Бухгалтерский учёт и аудит в банках (курс лекций)
2.
Текущий –
необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации (в процессе
текущего контроля надзорные органы проверяют выполнение кредитной организацией
обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию
развития банка и наличие проблемных ситуаций на раннем этапе их возникновения);
3.
Заключительный –
ставит целью предотвращения ошибок в будущем (данный вид не позволяет
отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но даёт информацию
надзорному подразделению о том, какие недостатки характерны для кредитной
организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или
иных операций).
Основные методы банковского надзора:
1.
Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации
которого является предоставление кредитной организацией различных видов
регулируемой отчётности Банком России.
Основные черты пруденциального
надзора:
ü
дистанционный;
ü
документарная основа.
Основные направления
пруденциального банковского надзора:
ü
проведение анализа деятельности кредитной
организации и выявление проблемных банков;
ü
установление и проверка соблюдения экономических
норм;
ü
анализ документов, предоставляемый кредитной
организацией для регистрации и получения лицензии;
ü
контроль за качеством руководящего состава
кредитной организации;
ü
применение мер воздействия к кредитной организации.
2.
Инспектирование на местах – представляет собой комплекс взаимосвязанных, целенаправленных
мероприятий, реализацию уполномоченных подразделений ЦБРФ непосредственно к
кредитной организации для определения соответствия выполняемых операций
действующему законодательству и нормативно-правовым актам Банка России, а также
для проверки достоверности предоставляемой отчётности и оценки реального
финансового состояния кредитной организации.
3. Сфера регулирования и надзора.
Соблюдение экономических нормативов
проверяется работниками отдела надзора на основании ежемесячной оборотной
ведомости, справок с расчётом фактических экономических нормативов и
расшифровки отдельных балансовых счетов, которые ежемесячно предоставляют
кредитные организации в Банк России. Все предоставляемые документы в
обязательном порядке должны быть подписаны руководителями и главными
бухгалтерами кредитной организации, которые отвечают за достоверность
предоставляемой информации.
В органах надзора в течение 10 дней
предоставленные документы рассматриваются на предмет их достоверности и затем
принимается соответствующее решение.
В случае нарушения нормативов в
кредитной организации применяются меры воздействия, предусмотренные инструкцией
ЦБРФ №59 от 31.03.1997г. «О применении мер воздействия к кредитным организациям
за нарушение пруденциальных норм деятельности».
а). Лицензирование и регистрация кредитных организаций.
Семинар
б). Установление и соблюдение экономических нормативов.
Семинар
в). Инспектирование кредитных организаций.
В соответствии с инструкцией ЦБРФ №34
от 19.02.1996г. « порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов
уполномоченного представителя ЦБРФ» проверки кредитных организаций
осуществляются на основании поручения начальника Территориального Управления
ЦБРФ.
Данные проверки делят на:
ü
функциональные –
это комплекс мероприятий, проводимых подразделениями ЦБРФ не являющиеся
подразделениями инспектирования с целью изучения работоспособности конкретного
процесса (вида операций) и соответствие его определённым нормативным
документам (определение финансового состояния кредитной организации в задачи
функциональной проверки не входит);
ü
инспекционная –
проводится специальными подразделениями инспектирования и включает, как
правило, комплексную проверку деятельности кредитной организации по всем
направлениям с определением финансового состояния банка.
Классификация инспекционных
проверок:
1.
По полноте охвата:
ü
комплексные –
осуществляются по всем направлениям деятельности кредитной организации
подразделениями банковского инспектирования не реже 1 раза в 2 года;
ü
тематические –
охватывают ограниченный круг банковских операций, при этом отдельные вопросы
могут стоять в определении финансового состояния банка;
ü
целевые –
осуществляются по конкретным вопросам или операциям банка, а также по запросам
и поручениям правоохранительных органов.
2.
По отношению к плану проверки:
ü
плановые –
проводятся в соответствии со сводным планом инспекционных проверок кредитных
организаций, утверждённых руководством Банка России;
ü
внеплановые –
проводятся на основании распоряжений в связи с ухудшением финансового положения
банка, а также проводятся на основании запросов правоохранительных органов, по
заявлениям Банка России.
3.
По глубине проверяемых вопросов:
ü
локальные –
проверка документов в рамках осуществления одной банковской или хозяйственной
операции без отслеживания всего процесса от начала до конца или проверка одного
структурного подразделения;
ü
сквозные –
отслеживание операции от начала до момента завершения вне зависимости от того,
какие структурные подразделения при этом задействованы (проверяется не только
деятельность головной организации, но и филиалов).
4.
По степени охвата проверяемых данных:
ü
сплошные –
охватывают все операции и данные за определенный период на конкретном участке
деятельности кредитной организации;
ü
выборочные –
проверяется только часть документов, отобранных случайным путем и относящихся к
разным периодам деятельности кредитной организации;
ü
комбинированные –
одновременное применение выборочного и сплошного методов проведения проверки.
Период проверки охватывает чаще всего 1-2 года, при этом, например, отчетность
какого-либо квартала, месяца подвергается сплошной проверке, а остальная –
выборочной.
5.
По повторяемости проверки одних и тех же
вопросов:
ü
первичная – это
проверка конкретного вида операций или деятельности кредитной организации за
определенный период времени, осуществляемая впервые;
ü
дополнительная –
проверка по уже проверенным банковским операциям для получения дополнительных
данных;
ü
повторная –
назначается, если в процессе предыдущей проверки не были полностью раскрыты
поставленные вопросы, либо по требованию следственных органов.
6.
По ожидаемости для кредитной организации:
ü
ожидаемые –
проверки, о которых кредитная организация извещается заранее информационным
письмом Банка России;
ü
внезапные –
проверки, о которых кредитная организация заранее не предупреждается.
Материалы проверки оформляются в форме
акта, который составляется в трех экземплярах: 1) отдается в кредитную
организацию; 2) остается в отделе инспектирования; 3) направляется в отдел
надзора. Акт не должен разглашаться третьим лицам. Форма акта произвольная,
однако ЦБРФ рекомендует включать в него разделы:
1.
титульный лист;
2.
содержание проверки;
3.
состав рабочей группы;
4.
формуляр банка;
5.
разделы по каждому виду операций с инспекционным
заключением;
6.
итоговое заключение, где дается оценка всей
деятельности банка.
Акт проверки вместе с докладной
запиской, в которой дается краткое описание выявленных нарушений, а так же
оценка деятельности кредитной организации, направляются на рассмотрение
начальнику ТУ ЦБРФ, назначившему эту проверку. После рассмотрения материалы
проверки направляются в отдел по надзору за деятельностью кредитных
организаций, где на его основании в адрес кредитной организации готовится
информация, и определяются меры воздействия к кредитной организации.
4. Меры воздействия к кредитной организации.
В соответствии с Инструкцией № 59 к
кредитным организациям и филиалам применяются меры воздействия двух типов:
предупредительные и принудительные.
Выбор мер воздействия определяется
факторами:
ü
характером выявленных нарушений;
ü
причинами, обусловившими данное нарушение;
ü
общим финансовым состоянием кредитной организации;
ü
положением кредитной организации на региональном
или федеральном уровне.
Предупредительные меры – используются в том случае, когда недостатки в работе банка не
угрожают интересам вкладчиков и кредиторов. Они включают:
ü
доведение до кредитной организации информации о
недостатках в работе;
ü
изложение рекомендаций по устранению выявленных
недостатков;
ü
предложение кредитной организации разработать
мероприятия по устранению выявленных недостатков;
ü
установление дополнительного контроля.
Принудительные меры используются когда недостатки в работе угрожают интересам вкладчиков
и кредиторов, когда применение предупредительных мер не привело к улучшению
деятельности кредитной организации. К принудительным мерам относятся:
ü
штрафы;
ü
требования о финансовом оздоровлении кредитной
организации;
ü
ограничение на проведение отдельных видов операций
на срок до 6 месяцев;
ü
запрет на проведение отдельных видов операций на
срок до 1 года;
ü
требование по замене руководителя кредитной
организации;
ü
введение временной администрации;
ü
отзыв лицензии.
Лекция №5
Тема:
«Проверка учредительных документов и внутренних положений кредитной
организации».
1. Документы, необходимые для
проверки.
2. Аудит учредительных
документов.
3. Проверка внутренних положений
кредитных организаций.
4. Анализ и оценка учетной
политики кредитных организаций.
______________________________________________________
1.
Документы, необходимые для проверки.
В качестве
источника информации для выявления нарушений при проверке учредительных
документов и внутренних положений кредитных организаций используются:
1. Учредительные документы.
2. Внутренние положения,
регламентирующие деятельность кредитных организаций.
3. Протоколы собраний
акционеров, заседаний Совета директоров, контрольно-ревизионной комиссии,
Правления банка, кредитного комитета и других коллегиальных органов.
4. Планы работы кредитной
организации.
5. Приказы и распоряжения
руководителя кредитной организации.
6. Акты проверок.
7. Учетная политика.
8. Данные бухгалтерского учета и
отчётности кредитной организации.
2.
Аудит учредительных документов.
Проверка учредительных документов
включает следующие этапы:
1. Выявление наличия следующих
документов:
·
в
головной организации: лицензии, устав, учредительный договор, дополнительные
соглашения, изменения к уставу и составу учредителей, новый устав и лицензии
при изменении организационно-правовой формы банка.
·
в
филиале: наличие положения о филиале, учрежденного в соответствие с
требованиями устава, наличие доверенности на совершение операций и юридических
действий управляющим филиалом (на заместителя управляющего выдается
доверенность на передоверие).
2. Исследуются протоколы
Собраний участников банка, Заседаний совета директоров, правления банка,
приказы и другие внутренние документы.
3. Соответствие проводимых
банком операций полученной им лицензии (на основании данных бухгалтерского
учета – баланса или оборотной ведомости).
4. Проверяется соответствие
проводимых банком операций и юридических действий требованиям Устава в том
числе:
ü
полномочия
и действия управляющего и контролирующих органов (Совета директоров, Собрания
акционеров, контрольно-ревизионной комиссии);
ü
полномочия
и действия правления банка и других исполнительных органов;
ü
применение
на практике утвержденной системы стимулирования;
ü
распределение
и использование прибыли;
ü
изменение
уставного капитала, состава учредителей, их долей, выпуска акций и т. д.;
Возможные нарушения
выявленные в ходе аудиторской проверки:
1. Превышение полномочий
правления банка.
2. Единоличное принятие
председателем правления банка решений отнесенных к компетенции коллегиальных
органов.
3. Нарушение порядка
распределения прибыли и формирования резервного фонда.
4. Формальные действия отдельных
коллегиальных органов.
5. Неправильное оформление
протокола.
3.
Проверка внутренних положений кредитных организаций.
В каждой
кредитной организации должны быть разработаны внутренние правила реализации
требований законов и учредительных документов. Внутренние положения должны быть
утверждены в порядке, установленном уставом кредитной организации.
Проверка внутренних положений
включает:
1. Проверку их наличия.
2. Проверку соответствия
внутренних положений действующим законам, нормативно-правовых актов Банка
России, Уставу кредитной организации.
Принятый
перечень внутренних положений, рекомендуемых Банком России к разработке в
кредитных организациях:
1. Положение о работе
структурных подразделений банка.
2. Положение о совете директоров
банка.
3. Положение о правлении банка.
4. Положение о
контрольно-ревизионной комиссии.
5. Положение об
учетно-операционной работе.
6. Положение о порядке
распределения прибыли.
7. Положение об образовании и
расходовании фондов экономического стимулирования.
8. Положение о проведении
кассовых операций.
9. Положение о кредитном
комитете.
10. Положение о пролонгации
ссуд.
11. Положение о проведении
операций с ценными бумагами по каждому виду ценных бумаг.
12. Положение о филиалах банка
(доп. офисах, кассах вне кассового узла).
13. Должностные инструкции.
14. Другие положения с учетом
направления деятельности банка.
Возможные нарушения выявленные при
проверке внутренних положений:
1. Отсутствие ряда необходимых
внутренних положений.
2. Наличие формально
подготовленных положений (срок давности, несоответствие ГОСТу, не утверждены
руководителями).
3. Несоответствие положения
требованиям федерального законодательства и нормативным документам Банка
России.
4. Невыполнение внутренних
положений по отдельным пунктам или в целом.
Указанные нарушения приводят к
злоупотреблением руководителем кредитной организации или филиала своим
служебным положением.
4.
Анализ и оценка учётной политики кредитных организаций.
Все аспекты
построения и функционирования системы бухгалтерского учета в их информационной
и методической взаимосвязи представлены в учетной политике.
Каждая
кредитная организация разрабатывает и утверждает в обязательном порядке учетную
политику.
Учетная
политика
представляет собой совокупность способов организации бухгалтерского учета –
первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов банковской деятельности.
Учетная
политика способствует созданию механизма реализации методов бухгалтерского
учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.
При
аудиторской проверке правильности ведения учетной политики рассматриваются
следующие вопросы:
1. Соответствие учетной политики
плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правилам
бухгалтерского учета изложенным в инструкциях ЦБРФ.
2. Наличие и качество содержания
внутреннего приказа об учетной политике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|