Аудит счета Обслуживающие хозяйства и производства
p>3. Подготовка рабочей документации аудитора В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся
основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и
обоснованности сделанных ими выводов. Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако он должны
содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание
выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный);
замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных
для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;
описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с
выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с
отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки
персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие
другие свидетельства и разъяснения. В результате именно на основании
рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые
затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов
должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора. Необходимо
обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов
аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с
разрешения клиента. В соответствии с пунктом 18 (подпункт "в" абзац пятый)
"Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации"
"экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только
итоговую часть аудиторского заключения" - таким образом вся информация, как
собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и
предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров,
может составлять коммерческую тайну. При проведении аудита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
рабочяя документация аудитора может иметь следующий вид:
|№ | |Объем | | |
|п/п|Перечень аудиторских |информ|Техника исполнения |Характер возможных|
| |процедур |ации | |нарушений |
|1. |Проверка | |Последовательно |Отсутствие в |
| |учредительных | |прос-матриваются |учре-дительных |
| |документов, баланса | |все учре-дительные |докумен-тах |
| |предприятия и | |документы, все их |пунктов, |
| |балансов отдельных | |изменения |напри-мер, о сдаче|
| |обслужива -ющих |2000 |(дополнения), а |в аренду объектов |
| |подразделений, |г. |также балансы |жилого фон-да, как|
| |проверка | | |о виде пос-тоянной|
| |обоснован-ности | | |деятельности |
| |ведения коммер-ческой| | |предприятия |
| |деятельности об- | | | |
| |луживающими | | | |
| |подраз-делениями | | | |
|2. |Проверка оформления |Часть |Последовательно |Отсутствие |
| |учетных ПД, служащих |прове-|ауди-тор |приказов на |
| |основанием отражения |ряемо-|просматривает все |замещение первых |
| |в учете операций по |го |сметы |лиц, отсутствие |
| |счету 29 |пе-рио|эксплутацион-ных |необ-ходимых |
| | |да |доходов и расхо-дов,|подписей |
| | | |сметы расходов и | |
| | | |доходов по | |
| | | |коммуналь-ным | |
| | | |услугам (целевым | |
| | | |сборам), сметы на | |
| | | |со-держание ДДУ, | |
| | | |объек-тов социально | |
| | | |- куль-турной сферы | |
| | | |за пери-од, | |
| | | |предусмотренный | |
| | | |выборкой и выясняет:| |
| | | | | |
| | | |- имеются ли подписи| |
| | | |руководителя, | |
| | | |гл.бух-галтера, | |
| | | |начальников | |
| | | |соответствующих | |
| | | |об-служивающих | |
| | | |подраз-делений на | |
| | | |всех ПД | |
| | | |- в случае временной| |
| | | |подмены первых лиц | |
| | | |уполномоченными | |
| | | |ли-цами, на которых | |
| | | |возложены | |
| | | |обязанности | |
| | | |письменным | |
| | | |распоря-жением | |
| | | |руководителя | |
| | | |предприятия, нет ли | |
| | | |документов с | |
| | | |подпися-ми этих лиц | |
| | | |более ран-него | |
| | | |(позднего) срока, | |
| | | |чем дата их | |
| | | |назначения | |
|3. |Установление полноты | |Последовательно |Отсутствуют |
| |документов для | |про-веряют |справки, |
| |предос-тавления |Папка |обоснавания льготы, |подтверждающие |
| |предприятию льгот по |спра-в|указанные в |предоставление |
| |налогу на при-быль, |ок |на-логовых |льго-ты в |
| |НДС, налогу на | |декларациях и |проверяемом |
| |имущество, налогу на | |наличие справок по |пе-риоде |
| |со-держание объектов | |каждому налогу и по | |
| |соци-ально - | |каждой статье льгот | |
| |культурной сфе-ры | |в проверяемом | |
| | | |периоде | |
|4. |Проверка | |Проверяется наличие |Расхождение в |
| |обоснованнос-ти |2000 |на балансе |сроках |
| |списания затрат со |г. |помещений, |предоставления |
| |счета 29 на | |предоставляемых |по-мещений и |
| |себес-тоимость | |орга-низациям |периода списания |
| |продукции, ра-бот, | |обществен-ного |(более |
| |услуг | |питания, сверяют-ся |дли-тельное) |
| | | |договоры найма, | |
| | | |аренды | | 4. Методы получения аудиторских доказательств При аудиторской проверке счета 29 используются различные методы
получения аудиторских доказательств. Аудиторскими доказательствами
называется информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе
проверки, служащая обоснованием выводов аудитора. Для сбора доказательств
аудитором могут быть применены различные процедуры. Аудиторской процедурой
называется определенный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть
соответствующего технологического процесса. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно
ограниченное число методов их получения. Основные методы получения аудиторских доказательств следующие: 1. Проверка арифметических расчетов (пересчет); 2. Инвентаризация; 3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; 4. Подтверждение; 5. Устный опрос; 6. Проверка документов; 7. Прослеживание; 8. Аналитические процедуры. 9. Выборочные методы Все вышеназванные методы известны и описаны в рабочем стандарте аудита
Российской Федерации «Аудиторские доказательства». Но метод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не
знать - какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие -
нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует
поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить письменные
подтверждения; какие именно документы следует подвергнуть анализу.
Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать: а) как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена
система внутреннего контроля; б) какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в
организации учета и контроля; в) какой или какие из перечисленных методов следует применить для
выявления каждого из возможных нарушений; г) к каким именно объектам контроля (документам, активам, обязательствам,
субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод. Поэтому особое значение приобретает применение выборочного метода в
аудите, который я рассматриваю ниже. Рассмотрим подробнее каждый из методов сбора аудиторских доказательств. > ПРОВЕРКА АРИФМЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ПЕРЕСЧЕТ). Пересчет — это проверка арифметической точности источников документов и
бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов. Подсчеты клиента могут быть правильными или ошибочными. Подсчеты,
выполненные на компьютерах, могут быть вновь произведены с использованием
компьютерного обеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов
клиента для дальнейшего исследования их аудиторами. Но практика показывает,
что пересчет в основном осуществляется выборочно. Пересчет используется для проверки реальности и оценок тех показателей
финансовой отчетности, которые являются главным образом результатом
подсчетов, например амортизации, страховых резервов, пенсионных
обязательств, резервов под сомнительные долги и др. В сочетании с другими
процедурами пересчеты также необходимы для сбора информации об оценках всех
финансовых показателей. > ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ Инвентаризация — это прием, который позволяет получить точную информацию
о наличии имущества и обязательств экономического субъекта и
ориентировочную информацию об их состоянии и стоимости. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства. Аудиторская организация обязана: выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых
обязательств; проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим
субъектом инвентаризациям; ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей
(ТМЦ); выявить дорогостоящие ТМЦ; проанализировать систему учета ТМЦ и систему контроля экономического
субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем. С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно
рассматривать как метод получения наиболее ценных и достоверных
доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов
совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением
позволяет сделать определенные выводы по всем трем основным направлениям
аудиторской проверки. Например, если на проверяемом предприятии в течение ряда лет не
проводились инвентаризации активов (при составлении годовой бухгалтерской
отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т.д.), аудитор имеет
основание для вывода об отсутствии у клиента внутреннего контроля за
сохранностью активов, а также о нарушении установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств
выясняется, что один из цехов проверяемого предприятия занят иным
хозяйствующим субъектом (признаков этого может быть несколько — висит
вывеска с наименованием другого предприятия, выпускается продукция, не
соответствующая профилю проверяемого предприятия), а в составе доходов от
внереализационных операций нет статьи "доходы от аренды", речь идет о
"скрытой аренде" и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод
о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-
хозяйственных операций. > ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ. Эта процедура несложна, но также важна для оценки системы внутреннего
контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемом предприятии.
Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручать наименее
квалифицированным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру, как
правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам. Очень часто при заключении договора на проведение аудиторской проверки
аудиторская фирма (аудитор) в качестве одного из дополнительных условии
указывает предоставление бригаде аудиторов отдельного помещения с
телефоном. Такое условие вполне обосновано, так как на. момент аудиторской
проверки в одном помещении на определенный срок располагаются два трудовых
коллектива — проверяемый и проверяющий. Разумеется, отдельное помещение для работы — это очень удобно как для
сотрудников проверяемого предприятия, так и для бригады аудиторов; при этом
не нарушается психологический климат в коллективе. Но было бы ошибкой думать, что аудиторская проверка — это работа только с
документами и отчетностью, это ёще и проведение опытов под видом обычной
рутинной аудиторской работы. Например, такая проверка кассы включает: . составление заявления на выдачу денег с указанием производственной необходимости приобретения того, на что запрашиваются деньги; . согласование и удостоверение заявления у руководителя предприятия; . оформление расходного кассового ордера на выдачу денег бухгалтером; . передача бухгалтером (а не подотчетным лицом) расходного кассового ордера в кассу; . проверка всех необходимых реквизитов расходного кассового ордера кассиром; . выдача денег из кассы. Если все эти, казалось бы, формальные процедуры соблюдаются, то аудитор
имеет основание для вывода о том, что порядок ведения кассовых операций на
проверяемом предприятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет ту
формальную процедуру (процедуры), которая (которые) пропускается
сотрудниками предприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля. Аналогичное наблюдение следует провести на всех участках, где первичный
(оперативный) учет "соприкасается" с бухгалтерским, и оценить: порядок
приемки материальных ценностей на склад; порядок отпуска материальных
ценностей со склада в производство, на сторону; порядок учета наличия и
движения материальных ценностей в производстве (цехах, участках, отделах и
др.); порядок учета готовой продукции; порядок хранения материальных
ценностей и готовой продукции; порядок отгрузки готовой продукции; порядок
реализации продукции и др. > ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных
средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности
аудиторская
организация должна получить письменное подтверждение в письменной форме от
независимой (третьей) стороны. Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени
руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны.
В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию
непосредственно аудиторской организации. При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить
непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был
направлен запрос. В случае получения по запросу информации, которая расходится с учетными
данными экономического субъекта, аудиторская организация должна применить
дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения. Нельзя недооценивать этот метод при работе с персоналом клиента. Если при
устном опросе ответы опрашиваемых аудитор фиксирует на каком-либо носителе
информации (бумаге, компьютере, диктофоне) самостоятельно, то для получения
письменных подтверждений персоналу проверяемого предприятия выдаются
специальные опросные листы или "анкеты". По наиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и
возможные ответы. В этом случае опрашиваемому лицу достаточно выбрать и
отметить ответ, соответствующий практике проверяемого предприятия. Опросный лист должен содержать такие обязательные реквизиты, как фамилия,
имя, отчество и должность опрашиваемого, заполненный опросный лист также
должен быть проверен главным бухгалтером предприятия и заверен его
подписью. > УСТНЫЙ ОПРОС Данный метод сбора аудиторских доказательств предоставляет аудитору
обширную информацию для размышления. Для раскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить
на вопрос — устный опрос кого? Опрос или беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками
предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности. Ошибку совершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с
главным бухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность,
формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину
стройной пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов
хозяйственной деятельности, оформленных первичными документами и
бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не
беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько
крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и
рассыпаться. Именно поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что
хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют
законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском
учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с
устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками
бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций. Второй вопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора
информации, — когда проводится устный опрос персонала? Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда
аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень
сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу
проверки. Для ведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной
степени психологом, так как его цель — "разговорить" собеседника, выяснить
порядок его действий, усердие и квалификацию, "узкие" места в работе и пр. Для составления программы проверки аудитор должен иметь список
сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список
должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование
их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов,
участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими
курируются. К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные
инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не
составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому,
либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него
подготовлена. План и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут
быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или
оперативного учета, которым занимается опрашиваемый. Каждому направлению учета присущи совершенно особенные виды нарушений.
Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли
сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или,
наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен
ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления
пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия. Подробный план устного опроса персонала по каждому направлению учета
зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может
быть таким: 1. Какие первичные документы вы оформляете? 2. Какие регистры аналитического учета вы ведете"! 3. В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета ? 4. Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вами
информация? 5. Как и кем производится выверка полученных вами результатов? 6. Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится
оформлять. 7. Каков порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных
хозяйственных операций? 8. Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам
приходится участвовать? 9. Каким образом происходит контроль за вашей работой? 10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место'? 11.Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке
результатов?
4. 12. Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких? > ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ. Широко практикуется получение информации посредством проверки документов,
подготовленных независимыми сторонами и клиентом. Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в
реальности первичного документа. Для этого рекомендуется выбрать
определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в
учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать
реальность и целесообразность выполнения этой операции. > ПРОСЛЕЖИВАНИЕ Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном
направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета
и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С
помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и
дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать
возможность того, что некоторые события не отражены в первичной
документации и системе учета. С помощью сканирования аудиторы изучают нетипичные статьи и события,
отраженные в документации клиента. Цель сканирования — найти что-либо
нетипичное. Сканирование полезно применять при использовании выборки для принятия
аудиторских решений, так как всегда существует вероятность того, что
аудиторы не выявят ошибки клиента, выбрав пример, не отражающий всю
совокупность статей. Это может привести к принятию аудиторами ошибочного
решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск, сканируя статьи, не вошедшие
в выборку. > АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной
аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических
показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления
необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной
деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений. Об аналитических процедурах уже было упомянуто при рассмотрении этапа
планирования аудиторской проверки. Аналитические процедуры можно
использовать и на этапе получения информации, чтобы собрать прямые
доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой
отчетности. Поскольку определение аналитических процедур довольно расплывчато, многие
аудиторы рассматривают информацию, полученную в результате выполнения этих
процедур, как не слишком убедительную. Поэтому аудиторы, преподаватели и
студенты в основном концентрируют внимание на процедурах пересчета,
осмотра, подтверждения и документирования, в результате которых, как
полагают, возникает убедительная информация. Необходимо преодолеть это заблуждение, так как аналитические процедуры в
действительности весьма эффективны. По мнению аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 %
ошибок. Следует учитывать тот факт, что они обходятся дешевле, чем более
детализированные процедуры, ориентированные на документы. Типичными видами аналитических процедур являются: > сопоставление остатков по счетам за различные периоды; > сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|