Бухучет заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда в условиях рыночной экономики
p> - табель учета использования рабочего времени; - накопительные карточки заработной платы; - расчеты бухгалтерии по всем видам дополнительной заработной платы и
пособий по временной нетрудоспособности; - расчетные ведомости за прошлый месяц; - решения судебных органов на удержания по исполнительным листам; - платежные ведомости на ранее выданный аванс за первую половину
месяца; - расходные кассовые ордера на выдачу внеплановых авансов и т.д. Выдача заработной платы производится по платежным ведомостям в
установленные на предприятии дни месяца. Основанием на право выдачи
является наличие в ее реквизитах приказа в кассу для оплаты указанной суммы
в срок с ___по ___. Подписывают приказ руководитель предприятия и главный
бухгалтер. Кассир ведет специальную книгу регистрации платежных ведомостей
и сумм, выданных (полученных) наличными. По истечению трех дней кассир
построчно проверяет и суммирует выданную заработную плату, а против
фамилий, не получивших ее, в графе "расписка в получении" проставляет штамп
или пишет от руки "депонировано". Платежная ведомость закрывается двумя
суммами - выдано наличными и депонировано. На депонированные суммы кассир
составляет реестр не выданной заработной платы, после чего передает в
бухгалтерию платежную ведомость и реестр не выданной заработной платы для
проверки и выписки расходного ордера на выданную сумму заработной платы.
Расходный кассовый ордер передается кассиру для регистрации в кассовой
книге. Суммы невостребованной заработной платы кассир сдает в банк на
расчетный счет предприятия с указанием "депонированные суммы". Своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату
предприятие хранит в течение 3-х лет и учитывает ее в составе счета 76
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Депонированная
заработная плата". В условиях рыночных отношений создается возможность вторичной
занятости физических лиц, которая реализуется через механизм гражданско-
правовых договоров. Наиболее распространены следующие виды гражданско-
правовых договоров, заключаемых с физическими лицами: аренды, подряда,
поручения, перевозки грузов, возмездного оказания услуг, купли-продажи. При
заключении договоров с предпринимателями следует учитывать то, что для
осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуются
лицензии. При заключении с физическими лицами договоров гражданско-правового
характера следует четко соблюдать требования гражданского законодательства
- письменная форма заключения договоров, наличие в них обязательных
реквизитов. Учет расчетов по договорам, заключенным с физическими лицами,
отражается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
субсчет 4 "Расчеты по договорам гражданско-правового характера". Суммы, начисленные физическим лицам по гражданско-правовым договорам
(кредит субсчета 76-4), в зависимости от характера выполняемых работ: относят на себестоимость приобретенного имущества (дебет счетов 07,
08, 10, 12, 40); подлежат включению в издержки производства (дебет счетов 20, 23, 25,
26, 29, 31); списываются за счет чистой прибыли (дебет субсчета 81-2); относятся на уменьшение специальных фондов (дебет счета 88) или за
счет средств целевого назначения (дебет счета 96). В окончательный расчет по исполнении договора физическим лицам, не
являющимся предпринимателями, причитающаяся сумма перечисляется (дебет
субсчета 76-4, кредит счета 51) или выдается наличными (дебет субсчета 76 -
4 , кредит счета 68), перечисляемого в бюджет (дебет счета 68. кредит счета
51). V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО ТРУДУ. Государственную статистическую отчетность организации представляют по
формам, утвержденным Госкомстатом России. Состав и методология исчисления показателей статистической отчетности,
адреса, сроки и способы ее представления обязательны для всех
отчитывающихся организаций. Статистическая отчетность должна быть представлена в соответствующие
адреса не позднее даты, установленной для ее представления, указанной на
бланке отчетности. Если организация представила отчетность, с опозданием до
одних суток, то такое опоздание рассматривается как нарушение сроков
представления отчетности, а если задержка в представлении составила более
одних суток - как непредставление отчетности. Ответственность за нарушение порядка представления статистической
отчетности предусмотрена Законом РФ " Об ответственности за нарушение
порядка представления государственной статистической отчетности " от 13 мая
1992 года №2761-1. При непредставлении отчетов и других данных, искажении
отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов на руководителей
организаций и других должностных лиц может быть наложен штраф в размере от
3-кратной до 8-кратной установлении законом минимальной месячной оплаты
труда или сделано предупреждение, а за те же действия повторно в течение
года после наложения административного взыскания - штраф в размере от 8-
кратной до 10-кратной установленной законом минимальной месячной оплаты
труда. Кроме того, организация возмещает органам статистики ущерб,
возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности
при ее представлении. Если организация отказывается добровольно возместить
нанесенный ущерб, то его возмещение обеспечивается через арбитражный суд. На 1997 год постановлением Госкомстата России от 21 августа 1996 года
№ 104 утверждены формы текущих сведений по труду: № 1-т месячная (за первые два месяца квартала ); № 1-т квартальная. Срок представления этих форм устанавливается не позднее 21-го числа
после отчетного периода. На основе информации, содержащейся в указанных формах, для целей
экономического анализа можно рассчитать производные показатели: среднюю заработную плату наемных работников; среднюю заработную плату совместителей; среднюю оплату труда работников по договорам гражданско-правового
характера; часовую заработную плату основных наемных работников"; доход наемного работника от оплачиваемой работы. Для того чтобы заполнить форму № 1-т (квартальная) нужен такой
показатель как среднесписочная численность совместителей. Для определения
среднесписочной численности совместителей Госкомстат России рекомендует
один из двух методов: упрощенный или статистический. Упрощенный метод в
организации используется, если все совместители работают по 4 часа. В этом
случае за каждый день работы совместитель учитывается как 0,5 единицы. При заполнении стр.12 формы № 1-т (месячная) (стр. 13 формы № 1-т
(квартальная)) отражаются фактически отработанные работниками часы с учетом
сверхурочных часов в праздничные и выходные дни, как по основной работе
(должности), так и по совмещаемой в этой же организации, часы работы в
служебных командировках. В расчет не включаются часы работников, находившихся в отпусках,
отсутствовавших по причине нетрудоспособности, не работавших по различным
причинам независимо от того, сохранялась за ними заработная плата или нет. По стр.19 формы № 1-т (квартальная) отдельно отражается число человеко-
часов, не отработанных работниками в связи с переводом их по инициативе
организаций на работу с неполным рабочим временем. Учет неотработанного
времени в отчетном периоде ведут исходя из фактических дней работы, т. е.
без учета отпусков и дней неявок. VI. АВТОМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В наши дни компьютер нашел достаточно широкое применение в
бухгалтерии. По некоторым данным в России закупается около 60 тыс.
компьютеров в месяц. Примерно 1/5 (12 тыс.) из этого количества
используется для решения бухгалтерских задач. Наверное, уже всем финансовым
работникам известны различные прикладные счетные программы, такие как
"Турбо-бухгалтер", "Парус", "1С-Бухгалтерия", "Лука-М", "АЬасus
Ргоfessional и другие . Можно сказать, что этот рынок достаточно заполнен и
возможности бухгалтерских счетных программ хорошо известны. Кроме программных продуктов, широкое распространение получили и
компьютерные справочные системы, представляющие интерес для бухгалтеров.
А.И.Уринцев, заместитель главного бухгалтера Московского управления
инкассации Центрального Банка РФ, отмечает, что "говоря об инструментарии
для налогового планирования, нельзя не упомянуть о справочно-правовых
системах и базах нормативных документов, содержащих полные тексты законов,
постановлений, указов, инструкций, писем, такими представителями этих
правовых систем являются "Гарант", "Консультант", "Дело и право". Благодаря
интегрированному поиску по различным запросам, удобной системе закладок и
перекрестных ссылок, гибкому русскоязычному интерфейсу пользователя,
еженедельному обновлению баз данных, полноте и достоверности данных
информационный инструментарий завоевывает все большую популярность у
пользователей". (Бухгалтерский учет , 1995 № 9). Массовое внедрение персональных ЭВМ и локальных сетей в практику
организационно-экономического управления в последние годы породило
колоссальный и до сих пор еще не удовлетворенный спрос на
специализированные программные системы, предназначенные для автоматизации
решения задач в управлении. Вплоть до середины 1994г. основная доля спроса
приходилось на системы автоматизации бухгалтерского учета. И это вполне
понятно, поскольку запутанность законодательства и трудоемкость выполнения
учетных процедур в фирмах, не имеющих возможности содержать большой штат
бухгалтеров, с одной стороны, отсутствие практики использования
эккаунтиновых услуг внешних организаций, с другой, и относительно невысокий
уровень компьютерной квалификации бухгалтеров, не имеющих опыта
использования для введения учета программных средств общего назначения -
электронных таблиц и интегрированных систем, с третьей, предопределили
высокую потребность именно в специализированных программных системах
автоматизации бухгалтерского учета. Число фирм - производителей программных продуктов финансово-
экономического направления только на московском рынке составляет около 500,
и, осуществив столь трудный выбор, бухгалтер, наконец, получает возможность
исключить из своего труда рутину. Однако, избавив себя от проблем одного
рода, он неизбежно приобретает другие, достаточно специфичные. К проблемам следует отнести, прежде всего, перегрузку системы
автоматизации бухгалтерского учета аналитическими функциями и резкое
усложнение процедур настройки бухгалтерских подсистем, особенно связанных с
учетом товарно-материальных ценностей и взаиморасчетов с поставщиками и
покупателями. Основным модельным ограничением систем автоматизации управления,
выросших непосредственно из бухгалтерских программ, является доминанта
"проволочного" принципа отражения большинства учетных операций. Но ведь
проводка, как структурный элемент информационного поля данных, является
базовой только для одной, частной подсистемы управления и не может являться
базовым элементом отражения всех информационных потоков системы управления.
По мнению многих специалистов, таким базовым, системообразующим элементом
может быть только документ и, причем, не сам по себе, а в совокупности с
другими документами, обращающими в системе управления. Таким образом, естественной базой комплексной системы автоматизации
управления должна быть поддержка документооборота , образуемого из вводимых
в базу данных образов первичных документов различных типов, организации их
взаимосвязей по тем или иным ключевым полям или их совокупностям и
реализация на этой основе систем запросов к базе данных, позволяющей
строить произвольный набор производных документов-отчетов, с формальной
точки зрения являющихся не более, чем агрегированными в той или иной
степени подборками данных, образованных из совокупности того или иного
подмножества первичных документов. С этой точки зрения, бухгалтерские проводки в компьютерной системе
должны быть ни чем иным, как вторичной информацией, результатом применения
набора специфических запросов к совокупности хранящихся в базе данных
первичных документов. И не более того. Проводки могут быть освобождены от
несвойственной им технологической нагрузки, существующей в системах
автоматизации, построенных на базе доминанты принципа двойной записи. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - первый и
определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. Для этого
пользователь должен хорошо ориентироваться в классификации бухгалтерских
программ. Купить бухгалтерскую программу - это сейчас не проблема. По оценкам
экспертов на российском рынке предлагают такую продукцию несколько сотен
разработчиков. Купить хорошую бухгалтерскую программу - дело совсем другое.
Потому что хорошая она должна быть именно для вас, с учетом вашего круга
задач, специфики вашей фирмы, даже вашего личного опыта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях рыночной экономики изменяется методология бухгалтерского
учета, которая опирается на накопленный отечественный и зарубежный опыт. В
настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности
и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций
согласно действующего законодательства и нормативных документов. Основным
из них является «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» (Минфин
РФ от 26 декабря 1994 года № 170). Бухгалтеру любого предприятия важно не бездумно осваивать новые
принципы организации учета. а в анализе их действия в конкретных ситуациях
выявлять наиболее правильные пути воплощения их в жизнь. В настоящее время. Когда создается множество предприятий различных
форм собственности, требуется все больше бухгалтерских работников. Как
правило, в настоящее время на предприятии учет ведет один специалист
совмещающая с выполнением обязанностей главного бухгалтера и бухгалтера,
также и должность кассира, в распоряжении которого находятся наличные
средства. Следует помнить, что бухгалтер наряду с обеспечением контроля и
отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием
хозяйственных операций, представлением информации, составлением в
установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществлением экономического
анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия согласно Положению
о бухгалтерском учете, должен владеть знаниями обеспечивающими его работу
на компьютере. При внедрении автоматизированных систем большинство предприятий, в том
числе и ПАОЗТ «Лорис», преследуют схожие цели: применить современные методы анализа, планирования и контроля в финансово-
хозяйственной деятельности; повысить уровень управляемости и надежности работы; обеспечить эффективное и согласованное взаимодействие между
подразделениями; 4. снизить долю рутинных операций, освободив время для интеллектуального труда. Если ПАОЗТ «Лорис» достигнет этой цели, то это приведет к эффективному
контролю за происходящими процессами в области оплаты труда и при расчете с
персоналом предприятия. Однако ПАОЗТ «Лорис» не готово к внедрению формализованных
управленческих процедур, ориентированных на рыночные отношения и основанных
на четком регламенте учета, планирования и контроля. Деятельность ПАОЗТ
«Лорис» должна быть сориентирована на работу в постоянно изменяющихся
условиях рынка. ПАОЗТ «Лорис», как и любые российские предприятия, несет на
себе всю тяжесть структурной перестройки экономики. Серьезно ограничивает
масштабное применение информационных систем слабо развитая инфраструктура
рынка. Для разработки и дальнейшего сопровождения корпоративных систем
требуются квалифицированные специалисты, способные поддерживать и развивать
систему при постоянных изменениях. Однако, позиция многих руководителей, в
том числе и директора акционерного общества, базируется на ошибочном
убеждении, что имея команду программистов, можно сделать «все самим» и
«гораздо дешевле». Однако, экономя на проектных исследованиях, хотя и
снижает общий уровень затрат, но в дальнейшем с высокой вероятностью
приводит к неэффективным решениям. В сложившихся условиях российские предприятия по тем или иным причинам
занимают определенные позиции в вопросах интеграции информационных
корпоративных систем: ориентация на полнофункциональные программные технологии, реализованные на
основе единого информационного пространства; внедрение отдельных модулей и систем, автоматизирующих различные участки
работы, в частности связанные с оплатой труда и с расчетами с рабочими и
служащими. Плодосеменоводческое Акционерное Общество Закрытого Типа «Лорис»
работает на основе компьютеризации отдельных участков работы, так как еще
не достаточно развит регулярный менеджмент и слабо отлажены деловые
процессы. Поэтапное внедрение специализированных компьютерных программ,
позволит решить первоочередные проблемы и подготовит почву для дальнейшего
серьезного технологического перевооружения. Сегодня ПАОЗТ «Лорис» успешно ищет такие формы интеграции новых
информационных технологий, которые не стали бы тормозом в его развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ Министерство финансов РФ от 26 декабря 1994 № 170 2.Сборник Законов о труде Российской Федерации Изд-во «Правовая информация», ФЛЕР -1, Краснодар, 1996 3.Коментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Москва «Юринформцентр» , 1995 4.В.А. Луговой Оплата труда : Бухгалтерский учет и расчеты Москва «Бухгалтерский учет» 1997 5.Н.П. Кондраков Бухгалтерский учет Учебное пособие , Москва , ИНФРА-М, 1998 6.Н.Л.Вещунова, Л.Ф.Фомина Бухгалтерский учет на предприятиях всех форм собственности Практическое пособие , Изд-во «МАГИС», Москва, 1995 7.В.В.Натров, В.В.Ковалев Как читать баланс Москва «Финансы и статистика» 1994 7.Контроль за бухгалтерским учетом Москва , Изд-во «Приор» ,1995 8.Нормативные акты для бухгалтера №1, 1997, стр. 12 9.Е.Шуремов Взаимодействие оперативного и бухгалтерского учета при
автоматизации Бухгалтерский учет № 9 , 1996, стр.81 10.А.Горланов Меняющаяся экономика и проблемы автоматизации Экономика и жизнь № 22, 1997. Стр. 22. ТАБЛИЦА 1 АНАЛИЗ БАЛАНСА ПЛОДОСЕМЕНОВОДЧЕСКОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЗАКРЫТОГО ТИПА «ЛОРИС» 1997 ГОД | |на |в % к |на конец |в % к |отклонения |
| |начало |валюте |года в |валюте | |
| |года в |баланса|тыс. руб. |баланса| |
| |тыс. | | | | |
| |руб. | | | | |
| | | | | |% |тыс. |
| | | | | | |руб. |
|АКТИВ | | | | | | |
|Раздел 1 | | | | | | |
|Основные средства и| | | | | | |
|внеоборотные активы|35154649|91,93 |33851232 |88,99 |-3,71|-1303417|
|Раздел 2 | | | | | | |
|Оборотные активы в | | | | | | |
|т ч | | | | | | |
|Запасы |2159550 |5,65 |2708703 |7,12 |25,43|549153 |
|Расчеты с |362942 |0,95 |363710 |0,96 |0,21 |768 |
|дебиторами | | | | | | |
|Денежные средства |265588 |0,69 |196152 |0,52 |-26,1|-69436 |
| | | | | |4 | |
|Прочие оборотные | | | | | | |
|активы |300000 |0,78 |214645 |0,56 |-28,4|-85355 |
| | | | | |5 | |
|Раздел 3 | | | | | | |
|Непокрытый убыток | | | | | | |
|отчетного года | | |702440 |1,85 | | |
|БАЛАНС |38242729|100 |38036882 |100 | |-205847 |
|ПАССИВ | | | | | | |
|Раздел 4 | | | | | | |
|Источники | | | | | | |
|собственных | | | | | | |
|средств |37817317|98,89 |37742558 |99,23 |-0,20|-74759 |
|Раздел 5 | | | | | | |
|Долгосрочные |24400 |0,06 |14400 |0,04 |-40,9|-10000 |
|пассивы | | | | |8 | |
|Раздел 6 | | | | | | |
|Краткосрочные | | | | | | |
|пассивы в т. ч. | | | | | | |
|Заемные средства |0 | |0 | | |0 |
|Кредиторская |171529 |0,45 |186100 |0,49 |8,49 |14571 |
|задолжен | | | | | | |
|Прочие | | | | | | |
|краткосрочные | | | | | | |
|пассивы |229483 |0,60 |93824 |0,24 |-59,1|-135659 |
| | | | | |2 | |
|БАЛАНС |38242729|100 |38036882 |100 | |-205847 | ТАБЛИЦА 2 АНАЛИЗ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПАОЗТ «ЛОРИС» г. КРАСНОДАР |ПОКАЗАТЕЛИ |1996 год |1997 год |
|1. Выручка от реализации продукции |4390572 |4546958 |
|2. НДС |615486 |657046 |
|3. Затраты на производство реализованной | | |
| продукции |4758555 |7147950 |
|4. Результат от реализации |-1211 |-782527 |
|5. Средняя стоимость оборотных средств |928530 |774507 |
|6. Средняя стоимость товарно-материальных |2159550 |2708703 |
|запасов | | | ТАБЛИЦА 3 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПАОЗТ «ЛОРИС» г. КРАСНОДАР |ПОКАЗАТЕЛИ |1996 год |1997 год |отклонения |
| |тыс. |% к |тыс. |% к |% |тыс. руб.|
| |руб. |итогу |руб. |итогу| | |
|1. Материальные затраты |1457802|30,64 |1824545|25,89|25,16|366743 |
|2. Затраты на оплату |361458 |7,59 |1097604|15,57|203,6|736146 |
|туда | | | | |6 | |
|3. Отчисления на | | | | | | |
| социальные нужды |116173 |2,44 |343307 |4,87 |195,5|227134 |
| | | | | |1 | |
|4. Амортизация основных | | | | | | |
| средств |1339622|28,15 |1604243|22,72|19,53|261621 |
|5. Прочие затраты |1483500|31,18 |2181251|30,95|47,03|697751 |
|ИТОГО по элементам |4758555|100 |7047950|100 |48,11|2289395 |
|затрат | | | | | | | ----------------------- ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА по правовым вопросам ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ГЛАВНЫЙ ЭНЕРГЕТИК ГАРАЖ Рисунок 1.
Структурная схема предприятия ЦЕХ ПЕРЕРАБОТКИ ФРУКТОХРАНИЛИЩЕ СТОИТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЦЕХ РАСТЕНИЕВОДСТВА ОТДЕЛ КАДРОВ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР БУХГАЛТЕРИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА по производству и реализации МАТЕРИАЛЬНЫЙ СКЛАД ДИРЕКТОР УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ЗАКАЗЧИКАМИ СУБПОДРЯДЧИКАМИ РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕТ ЗАТРАТ, СЕБЕСТОИМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЕ БАНКА МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЧЕТ, СКЛАДСКОЙ УЧЕТ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГЛАВНАЯ КНИГА, БАЛАНС КОМПЕНСАЦИИ, ПРЕМИИ ПОДОТЧЕТНЫЕ ЛИЦА, КАССА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПЛАТЕЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Рисунок 2. Взаимосвязь задач системы «Сетевая бухгалтерия»
Страницы: 1, 2, 3
|