Создание и ведение Красных Книг - действенная форма сохранения биологического разнообразия
В
последние годы, несмотря на тяжелое экономическое положение стран бывшего СССР,
появился целый ряд новых региональных Красных книг различного административного
уровня. Причем нужно отметить, что по своему научному, природоохранному и
полиграфическому уровням Красные книги Беларуси, Казахстана, Украины
значительно превосходят своих предшественниц советского периода.
Представление
о степени законодательной правомочности региональных Красных книг дает
картографический анализ. На карте № 1 показаны 64 субъекта федерации, в
которых утверждены списки редких видов:
49 регионов имеют
списки охраняемых видов животных и растений
4 региона имеют списки только охраняемых видов животных;
11 регионов имеют списки только охраняемых видов растений.
В Субъектах Российской Федерации
вышли следующие издания:
Алтайский край. 1994 г.
Республики Алтай. Животные. 1996г.
Архангельской область 1995 г.
Башкирская АССР. 1984, 1987 гг.
Бурятской АССР. 1988 г.
Волгоградской области. 1992 г.
Республика Дагестан, 1999 г.
Еврейская АО Часть 1. Растения. 1997 г.
Карачаево-Черкесия. 1988.
Карелия. 1985, 1995,
Краснодарский край. 1994 г.
Красноярский край. 1995 г.
Липецкой области. 1997г.
Республика Марий Эл. 1997 г.
Московская область. 1998 г.
Омская область. 1982 г.
Оренбургская область. 1998г.
Саратовская область. 1996 г.
Северная Осетия. 1981г.
Смоленская область. 1997 г.
Свердловская и Пермская области. 1996г.
Татарстан. 1995 г.
Хабаровский край. 1997,99 гг.
Якутская АССР. 1987 г.
Ямало-Ненецкий АО. 1997 г.
Красные
книги СССР и стран СНГ (союзных республик)
Красная книга СССР. 1978, 1984.
Азербайджанская ССР. Животные и растения. 1989.
Армянская ССР. 1987,1990.
Белорусская ССР., 1981
Рэспублiка Беларусь. 1993
Грузинская ССР. 1982.
Казахская ССР. Ч. 1. Позвоночные животные. 1978, Ч. 2. Растения. 1981,
1991.
Казахстан. Том «Животные»,ч.1., Позвоночные животные. 1996.
Киргизская ССР. 1985 г.
Молдавская ССР. 1978 г.
РСФСР, Животные. 1983, 1985.
РСФСР, Растения.1988.
Таджикская ССР. 1988 г.
Туркменская ССР. 1985 г.
Узбекская ССР. 1983, 1984 гг.
Узбекская ССР. 1988 г.
Украинская ССР. 1980 г.
Червона книга Украiни. 1996 г.
Анализ
большинства региональных красных книг советского периода показал,
что в основном это были компилятивные произведения, в той или иной степени
перепевавшие материалы Красной книги СССР. Особенно это относится к областным
красным книгам, уровень которых зачастую был настолько низким, что
дискредитировал саму идею. В последние годы деятельность субъектов Российской
Федерации по разработке собственных Красных книг приняла законные основания,
это вменяется им законом «О животном мире».
Однако,
при создании Красной книги области, края или даже района следует исходить
только из тех природоохранных задач, которые можно решить на региональном
уровне. Суть концепции регионализма по отношению к редким видам заключается в
том, что охрана животных всегда должна быть сосредоточена на конкретных
популяциях и территориальной. Общая проблема охраны любого вида на деле
распадается на целый ряд частных проблем, связанных с его охраной в тех регионах,
на которые делится его ареал. Провозгласить охрану вида в целом - еще не значит
решить вопрос о его спасении: для этого надо решить десятки вопросов, связанных
с его существованием в конкретных условиях.
Концепция регионализма в охране редких видов животных подразумевает
использование следующих принципов (Рогачева,1990):
1. Списки регионально редких видов нельзя составлять путем
простого выписывания их из Красных книг большего административного ранга. В
каждом списке должны присутствовать виды, редкие именно в данном регионе. При
этом, разумеется, в нем должны быть виды, внесенные в Красные книги МСОП и
России - даже в тех случаях, когда виды, охраняемые как угрожаемые объекты
мирового генофонда, в данном регионе более или менее обычны, как эндемики озера
Байкал или краснозобая казарка, которая гнездится почти исключительно на
Таймыре, и др.
2. В региональных Красных книгах проявляется необходимость
использования популяционного подхода. Почти никогда вид не охраняется и не
требует охраны в одинаковой степени по всему ареалу. Яркий пример - дикий
северный олень в Красноярском крае. Таймырская популяция служит основой для
промысла, в то время как популяции этого вида в таежной части края и в Саянах
нуждаются в безусловной охране и почти все внесены в региональную Красную
книгу.
Популяционный принцип
вдвойне важен для мигрирующих птиц, у различных популяций которых, нередко
гнездящихся на одной и той же территории, имеются различные пути пролета и
различные зимовки. В этом плане уникальны утки и другие гусеобразные Западной и
Центральной Сибири.
3. Принцип опережающей природоохранной стратегии предполагает
включение видов в региональные Красные книги на основе прогноза ухудшения
состояния среды их обитания. Многие группы животных и растений особо уязвимы в
условиях антропогенных изменений окружающей среды. Среди птиц это почти все
степные и лесостепные виды, большая часть хищных птиц и сов, журавли, большая
часть других водных и околоводных видов. В отношении таких групп стратегия
охраны должна опережать их угнетение и резкое снижение численности, иначе
гибель их будет неизбежной.
Почти
все Красные списки и Красные книги европейских стран, так же как и многих стран
СНГ, составлены с учетом принципа опережающей природоохранной стратегии. Так, в
Красную книгу Латвии включено 72 вида птиц (во втором издании Красной книги
СССР - только 80 видов), а в Красном списке птиц Германии - 171 вид птиц. В
суровых условиях Сибири, при интенсивном использовании биологических ресурсов и
невысоких темпах их воспроизводства, этот принцип также необходим. Поэтому в
Красную книгу Красноярского края (в прежних границах) внесено 111 видов птиц.
Таким образом роль региональных Красных книг заключается в первую очередь в
том, что их материалы должны стать основой для национальной Красной книги, а не
наоборот. Именно на региональном уровне, в частности, можно начать работу
по совершенствованию карт ареалов.
Нужно отметить, что качество картографических материалов всех без исключения
изданий Красной книги в нашей стране было крайне низким. Распространение
животных было показано как правило в одном и том же масштабе, что при
колоссальном разбросе площади ареалов просто невозможно. Именно поэтому они были
либо слишком обобщенными, либо чересчур «кружевными». Решение проблемы лежит
как раз на региональном уровне, поскольку современные количественные
данные о распространении животных могут быть получены только
при работе непосредственно в местах их обитания. Следует отметить здесь и
перспективы использования картографических методов при отображении данных не
только о распространении животных, но и в разделе «местообитания».
Одним
из центральных разделов красных книг любого ранга являются рекомендации по
мерам сохранения вида. Именно в региональных книгах должны содержаться
предложения о регламентации использования тех или иных редких в регионе
животных, устанавливаться меры охраны местообитаний редких
видов путем организации особо охраняемых территорий в ранге заказников
разного типа.
В заключение следует отметить, что идея Красной книги за 50 лет ее
существования пустила в нашем обществе глубочайшие корни. Она как никакая
другая, имеющая отношение к охране природы, популярна и понятна. Именно
этим могло бы ограничиться ее позитивное значение в деле сохранения
биоразнообразия. Однако, на самом деле, ведение Красной книги редких и
исчезающих видов животных и растений стало реальным стержнем всей современной
природоохранной деятельности - в первую очередь, конечно, научной, но также и
организационной, управленческой и даже политической. Действительно, многие
заповедники и другие охраняемые территории были организованы ради сохранения
редких животных и растений, а необходимость сохранения редких видов зачастую
диктует принятие тех или иных хозяйственных решений. В конечном итоге, именно
отношение к проблеме сохранения редких животных и растений фактически стало
зеркалом всей государственной деятельности в области сохранения
биоразнообразия.
Об
утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам,
занесенные в Красную книгу РФ
П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О Р О С С И Й С К О Й Ф
Е Д Е Р А Ц И И
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 6 января 1997 г. N 13
В связи
с Федеральным законом "О животном мире" Правительство Российской
Федерации
П О С Т
А Н О В Л Я Е Т:
1.
Утвердить прилагаемые Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих
к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
2.
Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды в I
квартале 1997 г. разработать и утвердить порядок выдачи разрешений на добывание
объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу
Российской Федерации.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 января 1997 г. N 13
П Р А В
И Л А:
ДОБЫВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О
животном мире" и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19
февраля 1996 г. N 156 "О порядке выдачи разрешений (распорядительных
лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную
книгу Российской Федерации", от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной
книге Российской Федерации" и от 18 июля 1996г. N 852 "О правилах,
сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов
животного мира" и являются обязательными для исполнения юридическими
лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными юридическими лицами и
гражданами, а также лицами без гражданства на территории, континентальном
шельфе и висключительной экономической зоне Российской Федерации.
2.
Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную
книгу Российской Федерации (далее именуются - объекты животного мира),
допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования
их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни
человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других
домашнихживотных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов
и в иных целях.
3.
Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения,
выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей
среды. Рассмотрение заявления о выдаче разрешения и выдача разрешения
осуществляются за плату.
4.
Лица, получившие разрешения, регистрируют их в территориальном органе по охране
окружающей среды.
5. По
факту каждого добывания на месте составляется акт суказанием количества добытых
объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц,
ответственных и привлеченных для добывания.
6.
Разрешение с отметкой территориального органа по охране окружающей среды и
отчет о результатах добываниявозвращаются в Государственный комитет Российской
Федерации по охране окружающей среды в 2-месячный срок после окончания срока
действия разрешения.
7.
Неиспользованные разрешения по окончании срока их действия возвращаются в
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды с
объяснением причин.
8.
Сроки и способы добывания объектов животного мира определяются в соответствии с
целями добывания и не должны наносить ущерб естественным популяциям этих видов
животных и местам их обитания.
9.
Орудия и способы добывания объектов животного мира должны обеспечивать
избирательность действия и снижать нанесение физических и психических травм
животным.
10.
Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность согласно
законодательству Российской Федерации.
11.
Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы во
взаимодействии с другими специально уполномоченными органами по охране,
контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их
обитания.
"Российская
газета" N 16 от 24.01.97 г.
|