|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налогообложению подлежит общая сумма выплат и вознаграждений, начисленных работодателем в пользу работников за налоговый период в денежной или натуральной форме. Бухгалтер формирует налоговую базу по ЕСН отдельно для каждого работника. Ею являются все суммы, которые были начислены в пользу каждого отдельно взятого работника или стороннего физического лица, получающего доход от этого работодателя. Бухгалтер должен выяснить, какие выплаты, начисленные в пользу каждого работника в этом месяце, подлежат и не подлежат налогообложению ЕСН. После того как налоговая база определена, можно приступать к начислению ЕСН. Для этого налоговую базу по каждому работнику за прошедший месяц нужно прибавить к налоговой базе, полученной каждым из них с начала года по предыдущий месяц включительно. Таким образом бухгалтер находит годовую налогооблагаемую базу для начисления ЕСН на доходы отдельно взятого человека. Уплачивать данный налог предприятие обязано по итогам отчётного периода - календарного месяца, производя предоплату - авансовый платёж по годовой сумме отчислений по данному налогу. Перед получением средств в банке на выплату заработной платы за истекший месяц предприятие уплачивает авансовый платёж по этому налогу за прошедший отчётный период (месяц), но не позднее 15-го числа следующего месяца. С 1 января 2002 года начала действовать новая редакция статьи 236 Налогового кодекса РФ. В 2002 году налогом не облагались только те суммы, которые выплачивались из чистой прибыли организации. А теперь не важно, есть у предприятия чистая прибыль или нет. Налог не начисляется на те выплаты, которые в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ не уменьшают налогооблагаемую прибыль в отчётном периоде. Не учитываются в составе расходов на оплату труда в соответствии со статьёй 270 НК РФ расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров. Вознаграждения в виде премий, выплачиваемых работникам за счёт средств специального назначения, а также выплаты материальной помощи в любом виде и на любые цели не учитываются в составе расходов на оплату труда, признаваемых для целей налогообложения прибыли на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам. Таблица 2.5 Корреспонденции счетов по начислению ЕСН | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д-т |
К-т |
% |
Отчисления в фонды |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20, 23, 25, 26, 29 |
69.1 |
4,0 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* |
69.2 |
28,0 |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* |
69.3 |
0,2 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* |
69.3 |
3,4 |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* |
69.4 |
1,2 |
Фонд обязательного медицинского страхования от несчастного случая |
Потребность во внутреннем контроле в современных условиях обусловлена тем обстоятельством, что он позволяет подтвердить достоверность отчетности менеджеров и учетных служб, предотвратить потерю ресурсов, своевременно осуществить необходимые изменения внутри предприятия.
Анализ, представленных в литературе подходов к определению понятия и сферы действия внутреннего контроля свидетельствует о его сложности и многогранности. Кроме того, очевидно отсутствие единообразия в подходах и преобладание управленческой направленности в определении системы внутреннего контроля. Так, по мнению А.Д. Шеремета[21], внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта. Указывая, что элементами системы внутреннего контроля является внутренний аудит и управленческий контроль, автор не раскрывает сущность управленческого контроля и характер его взаимодействия подразделениями внутреннего аудита. Из данного определения не ясно, какие принципы должны быть заложены в основу создания системы внутреннего контроля и в чьем подчинении формально должны находиться службы внутреннего аудита.
Наиболее последовательно систему внутреннего контроля рассматривает В.Бурцев[22]. Ученый предлагает понимать внутренний аудит как регламентированную внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемую представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).
Мы предлагаем определять внутренний контроль предприятия как систему контроля, организованную в интересах собственников и регламентированную внутренними документами организации по обеспечению достоверности контрольных данных всех подразделений субъекта хозяйственной деятельности, соответствия этих данных правилам (стандартам) бухгалтерского учета и отчетности, выявления отклонений от плановых показателей, определения результата финансово-хозяйственной деятельности.
Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации в зависимости от цели и специфики ее деятельности.
На рассматриваемом предприятии служба внутреннего контроля отсутствует. Контрольные функции осуществляют генеральный директор и главный бухгалтер. Однако применение в настоящее время информационных технологий и постепенное формирование автоматизированной учетной системы на предприятии предопределяет пересмотр организационной структуры и создание в 2005 году специальной службы внутреннего контроля (или аудита) в состав которой войдут специалисты по бухгалтерскому учету, специалисты IT и юристы. При этом руководитель службы внутреннего аудита должен подчиняться непосредственно лицу, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций.
Отметим, что учетная политика должна, прежде всего, соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности, подчеркивают специалисты.[23] При составлении учетной политики организации следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н).
При создании службы внутреннего контроля на предприятии в 2005 году следует учитывать, что эффективно построенная система учета в организации должна: гарантировать, что хозяйственные операции верно отражены во времени; позволить правильно измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку, адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных нарушений и злоупотреблений.
Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.
В учетной политике предприятия целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.
В соответствии с Законом № 119 «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу с 7 сентября 2001 года, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Таким образом, к основным целям и задачам внутреннего аудита в организации можно отнести:
- с одной стороны, с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ);
- с другой, - внутренний аудит направлен на проверку бухгалтерской отчетности организации, ее соответствие действующему законодательству, а также анализ отклонений от плановых показателей, правильности учета финансовых операций и т.д.
Мы полагаем, что при таком подходе сфера действия аудита приобретает более конкретный характер. При этом независимый аудит, выполняемый внутренними службами предприятий и коммерческими специализированными организациями, не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Исходя из вышеизложенных положений, целью аудита расходов на оплату труда является предоставление объективных, реальных и точных сведений о бухгалтерском учете и составе расходов на оплату труда и их соответствии законодательству РФ.
К числу непосредственных задач аудита расходов на оплату труда можно отнести:
- проведение правового, экономического (бухгалтерского) и технического анализа внутренних документов Общества на предмет их соответствия действующему законодательству в области оплаты труда;
- контроль за достоверностью, своевременностью, правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с расчетами с персоналом по оплате труда;
- контроль за порядком составления отчётности на основе первичных документов;
- контроль за правильностью отражения операций по расчетам с персоналом в налоговом аспекте (правильность начисления налогов, сборов и платежей);
- контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений в области расходования средств на оплату труда;
- контроль порядка привлечения сторон трудовых отношений к материальной ответственности;
- разработка и предоставление предложений по оптимизации численности персонала, изменениям в штатном расписании;
- разработка предложений по формам, системам оплаты труда и премировании.
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.