Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО
Загородные ПУ включают также места стоянки техники и посадочные места для
вертолетов (самолетов).
В одном из рабочих помещений ЗПУ оборудуется центр управления. Для
управления войсками ГО в бригаде (полку) создается командный пункт (КП) и
тыловой пункт управления (ТПУ), а в батальонах командно-наблюдательный пункт.
Вспомогательные пункты управления создаются для обеспечения управления
силами ГО на разобщенных направлениях или когда управление с ЗПУ невозможно.
Они, как правило, совмещаются с запасными ПУ соответствующих головных областей.
На случай внезапного нападения противника предусматривается создание
оперативных групп из состава руководящих работников и личного состава штабов ГО
головных областей (краев).
Подвижные пункты управления предназначены для руководства силами ГО в
районе ЧС, где сложилась наиболее сложная обстановка, а также в других случаях.
Они позволяют повысить эффективность управления. По имеющимся данным расход
времени на управленческую деятельность при наличии подвижного ПУ в ряде
случаев сокращается на величину до 30%, а эффективность управления повышается
на 10-20%. Оборудуются подвижные ПУ с расчетом использования их при выполнении
задач, как военного, так и мирного времени.
Мобильные пункты управления предназначены для размещения
территориальных управлений, долговременного размещения оперативных групп в
мирное время и развертывания ПУ МЧС и региональных центров в полевых условиях в
военное время.
Пункты управления-дублеры создаются на случай выхода из строя основных
ПУ. Они должны обеспечиваться необходимыми документами и планами, оснащаться
средствами связи по управлению ГО соответствующими основному органу
управления.
При землетрясении в Армении пункты управления, в том числе и пункты
управления - дублеры, были полностью выведены из строя, что явилось полной
неожиданностью для руководства. Это явилось следствием недооценки обстановки
при планировании управления в экстремальных условиях, характерных для данного
района. Все это говорит о том, что к планированию расположения ПУ надо
подходить очень серьезно.
Для обеспечения устойчивого и непрерывного управления из состава органа
управления ГОЧС и служб ГО для работы на пункте управления формируется боевой
расчет.
Состав его определяется заблаговременно в мирное время.
Порядок занятия пунктов управления оперативными специальными группами и
основным составом штабов определяется решением соответствующего начальника ГО.
В целях обеспечения непрерывного управления организуется круглосуточное
дежурство. Для этого из состава расчета штаба создаются 2-3 дежурные смены.
На дежурную смену расчета ПУ возлагается:
-
сбор,
обобщение, анализ и доклад информации об обстановке начальнику ГО или его
заместителю;
-
отображение обстановки на картах, планах, картах и
других документах;
-
ведение рабочих журналов обстановки и действий;
-
передача указаний начальника ГО и НШ исполнителям и
контроль за их выполнением.
Оперативный дежурный назначается из числа офицеров (служащих) и
подчиняется дежурному смены расчета, начальнику оперативного отдела и
начальнику штаба.
Он обязан:
-
быть в постоянной готовности к приему и передаче
сигналов оповещения, распоряжений старших начальников;
-
знать общую обстановку, состояние сил и решаемые ими
задачи, состояние систем оповещения и связи;
-
знать порядок работы штаба на пункте управления,
местонахождение руководства;
-
своевременно доводить сигналы оповещения, распоряжения и
указания до подчиненных органов управления и сил РСЧС и ГО;
-
контролировать состояние охраны и обороны ПУ и
поддерживать на нем установленный порядок.
Непосредственную ответственность за содержание пунктов управления несут
их начальники.
Третьим элементом системы управления являются средства управления,
которые включают системы: связи и оповещения, автоматизации и другие
специальные системы.
Более подробно вопросы организации связи и автоматизации будут
рассмотрены на одноименных кафедрах академии.
Для эффективного функционирования РСЧС в зависимости от обстановки,
масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС устанавливается один из следующих
режимов функционирования РСЧС (рис. 1.5.).
Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной
производственной, промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при
получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении промышленной,
радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановки при получении прогноза возможности
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, осуществляемыми в этих режимах,
являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
-
осуществление наблюдения и контроль за состоянием
окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и
прилегающих к ним территориях;
-
планирование и выполнение целевых и научно-технических
программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности
населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению
устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в
чрезвычайных ситуациях;
-
совершенствование подготовки органов управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС к действиям
при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и
действиям при чрезвычайных ситуациях;
-
создание и восполнение резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-
осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
-
принятие на себя соответствующими комиссиями по
чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием
подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для
выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного
бедствия, выработке предложений по ее нормализации;
-
усиление дежурно-диспетчерской службы;
-
усиление наблюдения и контроль за состоянием окружающей
природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к
ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных
ситуаций и их масштабов;
-
принятие мер по защите населения и окружающей природной
среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
-
приведение
в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение
при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
-
организация защиты населения;
-
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной
ситуации;
-
определение
границ зоны и организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
-
организация работ по обеспечению устойчивого
функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего населения;
-
осуществление непрерывного контроля за состоянием
окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на
аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
В зависимости от обстановки, подсистемы и звенья РСЧС могут
функционировать одновременно в различных режимах.
Работа по организации предупреждения и ликвидации ЧС зависит от
конкретной обстановки, полученной задачи, наличии времени и может производиться
методами последовательной или параллельной работы, а также их сочетанием.
Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного
времени на подготовку к выполнению задачи и осуществляется на основе приказа
или распоряжения старшего начальника. В этом случае каждая инстанция включается
в работу после принятия решения старшим начальником на основе отданных
предварительных распоряжений.
Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки
к действиям по ликвидации ЧС и заключается в организации одновременной работы
по принятию решения и постановки задач во всех звеньях управления, на основе
предварительных распоряжений старшего начальника, а также планов действий по
предупреждению и ликвидации ЧС и ГО). Этот метод является основным при
организации действий сил РСЧС и ГО при возникновении ЧС в мирное и военное
время и дает возможность резко сократить сроки подготовки к выполнению
аварийно-спасательных и других неотложных работ, но требует более четкой
организации работ.
В зависимости от конкретных условий подготовки к выполнению задачи работа
должностных лиц и органов управления различных уровней может строиться на
принципах сочетания методов работы.
При
этом методы работы, должны отвечать характеру решаемых задач, сложившейся
обстановке, обеспечению своевременного и организованного выполнения всех
прогнозируемых, в том числе и внезапно возникающих задач.
Это
достигается путем четкого распределения и своевременного уточнения обязанностей
личного состава органов управления, рациональной организацией работы в органах
управления и заблаговременной подготовкой необходимых материалов - планов,
карт, справочных данных.
К выбору режимов и методов управления следует подходить творчески, не
допускать шаблона, проявлять инициативу, искать новые, более совершенные
способы, соответствующие условиям деятельности РСЧС и ГО. Однако при любом
методе работы необходимо принять решение и спланировать всю работу так, чтобы
предоставить максимум времени исполнителям для подготовки к выполнению
поставленных задач.
Организация управления
никогда не является шаблонным, застывшим процессом по своей форме. Она
постоянно должна изменяться вместе с изменением масштабов задач, с развитием
техники и технологий ведения работ. Совершенствование управления - непрерывный
процесс. Анализ практики организации управления в ходе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянно подтверждает это.
Глава
2. Основы планирования
мероприятий РСЧС и ГО
2.1
Требования,
предъявляемые к планированию
При рассмотрении требований, предъявляемых к планированию, следует
подчеркнуть, что в данной лекции будут рассмотрены основные требования, без
выполнения которых процесс планирования теряет смысл. К таким требованиям
относятся: реальность, целеустремленность и конкретность.
Реальность – одно из главных требований к планированию.
Оно обеспечивается всесторонним и глубоким анализом гражданской обороны, РСЧС
на соответствующем уровне, правильной оценкой обстановки, которая может
сложиться на той или иной территории, в отрасли, организации, а также
тщательными расчетами и строгим учетом людских и материальных ресурсов,
специфики местных условий, наличия времени, необходимого для решения
поставленных задач. Реальность планирования в значительной степени будет зависеть
от того, насколько согласованы намеченные к осуществлению мероприятия ГО и РСЧС
с мероприятиями военного командования, с планами работы отраслей и организаций,
а также с планами социально-экономического развития соответствующих территорий.
Целеустремленность планирования заключается в умении
выделить главные задачи, определить особо важные мероприятия, на решение
которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления ГО и РСЧС.
При этом, особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с
обеспечением готовности органов управления ГОЧС, надежности защиты населения,
устойчивости работы систем оповещения и связи, а также создания группировки сил
для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Говоря о целеустремленности, следует отметить, что такое
«цели» вообще. Условно их можно разделить на три вида: «цели», «задачи» и
«задания».
Под «целями» понимаются такие конечные результаты,
которые считаются недостижимыми, но к которым возможно приближение в рамках
планируемого периода (или за его пределами).
«Задачи» - это результаты, которые не предполагается
достичь в рамках планируемого периода, но к которым рассчитывают приблизиться в
рамках этого периода.
Под «заданиями» следует понимать результаты, которые
предполагается получить в пределах планового периода. Таким образом, «задания»
можно рассматривать как средства решения «задач», а «задачи» - как средства
приближения к «целям». В литературе можно встретить и другие названия целей, но
они не меняют их общей сути.
Конкретность планирования предполагает конкретность
названия, объемов содержания всех планируемых мероприятий и действий, их
согласованность между собой по целям, месту, времени и составу сил, а также по
способу выполнения. В планах должна быть определена конкретная ответственность
за выполнение мероприятий и осуществление контроля за их выполнением.
Заканчивая рассмотрение основных требований,
предъявляемых к планированию, следует отметить, что все они неразрывно связаны
друг с другом и невыполнение хотя бы одного из этих требований приведет к тому,
что запланированные мероприятия не будут выполнены. Теперь остановимся на
методах планирования.
2.2. Методы
планирования
Самым простейшим методом планирования является табличное
планирование. Суть его заключается в определении очередности выполнения
мероприятий, определения сроков их проведения.
1.
Табличное планирование.
|