Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО
-
на
объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения,
предприятия, – объектовые КЧС (создаются при необходимости).
Основной задачей данных органов управления является координация
деятельности, то есть обеспечение взаимодействия органов управления, сил и
средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении
мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они
собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС –
немедленно.
МВК является общегосударственным координирующим органом управления в
области ГО и ПЛЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и
проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.
Председателем МВК по должности является Министр Российской Федерации по делам
ГОЧС.
КЧС каждого уровня создаются на соответствующей территории, в ведомстве
или организации для руководства мероприятиями по предупреждению и ликвидации
ЧС. Председателем КЧС является, как правило, 1-й заместитель Руководителя
органа исполнительной власти, если иное не определено в положении о КЧС,
утверждаемом Главой соответствующей администрации (рис.1.6).
В особых случаях для ликвидации ЧС федерального масштаба может
образовываться Правительственная комиссия Российской Федерации по ЛЧС.
Не останавливаясь на структурах органов управления по делам ГОЧС и
повседневных органах управления РСЧС, которые были рассмотрены в другой лекции,
следует отметить, что содержание их работы по организации взаимодействия,
обусловлено еще и тем, что все они, за исключением региональных центров,
создаются при соответствующих органах государственной, исполнительной или
местной власти и имеют двойное подчинение: по территориальной (ведомственной)
линии они подчинены соответствующим органам власти, а в части руководства по
предназначению – вышестоящим органам управления по делам ГОЧС, вплоть до МЧС
России. Специфика двойного подчинения требует и соответствующей организации
работы с другими органами управления РСЧС.
Работа по
организации взаимодействия должна распространяться и на органы повседневного
управления мероприятиями РСЧС, в качестве которых выступают оперативно-дежурные
службы (ОДС, ДС) органов управления ГОЧС всех уровней, размещенные на пунктах
управления, а также дежурно-диспетчерские службы (ДДС, ЕДДС, ДС) и
специализированные подразделения министерств, ведомств, территорий и
организаций.
При организации
взаимодействия различных органов управления учитывается и участие в ликвидации
ЧС общественных организаций под руководством соответствующих органов управления
по делам ГОЧС при наличии у специалистов от общественных объединений
соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
Необходимость
взаимодействия органов управления РСЧС предопределена уже тем, что ликвидация
ЧС осуществляется совместно силами и средствами организаций, органов местного
самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством
соответствующей КЧС и активном участии ОУ ГОЧС. Если масштабы ЧС таковы, что
имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно,
КЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию
или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.В целях заблаговременного проведения мероприятий
по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и
потерь в случае их возникновения, осуществляется планирование действий органов
управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС,
региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов
действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти , региональных центров
ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются
исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств. При угрозе или с началом войны РСЧС
передает свои полномочия Гражданской обороне страны.
Глава 5. Организация связи и оповещения в ГО и
РСЧС
5.1.
Организация
связи
В становлении и
развитии системы связи, как основы системы управления МЧС России, важную роль
сыграла Концепция развития системы связи МЧС России, которая была рассмотрена и
утверждена решением коллегии Министерства в октябре 1996 года. В ней впервые
были сформулированы основные направления и принципы развития системы связи.
В соответствии с
Концепцией были проведены работы по:
– модернизации центральных
узлов связи и вводу в действие федеральной автоматизированной системы оповещения;
– созданию и модернизации узлов
связи региональных центров и вводу в действие региональных систем оповещения;
– развитию действующих сетей
связи (проводных, радио, спутниковых) как с точки зрения совершенствования их
материально-технической базы, так и организации их работы;
– созданию новых сетей связи,
разработке и внедрению новых средств и комплексов связи, расширяющих
возможности управления и информационного обмена.
В результате на
сегодняшний день в соответствии со структурой системы управления Министерства и
административно-территориальным делением Российской Федерации создана и в
постоянном режиме действует система связи МЧС России.
Система связи МЧС
России представляет собой многофункциональную систему обмена различными видами
информации в открытом и засекреченном режимах.
Основа системы –
комплекс взаимоувязанных стационарных и подвижных узлов связи, а также сетей
связи различного назначения, в том числе:
1. Сети
командно-оперативной связи.
2. Сети связи
общего пользования (обеспечивают телефонную и различные виды документальной
связи).
3. Сети обмена
данными.
4. Системы
автоматизированного оповещения.
5. АСУ связью.
При этом следует подчеркнуть, что наряду с развитием и
совершенствованием системы связи выполнялась главная задача – организация устойчивой
работы действующей связи и обеспечение управления системой МЧС России в
повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.
В целом, система
связи МЧС России выполняет возложенные на нее задачи и отвечает своему
предназначению.
Таким образом, 4
года, прошедшие после принятия концепции развития системы связи, подтвердили
правильность принятых решений.
Вместе с тем,
сегодняшнее состояние системы связи не в полной мере отвечает потребностям
управления и не может нас удовлетворить по ряду причин. Основными из них
являются:
Во-первых - за
этот период произошли значительные изменения во Взаимоувязанной сети связи
России. С 1997 года в стране начато осуществление мероприятий, определенных
основными положениями развития Взаимоувязанной сети связи РФ. Их реализация
привела к радикальному изменению сети связи общего пользования на основе замены
аналогового оборудования на цифровое. Это вызвало, в свою очередь, ряд
противоречий, которые проявились в двух основных направлениях:
– преобразование операторов
федеральной сети связи в акционерные общества и появление новых услуг связи,
таких как сотовая радиотелефонная, пейджинговая связь, электронная почта,
Интернет, привело к значительному увеличению затрат на связь в общем объеме
финансирования министерства;
– аналоговое оборудование узлов
связи органов управления МЧС России и оборудование систем оповещения ГО
устарело и не готово к сопряжению с цифровой аппаратурой сети Федеральной
электросвязи.
Во-вторых -
состояние материально-технической базы связи. Укомплектованность органов
управления и войск ГО средствами связи составляет около 75% от табельной
потребности, при ежегодном восполнении ресурсов не более чем на 1%, при этом,
более одной трети этой техники относится к устаревшей и подлежащей замене на
современные образцы. Укомплектованность ПСС находится на уровне 70%, что
недостаточно для качественного решения возложенных на них задач.
Данные факторы
обусловливают необходимость доведения системы связи до уровня, способного
обеспечить более эффективное решение задач, стоящих перед войсками и силами МЧС
России.
В связи с этим, в
ноябре 2000 года на совместном заседании коллегии МЧС России и военного совета
войск гражданской обороны была рассмотрена и принята Концепция развития системы
связи МЧС России на период до 2010 года, введенная в действие приказом МЧС
России от 9.12.2000 № 609.
В Концепции
сделан анализ сегодняшнего состояния связи и намечены пути ее дальнейшего
развития и совершенствования на основе комплексного подхода.
Направления, по
которым предполагается вести дальнейшее развитие и совершенствование связи,
приведены в Концепции. Основными из них являются:
1. Формирование
ведомственной территориально распределенной сети связи с интеграцией услуг МЧС
России. Это направление предусматривает:
– повышение эффективности
использования существующих аналоговых каналов связи за счет использования
унифицированного сетевого телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего
одновременно по одному каналу различных видов связи – голос, факс, передача данных,
видео;
– постепенное увеличение доли
цифровых потоков на магистральных участках сети, а также организация цифровых
каналов с использованием волоконно-оптических и проводных линий связи.
2. Создание
автоматизированной системы управления связью на основе внедрения
автоматизированных средств мониторинга и контроля параметров каналов и линий
связи, контроля прохождения сигналов и особо важной информации на узлах связи
МЧС России.
3. В рамках
формирования сети связи с интеграцией услуг осуществить совершенствование т.н.
вторичных сетей связи – сетей телефонной и документальной связи. Это означает:
– внедрение цифровых АТС и
систем передачи, на этой базе создание выделенной ведомственной автоматической
телефонной сети связи с единой нумерацией, автоматизация процессов коммутации
каналов и внедрение режимов пакетной коммутации;
– постепенная интеграция сетей
передачи данных, факсимильной, телеграфной и видеоинформации в выделенную сеть
документальной связи с использованием единых протоколов, обеспечивающих повышение
пропускной способности сети.
4. Развитие
систем спутниковой и радиосвязи предусматривает:
– планомерное оснащение узлов
связи оборудованием спутниковой связи и на этой базе формирование ведомственных
сетей спутниковой связи на основе согласованного использования (аренды) ресурса
действующих спутниковых систем, в первую очередь с районами чрезвычайных
ситуаций – в мирное время и с районами отмобилизования – в особый период;
– постепенное внедрение
аппаратуры цифровой радиосвязи на магистральных и региональных участках сети
связи МЧС России, а также из районов проведения гуманитарных операций и
чрезвычайных ситуаций, формирование на этой базе сетей передачи данных и
видеоизображений;
– развитие сетей радиоподвижной
связи (одно- и двухчастотного симплекса), а также развертывание транкинговых
сетей радиосвязи с едиными стандартами и протоколами для обеспечения мобильной
радиосвязью спасательных служб с последующим объединением их через цифровые
магистральные каналы ведомственной сети связи МЧС России.
5. Реконструкция
систем оповещения гражданской обороны предполагает разработку и внедрение
комплекса технических средств оповещения (КТСО) нового поколения и на этой
основе организация реконструкции систем оповещения в федеральном, региональном
и территориальном звене управления МЧС России. Работы будут осуществляться в
рамках Программы реконструкции, утвержденной приказом МЧС России от 10 октября
2000 года № 508.
6. Формирование
защищенных систем связи МЧС России будет осуществляться на основе использования
современных аппаратно-программных средств защиты информации (аппаратуры ЗАС) и
организации защищенного информационного обмена в режиме телефонном и
электронной почты, в том числе при использовании ресурсов
информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти
(ИТКС), создаваемой ФАПСИ.
7. Развитие
системы технического обеспечения связи предполагает создание на базе ПУ РЦ, ЦКП
и ЦУС ремонтных мастерских для проведения текущего и восстановительного ремонта
техники и оборудования связи, дооснащение соединений (частей) ГО, ПСС
современными техническими средствами радиосвязи.
Для реализации
Концепции необходимо решить ряд задач:
– повысить эффективность
функционирования, упреждающую готовность к применению и надежность существующей
системы связи;
– провести модернизацию
действующих центральных и региональных узлов связи, поэтапную замену
выработавших свой ресурс средств связи на перспективные средства и комплексы с
едиными стандартами и протоколами;
– обеспечить единую
научно-техническую политику в области связи, обязательную для исполнения всеми
структурными подразделениями МЧС России;
– создать необходимую правовую
базу функционирования ведомственной системы связи министерства;
– подготовить кадры, способные
по уровню профессионализма реализовать концепцию;
– обеспечить уровень
финансового и материально-технического обеспечения, соответствующий решаемым
задачам.
Необходимо
подчеркнуть, что работы по всем перечисленным направлениям развития ведутся,
выполнены достаточно серьезные заделы по ряду перспективных направлений. Так,
например, без каких-либо финансовых затрат все основные объекты МЧС России в г.
Москве и частично в области присоединены к Московской волоконно-оптической сети
(МВОС) для чего были организованы соответствующие линии привязки. В настоящее
время ведутся работы по подключению 294 ЦСООР, 179 СЦ, ГУАП и др. В результате
создана база для реализации мероприятий, намеченных Концепцией.
Кроме того,
смонтировано и запущено несколько цифровых телефонных станций, введена в действие
выделенная телефонная сеть оперативной связи в интересах руководства и
оперативных служб.
Решен с МПС
России вопрос об использовании высокоскоростных цифровых каналов связи
Федерального железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Главным конструктором
системы связи МЧС России определено ЗАО «Информсвязь-Холдинг» (приказ МЧС
России от 23.05.2001 № 222), победившее в конкурсе.
Развитие и
совершенствование связи в рамках данной Концепции позволит обеспечить
выполнение предъявляемых к ней требований в полном объеме, что в конечном итоге
повысит эффективность функционирования системы управления МЧС России.
5.2.
Организация
оповещения
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О
гражданской обороне» и Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. № 1113, одной из задач
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций является
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию систем
оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации.
Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления
гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой
организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и
ведомственных сетей связи.
Следует отметить, что к началу 1992 года из бывших республик Советского
Союза только Российская Федерация не имела автоматизированной системы
оповещения, а 37 % территориальных систем оповещения субъектов Российской
Федерации нуждались в реконструкции.
В 1993 году в
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября
1992г. № 1775-р из федерального бюджета были выделены денежные средства,
которые позволили провести реконструкцию территориальных систем оповещения в 7
субъектах Российской Федерации.
Однако, уже с 1994
года финансовые средства из федерального бюджета на эти цели, по заявкам МЧС
России, не выделялись.
В последующем, в
соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» финансирование мероприятий по реконструкции существующих и созданию
новых территориальных систем оповещения осуществлялось из бюджетов субъектов
Российской Федерации. Но финансовые средства были выделены лишь в отдельных
субъектах Российской Федерации и в объемах, позволивших провести частичную
реконструкцию систем оповещения.
На
сегодняшний день в Российской Федерации в каждом звене управления гражданской
обороны созданы системы оповещения гражданской обороны. Работа по их созданию
(реконструкции) велась в соответствии с концепцией развития системы связи МЧС
России на период до 2005 г.г., утвержденной приказом МЧС России от 6 ноября
1996 г. № 718, по следующим основным направлениям:
–
совершенствование федеральной автоматизированной
системы централизованного оповещения;
–
создание региональных автоматизированных систем
централизованного оповещения;
–
реконструкция территориальных автоматизированных
систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации.
В целях создания
федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения были
проведены следующие практические мероприятия:
–
на базе современных программно-технических средств
создана автоматизированная система управления федеральной системой (принята в
эксплуатацию и поставлена на дежурство приказом МЧС России от 18.06.99 № 318);
–
в федеральную автоматизированную систему централизованного
оповещения на базе аппаратуры П-160 и выделенных каналов связи были включены все
региональные центры, Главные управления ГОЧС г. Москвы и Калининградской
области;
–
создана автоматизированная система оповещения соединений
и частей ГО центрального подчинения, подведомственных МЧС России учреждений;
–
введена в эксплуатацию автоматизированная система оповещения
взаимодействующих с МЧС России федеральных органов исполнительной власти.
На сегодняшний день
федеральная система оповещения гражданской обороны обеспечивает в
автоматизированном режиме доведение сигналов и информации оповещения от пунктов
управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления ГОЧС
субъектов Российской Федерации, соединений и частей гражданской обороны
центрального подчинения менее чем за одну минуту, до взаимодействующих
федеральных органов исполнительной власти - до 5 мин.
Региональные
автоматизированные системы централизованного оповещения созданы в 5-и
региональных центрах: Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском, Северо-Западном
и Дальневосточном региональных центрах. В 2002 году планируется завершить
работы по созданию РАСЦО в Центральном региональном центе.
Время доведения
сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления
региональных центров до подчиненных им органов управления ГОЧС субъектов
Российской Федерации и войск ГО не превышает 1 мин. В Центральном региональном
центре, где пока не обеспечивается автоматизированный режим оповещения, - до
5-7 мин.
В ряде субъектов
Российской Федерации на базе аппаратуры П-160 и П-164 проведена реконструкция
территориальных систем оповещения, в том числе в г. Москве и Московской
области.
На сегодняшний день
в субъектах Российской Федерации функционирует 86 автоматизированных и 2-е
неавтоматизированные (Республики Дагестан и Ингушетия) территориальные системы
централизованного оповещения.
Территориальные
системы оповещения ГО обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и
информации оповещения от органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации
до населения и органов управления гражданской обороной городов, городских и
сельских районов.
Федеральная,
региональные и территориальные системы оповещения ГО организационно и
технически сопрягаются с системами оповещения Минобороны России
соответствующего уровня управления и других федеральных органов исполнительной
власти и организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.
Оповещение органов
управления ГОЧС субъектов Российской Федерации и категорированных городов о
воздушной опасности осуществляется от оповещающих соединений и частей ВВС по
телефону и радио.
Сигналы
(распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными
службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди
с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
Основной способ оповещения
и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.
При этом,
задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных
станций (независимо от форм собственности) с перерывом вещательной программы осуществляется
оперативной дежурной службой органа, осуществляющего управление гражданской обороной,
только для оповещения и информирования населения в речевой форме.
Речевая
информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не
более 5 минут.
В целях
обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО
предусматривается:
– доведение сигналов
(распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных
защищенных пунктов управления;
– комплексное использование нескольких
территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении
оповещения;
– размещение используемых в
интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах
управления.
В целом,
действующие системы оповещения гражданской обороны, обеспечивают оповещение 90,8%
населения Российской Федерации менее чем за 30 мин. (электросирены - 71,7%,
проводное вещание - 78,1%, радиовещание - 83,5%, телевещание - 90,3%) и 78,5% населения
менее чем за 5 минут.
Вместе с тем,
необходимо отметить ряд основных проблем, преимущественно территориального
уровня, без решения которых, обеспечить готовность систем оповещения
гражданской обороны, их дальнейшее развитие и совершенствование невозможно.
1. Территориальные
системы оповещения ГО нуждаются в реконструкции по следующим причинам:
а) в большинстве
субъектов Российской Федерации ресурс действующих систем оповещения практически
исчерпан. На сегодняшний день 50 % (43) территориальных систем оповещения находятся
в эксплуатации 20 лет и более (при установленном сроке службы аппаратуры
оповещения до списания 12 лет).
Наиболее остро
данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Приволжско-Уральского и
Дальневосточного регионов, где уже сегодня около 80 % территориальных систем
оповещения нуждаются в реконструкции.
б) техническую
основу действующих систем оповещения ГО составляют средства оповещения,
разработанные до 1982 года, и не предназначенные для использования на цифровых
сетях связи. Поэтому, с цифровизацией сети электросвязи России крайне остро
обозначилась проблема замены существующей аналоговой аппаратуры оповещения на цифровую.
При этом,
необходимо учитывать, что предприятия России прекратили серийное производство
аппаратуры оповещения и комплектующих к ней.
В результате
использования физически и морально устаревшей аппаратуры оповещения снижаются
готовность и надежность систем оповещения ГО, возрастают затраты на их
содержание.
Сегодня проблема
реконструкции систем оповещения актуальна, более чем для половины субъектов
Российской Федерации и их число будет увеличиваться с каждым годом. Если не
принять меры, то к 2015 году срок эксплуатации всех систем оповещения превысит
20 лет и более. В связи с чем, резко снизятся их готовность и надежность,
возрастут затраты на их содержание.
2. Основным
средством информирования населения в составе территориальных систем оповещения являются
сети проводного вещания. С начала 90-х годов из-за нерентабельности происходит
их интенсивное сокращение. В ряде субъектов Российской Федерации эти сети сократились
на 40-50%.
С
целью изменения данной ситуации во исполнение поручения Президента Российской
Федерации от 27 февраля 1996 года № Пр-282 в соответствии с приказом Минсвязи
России от 22 мая 1996г. № 55 АО "Связьинвест", должно было обеспечить
проведение мероприятий по поэтапному переводу сельской местности с проводного
вещания на эфирное. Однако, темпы сокращения сетей проводного вещания по-прежнему
остаются выше темпов роста создаваемых взамен сетей УКВ-ЧМ вещания. Это
приводит к снижению процента охвата средствами оповещения населения, в
особенности сельского.
3. В соответствии с Федеральным законом «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
и Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О
создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных
объектов», создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем
оповещения (ЛСО) возлагается на министерства, ведомства и организации, в
ведении которых находятся данные объекты. Однако процесс их создания идет
крайне медленно - в год создается 10-12 систем. По состоянию на 1.10.2001 г. таких
систем создано 15,7 % от потребности (16,5 % химически опасных объектов, 22,9%
ядерно- и радиационно- опасных предприятий, 7,6 % гидроузлов).
С целью усиления контроля и повышения ответственности руководителей
потенциально опасных объектов за эту работу целесообразно рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о ходе выполнения указанного
постановления Правительства Российской Федерации и принять действенные меры по
его выполнению.
Одна из причин
сложившегося положения - дефицит финансовых средств, направляемых в субъектах
Российской Федерации и организациях на создание новых и реконструкцию
существующих систем оповещения.
Проблема
обеспечения готовности и надежности систем оповещения населения и органов
управления имеет особую важность для общества и государства.
В целях решения
этой проблемы во исполнение решения Межведомственной комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 30 июня 2000г. приказом МЧС России от 10
октября 2000г. № 508 утверждена Программа реконструкции систем оповещения
гражданской обороны на территории Российской Федерации до 2010 года, которая
предусматривает поэтапную реконструкцию систем оповещения.
В соответствии с
мероприятиями первого этапа (2000-2002 гг.) в 2001 году:
–
завершены государственные испытания нового
комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166;
–
приказом МЧС России от 8.10.01 г. № 368 КТСО П-166
принят на снабжение;
–
организовано серийное производство П-166;
–
разработаны типовые проекты и методические
рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской
обороны на базе КТСО П-166;
–
разработано и направлено на согласование в Минсвязи
России и МПТР России новое положение по эксплуатационно-техническому
обслуживанию средств оповещения.
В 2002 году
планируется:
–
завершить разработку, провести государственные
испытания, принять на снабжение и организовать серийное производство
современных комплексов оповещения по сетям кабельного телевидения и подачи
программ радиовещания;
–
разработать типовые проекты и методические
рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов
локальных систем оповещения.
На втором этапе
(2003 – 2010 гг.) планируется реализовать основные мероприятия по реконструкции
и вводу в эксплуатацию систем оповещения гражданской обороны:
В
результате выполнения программы, в значительной мере расширятся возможности
систем оповещения ГО за счет эффективного использования каналов звукового
сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, мощных звукоизлучающих
устройств, возможностей цифровых сетей связи, что в конечном итоге позволит
повысить уровень защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных
ситуациях.
Заключение
Интересы повышения эффективности управления требуют глубокого анализа и
оценки управленческой деятельности на всех уровнях руководства, использования
последних достижений науки и техники.
Необходимы все более широкие и глубокие обобщения накопленного опыта
управления РСЧС и ГО при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление РСЧС и ГО
должно вбирать все новое, передовое, что появляется в области управления и других
сферах человеческой деятельности.
Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороны при возникновении
чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает
руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать
формы и методы своей работы.
Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано
грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций
носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к
увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по
проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет
значительно экономии государственные средства.
Список использованных источников и
литературы
1. Пряхин В.Н., Попов В.Я./ Защита населения и
территорий в ЧС./ Москва, 1997.
2. Щебланин Н.П./ Система управления РСЧС./ Москва,
1999.
3. Батырев В.В., Бражников Ю.В. и др./ Сборник лекций для руководящего состава МЧС России/
Новогорск, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|