимости товара и суммой платежей в бюджетные
и внебюджетные фонды, издержками обращения и другими расходами относящиеся
к расходам по реализации товаров. Для обобщения информации о формировании конечного финансового
результата деятельности ТД «Центролит» применяется активно-пассивный
синтетический счет 80 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражаются
прибыли предприятия, а по дебету- убытки. Как уже указывалось, для обобщения информации о процессе реализации
готовой продукции, а также для определения финансового результата
предназначен счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг). Путем
сопоставления оборотов дебета и кредита счета 46 получают финансовый
результат от реализации продукции. Если кредит счета 46 окажется выше, чем
дебет, то предприятием получена прибыль, которая в конце месяца полностью
списывается на счет 80. Указанная проводка составляется в журнале-ордере 15
(приложение 2.5.1). Так, за апрель 1998 года ТД «Центролит» получил прибыль от реализации
продукции в сумме 17 млн. рублей, что отражено в учете следующей проводкой: Д-т 46 К-т 80 - на сумму 17 млн. рублей.
2.5. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
Эффективное применение возрастающего объема экономической информации
при наименьших затратах на ее получение возможно только на базе внедрения
высокопроизводительной вычислительной техники. При этом важно
автоматизировать учет таким образом, чтобы все операции по выписке,
обработке и передаче первичных документов осуществлялись автоматически. Правильный выбор программного продукта и фирмы разработчика - первый и
определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. Для этого
пользователь должен хорошо ориентироваться в классификации бухгалтерских
программ. По функциональным возможностям и областям применения их можно
условно разделить на несколько типов: . мини-бухгалтерия; . интегрированная бухгалтерия; . комплексный учет; . сетевая система бухгалтерского учета. В каждой из выше предложенных программ имеют место отражение все
хозяйственные операции совершаемые на предприятии, т.к. программы разбиты
на отдельные задачи (подсистемы), что позволяет внедрять ее по частям. В
программах предусмотрен расчет реализации продукции в зависимости от
принятой учетной политики. Это особенно важно при ведении учета реализации
по мере оплаты, так как ручной расчет при таком способе учета наиболее
трудоемок для бухгалтера. Важное место в бухгалтерском учете занимает
определение дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе дебиторов и
кредиторов. В программах имеется гибкий механизм списания дебиторской и
кредиторской задолженности, при автоматическом учете реализации товаров. В последнее время из-за неплатежей к бухгалтерским программам стали
предъявлять требования проведения взаимозачетов между предприятиями. Кроме того важное место в автоматизации бухгалтерского учета занимают
автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ представляет собой
функционально независимую, специализированную диалоговую систему, которая
включает совокупность видов обеспечения - технического (электронно-
бухгалтерские машины или персонольные ЭВМ), программного, информационного,
инструктивно-методологического и организационно-технологического. АРМ чаще всего организуется на базе ПВЭМ, которая может использоваться
либо автономно, либо во взаимосвязи с другими ЭВМ. В первом случае
организуется АРМ с замкнутым циклом обработки данных, во втором-
информационный обмен обеспечивается между отдельными АРМ на уровне
документа, машинного носителя или автоматический информационный обмен на
уровне создания локальной вычислительной сети. При автоматизации бухгалтерского учета реализации товаров должно
обеспечиваться отражение: . контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей на складах; . поступление денег на расчетный и другие счета в банке за отгруженную продукцию; . отгрузка продукции по покупателям; . задолженность покупателей за полученную продукцию; . суммы авансовых платежей за продукцию; . выписка документов на отгрузку продукции; . суммовое выражение отгруженной продукции; . сумма реализованной продукции по покупной и продажной стоимости для исчисления налоговых и неналоговых платежей. Для ТД «Центролит» наиболее оптимальным вариантом автоматизации
бухгалтерского учета является полная автоматизация всех участков учета,
приведенная на схеме 2.5.1. Рис 2.5.1. Автоматизация бухгалтерского учета. При выборе программного продукта для бухгалтерии ТД «Центролит»
необходимо проанализировать перечень услуг по автоматизации учета, качество
документации и пособий, предоставляемых фирмой-разработчиком,
функциональные возможности программного продукта, что определит успех
внедрения комплексной системы бухгалтерского учета. Применение компьютерной техники позволяет отказаться от ведения
карточек складского учета, вести учет отгрузки и реализации продукции,
оперативный контроль за выполнением договоров поставок т прибыли. При этом
сокращается дублирование в учете и снижается трудоемкость учетных работ. 3. анализ финансового сотояния предприятия
3.1. ЗНАЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Для нормального функционирования , обеспечения своевременности
расчетов с поставщиками, покупателями, другими хозяйственными органами,
финансовой системой, банками и лицами предприятия располагают определенными
финансовыми ресурсами. Финансовый потенциал предприятия формируется таким
образом, чтобы обеспечить неуклонный рост реализации продукции,
товарооборота, доходов, прибыли. Анализ финансового состояния предприятия
необходимо проводить не только в случае экономических затруднений, но и для
того, чтобы их предвидеть, избегать, наиболее рационально использовать
производственные фонды, долгосрочные и текущие активы. Результаты анализа финансовой устойчивости предприятия помогают
заинтересованным юридическим и физическим лицам принимать оптимальные
управленческие решения, учитывать потенциальные возможности и резервы. Финансовое положение предприятия характеризуется системой показателей.
Для его оценки необходимо изучить выполнение финансового плана, прибыль,
рентабельность, использование прибыли, обеспеченность и эффективность
использования основных производственных фондов и оборотных активов, их
состав, структуру, динамику, источники формирования основного и оборотного
капитала, ликвидность баланса, финансовую устойчивость предприятия,
разработать стратегический прогноз потребности в финансовых ресурсах и дать
оценку долгосрочной платежеспособности. В заключение проводятся обобщение
результатов анализа финансового состояния предприятия, выявление и
мобилизация прогнозных резервов повышения эффективности использования
экономического потенциала. Прежде чем исследовать финансовую устойчивость, финансовое положение
предприятия, необходимо определить период, за который будет проводиться
анализ, подобрать и систематизировать аналитическую информацию, проверить
взаимосвязь изучаемых показателей и оценить их сопоставимость. В процессе
анализа используется информация, характеризующая экономическое состояние
предприятия за определенный интервал времени. При анализе динамики показателей хозяйственной деятельности
предприятия важно определить базисный год. Он, в частности, может быть
начальным для развития определенной тенденции, оказывающей значительное
влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли
организационно-структурные изменения в составе предприятия, и т.п. Основным источником анализа финансового положения предприятия является
бухгалтерский баланс. В активе баланса отражается стоимость имущества и
долговых прав предприятия (основной и оборотный капитал), в пассиве –
источники средств (собственный и привлеченный капитал). В настоящее время
актив и пассив бухгалтерского баланса состоят из трех разделов , которые,
как правило, включают укрупненные статьи, объединяющие несколько счетов и
субсчетов. В первом разделе актива «Долгосрочные активы» показываются: . основные средства (действующее, находящееся на консервации и в запасе); . долгосрочно арендуемые основные средства; . долгосрочные финансовые вложения (инвестиции предприятий на срок более года в доходные активы: в ценные бумаги – акции, облигации и др.); . оборудование к установке (фактическая себестоимость запасов оборудования, подлежащего установке и находящемуся на складах предприятий и в пути); . незавершенные капитальные вложения; . арендные обязательства к поступлению (задолженность арендатору по арендной плате за основные средства, переданные им на условиях долгосрочной аренды); . расчеты с учредителями; . прочие долгосрочные активы. Второй раздел «Нематериальные активы» включает: нематериальные активы
(стоимость прав пользования землей, водой, другими природными ресурсами,
зданиями, оборудованием, прочих имущественных прав и интеллектуальной
собственности). В третий раздел «Текущие активы» входят статьи: . производственные запасы (фактическая себестоимость запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, тары); . животные на выращивании и откорме (фактическая себестоимость); . малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; . незавершенное производство (затраты по незавершенному производству и незавершенным работам); . расходы будущих периодов (затраты, произведенные в отчетном году, но подлежащие погашению в следующих отчетных периодах путем перенесения их на издержки производства и обращения); . готовая продукция (фактическая себестоимость остатка готовых изделий, соответствующих техническим условиям и стандартам. Продукция не отвечающая указанным требованиям, и не сданные работы считаются незаконченными и показываются в составе незавершенного производства); . товары отгруженные; . товары (стоимость остатка товаров на предприятиях торговли и общественного питания); . издержки обращения на остаток товаров (транспортные расходы, приходящиеся на остаток . нереализованных товаров); . касса (остаток денежных средств в кассе); . расчетный счет (остаток денежных средств на расчетном счете); . валютный счет (остаток денежных средств на валютном счете); . специальные счета в банках (остаток денежных средств на специальных счетах в банках); . денежные документы (стоимость сберегательных и депозитных сертификатов, приобретенных предприятием у банков); . переводы в пути; . краткосрочные финансовые вложения (приобретенные на срок не более одного года ценные бумаги у других предприятий); . расчеты с покупателями и заказчиками (дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную им продукцию и товары); . расчеты по векселям полученным (задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, обеспеченные полученными векселями); . расчеты по авансам выданным (сумма уплаченных другим предприятиям авансов по предстоящим расчетам); . расчеты с дебиторами по претензиям (суммы претензий, предъявленных поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям и предприятиям, а также признанные илм присужденные штрафы, пени, неустойки); . расчеты по внебюджетным платежам (задолженность предприятию из внебюджетных фондов ); . расчеты с бюджетом (задолженность предприятию по ассигнованиям из бюджета, а также перечисленным в бюджет авансовым отчислениям и переплатам по налогам и платежам); . расчеты по социальному страхованию и обеспечению (превышение выплат по социальному страхованию и пенсиям над начисленными суммами); . расчеты по оплате труда (суммы выданных авансов и переплат по заработной плате); . расчеты с подотчетными лицами (задолженность за ними); . расчеты с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия за проданные им в кредит товары, по предоставленным им займам на индивидуальное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством, а также по возмещению материального ущерба в результате недостач и хищений); . расчеты с прочими дебиторами; . расчеты с дочерними предприятиями; . прочие оборотные активы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|