Изучение антропометрических данных уровня физического развития учащихся 7-х классов и гигиенических требований в Калиновской школе
Рост школьника, см
Высота стула, см
Высота стола, см
Разница высот стула и стола, см
120-129
130-139
140-149
150-159
160-169
170-179
35
38
41
44
47
47
57
62
67
72
77
79
22
24
26
28
30
32
Для подбора парты ученику
вначале необходимо измерить его рост. Можно воспользоваться данными роста
учеников, имеющимися у школьного врача, но в этом случае надо увеличить рост на
2 см, т. е. на высоту каблука обуви, так как врачи измеряют рост без обуви.
Парты расставляют в три ряда. Впереди — более низкие, сзади — высокие. Проходы
между рядами двухместных парт не менее 70 см. Между партами первого ряда и наружной продольной стеной — 50 - 60 см, а между партами и внутренней продольной
стеной — 1 м и более. Преобладающий свет должен падать только слева сидящих.
Детей с пониженной остротой зрения сажают за первые парты в первом ряду от
окна, а с пониженным слухом, но нормальным зрением за первые парты второго и
третьего ряда, подобрав по их росту парту. При этом они не должны мешать
ученикам, сидящим за ними. Таких учеников, как и всех остальных, не менее двух
раз за учебный год пересаживают. Подобное перемещение исключает появление у
школьников сколиоза (бокового искривления позвоночника).
Наилучшие физиологические
и гигиенические условия работы (нормальное зрительное восприятие, свободное
дыхание и нормальное кровообращение) ученика за партой в школе и за столом дома
бывают при прямой посадке.
Неправильная поза
школьника при работе за партой и столом вызывает быстрое утомление мышц. Он
изгибается, наклоняется и т. д. Вначале развивается исправимое, а затем стойкое
(фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением
пропорций костно-мышечного скелета, изменяющим ход физиологических процессов в
организме. К наиболее частным нарушениям опорно-двигательного аппарата относят
боковое искривление позвоночника — сколиоз (правосторонний или левосторонний),
кифоз грудного отдела позвоночника, или сутулость, и плоскостопие. В основе
всех названных нарушений лежит слабость мышц, развивающаяся от длительного
неправильного положения при посадке, плохого подбора правильной обуви, ношения
портфеля на одном плече [4].
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Определение светового
коэффициента
Вычислили площадь окна,
умножили на количество окон, вычислили площадь пола. Затем определили световой
коэффициент по формуле Кс = S1/S2, где Кс – световой
коэффициент, S1- площадь окон, S2 – площадь пола [4].
Таблица 3.Определение
светового коэффициента
Класс
Площадь окон,м2
Площадь пола,м2
Световой коэффициент
5-А
11,64
46,32
1:3,98
5-Б
10,03
47,33
1:4,72
6-А
10,03
46,95
1:4,68
6-Б
10,03
52,43
1:5,23
7
10,03
49,32
1:4,92
8-А
10,03
46,46
1:4,6
8-Б
10,03
54,81
1:5,46
10
9,88
52,76
1:5,34
11
10,14
49,06
1:4,84
Вывод: В норме световой коэффициент должен
быть в классных помещениях 1: 4. В классах нашей школы световой коэффициент
меньше нормы, поэтому должно быть достаточное искусственное освещение.
2.2 Определение температуры
воздуха
Измерили температуру
воздуха у окон и у противоположной стены, на уровне стола и у пола [5].
Таблица 4.Определение
температуры воздуха
Классы
Температура у окна,0С
Температура у противоположной
стены,0С
Температура на уровне стола,0С
Температура у пола,0С
5-А
26
24
23
18
5-Б
25
24
24
19
6-А
24
24
25
20
6-Б
20
19
20
18
7
20
18
19
17
8-А
21
18
20
17
8-Б
21
21
19
18
10
20
18
19
16
11
24
22
23
17
Вывод: Разница температуры на уровне стола
и пола не должна превышать 2,5 0С. В 6-Б,7 и 8-Б классах изменение
температуры по вертикали в норме, в 5-А,5-Б,6-А,8-А,10 и 11 классах отклоняется
от нормы. В 5-А, 5-Б, 6-А и 11 классах температура выше нормы, поэтому учащиеся
ощущают дискомфорт.
2.3 Определение
коэффициента аэрации
Вычислили площадь
форточки, умножили на количество окон, вычислили площадь пола. Затем определили
коэффициент аэрации по формуле Ка = S1/S2, где Ка – коэффициент
аэрации, S1- площадь форточки, S2 – площадь пола [3].
Таблица 5.Определение
коэффициента аэрации
Классы
Площадь форточек, м2
Площадь пола, м2
Коэффициент аэрации
5-А
0,55
46,32
1:84
5-Б
0,56
47,33
1:85
6-А
0,58
46,95
1:81
6-Б
0,56
52,43
1:94
7
0,56
49,32
1:88
8-А
0,57
46,46
1:82
8-Б
0,56
54,81
1:98
10
0,56
52,76
1:94
11
0,56
49,06
1:88
Вывод: В норме коэффициент аэрации должен
быть равен 1/50 или быть немного выше 0,02. В классах школы коэффициент аэрации
выше 0,02, проветриваемость классов в норме.
2.4 Определение роста
и веса учащихся, весоростового показателя ВРП, асимметрии лопаток
Массу тела определили на
весах с вычетом массы на одежду и обувь. Рост измеряли, поставив учащихся на
ростомер в основную стойку так, чтобы он касался его четырьмя точками: пятками,
ягодицами, лопатками и затылком; голову держат в таком положении: внешний край
глазниц и верхний край слухового прохода – на одной горизонтальной линии.
Окружность грудной клетки измеряли сантиметровой лентой, накладывая ее спереди
– на уровне нижнего края сосков, сзади – под нижние углы лопаток. Расчет
пропорциональности развития по весоростовому показателю (ВРП) произвели
следующим образом:
ВРП = масса тела (г) /
рост (см).
В норме на 1 см длины тела приходится 200-300г массы. Если частное выше 300 г, это указывает на избыточную массу тела, если ниже 200 г – на недостаточную. Асимметрию лопатокопределили с помощью сантиметровой ленты, определив следующие
расстояния: 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) – нижний угол левой
лопатки, 7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки. При физиологически
нормальной осанке данные первого измерения равны данным второго [6,7,8].
Таблица 6. Определение
роста, веса, весоростового показателя ВРП, окружности груди и асимметрии лопаток
учащихся 5-А.
Ф.И. учащихся
5-А класса
Рост,см
Вес,кг
Окружность грудной клетки,см
ВРП,г/с
Расстояние до лопаток,см
Левой
Правой
1. Анищенко Лолита
146
35
71
239,7
19
20
2. Витвицкий Гриша
137
32
69
233,6
20
20
3. Кефилова Сусанна
143
36
69
251,7
19
19
4. Меннанов Ремзи
143
39
80
272,7
22
22
5. Мустафаев Али
150
40
78
266,7
21
21
6. Мустафаева Асене
132
36
69
272,7
18
18
7. Слободян Анна
148
32
65
216,2
20
21
8. Погорелов Слава
144
40
77
277,8
19
20
9. Талыбов Эльнар
126
29
68
230,2
16
17
10. Чулакчи Дилявер
140
33
68
235,7
19
19
11. Шуст Эльвина
139
32
68
230,2
20
20
12. Анищенко Юлия
135
30
66
222,2
19
18
Средние показатели
140,25
34,5
70,7
245,8
17,8
19,6
Средние для мальчиков
140
35,5
73,3
252,8
19,5
19,8
Средние для девочек
140,5
33,5
68
238,8
19,2
19,3
Таблица 7. Определение
роста, веса, весоростового показателя ВРП, окружности груди и асимметрии
лопаток учащихся 5-Б.