Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК
p> 2. РКО обеспечить выполнение плана проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины. 3. РКО усилить контроль за оформлением карточек учета средств выданных на заработную плату и выплаты соц. характера. 4. РКО усилить контроль за отнесением операций по приходу/расходу наличных средств в части отнесения на символы в соответствии с Указние ЦБ РФ №7-У от 24.10.97г. 5. Проведение семинаров по разъяснению сотрудникам банка действующих нормативно – правовых актов. 6. Систематическая аттестация работников банка. 3.2. Мероприятия по совершенствованию системы внутрибанковского и внешнего контроля Вопросы, связанные с организацией внутреннего контроля в кредитных
организациях, и вопросы, связанные с взаимодействием внутреннего и внешнего
аудита, представляется весьма актуальной для банковского сообщества в
настоящее время. Успешная работа коммерческого банка в современных условиях
сопряжена с высокими рисками, и данные риски многочисленны как во внешней,
так и во внутренней среде, в которой функционирует банк, и поэтому
руководство банка обязано обеспечить высокое качество управления своей
деятельностью. Поэтому для руководства банка, желающего повысить качество
управления, должно стать ведущим направлением налаживание четкой системы
контроля за всеми сторонами деятельности коммерческого банка. Но чтобы
сделать такой шаг, то есть организовать четкую систему контроля, нужно не
только желание самих банкиров, то есть руководства банка, но и правильное
понимание необходимой методической, методологической основы. Предложены следующие мероприятия по усовершенствованию банковского
контроля: 1 мероприятие – заключается в многоуровневом характере внутреннего
контроля, то есть контроль не только за уровнем исполнителей, а контроль
также за уровнем управления в системе исполнительного руководства. Основными документами, связанными с построением и функционированием
системы внутреннего контроля, являются на сегодняшний день - Положение
Центрального банка №509 об организации внутреннего контроля в банках и еще
один большой документ - это Положение №603у о порядке осуществления
внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках
законодательства о финансовых рынках кредитных организаций. Именно эти два
документа определяют сегодня принципы организации внутреннего контроля в
банках, то есть независимость службы внутреннего контроля от других
подразделений в коммерческом банке. Это всесторонность внутреннего
контроля, то есть контроль должен охватывать все проблемы деятельности
банка. Это многоуровневый характер внутреннего контроля, то есть контроль
не только за уровнем исполнителей, а контроль также за уровнем управления в
системе исполнительного руководства. Это вопрос компетентности внутренних
аудиторов, который предполагает наличие квалифицированного персонала в
данной службе. Но это и соответствие системы внутреннего контроля тому
объему и масштабу операций, который коммерческие банки проводят в своей
деятельности. 2 мероприятие – изучение дополнительной литературы специалистов банка
на технической учебе и применение изученного в работе. Несмотря на положительные изменения в российской нормативной базе по
вопросам внутреннего контроля, остается много вопросов, требующих
безотлагательного решения. В частности основным недостатком нормативных
актов Банка России по вопросам организации и функционирования внутреннего
контроля, на мой взгляд, является их бессистемность и соответственно
разобщенность. Именно по этой причине сформировать на их основе целостное
представление о системе внутреннего контроля в банке по-прежнему на
сегодняшний день не представляется возможным. Это на самом деле
подтверждается тем, что по-прежнему большинство российских банковских
менеджеров, может быть, и не видят зло во внутреннем контроле, но решение
проблем внутреннего контроля видят как бы не с содержательной ее стороны, а
именно со стороны формально организационной. В частности, топ менеджеров
интересуют вопросы штатного расписания, точного названия подразделения,
чтобы оно соответствовало данным нормативным документам, статус должности
руководителя и так далее, чтобы можно было отчитаться перед надзорным
органом, что система внутреннего контроля в банке существует и она
формально соответствует всем требованиям данных нормативных документов. Поэтому рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения
внутреннего контроля в коммерческих банках позволило сделать вывод о том,
что, во-первых, в данной области остается множество проблем, требующих
своего практического решения. И самое важное, что найти эти решения без
глубокой научной проработки сегодня всего комплекса вопросов, связанных с
этим, невозможно. И второе - это то, что существующее нормативно-правовое обеспечение, а
также множество любой литературы, как в принципе и западных изданий,
достаточно обширно и многообразно. Но как бы в практической деятельности
большинства банков явно воплощается не в полной мере. 3 мероприятие – необходимость в создании двух важных документов:
профессиональный стандарт внутреннего аудита, по которому будут работать
внутренние аудиторы; и кодекс этических норм. На сегодняшний момент является необходимым осознания того, что именно
внутренний аудит заслуживает такого же большого внимания, как и внешний
аудит. Становление внешнего аудита в России фактически свершилось, а
внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в
институциональном плане находится в зачаточном положении. В настоящее время взаимодействие внешних и внутренних аудиторов
усиливается, в связи с расширением практики привлечения рабочих документов
внутренних аудиторов банка, а также самого персонала внутренних аудиторов
для оказания непосредственно помощи внешнему аудиту. Тут возникает
необходимость в определении критериев оценки работы внутреннему аудиту.
Такими критериями в оценке их работы должны быть два важных документа:
профессиональный стандарт внутреннего аудита, по которому будут работать
внутренние аудиторы; и кодекс этических норм. Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации
устанавливает критерии поведения специфически для данной профессии. С точки
зрения определенной профессии, этический кодекс является фактически
декларацией твердых норм поведения и содействия выполнению данных норм.
Доверие высокому качеству оказываемых профессиональных услуг возникает
тогда, когда в рамках любой профессии существуют стандарты профессиональной
деятельности, на основании которых мы можем оценить работу. Стандарты
внутреннего аудита формулируют единые базовые установки, определяющие
нормативные требования к качеству и надежности внутреннего аудита и
определяющие определенный уровень гарантий результатов их деятельности. Кодекс этики и стандарты внутреннего аудита, естественно, должны
приниматься в высших органах управления деятельности органов внутреннего
аудита. Большую помощь в этом плане внутреннему аудиту должны оказать
именно внешние аудиторы, которые на сегодняшний день располагают подобными
документами, как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Т.е. у внешних
аудиторов разработаны и приняты стандарты или правила аудиторов, а также
соответствующий Кодекс этических норм. Кроме этого, Экспертный комитет при Центральном банке по банковскому
аудиту, который в это время работает над адаптацией стандартов аудиторской
деятельности для банковской практики мог бы также разработать ряд
конкретных документов и рекомендаций по вопросам регламентации работы
именно внутренних аудиторов. Кодекс профессиональной этики внутренних аудиторов, собственно как и
внешних, должен включать: первое - это этические принципы внутреннего
аудита. И второе - это основные правила поведения внутренних аудиторов. В
частности, к таким принципам должны относиться: первое - это как бы
независимость. Второе - объективность, лояльность, ответственность и
конфиденциальность. Основой внутреннего аудита, руководящим правилом в работе внутренних
аудиторов должны являться стандарты профессиональной деятельности. Если же
такие стандарты у нас не соблюдаются, функционирование внутреннего аудита
не будет соответствовать своей главной цели, то есть помощи органам
управления банка в осуществлении эффективного контроля над различными
звеньями системы внутреннего аудита, внутреннего контроля, а следовательно
будет являться фактически неэффективным и нецелесообразным. В соответствии с системным подходом стандарты должны содержать
следующие важные разделы. Первое - это как бы независимость, то есть должен
быть определен организационный статус, структура внутреннего аудита, должны
быть определены права и обязанности внутренних аудиторов. Второе - это профессионализм, то есть определяется компетентность
внутреннего аудитора, соответствие кодексу этики, взаимоотношения с
пользователями услуг, взаимное обучение внутренних аудиторов и так далее. Третий важный момент - это осуществление самого внутреннего аудита, то
есть в стандартах должно регулироваться само осуществление внутреннего
аудита, то есть должны быть методики с указанием целей и задач различных
видов проверок, должны быть указаны объекты и предметы данных проверок,
рабочие отчетные документы, которые будут на выходе после работы внутренних
аудиторов, указание всевозможных видов ошибок и нарушений и так далее. В заключение хотелось бы отметить, что наличие в коммерческих банках
стандартов работы внутренних аудиторов, а также Кодекса этики их работы
даст возможность адекватно оценить работу внутренних аудиторов со стороны
как руководителей кредитных организаций, так и внешних аудиторов. При
отсутствии данных документов очень сложно оценить именно качество их работы
и, соответственно, использовать результаты их работы в работе внешних
аудиторов. Конечно, стандарты внутреннего аудита не будут являться
статичным документом и фактически должны пересматриваться при изменении
внешней среды, быть адекватными размерам и характеру деятельности
коммерческого банка. 4 мероприятие – взаимодействие внешнего и внутреннего аудита. Кроме этого проблема взаимодействия внешнего и внутреннего аудита
становится еще более актуальной в связи с тем, что начался в России процесс
перехода или приближения к международным стандартам бухгалтерского учета в
кредитных организациях. И тут еще более усилится взаимодействие внешнего и
внутреннего аудита, то есть при составлении банком отчетности в
соответствии с международными стандартами, скажем, построенной на таком
актуальном для России принципе, как приоритет содержания над формой,
потребует от внутренних аудиторов еще более глубокого понимания самого
бизнеса банка или его реальных операций. Тут необходимую помощь могут
оказать внутренние аудиторы, которые как сотрудники данного учреждения
больше знают сам бизнес банка и его реальные операции. Укрепление банковского контроля, включая процедуры регистрации и
лицензирования кредитных организаций, текущего надзора и отзыва лицензий,
играет важную роль в реформировании банковского сектора. 5 мероприятие – Банком России должна быть продолжена работа по
совершенствованию системы лилицензирования деятельности кредитных
организаций. В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных
организаций Банком России должна быть продолжена работа по
совершенствованию системы лицензирования деятельности кредитных
организаций, включая повышение требований к их учредителям (участникам) и
унификацию подходов к лицензированию банков. Необходимо в соответствии с законодательством решить прежде всего
следующие задачи: развить подходы к оценке финансового положения учредителей
(участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих существенную долю их
капитала, а также к оценке их деловой репутации; повысить квалификационные требования к кандидатам на должности
руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и
бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой
репутации; усовершенствовать методики оценки бизнес-планов кредитных организаций; обеспечить раскрытие кредитной организацией сведений о ее реальных
владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности
кредитных организаций; провести оценку возможного влияния взаимозависимости учредителей
(участников) на деятельность кредитных организаций; расширить возможности капитализации кредитных организаций путем
упрощения порядка увеличения их уставного капитала, в том числе за счет
конвертации долгов в капитал. Существенным элементом обеспечения финансовой стабильности
банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований,
определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями
рисков. Банк России должен продолжить реализацию подходов, предусмотренных
"Основополагающими принципами эффективного банковского надзора",
рекомендованными Базельским комитетом по банковскому надзору, что
предполагает последовательный переход от формальных ограничений и
регламентации к максимальному учету в деятельности кредитных организаций
таких параметров, как: существенность рисков; адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска; качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками. В связи с этим деятельность Банка России должна быть направлена на
качественное совершенствование текущего контроля, прежде всего замещение
формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой
реальных параметров рисков. Основное внимание должно уделяться финансовому состоянию кредитных
организаций, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности,
обнаружению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях
их возникновения. Эта задача будет решаться путем совершенствования Банком
России комплексных методик и практики анализа финансового состояния
кредитных организаций, как при проведении документарного надзора, так и в
ходе осуществления инспекторских проверок. Банк России должен оперативно
применять к кредитным организациям адекватные меры воздействия за попытки
скрыть реальное положение дел. Одним из условий реализации отмеченных задач является требование
транспарентности контроля за деятельностью кредитных организаций,
осуществляемого через участие в их капитале или любым иным способом. Банку России необходимо принять меры по оптимизации системы
отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России.
Указанные меры будут направлены в первую очередь на устранение дублирования
и излишней детализации представляемой в Банк России информации, оптимизацию
сроков представления отчетности. 6 мероприятие - обмена информацией о деятельности кредитных
организаций и банковских групп с органами банковского надзора В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение
эффективного обмена информацией о деятельности кредитных организаций и
банковских групп с органами банковского надзора других стран. Необходимо
внесение изменений в законодательство, определяющих возможности и условия
обмена информацией о кредитных организациях с надзорными органами
зарубежных стран в целях развития международного аспекта транспарентности
информации о российском банковском секторе. Банку России необходимо продолжить совершенствование системы
организации банковского надзора на основе оптимального сочетания элементов
централизации и децентрализации надзорных функций. В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций практическими задачами Банка России являются, в частности: усиление контроля за соблюдением кредитными организациями требований
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций", связанных с обязательным уменьшением кредитными организациями
уставного капитала в случае уменьшения величины собственных средств
(капитала); обеспечение своевременного предъявления требований об осуществлении
кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций; разработка методических рекомендаций по составлению кредитными
организациями планов мер по финансовому оздоровлению, а также по оценке
рыночной стоимости активов кредитных организаций; усиление контроля за выполнением кредитными организациями мероприятий,
предусмотренных планами мер по финансовому оздоровлению (планами
мероприятий по реорганизации); активизация применения механизма введения временных администраций по
управлению кредитными организациями и усовершенствование нормативно-
правовой базы их деятельности; своевременное применение мер воздействия к кредитным организациям,
допускающим нарушения действующего законодательства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив
развития и совершенствования банковского контроля. 1. контроль должен охватывать все проблемы деятельности банка. 2. необходимо соответствие системы внутреннего контроля тому объему и масштабу операций, который коммерческие банки проводят в своей деятельности. 3. контроль должен осуществляться не только за уровнем исполнителей, а также и за уровнем управления в системе исполнительного руководства. 4. существует острая потребность в определении критериев оценки работы внутреннему контролеру. Такими критериями в оценке их работы должны быть два важных документа: профессиональный стандарт внутреннего контроля, по которому будут работать внутренние аудиторы и кодекс этических норм. 5. система внутреннего контроля нуждается в профессионализме, то есть компетентности внутреннего аудитора, соответствие кодексу этики, взаимоотношения с пользователями услуг, взаимное обучение внутренних аудиторов. Банковский контроль в России - динамично развивающаяся система. Даже в
условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий
деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики,
появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков,
принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского
контроля задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов
надзора за финансовым состоянием банков. В ситуации же, когда сохраняются
серьезные трудности в реальном секторе экономики, существуют нерешенные
проблемы в самой банковской сфере, требуется принятие комплекса мер по
укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости
банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк
России исходит из того, что контрольная деятельность должна иметь
конструктивный, созидательный характер, т. е. использовать в практике
регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и
ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной
прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной
структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии
с перспективными сдвигами экономического развития страны. Органы банковского контроля России видят в качестве своей главной
задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание
условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом.
Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности
органы надзора стремятся добиться большей открытости ситуации в отдельных
банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для
кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования
системы учета и отчетности в кредитных организациях Российской Федерации и
приближении ее к требованиям, вытекающим из международного опыта банковской
практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|