Правовые основы охраны труда в Российской Федерации
Фонды охраны труда могут
также создаваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в отраслях экономики, субъектах Российской
Федерации и на территориях регионов.
Все работники военных
организаций, в том числе их руководители, обязаны проходить обучение по охране
труда и проверку знаний требований охраны труда, что определено ст. 225 ТК РФ.
При этом, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания
первой помощи пострадавшим и инструктаж по охране труда должны проводиться работодателем
или уполномоченным им лицом не только с работниками при приеме их на работу, но
и при переводе их на другую работу в пределах организации.
Перед началом всех видов
работ руководитель военной организации должен обеспечить прохождение всеми
работниками инструктажа по охране труда, осуществляемого в соответствии с
ГОСТом 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения по безопасности труда».
Государственным стандартом, а также ст. 225 ТК РФ и Руководством предусмотрены
пять видов инструктажа в зависимости от их целевого назначения:
а) вводный - при
поступлении на работу со всеми вновь принимаемыми на работу лицами независимо
от образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными
работниками, командированными, учащимися, прибывшими в организацию на
производственное обучение или практику, с военнослужащими, привлекаемыми к
работе на производственных объектах, а также с учащимися в образовательных
учреждениях всех видов перед началом лабораторных и практических занятий в
учебных лабораториях, мастерских, на участках, полигонах и др. Данный
инструктаж проводят главный инженер либо начальник службы охраны труда
(сотрудники этой службы), а с учащимися в учебном заведении - преподаватель, с
обязательной его фиксацией в контрольном листе прохождения инструктажа
(хранится в службе кадров) и в журнале регистрации вводного инструктажа. Этот
инструктаж проводится в соответствии с утвержденной командиром воинской части
программой в специально оборудованном помещении (кабинете охраны труда).
Программой должны быть учтены правила, нормы и инструкции по охране труда, а
также специфика производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
б) первичный - на рабочем
месте непосредственно до начала производственной деятельности. Производится с
теми же лицами, за исключением тех работников, которые не связаны с
обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом машин, механизмов и
оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и
материалов. Перечень работников, а также программа проведения этого инструктажа
утверждаются в военной организации главным инженером по согласованию со службой
охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия. Этот инструктаж проводится
индивидуально с каждым работником или с группой лиц, о чем делается запись в журнале
регистрации инструктажа на рабочем месте и в контрольном листе прохождения
инструктажа. После этого инструктажа все работники должны в течение 2-14 смен
(в зависимости от характера работы и их квалификации) пройти стажировку под
руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по воинской части
(военной организации). Работники, имеющие стаж работы по специальности не менее
трех лет и переходящие на работу в другое структурное подразделение с
сохранением характера их прежней работы и типа оборудования, на котором они
работали ранее, могут быть освобождены от стажировки главным инженером по
согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия. После
прохождения стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасной
работы работники допускаются к самостоятельной работе. Об этом также делается
запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в контрольном листе
прохождения инструктажа;
в) повторный - проводится
со всеми работниками, за исключением перечисленных в п. «б», причем независимо
от их квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы и не реже
одного раза в полугодие. Проведение инструктажа отмечается в журнале
регистрации прохождения повторного инструктажа. Он проводится по программе
первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме;
г) внеплановый -
производится при необходимости:
-при введении в действие
новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а
также изменений к ним;
-при изменении технологического
процесса, замене оборудования, инструмента, сырья, материалов и других
факторов, влияющих на безопасность труда;
-при нарушении
работниками требований по охране труда, которые привели или могли привести к
травме, аварии, взрыву, пожару, отравлению;
-по требованию органов
контроля и надзора;
-при длительном перерыве
в работе: для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные)
требования безопасности труда, более чем на 30 календарных дней, а для
остальных - 60 дней.[34]
Объем и содержание
данного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от
причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
О проведенном инструктаже
делается отметка в журнале регистрации прохождения инструктажа;
д) целевой - проводится в
следующих случаях:
- при выполнении разовых
работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (вне предприятия,
цеха, погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.);
- при ликвидации
последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
- при производстве работ,
на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и прочие документы.
Проведенный инструктаж
фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство
работ.
Указанные виды
инструктажа по охране труда (первичный инструктаж на рабочем месте, повторный,
внеплановый и целевой) осуществляются непосредственным руководителем работ
(мастером, прорабом, инструктором производственного обучения). Все они должны
завершаться проверкой теоретических знаний и приобретенных навыков безопасной
работы. Если работник не выдержал эту проверку, то он вновь должен пройти
соответствующий инструктаж. Журналы регистрации прохождения инструктажа по
охране труда должны быть предусмотрены номенклатурой дел организации и
структурных подразделений, а оформленные контрольные листы прохождения
инструктажа по безопасности труда хранятся в службе кадров.[35]
Как предусмотрено ст. 212
ТК РФ, допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение,
инструктаж, стажировку и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране
труда, запрещается. Работник, не прошедший в установленном порядке обучение и
проверку знаний и навыков в области охраны труда, подлежит безусловному отстранению
от работы (недопущению к работе). Если эти обучение и проверку знаний и навыков
работник не прошел не по своей вине, то ему производится оплата за все время
отстранения как за простой (ст. 76 ТК РФ).
Особенности в
регулировании условий труда лиц гражданского персонала связаны в основном с
вопросами оплаты труда: при повышении ее размеров различным категориям
работников, установлении им тарифных ставок (должностных окладов), введении
различных надбавок и доплат, предоставлении гарантийных и компенсационных
выплат.
При рассмотрении вопроса
об особенностях оплаты труда лиц гражданского персонала необходимо обратить
внимание на ряд общих положений, касающихся в целом источников финансирования
средств на оплату труда таких работников.
Согласно ст. 71 Конституции
РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их
организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Поэтому
финансирование оплаты труда лиц гражданского персонала производится в основном
за счет средств бюджета, как правило, федерального бюджета, на что указывается
в соответствующих нормативных правовых актах.[36]
С учетом тех изменений,
которые были внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122 в действующее законодательство РФ. В статье 135 Трудового кодекса РФ говорится, что
работникам организаций, финансируемых из бюджетов, системы заработной платы,
размеры тарифных ставок, должностных окладов, различного рода выплат
устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми
актами.
Что касаемо выплат
действующих тарифных ставок и должностных окладов гражданскому персоналу
воинских частей, привлекаемому для выполнения задач по защите конституционных
прав граждан в условиях чрезвычайного положения, а также в зонах вооруженных
конфликтов, определяемых Правительством РФ, была установлена с повышением на
100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в
зонах вооруженных конфликтов.
Было также разрешено
Министру обороны РФ устанавливать гражданскому персоналу подчиненных воинских
частей, находящихся на территориях государств - бывших республик СССР,
дополнительные гарантии и компенсации к заработной плате, в частности, районные
и другие повышающие коэффициенты, другие льготы и преимущества в размерах и на
условиях, предусмотренных законодательством страны пребывания.
Согласно Постановлени
Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65»О дополнительных гарантиях и
компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной
власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим
правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского
региона Российской Федерации» (с изменениями от 8, 30 декабря 2005 г., 4 октября, 22 декабря 2006 г., 10 марта, 25 июля, 15 августа, 6 октября, 1 декабря 2007 г., 22 июля, 24 декабря 2008 г.) Лицам гражданского персонала, работающим в дислоцированных на
постоянной основе в воинских частях на территории Чеченской Республики,
командированным в воинские части, участвующим в контртеррористических операциях
и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной
границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, выплачивают:[37]
- должностные оклады
(тарифные ставки) в полуторном размере;
- суточные по
установленной норме с применением коэффициента 1,1;
- дополнительный
оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный
месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати
календарных дней.[38]
Таким
образом, рассмотрение вопросов об особенностях регулирования труда лиц
гражданского персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой
области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы,
указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные
нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной
власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной
категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам
гражданского персонала.
2.2
Порядок осуществления в военных организациях расследования и учета
производственного травматизма
В
настоящее время единый и обязательный для всех работодателей порядок
расследования и учета несчастных случаев на производстве установлен ТК РФ (ст.
227-231)
Данный
порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве должен
соблюдаться в воинских частях и военных организациях, но с учетом требований
Инструкции об особенностях расследования и учета несчастных случаев на
производстве в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской
Федерации утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 25
октября 1999 г. N 499.
В
настоящее время также следует руководствоваться Положением об особенностях
расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и
организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на
производстве, утверждены постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
15 апреля 2005 N 275.[39]
В
соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами расследование и
учет производственного травматизма производятся с работниками из числа
гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющими
работу по трудовому договору, дислоцированных на территории Российской
Федерации и на территориях иностранных государств. При этом, в воинских частях,
дислоцированных на территориях иностранных государств, расследование и учет
несчастных случаев на производстве проводятся в соответствии с российским
законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами с
участием Российской Федерации.
Как
показывает анализ, основными нарушениями порядка расследования, оформления и
учета несчастных случаев на производстве в Вооруженных Силах Российской
Федерации, установленного ст. 227-231 ТК РФ и Положением об особенностях
расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и
организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73, являются:
а)
нарушение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых
несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со
смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228 ТК РФ, и, как
следствие, расследование указанных несчастных случаев комиссиями ненадлежащего
состава;
б)
нарушение установленных сроков расследования несчастных случаев на
производстве;
в)
несоответствие причин несчастных случаев на производстве, установленных в ходе
расследования, фактическим обстоятельствам происшествия несчастных случаев;
г)
необоснованное возложение вины в происшедшем несчастном случае на пострадавшего
(в первую очередь - при проведении расследований легких несчастных случаев
комиссиями организаций), необоснованное освобождение от ответственности
должностных лиц организаций, ответственных за допущенные нарушения
государственных нормативных требований охраны труда, послуживших истинными
причинами несчастных случаев;
д)
нарушения в оформлении материалов расследования, в том числе актов о несчастных
случаях на производстве, заполняемых по установленной форме;
е)
необоснованная квалификация несчастных случаев как не связанных с
производством, и др.
Несчастные
случаи, подлежащие расследованию и учету. Как установлено ст. 227 ТК РФ,
расследованию и учету подлежат следующие несчастные случаи на производстве:[40]
а)
травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений
другим лицом;
б)
приравненные к травмам: острые отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения,
утопления, поражения электрическим током (молнией, излучением), укусы насекомых
и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения,
полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий (сооружений),
стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.[41]
Несчастный
случай, имевший место на производстве с застрахованным работником (т.е.
подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний), является страховым несчастным
случаем.
Все
вышеперечисленные случаи расследуются (и учитываются), если они произошли с
теми лицами, которые прямо названы в ТК РФ и Федеральном законе «Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
Условия,
при которых несчастные случаи подлежат обязательному расследованию. В ст. 227
ТК РФ приведены условия, при которых указанные несчастные случаи подлежат
обязательному расследованию.
Первое
условие. Несчастные
случаи должны иметь место при выполнении вышеназванными гражданами трудовых
обязанностей и работы по заданию организации или иного работодателя, а именно:
1) в
течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте
выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в
течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства,
одежды и т.п., перед началом и после окончания работы, или при выполнении
работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего
времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;[42]
2) при
следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя (его представителя)
либо на личном транспорте (при наличии соответствующего соглашения или
распоряжения работодателя об использовании его в производственных целях);
3)
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных
поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по
распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы
(поручения) и обратно, в том числе пешком;
4)
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время
междусменного отдыха (водитель-сменщик на грузовой автомашине, проводник или
механик рефрижераторной секции в поезде и др.);
5)
при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при
нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
6)
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми
отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе
действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного
случая.
Второе
условие. Расследуются и
подлежат учету только те несчастные случаи, которые повлекли за собой:
-
необходимость перевода работника на другую работу;
-
временную или стойкую утрату им трудоспособности;
-
смерть работника.
Ответственность
за организацию и своевременность расследования, учет несчастных случаев и
устранение причин, их вызвавших, возлагается на командира воинской части
(руководителя военной организации) (ст. 212 ТК РФ).
В ст.
227 ТК РФ также указаны лица, которые могут быть пострадавшими от несчастных
случаев:
-
во-первых, работники, выполняющие работу по трудовому договору или по поручению
работодателя (его представителя), а также осуществляющие иные правомерные
действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые
в его интересах;
-во-вторых,
студенты и учащиеся всех типов образовательных учреждений, проходящие
производственную практику в организациях;
-в-третьих,
осужденные по приговору и привлекаемые к труду;
-в-четвертых,
лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном
труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в
соответствии с медицинскими рекомендациями;
-в-пятых,
лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных
работ;
-в-шестых,
члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств,
принимающие личное трудовое участие в их деятельности.[43]
Обязательные
мероприятия при возникновении несчастных случаев. В соответствии с
законодательством можно выделить следующие обязательные мероприятия
работодателя при возникновении несчастных случаев на производстве:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|