Изучение антропометрических данных уровня физического развития учащихся 7-х классов и гигиенических требований в Калиновской школе
Выводы: Для 11-летних мальчиков в среднем
показатели: роста 142см, веса 37 кг, окружность грудной клетки – 67. Для
определяемой категории мальчиков средние показатели роста и веса в норме, средняя
окружность грудной клетки превышает норму, средний весоростовой показатель в
норме. Из двенадцати мальчиков у семерых ростовой показатель превышает норму, у
троих превышает вес. Окружность грудной клетки у всех мальчиков превышает
норму.
Для 11-летних девочек в
среднем показатели: роста 143 см, веса 36 кг, окружность грудной клетки- 67см. Для определенной категории девочек средние показатели роста и веса в норме,
средняя окружность грудной клетки превышает норму, средний весоростовой
показатель в норме. Из девяти девочек у троих ростовой показатель превышает
норму, у двоих вес превышает норму. Из девяти у двух девочек окружность грудной
клетки меньше нормы.
Асимметрия лопаток в
норме у тринадцати, расхождение в один сантиметр у семи, что и свидетельствует
о сколиотической осанке.
Таблица 8. Определение
роста, веса, весоростового показателя (ВРП), окружности груди и асимметрии
лопаток учащихся 6-А класса.
Ф.И. учащихся
6а класса
Рост,
см
Вес,
кг
Окружность
грудной
клетки, см
ВРП,
г/см
Расстояние до лопаток, см
левой
правой
1.Абильвапова Эльзара
136
29
70
213
23
24
2.Абдулганиева Эльвина
149
31
68
208
21
21
3.Вильгард Андрей
162
45
89
278
30
29
4.Зинадинов Руслан
140
38
79
271
29
29
5.Кефилова Эдие
154
37
73
240
20
23
6.Макал Ольга
141
33
66
234
29
29
7.Колосова Александра
150
41
86
273
25
25
8.Романова Полина
149
44
80
295
28
29
9.Слободян Александр
151
36
72
238
26
28
10.Ульяшкин Владислав
151
38
75
252
29
29
Средние показатели
148,3
37,2
75,8
250,2
26
26,6
Средние для мальчиков
151
39,25
78,75
259,75
28,5
28,75
Средние для девочек
146,5
35,8
73,8
243,8
24,3
25,2
Таблица 9. Определение
роста, веса, весоростового показателя ВРП, окружности груди и асимметрии
лопаток учащихся 6-Бкласса.
Ф.И. учащихся
6-Б класса
Рост, см
Вес, кг
Окружность грудной клетки,см
ВРП,г/см
Расстояние до лопаток,см
Левой
Правой
1. Бойко Ира
163
40
80
245,4
26
27
2. Горбунова Алина
146
38
79
260,3
26
26
3. Гаппарова Алие
153
39
70
254,9
22
24
4. Ибраимова Эльвина
152
34
81
223,7
23
24
5. Клименок Игорь
143
36
71
251,7
26
27
6. Меннанов Эдем
142
40
76
281,7
25
26
7. Протасовицкая Марина
146
33
69
226,03
23
24
8. Труфакина Кристина
146
33
64
226,03
20
22
9. Шимко Егор
139
39
68
280,6
21
22
Средние показатели
147,8
36,9
73,1
250,04
23,6
24,7
Средние для мальчиков
141,3
38,3
71,7
271,3
24
25
Средние для девочек
151
37,2
73,8
248,5
23,3
24,5
Выводы: Для 12-летних мальчиков в среднем
показатели: роста – 146 см, веса – 39 кг, окружности грудной клетки –68 см. Для определяемой категории мальчиков средние показатели роста и веса в норме,
средняя окружность грудной клетки больше чем в норме, средний весоростовой
показатель в норме. Из семи мальчиков лишь у одного показатели роста, веса выше
нормы, но ВРП в норме. Объем грудной клетки у всех мальчиков выше нормы.
Для 12-летних девочек в
среднем показатели: роста – 149 см, веса – 41 кг, окружности грудной клетки – 72 см. Для определяемой категории девочек средние показатели роста
и веса в норме, средняя окружность грудной клетки больше чем в норме, средний
весоростовой показатель в норме. Из двенадцати девочек одна отстает в росте, пятеро
отстают в весе, а одна имеет избыточный вес, только у двух девочек окружности
груди в норме, и у Романовой Полины показатель ВРП выше нормы, что указывает на
избыточную массу тела.
Асимметрия лопаток в
норме у шестерых, расхождение в один сантиметр – у девятерых, расхождение более
чем в сантиметр – у четверых детей, что свидетельствует о сколиотической
осанке.
Таблица 13. Определение
роста, веса, весоростового показателя (ВРП), окружности груди и асимметрии
лопаток учащихся 10 класса
Ф.И. учащихся
10 класса
Рост,см
Вес,кг
Окружность грудной клетки,см
ВРП,г/см
Расстояние до лопаток,см
Левой
Правой
1.Алимов Айдер
171
53
83
310
26
26
2.Абильвапов Эмир
178
52
82
292
24
25
3.Седых Светлана
159
50
87
314
24
24
4.Горбатенко Кристина
160
47
81
294
21
23
5.Самсонов Евгений
162
52
81
321
21
21
6.Лобчикова Ольга
154
45
82
292
23
24
7.Жаткин Владимир
181
70
87
387
24
24
8.Мустафаева Эдие
176
90
115
511
29
28
9.Ибадулаева Нияра
156
45
82
288
22
23
10.Чулакчи Ибраим
181
60
88
331
25
26
11.Меннанова Эльвина
157
50
89
318
20
23
12.Матвеева Юлия
170
54
81
318
22
22
13.Карпов Владимир
178
54
85
303
23
24
14.Скорых Светлана
159
48
82
302
19
19
15.Никифорова Ольга
157
45
79
287
19
21
16.Накалюжный Илья
174
50
87
287
27
26
17.Эминова Айше
168
71
101
423
24
25
18. Нарыков Денис
168
62
92
369
26
26
19.Рысев Николай
178
55
90
309
24
24
20.Комок Владимир
155
61
89
394
23
24
21.Усейнова Эльзара
161
52
89
323
22
23
22.Шавкуненко Тамара
163
56
95
344
23
24
Средние показатели
166,7
55,6
87,6
332,6
23,3
23,9
Средние для мальчиков
172,6
56,9
86,4
330,3
24,3
24,7
Средние для девочек
161,7
54,4
88,6
334,5
22,3
23,25
Выводы: Для 15-летних мальчиков в среднем
показатели: роста – 168см, веса –58кг, окружности грудной клетки – 82 см. Для определяемой категории мальчиков средние показатели роста и окружность грудной клетки в
норме, но отстают в весе. Средняя величина весоростового показателя для мужчин
колеблется в пределах 340– 400 г, для женщин – 310 – 375 г, весоростовой показатель мальчиков ниже нормы.
Для 15-летних девочек в
среднем показатели: роста –159см, веса –54кг, окружности грудной клетки – 81 см. Для определяемой категории девочек средние показатели веса в норме, средняя окружность грудной
клетки больше чем в норме, средний весоростовой показатель в норме. Из двенадцати
четыре отстают в росте, семеро отстают в весе,окружность грудной клетки меньше
нормы у одной. ВРП в норме.
Асимметрия лопаток в
норме у восьми детей, расхождение в один сантиметр – у одиннадцати, расхождение
более чем в сантиметр – у троих детей, что свидетельствует о сколиотической
осанке.
2.5 Определение норм
выполнения гигиенических требований к классной мебели
Высоту стола и стула
измеряли с помощью сантиметровой ленты [1]. Данные собраны в таблице 8.
Таблица 13. Размеры
ученических столов и стульев
Класс
Высота стула, см
Высота стола, см
Разница высот стула и стола, см
5-А
46
76,5
30,5
5-Б
45,5
75,5
30
6-А
45,5
65,6
20
6-Б
45,5
72
26,5
10
45,5
78,5
33
Вывод: По данным таблицы 2 в 10 классе
высота стола должна быть 72-77 см, стула – 44-47 см, разница в их высотах – 28-30 см, в 5 и 6 классах высота стола должна быть 67 см, стула – 41 см, разница в их высотах – 26 см. В 10 классе гигиенические нормы к классной мебели
почти в норме, в 5-х и 6-х классах есть отклонения от требований, что ведет к
сколиотической осанке.
ВЫВОДЫ
1. Из 12 классов 9 выходят на южную сторону,
это и создает более высокий уровень освещенности и способствует более длительной
инсоляции помещений. Но в кабинете 5-А класса световой коэффициент 1: 3,98,в
5-Б классе - 1:4,72, в 6-А классе - 1:4,68, в 6-Б классе – 1:5,23, в 10 классе
- 1:5,34. Кабинеты 10 и 6-б классов выходят на западную сторону, поэтому их
световой коэффициент отдалён от нормы, во всех остальных классах, которые
выходят на южную сторону, Кс приближен к норме. Искусственное
освещение должно быть обязательным.
2. Температура в 6-Б, 7, 8-Б классах в
норме. В 5-А, 5-Б, 6-А, 11 классах температура превышает оптимальную, поэтому
учащиеся ощущают дискомфорт. В 6-Б, 7, 8-Б классах изменение температуры по
вертикали в норме, в остальных классах превышает 2,50С.
3. Коэффициент проветривания в классах больше
0,02, что соответствует требованиям.
4. Из 62 обследованных учащихся отклонения
от средних показателей физического развития таковы: в росте отклонения у 21
учащихся, в весе –31, в окружности груди –9, сколиотическая осанка – 7.
5. Гигиенические требования,
предъявляемые к классной мебели, в 10 классе в среднем близки к нормам, но не
подобраны индивидуально, в 5-х и 6-х классах не соответствуют в среднем и так
же не подобраны индивидуально.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения
в школе, издательство "Педагогика", Москва 1974,с.98-103, с.103-107,
с.108-109
2. Иванова С.П. Гигиена школьника.
М., «Знание», 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Медицина», 5.
– с.30-37
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы
гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. –
М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил. – с.102-104, 108-109.
4. Матюшок М. Т. Анатомия, физиология
и гигиена детей младшего школьного возраста. Учебник для пед. училищ. Под ред.
д-ра мед. наук Ю.М. Пратусевича. М., «Просвещение», 1970. 224 с. с илл. –
с.5-14, 37-39, 114-119.
5. Общая гигиена. Под ред. Г.А.
Митерева. М., «Медицина», 1973. 228 с. – с.5-10, 52-130.
6. Рипа М.Д. и др. Занятия физической
культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе/М.Д.
Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова; Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение,
1988. – 175 с.: ил. – с.110-113, 121-125.
7. Синяков А.Ф. Самоконтроль
физкультурника. – М.: Знание, 1987. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике.
Сер. «Физкультура и спорт»; № 1 – с.59-77.
8. Физическая культура учащихся 4 -
8-х классов. 2-е изд., перераб. и доп. Дубовис М.С. Киев, «Здоровья», 1979. 216
с., с ил. – с.6-17.
9. Сосина В. Ю., Фабиан Э. М.,
Ритмическая гимнастика, Киев, "Радянська школа" 1990, с.237-239