Бухгалтерский финансовый учет материалов
–
организация, там где это необходимо и целесообразно,
участков централизованного раскроя материалов;
–
определение перечня центральных (базисных) складов,
складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
–
установление порядка нормирования расхода запасов
(разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в
подразделения организации);
–
установление порядка формирования учетных цен на
запасы и порядка их пересмотра;
–
определение круга лиц, ответственных за приемку и
отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за
правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность
вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке
письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение
материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером
организации;
–
определение перечня должностных лиц, которым
предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов
запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и
иных мест хранения организации;
–
наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных
документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным
бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень
компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет
право принятия решений).
Налоговый учет – система
обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных
первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком,
предусмотренным Налоговым кодексом РФ [12].
Налоговый учет осуществляется
организациями в целях формирования полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком
в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией
внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления,
полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Для ведения налогового учета
используются бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в
общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которых при необходимости
вводят соответствующие изменения, или использовать специальные регистры
налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для
налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета [3].
По хозяйственным операциям
приобретения материалов исчисляют налог на добавленную стоимость (НДС). НДС
учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным
материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям» [4].
Добавленная стоимость – это
стоимость, которая создается на предприятии и не включает затраты других
организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).
НДС регулируется главой
21части II Налогового кодекса Российской Федерации и
представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на
всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных
товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки
производства и обращения [29].
1.3 Первичные документы учета материалов.
Все хозяйственные операции,
проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы
принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых
не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
установленные в федеральном законе «О бухгалтерском учете» [8].
Учет материалов на
предприятии ведется параллельно: в бухгалтерии в суммовом выражении и на
складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета
сверяются.
Типовые межотраслевые формы
первичной учетной документации содержат следующие формы [6].
Формы № М-2 и М-2а
«Доверенность» применяется для оформления права лица выступать в качестве
доверенного лица организации при получении материальных ценностей,
отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по
доверенности носит массовый характер.
Форма № М-4 «Приходный ордер»
применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из
переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально
ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.
В соответствии с [1] вместо
приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться
проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в
оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой
штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по
приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике
организации.
Форма № М-7 «Акт о приемке
материалов» применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих
количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту
с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при
приемке материалов, поступивших без документов.
Форма № М-8 «Лимитно-заборная
карта» применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления
отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а
также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска
материалов на производственные нужды.
Форма № М-11
«Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей
внутри организации между структурными подразделениями или материально
ответственными лицами.
Форма № М-15 «Накладная на
отпуск материалов на сторону» применяется для учета отпуска материальных
ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее
территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других
документов.
Форма № М-17 «Карточка учета
материалов» применяется для учета движения материалов на складе по каждому
сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и
ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).
Форма № М-35 «Акт об
оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже
зданий и сооружений» применяется для оформления оприходования материальных
ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных
для использования при производстве работ.
Образцы типовых межотраслевых
форм первичной документации приведены в Приложении А.
Кроме перечисленных
документов, для учета материальных ценностей используются [7]:
–
инвентаризационная опись товарно-материальных
ценностей (форма № ИНВ-3);
–
сличительная ведомость результатов инвентаризации
товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
–
сопроводительные документы (спецификации,
сертификаты, качественные удостоверения);
–
акт о покупке материалов на рынке;
–
акт перевода единиц измерения материалов;
–
акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
–
акт на списание материалов.
В расчетах за приобретение
организацией материальных ценностей применяются:
–
товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
–
счет-фактура;
–
банковские расчетно-платежные документы;
–
приходный и расходный кассовый ордер и др.
В конце 1990-х – начале
2000-х годов в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации
произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами
финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 1998 года № 283.
Изменения в системе
бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования
информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности
хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям [11].
После утверждения Программы
документы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России в области
учета материалов претерпели существенные изменения за счет их сближения с МСФО.
В 2000 году введен в действие
новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от
31 октября 2000 г. № 94н. Подход к учету материально-производственных запасов
был существенно изменен: в Плане счетов не предусмотрен бухгалтерский счет для
учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Изменение было внесено на
основании отсутствия в МСФО данной категории активов.
В 2001 году утверждено
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) взамен ПБУ 5/98,
утвержденного приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 г. № 25н. Введение ПБУ 5/01
было обусловлено переходом на новый План счетов.
ПБУ 5/01 устанавливает
правила формирования в бухгалтерском учете информации о
материально-производственных запасах, тогда как ПБУ 5/98 устанавливало
методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о
материально-производственных запасах. Тем самым ПБУ 5/01 придан обязательный
характер, за несоблюдение которого могут применяться санкции, установленные
ст.120 НК РФ, - за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, под
которым в том числе понимается и «неправильное отражение на счетах
бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных
ценностей».
Рассмотрим изменения,
произошедшие в бухгалтерском учете материалов в связи с принятием новой
редакции Положения.
1) раздел I «Общие положения».
Начиная с 2002 г. из
категории материально-производственных запасов исключаются малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы.
2) расходы на проценты по
полученным кредитам и займам.
В соответствии с ПБУ 5/98 в
фактические затраты включались затраты по оплате процентов по кредитам
поставщиков, полученным для приобретения МПЗ, а также затраты по оплате
процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и
произведены до даты оприходования МПЗ на складах организации.
В ПБУ 5/01 предусмотрено
включение в состав фактических затрат начисленных процентов по кредитам,
предоставленным поставщиками, а также начисленных до принятия к учету МПЗ
процентов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих
запасов.
Новый порядок привел в
соответствие правила учета процентов по полученным кредитам и займам,
установленные в п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина
России от 29 июля 1998 г. № 34н, и правила учета таких процентов в случае
получения кредитов и займов на приобретение МПЗ. Так, согласно п. 73 Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, задолженность по
полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся к уплате на
конец отчетного периода процентов. А в силу ПБУ 5/98 в фактические затраты на
приобретение МПЗ включались расходы по оплате указанных процентов.
В ПБУ 5/01 уточнено, что
данные затраты включаются в стоимость МПЗ только до принятия активов к учету.
3) суммовые разницы.
В соответствии с ПБУ 5/01
фактические затраты на приобретение МПЗ определяются с учетом суммовых разниц,
возникающих до принятия МПЗ к учету в случаях, когда оплата производится в
рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Под суммовой разницей
понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты,
выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов,
исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее
к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной
по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
4) оценка МПЗ, полученных в
счет вклада в уставной капитал, приобретенных безвозмездно, полученных по
договорам, исполнение которых предусмотрено неденежными средствами.
В фактические затраты по МПЗ,
полученным в счет вклада в уставный капитал, приобретенным безвозмездно,
полученным по договорам, исполнение которых предусмотрено неденежными
средствами, включаются затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в
состояние, пригодное для использования.
В 2001 году приказом Минфина
РФ от 28 декабря 2001 года № 119н были введены в действие «Методические
указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
Методические указания определили порядок организации бухгалтерского учета
материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому
учету ПБУ 5/01. На их основе разрабатываются внутренние положения организации,
инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для
надлежащей организации учета и контроля за использованием
материально-производственных запасов.
Однако реформирование
бухгалтерского учета на протяжении ряда лет сталкивается с трудностями при
проведении и применении на практике вводимых новых правил. Дело с том, что в
течение продолжительного периода одновременно проводятся две реформы: в области
бухгалтерского учета и в области налогообложения [19].
В 2002 г. вступает в действие
глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской
Федерации. Указанная глава среди прочих новшеств содержит норму в части
формирования новой самостоятельной системы учета – системы налогового учета.
При этом предусмотрены значительные различия между данной системой и системой
бухгалтерского учета. Это, в частности, касается схемы получения информации,
необходимой для расчета налогооблагаемой прибыли.
Так, согласно ст. 313 главы
25 подтверждением данных налогового учета являются:
–
первичные учетные документы (включая справку
бухгалтера);
–
аналитические регистры налогового учета;
–
расчет налоговой базы (налоговая отчетность).
Ранее для получения
аналогичных данных использовались:
–
первичные учетные документы;
–
регистры бухгалтерского учета;
–
бухгалтерская отчетность;
–
налоговые корректировки;
–
расчет налоговой базы (налоговая отчетность).
В 2003 г. произошли изменения
в законодательстве, значительно повлиявшие на порядок ведения бухгалтерского
учета МПЗ.
Приказом Минфина от
26.12.2002 № 135н введены в действие Методические указания по бухгалтерскому
учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального
оборудования и специальной одежды. С момента введение в действие данных
Методических указаний учет средств труда больше не регулируется ПБУ 5/01 «Учет
материально-производственных запасов».
В действующий План счетов
бухгалтерского учета внесены дополнения, касающиеся учета материалов (приказ
Минфина РФ от 07.05.03 № 38н). Счет 10 «Материалы» был дополнен следующими
субсчетами: 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», 11
«Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Под стандартом понимают
нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил в
определенной области деятельности человека. Они включают в себя определения,
термины, единицы измерения, краткие подходы и обобщающие методики [9].
Стандарты бухгалтерского
учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают
науку и практику одной страны, а международные – целого ряда стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|