МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права работника на безопасные условия труда

    Права работника на безопасные условия труда

    Министерство образования Республики Беларусь

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»


    Юридический факультет


    Кафедра государственного, трудового и сельскохозяйственного права





    ПРАВА РАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И ЕГО ГАРАНТИИ


    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Глава 1 Общая характеристика законодательства об охране труда работника

    1.1  Понятие, система и задачи охраны труда работника

    1.2  Конституционные начала охраны труда

    1.3  Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

    Глава 2 Понятие права работника на здоровые и безопасные условия труда

    2.1 Условия возникновения права работника на охрану труда

    2.2 Понятие права работника на здоровые и безопасные условия руда

    2.3 Обязанности нанимателя при реализации права работника на здоровые и безопасные условия труда

    Глава 3 Гарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда

    3.1    Понятие здоровых и безопасных условий труда

    3.2    Гарантии работника в области труда

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время вопросы по охране труда имеют огромную актуальность. Этот факт обосновывается тем, что в современном мире в трудовой сфере происходит более 2,2 млн. несчастных случаев на производствах, увеличивается процент профессиональных заболеваний у работников и многое другое. В большинстве случаев это происходит именно из-за несоблюдения правил по охране труда на производстве, из-за нарушения законодательства по охране труда, недостаточно серьезного отношения к правилам охраны труда не только нанимателя или работника, но и органов, которые осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда.

     Нельзя не заметить того, что государство создает все условия для того, чтобы вопрос охраны труда имел полную научную и правовую разработку. На данный момент разработано множество нормативных актов по охране труда работника, издана масса научной и методической литературы для возможности изучения этого аспекта в области труда всеми субъектами трудовых отношений. Также созданы специальные государственные органы для контроля за исполнением норм по охране труда, чего буквально несколько десятков лет назад не наблюдалось. Ввиду этого становится ясно, что законодатели уделяют ему массу внимания и времени. И это также обуславливает актуальность вопроса охраны труда.

     Тема данной курсовой работы: «Право работника на здоровые и безопасные условия труда и его гарантии». Чтобы более точно рассмотреть этот вопрос, определим цель и задачи. Цель работы заключается в исследовании имеющихся прав и гарантий работника в области охраны труда. А задачами:

    – определить понятие, задачи и содержание охраны труда работника;

    – дать общую характеристику законодательства об охране труда работника;

    – рассмотреть основные права работника на охрану труда;

    – рассмотреть основные гарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда.

     Основными методами рассмотрения охране труда будут обработка и изучение имеющейся литературы, которая раскрывает вопросы охраны труда, сравнения взглядов различных ученых-юристов, выявление разногласий по данному вопросу и также самостоятельное обнаружение существующих проблем охраны труда. Следовательно, будет применен научно-практический, сравнительный методы и метод анализа. При их использовании будет наиболее досконально изучен и рассмотрен материал по вопросу охраны труда.

     Структура работы включает три главы:

    глава 1: общая характеристика законодательства об охране труда работника. В ее разделы включены следующие проблемы: а) понятие и система охраны труда работников; б) правовая охрана труда и ее содержание; в) задачи охраны труда.

    глава 2: понятие права работника на здоровые и безопасные условия труда. Ее разделы: а) понятие права работника на охрану труда; б) условия возникновения права работника на охрану труда; в) обязанности нанимателя при организации охраны труда работника на предприятии;

    глава 3: гарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда.

    а) понятие гарантий здоровых условий труда; б) понятие гарантий безопасных условий труда; в) гарантии прав работника в области охраны труда.

     При просмотре работы будет видно, что главы разделены именно на такие разделы потому, что они являются важнейшими пунктами того или иного вопроса, и при их изучении сложится полная и четкая картина, например о гарантиях прав работника на здоровые и безопасные условия труда.

     В учебниках, пособиях и иной литературе охрана труда рассматривается двояко: как один из принципов трудового права и как самостоятельный институт этой отрасли права. Естественно авторами уделяется больше внимания к охране труда – как к самостоятельному институту отрасли, поскольку она является системой нормативного обеспечения организационных, санитарно-гигиенических и иных мер и средств, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости в процессе трудовой деятельности. Важным является и факт того, что противоречий по данному вопросу практически не имеется. Большинство ученых-юристов высказывает единое мнение по охране труда. Это объясняется тем, что все правовые нормы и требования, предусмотренные институтом охраны труда сгруппированы в Государственный реестр действующих в республике Беларусь нормативно-правовых актов по охране труда и являются строгими для исполнения. Например такие заслуженные юристы Республики Беларусь как доктор юридических наук, профессор Семенков В.И, доктор юридических наук Кеник К.И., Василевич Г.И. в своих трудах четко и логично обосновывают именно ту проблему, которая волнует именно сегодня. Например в учебнике по трудовому праву В.И.Семенкова ясно выявлена одна из причин, почему же при таком количестве принятых нормативных правовых актов, при таком скрупулезном изучении учеными-юристами вопроса охраны труда, все равно происходит масса несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производствах. В.И.Семенков обосновывает это тем, что нет четкой системы , программы по охране труда именно в практике, в жизни. Нет четкой структуры применения законодательства об охране труда на производствах, предприятиях, организациях.

     Таким образом, при изучении данной темы будут рассмотрены основные проблемы в области охраны труда работника, а также будет выявлено место и степень отношения работника к этому вопросу. Будет уделяться масса внимания уже изученных вопросов охраны труда, имеющейся литературе, которая рассматривает охрану труда.

    ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКА

    1.1 Понятие, система и задачи охраны труда работника

    Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, реабилитационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства [12, 456].

     Понятие «охрана труда» следует рассматривать как комплексную систему. Правовые нормы, предусмотренные институтом охраны труда в отрасли трудового права включает в себя:

    1)                правила и нормы по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

    2)                санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

    3)                государственные стандарты системы безопасности труда (ССБТ);

    4)                строительные нормы и правила;

    5)                специальные нормы и правила по охране труда женщин, молодежи, инвалидов;

    6)                нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда работающих;

    7)                положения и инструкции;

    Все эти нормы и правила направлены на предупреждение травматизма и заболеваемости на производстве.

    Основными задачами охраны труда работника являются:

    ·                   создание здоровой производственной обстановки;

    ·                   привлечение общественного внимания к сокращению, вплоть до устранения несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости;

    ·                   усиление ответственности за нарушение требований правил и норм по охране труда, безопасности и производственной санитарии;

    ·                   укрепление связи всех субъектов хозяйствования с государственными и профсоюзными органами;

    ·                   повышение профессионализма лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

     Таким образом, охрана труда определяет систему организационно-правовых мер (средств), обязательных для исполнения нанимателями, руководителями и специалистами субъектов в экономической деятельности[12, 489]. Эти меры способствуют полной или частичной нейтрализации воздействия на человека в процессе трудовой деятельности вредных производственных факторов, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний, предусматривают со стороны государства и объединений профсоюза контроль за соблюдением требований законодательства и нормативных актов по охране труда.


    1.2 Конституционные начала охраны труда


    Высшее место в иерархии нормативных актов, в том числе и законодательных, занимает Конституция, которая является Основным Законом нашего государства и в соответствии со ст. 137 обладает высшей юридической силой. При этом законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

    Конституция – база всего текущего законодательства. Ее положения являются привычными, учредительными. Все остальные акты могут лишь развивать и конкретизировать ее положения, но не стоять выше.

    Не остался без внимания и вопрос охраны труда. Конституция гарантирует право граждан на охрану здоровья. Оно обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды, совершенствованию правил и норм охраны труда и др.

    В период становления в республике рыночной экономики вопросы охраны труда приобретают особую значимость. Применение наемного труда в организационно-правовых формах создает опасность пренебрежения к требованиям охраны труда, сокращения вложения средств именно в эту область.

    Жизнь подтверждает, что многие предприниматели и предприятия в погоне за прибылью и высокими доходами не вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже о мероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Таким образом, создается реальная угроза жизни и здоровью трудящихся.

    И становится понятно, что было необходимо закрепить единые для всех правила и нормы охраны труда. Исходя из ст. 2 Конституции Республики Беларусь, признающей человека высшей ценностью государства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия.

    В свою очередь государственные органы должны тщательно контролировать с точки зрения охраны труда создаваемое новое оборудование и прежде всего – в процессе его проектирования и испытания. Это позволит пресечь ввод в эксплуатацию новых и реконструкцию существующих объектов, не отвечающих требованиям техники безопасности.

    В борьбе с производственным травматизмом необходимо переходить от чисто формальных форм надзора и контроля к более углубленной работе – детально изучать причины каждого отдельного несчастного случая, внимательно анализировать конкретные производственные моменты с точки зрения их опасности, творчески подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождающих несчастные случаи.

    Охрана труда – это область общественных отношений, которая должна всегда находиться под контролем государства, независимо от каких-либо преобразований в методах регулирования хозяйственной деятельности предприятий, предпринимателей, форм собственности и трудовых отношений.

    Таким образом, улучшению условий труда работников непосредственно связано с обеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия труда.


    1.3 Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

    Определив то, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы по охране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства в области охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК). ТК определяет основные права и обязанности работников и нанимателей, гарантии прав работников, ответственность; предусматривает систему государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда, регламентирует деятельность службы охраны труда.

    Также имеется целый ряд нормативных документов по охране труда:

    Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в рамах вопросов страхования граждан предусматривает также их страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. № 2583-ХИ (в редакции Закона от 23.05.2000 г. №397-З, с изм. и доп. от 29.06.2003 г. №217-З) направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды на здоровье населения, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

    Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15.06.1993 г. устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, госкомитетами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от того, к какой форме собственности они относятся, а также гражданами. В законе определяется правовая основа и принципы организации пожарной безопасности.

    Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10.01.2000 г. определяет правовые , социальные, экономические основы производственных объектов. Закон направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

    Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-З определяет правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг.

    Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г. №262-З регламентирует правовые отношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм. Закон определяет нормативные документы по стандартизации: государственные стандарты; государственные строительные нормы; государственные классификаторы технико-экономической информации; отраслевые нормативные документы по стандартизации; стандарты предприятий; предусматривает порядок их разработки, принятия и отмены.

    Закон Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях» регулирует трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работниками. Исполнение законов о труде контролируется специальными органами.

    Нарушение их нанимателями, рабочими и служащими считается преступлением.

    Важное место в системе нормативных документов занимают инструкции по охране труда. Они подразделяются на типовые, разработанные научно-исследовательскими, технологическими и другими институтами и организациями, а также предприятиями по указанию соответствующих министерств; инструкции для работающих, разрабатываемые на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений и учитывающие, в отличие от типовых, специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.

     Следовательно охрана труда представляет собой систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая урегулирована такими нормативными правовыми актами Республики Беларусь как Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь. Также важное значение для урегулирования системы охраны труда имеют Декреты и Указы президента, Законы Республики Беларусь, инструкции по охране труда как типовые, так и для отдельных организаций. Например Закон «О техническом нормировании и стандартизации», «О пожарной безопасности» и др.

    Соблюдение основных требований и правил по охране труда является одним из важнейших факторов понижения количества несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также является одним из условий повышения уровня производительности на предприятиях и увеличения качества и количества труда.


    ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ПРАВА РАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

    2.1 Условия возникновения права работника на охрану труда

     Условием возникновения права на охрану труда является вступление в трудовые, ученические правоотношения, причем независимо от будущей специальности работника. Свое право на охрану труда работник не может не использовать. Охрана труда в коллективе не может зависеть от желания отдельных лиц, поскольку соблюдение требований правил и норм охраны труда конкретным работникам может существенно влиять на безопасность других. Именно этот момент является очень важным, и строго регулируется государственными надзорными органами по охране труда. Любое самостоятельное необоснованное изменение в инструкциях и положениях по охране труда является наказуемым.

     Требование об использовании субъективных прав в соответствии с их социальным назначением применительно к данному праву может быть дополнено и требованием об обязанности использования своего субъективного права, закреплением соответствующей юридической обязанности вступления в правоотношения по охране труда. Такое положение не является чем-то необычным для нормотворческой практики. Известны и другие субъективные права, дополненные соответствующей юридической обязанностью.

     Итак, каждый работник обладает субъективным правом на охрану своего труда. Вопрос же об условиях возникновения этого права, его содержании, порядке реализации и о профилактике вредных последствий влияния производства решается по-разному, применительно к каждой категории работающих, каждой отрасли экономической деятельности. Но обладатель субъективного права на охрану труда не может самостоятельно определять место, время, форму и последовательность его реализации. Все эти моменты в общем виде предусмотрены законодательством и не могут быть изменены односторонним волеизъявлением работника или соглашением сторон (нанимателя и работника).

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.