МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация и методология учёта реализации товаров и валовых доходов на предприятии и пути их совершенствования

    p> Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

    Главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы оптового предприятия, является оптовый товарооборот.

    Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

    Объем товарооборота, его структура, виды и формы товародвижения, предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

    В зависимости от назначения товарных ресурсов, степени завершенности оптовой продажи оптовый товарооборот подразделяется на следующие виды:

    Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли и общественного питания, расположенным в районе деятельности оптового предприятия, поставки внерыночным потребителям (для промышленной переработки и промышленного потребления, по фондам спецодежды, спецобуви и т.п.) и на экспорт. К оптовой реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в розницу по прямым договорам, в том случае, если оптовое предприятие участвует в организации этих поставок, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу. Для оптовой реализации характерно, что она завершает движение товаров в оптовом звене и составляет почти 2/3 валового оптового товарооборота.

    Внутрисистемный оптовый товарооборот – это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

    Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли.

    Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.

    В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборот делится на:
    . складской;
    . транзитный.

    Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется: транзитный товарооборот без участия в расчетах
    (организуемый) и транзитный товарооборот с участием в расчетах.

    Иными словами, торговое предприятие участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара.

    К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:
    . объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
    . объем товарооборота в сопоставимых ценах;
    . ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров

    (руб.. проценты);
    . однодневный объем товарооборота (руб.);
    . объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
    . объем товарооборота на 1 м кв общей площади, в том числе торговой площади;
    . время обращения товаров, дни оборота;
    . скорость товарооборота, число оборотов.

    Повышению показателей товарооборота способствует рациональная организация товародвижения. Организация товародвижения важный элемент деятельности оптового предприятия. На рисунке 1.1 показано место каждого ее элемента в общей системе товародвижения на оптовом торговом предприятии.
    Правильная организация товародвижения обеспечивает поиск оптимального варианта размещения, хранения и транспортировки товаров с учетом требований рынка за счет минимизации расходов на транспортировку, хранение товарных запасов, ведение складского хозяйства, с учетом их взаимодействия и тех последствий, к которым может привести снижение каждого из указанных видов затрат. Эффективность товародвижения обуславливается также эффективностью управления товарными запасами.

    Рис. 1.1

    С переходом к рыночным отношениям возрастает значение оптимизации объемов и структуры товарных запасов в оптовой торговле в зависимости от специфики регионов, звеньев товародвижения. Управление товарными запасами включает также анализ товарооборачиваемости и обеспеченности товарами, их формирование и размещение.

    В ходе анализа оптового товарооборота определяется соответствие фактических запасов товаров их потребности в сопоставимом выражении и в днях товарооборота, выявляются причины, оказавшие влияние на отклонения; выясняется в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос потребителей; уточняются причины затоваривания или перебои в поставках и отпуске различных видов товаров, наличия товаров низкого качества.

    Задачами анализа товарооборота являются:
    . изучение динамики показателя;
    . анализ и оценка ассортиментной структуры;
    . определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;
    . анализ товарооборачиваемости.

    Методы анализа:
    . построение динамических рядов;
    . использование относительных и средних величин;
    . сравнение;
    . индексный метод;
    . построение трендовых и регрессионных моделей динамики;
    . цепная подстановка;
    . балансовая увязка показателей;
    . построение графиков и др.

    Анализ товарооборота начинают с определения его объема ( в стоимостном выражении или натуральных показателях) за исследуемый период. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности оптового предприятия намеченной стратегии развития.

    В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:
    . индекс физического объема товарооборота ( Iф );
    . индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт);
    . индекс цен (Iц ).

    Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров и динамику показателя.

    Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя оказывают влияние два фактора – количество реализованной продукции и динамика цен.

    Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода.

    Между рассматриваемыми индексами существует математическая зависимость:

    Iф = Iт / Iц

    Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп.

    Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.

    1.3. СУЩНОСТЬ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ЗАДАЧИ ЕГО АНАЛИЗА

    Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.

    Валовой доход торгового предприятия - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в оптовой торговле определяется как отношение суммы валового дохода от реализации к объему оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах).

    Рис. 1.3.1. Формирование валовых доходов.

    Валовой доход предприятия в общеэкономическом смысле-т это выручка от реализации продукции вместе с различными доходами, получаемыми помимо основной деятельности. Следовательно, валовой доход торгового предприятия представляет собой общую сумму выручки от реализации продукции за минусом покупной стоимости товаров а также доходов от других хозяйственных операций, непосредственно не связанных с продажей товаров (рис. 1.3.1).

    Валовой доход- источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли предприятия- не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торгового предприятия.

    Механизм распределения валового дохода торгового предприятия показан на рис. 1.3.2. Конкретные пропорции распределения валового дохода имеют большое значение для регулирования хозяйственной деятельности торгового предприятия.

    Анализ валового дохода предполагает:
    . изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
    . оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;
    . использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
    . выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
    . определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
    . изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.

    При анализе валовых доходов появляется возможность изучать взаимосвязь между объемом реализации, затратами и прибылью. В этих целях строится график, на котором показывается зависимость затрат от объема товарооборота, точка критического объема реализации, точка рентабельности (рис. 1.3.3.)
    Этот график достаточно часто используется в управленческой деятельности зарубежных фирм.

    Рис. 1.3.3. Взаимосвязь издержек обращения, товарооборота и прибыли.

    Основной целью анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

    С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансового результата. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

    Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый.

    Перед анализом необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.

    В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным, определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины его роста или снижения, рассчитывается влияние основных факторов на сумму и уровень валового дохода.


    1.4. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТД «ЦЕНТРОЛИТ»

    Государственное дочернее предприятие Торговый Дом «Центролит» является дочерним предприятием ГЛЗ «Центролит», который является Учредителем предприятия. Форма собственности – государственная, относимая к республиканской собственности. ТД «Центролит»образован и функционирует с августа 1996 года.

    Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действует на принципах хозрасчета , является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках ( расчетный счет в национальной валюте РБ, и валютный счет в российских рублях).

    Основной целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Цель образования и виды деятельности определены в соответствии с Уставом предприятия:
    . Удовлетворение потребности Учредителя в материалах, комплектующих изделиях, в обеспечении сырьем и услугами;
    . Оптовая торговля продукцией ГЛЗ «Центролит»;
    . Торговая и торгово-закупочная деятельность, включая комиссионную торговлю.

    Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

    Имущество предприятия формируется:
    . из имущества, переданного Учредителем в Уставный фонд предприятия;
    . полученных доходов , а также иного имущества, приобретенного по основаниям не противоречащим законодательству РБ.

    Уставной фонд предприятия сформирован путем передачи продукции ГЛЗ
    Центролит на баланс ТД «Центролит» в сумме 963 млн. рублей.

    Имущество предприятия принадлежит ему на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных Уставом предприятия и действующим законодательством Республики Беларусь.

    Изъятие государством и Учредителем у предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного используемого им имущества не допускается за исключением случаев, предусмотренных Законами Республики Беларусь, а также ликвидации предприятия в установленном порядке.

    Чистая прибыль предприятия распределяется следующим образом:

    * 30 % – на пополнение собственных оборотных средств;

    * 25 % – отчисляется в фонд накопления;

    * 25 % – отчисляется в фонд потребления;

    * 5 % – отчисляется в резервный фонд;

    * 15 % – передается в собственность членов трудового коллектива.

    Порядок ее распределения определяется собранием трудового коллектива.

    Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо в займы имущество, а также списывать его с баланса, с согласия собственника или уполномоченного им органа, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики
    Беларусь.

    По данным бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 1998 года видно: за 1997 год предприятие ТД «Центролит» приобрело основных средств на сумму 137 млн. рублей . Валюта баланса за год увеличилась на 2962 млн. рублей.

    Продукция ТД «Центролит» имеет сезонный характер, в основном это продукция для градостроительства, в связи с этим показатели финансово- хозяйственной деятельности в весенне-летний период более высокие, чем в осенне-зимний период.

    За 1997 год ТД «Центролит» получил прибыль в сумме 402 млн. рублей.
    Прибыль от реализации товаров составила 305 млн. рулей, валовой доход – 970 млн. рублей, объем реализации составил при этом 9296 млн. рублей. Динамика данных показателей приведена на рис. 1.4.1.
    | |Янв.|Фев.|Мар |Апр.|Май |Июнь|Июль|Авг.|Сен.|Окт.|Ноя.|Дек.|
    |Объём |214 |303 |500 |484 |590 |812 |918 |1387|1172|1332|1178|406 |
    |реализаци| | | | | | | | | | | | |
    |и | | | | | | | | | | | | |
    |Валовой |25 |29 |32 |59 |77 |191 |83 |102 |119 |103 |116 |34 |
    |доход | | | | | | | | | | | | |
    |Прибыль |8 |13 |22 |21 |18 |131 |28 |20 |42 |34 |22 |-54 |
    |от | | | | | | | | | | | | |
    |реализаци| | | | | | | | | | | | |
    |и | | | | | | | | | | | | |

    Рис. 1.4.2. Динамика объёма реализации, валового дохода и прибыли от реализации по ТД «Центролит» за 1997 г.

    2. организация и методология учёта реализации товаров и валовых доходов на предприятиях и пути их совершенствования.


    2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.

    Оптовая реализация товаров – это отпуск товаров со склада оптовых предприятий торговым предприятиям, предприятиям общественного питания для непосредственной продажи населению, промышленным предприятиям для переработки, другим оптовым предприятиям для перепродажи.

    Отпуск товаров со складов предприятий производится непосредственно представителю покупателя путем отправления по железной дороге или водным путем, в порядке централизованной доставки автомобильным транспортом. Любая отгрузка товаров с оптовых предприятий делается на основании договора.
    Договора применяются с целью облегчения достижения обязательств.

    Типовой договор следующие последовательно расположенные разделы;
    1. характеристика сторон;
    2. предмет договора;
    3. цена и сумма договора;
    4. условия и сроки поставки товаров;
    5. условия платежей;
    6. упаковка и маркировка товара;
    7. условия претензий;
    8. штрафные санкции и порядок возмещения убытков;
    9. страхование;
    10. обстоятельства непреодолимой силы;
    11. арбитраж;
    12. другие условия контракта;
    13. юридические адреса сторон .

    Отгрузка товаров со склада оптовых предприятий осуществляется, как правило, автомобильным транспортом непосредственно до потребителя или до станции железной дороги (водной пристани ) при помощи централизованного завоза ( вывоза ) грузов.

    Так как отгрузка товаров со складов производится автомобильным транспортом , то основным документом будет при этом товарно-транспортная накладная. Бланки товарно-транспортных накладных являются бланками строгой отчетности. Их выдают заведующим складами в пронумерованном виде, чтобы предупредить возможность отпуска неоприходованных товаров.

    Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон
    Республики Беларусь от 20 декабря 1991г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ» гласит, что субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, занимающихся торговой деятельностью, запрещается хранение и реализация товаров в пунктах продажи без наличия соответствующих документов, являющихся бланками строгой отчетности и подтверждающих приобретение (поступление) товаров. Нарушение вышеуказанного порядка рассматривается как сокрытие дохода.

    Для сопровождения и хранения товарно-материальных ценностей используются документы единого образца, утвержденного уполномоченными государственными органами. Так в части второй пункта 6 статьи 9 указано
    «Товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без документов (или по документам, не являющимися бланками строгой отчетности), подтверждающих их приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке».
    Поэтому необходимо иметь документы строгой отчетности на поступившие товары во всех пунктах продажи , независимо от того, являются ли эти пункты самостоятельными юридическими лицами или находятся на балансе других юридических лиц. Таким образом, реализация товаров должна производиться по документам установленной формы.

    Материально ответственные лица при централизованной доставке товаров
    (шоферы, экспедиторы) получают книгу со сданными документами, в которой они регистрируют сданные оптовому предприятию документы с подписью покупателя.
    На основании записей в этой книге производится контроль за своевременной доставкой товаров покупателям.

    Вместе с тем порядок выписки товарно-транспортных накладных и других документов, на основании которых товары отпускаются со складов, и сам порядок отпуска товаров, зависят от места отпуска товаров и видов расчетов с покупателями (предварительная или последующая оплата). Так, при отпуске непосредственно со склада представителю покупателя торговый отдел выписывает распоряжение, в котором указываются наименование и количество товара, подлежащего отпуску. Распоряжение чаще всего служит основанием для выписки товарно-транспортной накладной, в которой работники отпускающие продукцию проставляют количество, цену, артикул, номенклатурный номер товара. При отпуске продовольственных товаров в деревянной таре для определения их массы выписывают расходную спецификацию, или отвес- спецификацию (форма №124). При расчетах с предоплатой покупатель предъявляет главному бухгалтеру или бухгалтеру, ведущему расчеты с данным предприятием, копию платежного поручения, на основании которого бухгалтер на товарно-транспортной накладной проставляет свою подпись, указывает номер и дату платежного поручения. Это дает возможность осуществлять дополнительный контроль за расчетами с покупателями. Счетную проверку документов производят, как правило, на вычислительных машинах. Проверенные товарно-транспортные накладные передают на подпись руководителю предприятия, а при последующей оплате и главному бухгалтеру. Затем товарно- транспортные накладные направляют заведующему складом, который отпускает товар и тару. Перед этим представитель покупателя представляет доверенность и паспорт, и приемку товара подтверждает свей подписью в товарно- транспортной накладной. При получении одним и тем же лицом товарно- материальных ценностей с нескольких складов разрешается пользоваться одной доверенностью. Однако этот порядок должен быть утвержден руководителем оптового предприятия исходя из конкретных условий работы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.