Правовые основы охраны труда в Российской Федерации
Для обеспечения
информационного сопровождения указанных работ будет осуществляться закупка и
поставка необходимого компьютерного оборудования с целью формирования единой
автоматизированной системы общероссийского мониторинга, условий труда и
состояния здоровья работающего населения России, анализа влияния опасных и
вредных факторов на здоровье работников.
Одновременно в рамках
указанной работы должна быть сформирована нормативная база, обеспечивающая
последовательное внедрение системы управления профессиональными рисками в
организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.
С целью совершенствования
подготовки работников по охране труда необходимо проведение мероприятий:[22]
-ежегодное обучение по
охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет средств
Фонда социального страхования Российской Федерации;
-разработка технологий,
программ и методик обучения по охране труда различных категорий работников,
обучающихся в учебных заведениях всех уровней на различных стадиях их
подготовки (переподготовки), в том числе на основе дистанционного обучения.
С целью совершенствования
процесса обучения по охране труда и широкого внедрения информационных
технологий предусматривается:
-создание системы
аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки
знаний требований охраны труда;
-разработка типовых
программ обучения, обучающих программ, кратких тематических планов и учебных
пособий по охране труда, в том числе электронного учебного пособия для обучения
по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
В новых условиях
функционирования системы охраны труда необходимо повышение эффективности
надзорной - контрольной деятельности, основанной на усовершенствованной
законодательной и нормативно-правовой базе в сфере охраны труда, а также
оптимальной структуре, численности и современной технической оснащенности
органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства об охране труда.
Совершенствование государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства потребует
реализации следующего комплекса мероприятий:
-разработка и внедрение административных
регламентов исполнения государственных функций надзора и контроля в целях
упорядочения осуществляемой надзорно-контрольной деятельности;
-оптимизация
организационной структуры государственных инспекций труда в субъектах
Российской Федерации, в целях повышения эффективности выполняемых функций;
-внедрение в
государственных инспекциях труда, в субъектах Российской Федерации
автоматизированных информационных систем обеспечения надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства;
-создание системы
непрерывной подготовки и повышения квалификации государственных инспекторов
труда по направлениям надзорно-контрольной деятельности с использованием
современных методов дистанционного обучения на базе современных информационных
технологий.
Реализация Программы
будет осуществляться в течение трех лет (2008 - 2010 годы), в ходе которых
планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную
неблагоприятными производственными факторами, общим и производственным
травматизмом, а также профессиональной заболеваемостью.
Должно быть достигнуто
прекращение роста количества рабочих мест с вредными и опасными условиями
труда, а также остановлен рост численности работников, занятых в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
За указанный период
планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую
будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по
улучшению условий и охраны труда. В итоге к началу 2011 года будет создана
нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для системы
управления профессиональными рисками.[23]
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы:
-сокращение численности
пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и
более с 85012 человек в 2007 году до 75000 человек в 2010 году;
-сокращение удельного
веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, с 24,9% в 2007 году до 21,0% в 2010 году;
-возрастание доли
выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров с 68,7% в
2007 году до 75,0% в 2010 году;
-повышение удельного веса
устраненных нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда с
86,5% в 2007 году до 88,0% в 2010 году.
В результате реализации
Программы решаются следующие основные задачи:
-разработана новая
система оценки, контроля и управления профессиональных рисками в зависимости от
условий труда на рабочих местах и состояния здоровья занятых на них работников;
-проведена модернизация
нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, направленная на совершенствование
системы управления охраной труда в организациях;
-сформированы
информационные ресурсы системы управления профессиональными рисками;
-разработаны и
апробированы принципы установления индивидуальных страховых тарифов на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Для организаций различных видов экономической
деятельности, в зависимости от условий труда на рабочих местах, показателей
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в конкретной
организации в увязке с вводимыми страховыми взносами на другие виды
обязательного социального страхования;
-сформирована система мер
экономического стимулирования работодателей к проведению мероприятий по
улучшению условий труда на рабочих местах, сокращению и ликвидации рабочих мест
с вредными и опасными производственными факторами, а работников - к ведению
здорового образа жизни.[24]
Таким образом,
законодательство Российской Федерации на современном этапе сформировало большой
по объему массив нормативных правовых актов, направленных на обеспечение
безопасных условий и охраны труда. Также решение конкретных проблем улучшения
условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе
осуществления государством таких важнейших функций, как формирование
государственной политики в области охраны труда; государственное управление
охраной труда; создание нормативно-правовой базы. В том числе и государственных
нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников;
обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за
соблюдением работодателями требований охраны труда.
Глава 2 Особенности охраны труда
гражданского персонала военных организаций
Несмотря на сложившиеся в
последние годы позитивные тенденции в сфере охраны труда, включая динамику
ежегодного снижения производственного травматизма, в целом состояние условий и
охраны труда во многих организациях Российской Федерации, в том числе и в
воинских частях (военных организациях), остается неудовлетворительным.
Наибольшее количество
составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по
охране труда. Наиболее распространенными нарушениями законодательства в этой
сфере являются не прохождение руководителями и специалистами проверки знаний по
охране труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и
проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах. А также не
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими
средствами индивидуальной защиты, предусмотренными отраслевыми нормами
В настоящее время в
военных организациях действуют приказы министра обороны Российской Федерации: «О
мерах по обеспечению безопасности труда гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации» от 12 сентября 1995 г. N 302; «Об организации выполнения в Вооруженных силах Российской Федерации Федерального закона «Об основах
охраны труда в Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г. N 425; «О выполнении в Вооруженных Силах Российской Федерации отдельных нормативных правовых
актов о труде и охране труда» от 12 апреля 2000 г. N 167; «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний гражданского персонала Вооруженных сил Российской
Федерации» от 25 марта 2000 г. N 145 и др.[25]
Однако ряд приказов
министра обороны Российской Федерации по вопросам охраны труда в военных
организациях в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ устарели либо отражают прежнее состояние трудового законодательства. Поскольку
базируются на нормативных предписаниях, утративших в настоящее время. В
установленном порядке они не отменены, поэтому их применение возможно только с
учетом действующего трудового законодательства по вопросам охраны труда.
Таким образом, все
установленные ТК РФ (разд. X) требования по обеспечению здоровых и безопасных
условий труда работников должны применяться и к гражданскому персоналу с учетом
специфики их деятельности. В локальных актах, таких как коллективные договоры
воинских частей, нормы охраны труда образуют самостоятельный раздел или же
оформляются в виде приложений к ним - соглашений об охране труда.
Об охране труда можно судить
как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных
условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами,
органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме
того, охрана труда предполагает рассмотрения в различных аспектах: медицинском,
техническом, социальном, экономическом и т.д.
Правовая охрана труда как
институт трудового права представляет собой систему правовых норм,
непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые
обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников и
обязательны для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений. При этом,
под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и
трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье
работников.
В Российской Федерации
охрана труда является частью государственной политики, основные направления
которой в производственной деятельности предусмотрены ст. 210 ТК РФ. Несмотря
на государственное управление охраной труда, правовые нормы по охране труда
устанавливаются как в централизованном порядке, так и на локальном уровне,
находя свое отражение в коллективном договоре, соглашении по охране труда, принимаемых
в организации.
Основными источниками
правовой охраны труда являются ТК РФ (гл. 33-36) и подзаконные нормативные
правовые акты.
Так, Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные
нормативные требования по охране труда, т.е. согласно ст. 211 ТК РФ правила,
процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности.
Действующая система
подзаконных нормативных правовых актов состоит из межотраслевых и отраслевых
правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и
правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной
эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических
нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Они разрабатываются
и утверждаются федеральными органами исполнительной власти.[26]
Обязанности командира
воинской части по обеспечению надлежащих условий труда. Работа по обеспечению
безопасности труда гражданского персонала военных организаций осуществляется
как в соответствии с общим законодательством об охране труда, так и на
основании ведомственных нормативных актов, действующих в этой сфере трудовых
отношений. Среди последних, наиболее значительным нормативным актом является
Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях
Министерства обороны Российской Федерации, введенное в действие приказом
министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 1995 г. N 302. [27]
Организация работы по
охране труда заключается в планомерном и целенаправленном осуществлении
различных мероприятий по охране труда (правовых, социально-экономических,
организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических,
реабилитационных и иных) в целях создания здоровых и безопасных условий труда
как в целом на предприятии, в учреждении и организации, так и на отдельном
рабочем месте.[28]
Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с
изменениями от 25 апреля 2007 г.), в которых содержатся требования к площади,
освещенности рабочих мест и некоторым другим показателям. Так, например,
площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ на базе электроннолучевой
трубки должна составлять не менее 6 квадратных метров, в помещениях культурно-развлекательных
учреждений на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические,
плазменные) - 4,5 квадратных метра.[29]
В указанных правилах
содержатся и другие требования по оборудованию рабочих мест пользователей ПЭВМ;
-режим труда и отдыха
работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации;
-приобретение, применение
и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам,
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При выполнении работ,
связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, как определено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. К таким
работам отнесены: строительные, сельскохозяйственные, гидромелиоративные,
заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные
работы на территориях неблагополучных по инфекциям. Отсутствие требующихся
прививок влечет отказ в приеме граждан на работу либо отстранение их от
названных работ, что предусмотрено ст. 5 Федерального закона «Об
иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ;[30]
-недопущение работников к
выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских
осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний. Данная
обязанность одновременно установлена и ст. 76 ТК РФ;
-информирование
работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем
риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах
индивидуальной защиты;
-предоставление органам
государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и
контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
и охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих
полномочий;
-принятие мер по
предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при
возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой
помощи;
-расследование и учет в
установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-санитарно-бытовое и
лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями
охраны труда.
Согласно ст. 223 ТК РФ в
организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения,
помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты
для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Создаются санитарные
посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов
для оказания первой медицинской помощи, устанавливаются аппараты (устройства)
для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой;
производится перевозка транспортными средствами организации либо за ее счет в
лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по
иным медицинским показаниям и др.;[31]
-беспрепятственный допуск
должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Также
представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок
условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
-выполнение предписаний
должностных лиц органов государственного управления охраной труда, надзора и
контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов
общественного контроля в установленные законодательством сроки. По требованию
этих должностных лиц работодатель на основании ст. 76 ТК РФ обязан отстранять
работников от работы либо не допускать их к ней;
-обязательное социальное
страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
-ознакомление работников
с требованиями охраны труда;
-разработку и утверждение
с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками
органа инструкций по охране труда для работников;
-наличие комплекта
нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии
со спецификой деятельности организации.[32]
Финансирование
мероприятий по улучшению условий и охране труда. Командир воинской части
(работодатель) обязан ежегодно выделять на охрану труда необходимые средства в
объемах, определяемых коллективным договором. Данные средства аккумулируются в
фонде охраны труда воинской части и подлежат расходованию исключительно по
целевому назначению.
Принципиально новые
требования, относящиеся к финансированию мероприятий по улучшению условий и
охраны труда, предусматривает ТК РФ, который статьей 226 обязывает организации
независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных
унитарных предприятий и федеральных учреждений) выделять на эти мероприятия
денежные средства в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство
продукции (работ, услуг). Поэтому данные положения о финансировании охраны
труда относятся только к унитарным предприятиям Министерства обороны Российской
Федерации, имеющим имущество на праве хозяйственного ведения. Причем в любом
случае работники не несут никаких расходов на эти цели.[33]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|