Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
16.1 НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА: ОБЪЕКТЫ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ, ВИДЫ И СТАВКИ НАЛОГОВ
Под
налоговой системой государства понимается совокупность установленных
законодательно налогов, сборов, пошлин, акцизов и других обязательных платежей
в бюджеты различных уровней, уплачиваемые налогоплательщиками в процессе своей
жизни и деятельности на территории РФ. Упомянутые выше сборы, пошлины, акцизы и
прочее являются особыми видами налогов, взимаемых с налогоплательщиков.
Налоги
и сборы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — это такие налоги,
по которым исчисление налогооблагаемой базы, расчет налога и перечисление его в
бюджет осуществляется самим налогоплательщиком по результатам его деятельности.
Типичные примеры налог на имущество, налог на прибыль предприятий и
организаций.
Косвенные
налоги — это налоги, суммы которых входят в стоимость производимых
налогоплательщиком товаров, работ и услуг, и тем самым эти налоги
перекладываются на плечи конечных потребителей указанных товаров, работ и
услуг. Типичные примеры — налог на добавленную стоимость и акцизы.
Другая
классификация налогов — на федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и
местные налоги.
Органы
государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и
обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской
Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых
платежей.
К
федеральным относятся следующие налоги:
а)
налог на добавленную стоимость (НДС);
б)
акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в)
налог на доходы банков;
г)
налог на доходы от страховой деятельности;
д)
налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
е)
налог на операции с ценными бумагами;
ж)
таможенная пошлина;
з)
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в
специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
и)
платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет,
в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые,
областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области,
окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
к)
подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
л)
подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в
эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в
Российской Федерации;
н)
гербовый сбор; о) государственная пошлина;
п)
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и
образованных на их основе слов и словосочетаний.
Все
суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах а — ж и р, зачисляются в
федеральный бюджет.
Налоги,
указанные в подпунктах “к” и “л”, являются регулирующими доходными источниками,
а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет
республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и
областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных
округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского
бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного
бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных
бюджетов автономных округов.
Все
суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах н — п, зачисляются в местный бюджет в порядке,
определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено
законом.
Федеральные
налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики
налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд
устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на
всей ее территории.
К
налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов относятся следующие налоги:
а)
налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями
зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации,
краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;
б)
лесной доход;
в)
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных
систем;
г)
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
Суммы
платежей по этому сбору зачисляются в республиканский бюджет республики в
составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и
используются целевым назначением на дополнительное финансирование
образовательных учреждений.
Налоги,
указанные в подпунктах “а”, “б” и “в”, устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные
ставки этих налогов определяются законами республик в составе Российской
Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей,
автономной области, автономных округов, если иное не установлено
законодательными актами Российской Федерации.
Сбор,
указанный в подпункте “г”, устанавливается законодательными актами республик в
составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев,
областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут
превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы
предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных
округов.
К
местным относятся следующие налоги:
а)
налог на имущество физических лиц;
б)
земельный налог;
в)
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной
зоне;
д)
курортный сбор;
е)
сбор за право торговли;
ж)
целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их
организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство
территорий, на нужды образования и другие цели;
з) налог на рекламу;
и)
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных
компьютеров;
к)
сбор с владельцев собак;
л)
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
о)
сбор за парковку автотранспорта;
п)
сбор за право использования местной символики;
р)
сбор за участие в бегах на ипподромах;
с)
сбор за выигрыш на бегах;
т)
сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
у)
сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных
законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
х) сбор за уборку территорий населенных
пунктов;
ц)
сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого
оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных
средств для игры);
ч)
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Налоги,
указанные в подпунктах “а” — “в”, устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные
ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе
Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных
административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено
законодательным актом Российской Федерации.
Налоги,
указанные в подпунктах “г” и “д”, могут вводиться районными и городскими
органами государственной власти, на территории которых находится курортная
местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты районов и
городские бюджеты городов.
Налоги
и сборы, предусмотренные в подпунктах “з” — “х”, могут устанавливаться решениями районных и
городских представительных органов власти.
Суммы
платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские
бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной
власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов.
Расходы
предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в подпунктах
“ж”, “з”, “о”, “ф”, “х” и “ч”, относятся на финансовые результаты деятельности
предприятий, земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг),
остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за
счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
Помимо
вышеперечисленной классификации налоги также делятся на налоги с твердыми и
налоги с плавающими ставками. Твердые ставки налогов могут устанавливаться в
точных суммах (в рублях и копейках), например налог с владельцев
автотранспортных средств, могут также устанавливаться в процентах от
налогооблагаемой базы, например налог на имущество предприятий. Плавающие
ставки всегда устанавливаются в процентах от налогооблагаемой базы, при этом
ставки могут быть плавающими в зависимости от размера объекта налогообложения
(размера налогооблагаемой базы), типичный пример — подоходный налог с
физических лиц, может быть плавающим в зависимости от категории
налогоплательщица, например, налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения.
• Объекты и субъекты налогообложения по основным видам налогов,
регистрация налогоплательщиков
• Под объектом налогообложения действующее законодательство понимает
налогооблагаемую базу по тому или иному виду налога, рассчитанную в
соответствии с требованиями нормативных документов.
Например,
объектом налогообложения налогом на операции с ценными бумагами является
номинал проспекта эмиссии ценных бумаг, объектом налогообложения налогом на
пользователей автодорог является объем выручки предприятия от реализации его
товаров, работ и услуг и т. д.
Под
субъектами налогообложения понимаются все категории налогоплательщиков:
юридические лица (предприятия и организации, банки, страховые компании,
посредники и пр.), организации, созданные без образования юридического лица
(филиалы и отделения юридических лиц, паевые фонды, объекты совместной
деятельности и пр.), индивидуальные предприниматели без образования
юридического лица, также физические лица.
Все
категории налогоплательщиков, кроме физических лиц, не занимающихся
предпринимательской деятельностью, подлежат регистрации в государственных
налоговых органах. Банкам и прочим кредитным организациям запрещено открывать
счета лицам, не прошедшим регистрацию в налоговых органах (кроме физических
лиц). Все счета юридических лиц, предприятий и предпринимателей без образования
юридического лица подлежат регистрации в налоговых органах по месту их расположения.
Количество
счетов (расчетных или текущих), открываемых налогоплательщиками в банках и
кредитных учреждениях, не ограничивается законодательством, за исключением
случаев, специально оговоренных, например для организаций-недоимщиков.
Основные
виды налоговых льгот
Налоговые
льготы по отдельным видами налогов и налогоплательщиков устанавливаются теми
органами власти, которыми установлен основной порядок налогообложения данным
налогом или данной категории налогоплательщиков. Запрещено установление льгот,
носящих индивидуальный характер.
Основными
видами льгот являются:
• необлагаемый минимум, например,
необлагаемый минимум по налогу на имущество, переходящее в порядке
наследования, составляет 850 МРОТ — если стоимость наследуемого имущества
находится в пределах этой величины, то налог не взимается;
• снижение ставки налогообложения в
зависимости от категории налогоплательщика, например, банки, направляющие 50 и
более процентов кредитных ресурсов на кредитование сельского хозяйства и малого
бизнеса, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в 1,5 раза;
• снижение ставки налогообложения в
зависимости от категории объекта налогообложения, например, доходы по
государственным ценным бумагам и ценным бумагам местных органов власти
облагаются налогом на прибыль предприятий и организаций по пониженной ставке
налогообложения;
• изъятие из обложения определенных
элементов объекта налога. например, у физических лиц доходы по государственным
ценным бумагам не подлежат налогообложению подоходным налогом;
• освобождение от уплаты налогов
отдельных лиц или категорий плательщиков: например, средства массовой
информации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость по продукции
массовой информации;
• целевые налоговые льготы, включая
налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов).
Уплата
налогов производится юридическими лицами в следующем порядке:
1) уплачиваются все поимущественные
налоги, пошлины и другие платежи в соответствии с законодательными актами;
2) налогооблагаемый доход (прибыль)
налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченных в соответствии п. 1) налогов, после чего уплачиваются местные налоги,
расходы по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности;
3) налогооблагаемый доход (прибыль)
налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченных местных налогов, указанных в
п. 2), после чего уплачиваются в установленном порядке все остальные налоги,
вносимые за счет дохода (прибыли);
4) подоходный налог (налог на прибыль)
вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты указанных выше
налогов, если иное не установлено законом.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как называются налоги, которые
входят в стоимость производимых налогоплательщиком товаров, работ и услуг?
2. К какому виду налогов в соответствии
с их классификацией относится подоходный налог?
3. Подлежат ли все категории
налогоплательщиков регистрации в государственных налоговых органах?
4. Когда уплачивается налог на прибыль
в соответствии с порядком перечисления налогов в бюджет?
16.2 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ
Объектом
налогообложения налогом на прибыль является выручка предприятия и его
внереализационные доходы, уменьшенные на затраты предприятия, относимые на
себестоимость в соответствии с действующим законодательством.
Схему
расчета налога на прибыль предприятия можно представить следующим образом:
1) суммируется выручка предприятия от
реализации товаров, работ и услуг без входящих в ее состав НДС и акцизов;
2) прибавляется сумма внереализационных
доходов предприятия (не связанных с реализацией товаров, работ, услуг,
имущества и прочих видов активов);
3) осуществляется корректировка
получившейся величины на положительные или отрицательные разницы по операциям в
иностранной валюте и по валютным счетам;
4) вычитаются затраты, которые в
соответствии с Положениями о составе затрат для данного вида предприятий
относятся на издержки (на себестоимость)[23]
;
5) исключаются доходы, которые
облагаются налогом у источника выплат (например, дивиденды по акциям);
6) исключаются доходы, которые
облагаются налогом по иной ставке налогообложения или в обособленном порядке
(например, доходы от операций с государственными ценными бумагами) — для этих
доходов составляется отдельный расчет налога на прибыль по иной ставке
налогообложения.
По
итогам произведенных операций получается налогооблагаемая прибыль предприятия,
которую еще необходимо скорректировать на льготы (если таковые у предприятия
имеются), и после этого получается налогооблагаемая база по налогу на прибыль,
с которой налог на прибыль взимается по ставке, являющейся базовой для данной
категории налогоплательщика.
Размерах:
•
13% в федеральный бюджет
и до 22% в местный бюджет для обычных предприятий и организаций;
• 13% в федеральный бюджет и до 30% в
местный бюджет для банков, кредитных организаций, страховых компаний и по
доходам от посреднических операций.
Рассмотрим
особенности налогообложения налогом на прибыль для трех категорий участников
рынка ценных бумаг: для эмитентов, для инвесторов и для профессиональных
участников.
(1) ЭМИТЕНТЫ
Вид дохода
|
Категория эмитента
|
Ставка налогообложения
|
Примечания
|
1. Выручка от размещения собственных акций
|
все категории
|
не облагается
|
Средства, поступающие от размещения акций по их номиналу, включаются в
состав уставного капитала, сумма превышения цены размещения над номиналом
(эмиссионный доход) учитывается в составе добавочного капитала и используется
только для капитализации (при ином использовании облагается налогом на
прибыль по базовой ставке)
|
2. Выручка от размещения собственных долговых бумаг (по номиналу)
|
все категории
|
не облагается
|
Средства, поступающие от размещения долговых бумаг по номиналу, носят
возвратный характер и в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не
включаются
|
3. Ажио от размещения долговых бумаг выше номинала
|
Банки, кредитные организации Нерезиденты Прочие
|
43% 20% 35%
|
Ажио, полученные от размещения долговых бумаг выше номинала, являются
доходом эмитента, т. к. не подлежат возврату владельцам бумаг, и включаются в
налогообложение по базовой ставке для данной категории налогоплательщиков
равными долями в течение всего срока обращения долговых бумаг
|
4. Дисконт от размещения долговых бумаг ниже номинала
|
Банки, кредитные организации Прочие
|
относится на издержки и уменьшает налогооблагаемую базу не уменьшает
налогооблагаемую базу и покрывается за счет чистой прибыли
|
Дисконты, полученные от размещения долговых бумаг ниже номинала,
являются убытком эмитента, т. к. сумма погашения долговых бумаг будет больше,
чем объем привлеченных под них средств, и переносится на расходы (убытки)
равными долями в течение всего срока обращения долговых бумаг
|
5. Дивиденд по акциям
|
все категории
|
не уменьшает налогооблагаемую базу и покрывается за счет чистой
прибыли
|
|
Вид дохода
|
Категория эмитента
|
Ставка налогообложения
|
Примечания
|
6. Процент по долговым ценным бумагам
|
Банки, кредитные организации Прочие
|
относится на издержки и уменьшает налогооблагаемую базу не уменьшает
налогооблагаемую базу и покрывается за счет чистой прибыли
|
|
7. Невостребованная сумма дивидендов, процентов и основные суммы
долгов по ценным бумагам
|
Банки, кредитные организации Нерезиденты Прочие
|
43% 20% 35%
|
Включаются в налогооблагаемую базу у всех категорий налогоплательщиков
по базовой ставке налога на прибыль по истечении срока исковой давности (3
года)
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46
|