МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Международное право и охрана окружающей среды

    Советский Союз выступил с инициативой проведения общеевропейских совещаний в этой области. Первое об­щеевропейское совещание по вопросам охраны окружаю­щей среды состоялось в Женеве в ноябре 1971 г. Оно обратило главное внимание на проблемы создания и внед­рения безотходной технологии, переноса загрязнителей воздуха через национальные границы (трансграничный перенос), охраны и рационального использования водных ресурсов, защиты флоры и фауны. В ходе Женевского совещания государства, в том числе СССР, заключили Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха, цель которой — сократить или предотвратить это явление. Кроме того, они приняли декларацию по вопросам безотходной технологии. В развитие Женевского совещания в 1980 г. государства приняли декларацию о политике пре­дупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничное загрязнение. Эти и другие об­щеевропейские совещания с участием СССР, США и Ка­нады, бесспорно, внесли полезный вклад в развитие меж­дународно-правовых основ сотрудничества по охране окружающей среды в духе хельсинкских договоренностей.

    Среди глобальных проблем охраны окружающей сре­ды особое значение имеет предотвращение загрязнений морей. Как уже отмечалось, на Стокгольмской конферен­ции по окружающей среде 1972 г. этот вопрос был выде­лен особо. И это не случайно. Океан — колыбель жизни, и от его состояния зависит жизнь на континентах. Одна­ко научно-технический прогресс создал много источников загрязнения океана: нефтью, береговыми сточными вода­ми и промышленными отходами, радиоактивными отходами и т. п." Все это поставило на повестку дня вопрос о принятии срочных мер международный защиты морской (•роды. Одной из первых таких мер была Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., замененная более всеобъемлющей конвенцией по тому же вопросу, принятой в 1973 г. В 1972 г. была принята конвенция по предотвращению загрязнения моря сброс отходов и других материалов, в число которых радиоактивные отходы. В Конвенции участвуют около 50 государств, в том числе СССР. Кроме того, вопросы защиты морской среды от радиоактивного заражения отра­жены и в других универсальных конвенциях: в Брюссель­ской конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1963 г., Венской конвенции о гражданской ответ­ственности за ядерный ущерб 1963 г., наконец, Конвен­ции по морскому праву 1982 г. В отдельных регионах Мирового океана действуют специальные конвенции по этим вопросам: Соглашение о сотрудничестве по вопросам борьбы против загрязнения вод Северного моря нефтью 1969 г., Конвенция по защите морской среды района Бал­тийского моря 1973 г., Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. и др.

    ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

    Понятие международного экологического права

     

    Международное экологическое право — совокупность принци­пов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационально­го использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется пред­почтительным лишь в силу его интернационального употребле­ния. Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин.

    В наше время международная защита окружающей среды выдвигается на пер­вый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме мо­гут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополу­чии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушение болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Отсюда недоедание, голод, болезни. За­грязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на нашей планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защища­ющего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изме­нениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т. е. гло­бальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприя­тиях, связанных с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огром­ный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии. Большой ущерб окружающей среде приносят во­оруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Югославии, в Персидском заливе, в частности, война в Ираке.

    Положение государств в отношении международной защиты окружающей сре­ды различно. В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу буду­щему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что международная защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уров­ня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом международной политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, по­стольку защита ее должна стать одной из главных целей между­народного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость — сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

    Все вышесказанное стимулирует динамичное развитие меж­дународного экологического права. Заслуживает внимания осо­бенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие международные акты в сфере международной защиты окружающей среды принимаются правительствами. Массовые движения в защиту природы, различные партии "зеленых" ста­новятся все более влиятельными.

    Позиция правительств объясняется различиями в интересах. Международная защита окружающей среды весьма дорогостояща. Она отрица­тельно сказывается на конкурентоспособности товаров. Меро­приятия на своей территории не препятствуют трансграничному загрязнению. Например, российские заводы на Кольском полуострове наносят ущерб окружающей среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила согла­шение о финансировании Норвегией установления фильтров на металлургическом комбинате на Кольском полуострове. В общем международная проблема решаема лишь в глобальном масштабе, а это требует колоссальных средств.

    Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего, это касается его норм и принципов. Имен­но так утвердился основной принцип международного экологи­ческого права — принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной терри­тории. Сложился наиболее общий принцип — принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственно­сти за нанесение вреда природе другого государства. Особо отме­чу кардинальный принцип, который был сформулирован в Дек­ларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружаю­щую среду такого качества, которое дает возможность жить до­стойно и благополучно".

    Международное экологическое право тесно связано не только с правами человека, но и с другими отраслями международного права. Следует подчеркнуть, что защита окружающей среды является прин­ципом также морского и космического права. Значительное вни­мание защите рабочих от загрязненной среды уделяет Между­народная организация труда; например, в 1977 г. ею принята Конвенция о защите рабочих от производственных опасностей, связанных с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией.

    В общем процессе формирования обычных норм международ­ного экологического права важная роль принадлежит резолю­циям международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера ука­жу на такие акты Генеральной Ассамблеи ООН, как резолюция 1980 г. "Об исторической ответственности государств за сохране­ние природы Земли для настоящего и будущих поколений" и Всемирная хартия природы 1982 г.

    Важным источником международного экологического права являются договоры. За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают пред­ставление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находя­щимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

    Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место зани­мает ООН. Ранее уже отмечались принципиальные резолюции Генеральной Ассамблеи. Постоянно занимается вопросами эко­логии Экономический и Социальный Совет, важная роль принад­лежит другим организациям системы ООН, а также ее регио­нальным комиссиям. В своей области занимаются разработкой норм и принципов защиты окружающей среды Организация ООН по про­мышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организа­ция здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяй­ственная организация (ФАО). Существует специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая практически пред­ставляет собой международную организацию, хотя юридически это вспомогательный орган, созданный резолюцией Генеральной Ассамблеи. ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в содейст­вии развитию международного экологического права. В ее рам­ках разрабатываются основы этого права, инициируется подго­товка конвенций.

    Немалую роль играют региональные организации. Защита ок­ружающей среды — одна из главных задач ОБСЕ. В ее рамках принят ряд конвенционных актов и целый ряд решений в этой области.

    Существенную роль в защите окружающей среды призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать "сотрудничество в области охраны окру­жающей среды, включая разработку и принятие единых стан­дартов экологической безопасности". Стороны "предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катаст­роф" (ст. 9). Приведенные положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимо­отношениях стран СНГ.

    В осуществление принципа в 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ок­ружающей природной среды. На основании Соглашения учреж­дены Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд. Задача Совета — коорди­нировать сотрудничество государств в области охраны природы, готовить соответствующие нормативные акты. Фонд призван финансировать межгосударственные программы, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, а также проект­ную и исследовательскую работу в области охраны окружающей среды.

    Охрана различных видов окружающей среды


    Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Соот­ветствующие положения содержатся в общих конвенциях по мор­скому праву. Особое внимание уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Этой проблеме посвящена первая экологическая уни­версальная конвенция — Лондонская конвенция по предотвра­щению загрязнения моря нефтью 1954 г. Она запретила слив неф­ти и нефтеводяной смеси с судов: После ряда аварий с танкерами принимаются новые конвенции. Брюссельская конвенция о вме­шательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., предоставила прибрежным госу­дарствам весьма широкие полномочия, вплоть до права уничто­жать судно и груз в случае угрозы серьезного загрязнения побе­режья и прибрежных вод. Конвенция проложила путь к борьбе с загрязнением моря и другими веществами в аналогичных случа­ях (Протокол 1973 г.).

    Естественно возник вопрос о компенсации ущерба, причиняе­мого загрязнением нефтью. Это относится к Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г. Она установила абсолютную, т. е. не за­висящую от вины, ответственность судовладельцев, вместе с тем ограничила ее размеры, правда, довольно высоким потолком. Борь­ба с последствиями загрязнения нефтью требует совместных дей­ствий государств. Организации таких действий посвящена Кон­венция по обеспечению готовности на случай загрязнения неф­тью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

    Запрет всех эксплуатационных сбросов с судов содержится в Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Захо­ронению в море экологически вредных веществ посвящена Кон­венция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

    Заключены соглашения и на региональном уровне. Так, Кон­венция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. касается вопросов о наземных источниках загрязнения, о захоронении, о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и иными вред­ными веществами в чрезвычайных условиях.

    Особое положение занимает и Балтийское море. Оно было от­несено к категории "особых районов" Конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. К таким районам приме­няются повышенные требования в отношении предотвращения загрязнения. В 1974 г. прибалтийские страны заключили Хель­синкскую конвенцию по защите морской среды района Балтий­ского моря. Ее особенность состоит в запрещении загрязнения моря с суши. На базе Конвенции создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря. Однако вскоре стало ясно, что положения Конвенции оказались недостаточными, ив 1992 г. была принята новая Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, установившая более строгие требования. Особо отмечу, что ее действие распространяется и на определенную часть внутрен­них вод, пределы такого распространения определяются каждым государством.

    Воды рек и озер обладают настолько существенными различи­ями, что разработка общей конвенции оказалась невозможной. Даже подготовленная Советом Европы в 1974 г. региональная конвенция не собрала необходимого числа ратификаций. Отдель­ные положения о предотвращении загрязнения рек содержатся в соглашениях, посвященных иным вопросам. Упомянутая Конвен­ция о Балтийском море затрагивает и впадающие в него реки. Но в большинстве случаев вопросы охраны решаются соглашения­ми прибрежных государств, правда, пока неудовлетворительно. В качестве позитивного примера можно сослаться на нормы и организационные формы охраны вод Рейна. В 1963 г. была под­писана Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений. Для ее реализации учреждена Комиссия, которая подготовила в 1976 г. Конвенцию о защите Рейна от загрязнения химикалиями и другую — о защите от хлоридов.

    В связи с ростом потребления пресной воды и ограниченности ее ресурсов вопрос об охране пресноводных бассейнов приобре­тает исключительное значение. В результате появляятся новые аспекты международного экологического права. Откликаясь на требования жизни, Комиссия международного права ООН подго­товила и передала Генеральной Ассамблее проект статей о праве несудоходного использования международных водотоков.

    Под водотоком понимается система не только поверхностных, но и подземных вод, образующих единое целое и обычно теку­щих к одному выходу. Международными являются водотоки, части которых расположены в разных государствах. Режим таких во­дотоков определяется соглашением государств, с территорией которых они связаны. Каждое такое государство обладает пра­вом на участие в соглашении.

    Государства обязаны использовать водотоки таким образом, чтобы обеспечить им необходимую охрану. Они обязаны участво­вать в охране водотоков на справедливой основе, сотрудничать для достижения этой цели.

    Воздушная среда, как уже отмечалось, является общим досто­янием человечества. Несмотря на это, ее охрана никак не отра­жена в международном экологическом праве. Вопрос решается на двустороннем и региональном уровнях. Пожалуй, единствен­ным значительным шагом в этой области является подготовлен­ная в рамках ОБСЕ Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г., впоследствии дополнен­ная рядом протоколов. Особое внимание уделено сокращению выбросов серы в атмосферу, порождающих кислотные дожди, которые переносятся на большие расстояния и причиняют вред всему живому планеты.

    Важным направлением в защите природы является сотрудни­чество в противодействии нарастанию парникового эффекта, т. е. глобального потепления в результате насыщения атмосферы дву­окисью углерода, основным источником которой является авто­транспорт. Последствия этого эффекта могут оказаться катас­трофическими уже в ближайшие десятилетия. С одной стороны, появятся новые обширные пустыни, а с другой, подъем уровня моря приведет к затоплению больших освоенных человеком про­странств. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Она определила общие положения и основ­ные направления сотрудничества. Установлена общая ответствен­ность государств, но при этом должны учитываться различия в экономическом потенциале. Особое внимание надлежит прояв­лять к интересам развивающихся стран, которые наиболее уяз­вимы в отношении отрицательных изменений климата, а с дру­гой стороны, располагают наименьшими возможностями противодействия этому.

    Озоновый слой предохраняет Землю от пагубного влияния уль­трафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека он существенно истощился, над некоторыми районами появились "озоновые дыры". В 1985 г. была принята Конвенция по защите озонового слоя. В ней речь идет о контроле за его состоянием и о сотрудничестве в целях его защиты. В 1987 г. появился Монреальский протокол относительно веществ, приво­дящих к истощению озонового слоя. Установлены ограничения на производство веществ, отрицательно влияющих на этот слой.

    Радиоактивность в результате мирного и военного использо­вания ядерной энергии стала серьезной опасностью для жизни на Земле. Важным шагом в ее уменьшении явился Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. МАГАТЭ уста­навливает стандарты безопасности при использовании ядерной энергии в народном хозяйстве, включая безопасность рабочих, с нею связанных. Была подготовлена Конвенция о физической за­щите ядерных материалов 1980 г. Конвенция содержит положе­ния, позволяющие любому государству привлечь к .уголовной ответственности иностранцев, за соответствующие преступления, независимо от места его совершения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.