Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
Очень
важно отметить, что первичный рынок представляет собой рынок новых эмиссий и
метод, который большинство заемщиков использует для привлечения новых ресурсов.
Для того, чтобы этот рынок работал успешно, жизненно важно, чтобы вкладчики и
инвесторы обладали уверенностью в том, что они не зря вкладывают свои деньги в
этот рынок. Слабый первичный рынок подорвет ликвидность вторичного рынка.
Следовательно, существует потребность в предоставлении точной информации с тем,
чтобы инвесторы имели возможность проводить сравнение с другими формами
инвестиций и принимать решения, следует ли вкладывать деньги в каждый новый
выпуск. Другими словами, хороший первичный рынок должен быть селективным для
того, чтобы можно было судить о стоимости.
С
другой стороны, эмитент нуждается в хорошем первичном рынке для того, чтобы
предложение на покупку ценных бумаг охватило как можно большую аудиторию
потенциальных инвесторов, что должно позволить ему получить наиболее выгодную
цену за предлагаемые ценные бумаги.
Существует
несколько методов листинга ценных бумаг на организованном первичном рынке. В их
число входят:
(1) ПРЯМОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ КОМПАНИЕЙ:
компания
приглашает общественность подписаться на ее ценные бумаги по фиксированной цене
через опубликование проспекта эмиссии; все необходимые формальности и
андеррайтинг (гарантия выпуска) выполняются эмиссионной компанией (обычно
инвестиционным банком/компанией по работе с ценными бумагами);
(2) ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ПРОДАЖЕ:
этот
метод может использоваться в ситуации, когда кто-то из первоначальных или
существующих акционеров хочет предложить свои акции населению. Компания может
организовать синдикат банков и брокерских фирм, которые приобретают весь выпуск
для распространения среди своих клиентов. Старые акционеры могут получить право
первыми приобрести предлагаемые акции.
(3) ТЕНДЕРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
инвестору
предлагается участвовать в конкурсе на приобретение акций по минимальной цене.
После последнего срока подачи заявок финансовые советники компании рассчитывают
“цену исполнения”, которая позволит компании-эмитенту привлечь максимально
требуемое финансирование; цена исполнения может быть занижена, если компания
нацеливает эмиссию на особенно широкий круг акционеров (большое число
акционеров, владеющих небольшим количеством акций каждый). В результате подачи
конкурсных заявок компания может приобрести гораздо больше средств, чем если бы
она позволила спекулятивным инвесторам заработать на премии за торги первого
дня, а такое может произойти, если цена выпуска была занижена. Если по выпуску
кто-то выступает в качестве андеррайтера, то тогда
он будет распродан по минимальной цене тендера.
(4) ЧАСТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ:
метод,
при котором инвестиционный банк подписывается на предлагаемые акции,
предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем
перепродаст акции. Или же инвестиционный банк может использоваться в качестве
агента и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента. Это метод
часто бывает дешевле для компании, чем публичное предложение, так как даже
несмотря на то, что цена может быть несколько занижена для клиентов (для того,
чтобы сделать инвестиции более привлекательными и компенсировать их
потенциальную неликвидность), и все-таки это будет меньше, чем стоимость
андеррайтинга, который в данном случае не является необходимостью.
Однако
следует заметить, что регулирующие органы рынка ценных бумаг обычно настаивают
на защите интересов инвесторов, что определяется требованием к минимальному
числу акционеров и определенной долей акций, которая должна быть продана
населению (обычно 25%). Последнее требование, как
правило, выполняется через использование второго инвестиционного банка или
брокерской фирмы, которые и занимаются распространением акций. Использование
такого метода, как размещение, может быть не только более дешевым методом для
маленьких выпусков, но и наиболее быстрым. Здесь также выше вероятность
успешного проведения эмиссии, особенно когда уже есть компании, которые стоят в
очереди на подписку или на продажу, что может поглотить все имеющиеся средства.
(5) ОБРАТНОЕ
ПОГЛОЩЕНИЕ ПУТЕМ ОБУСЛОВЛЕННОГО ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ:
метод,
при котором частная компания может добиться листинга в ситуации, когда открытое
акционерное общество предлагает свои акции в обмен на возможность покупки
активов частной компании;
если
контрольный пакет переходит к частной компании, то фактически может считаться,
что она имеет привилегии с точки зрения привлечения средств, так как она
получила листинг.
(6) ДОПУСК АКЦИЙ К КОТИРОВКЕ НА БИРЖЕ:
при
использовании этого метода нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но
акционерный капитал компании должен быть достаточно оплачен для того, чтобы
получить доступ к листингу или котировке на бирже. Следует понимать, что при
такой форме предложения компания не привлекает никаких новых средств. Компания
должна предоставить документ о допуске, но, как правило, от нее не требуется
предоставление проспекта эмиссии, за исключением тех случаев, когда вслед за
допуском компания планирует дополнительный выпуск акций или действия по
привлечению средств.
Хотя
одна из основных задач, стоящих перед рынком ценных бумаг, состоит в
обеспечении эффективного механизма для привлечения капитала в целях
экономического роста, не менее важным является наличие возможностей для
получения прибыли за риск, который берут на себя те, кто предоставляет капитал.
Это подчеркивается инвестиционным афоризмом рынка ценных бумаг: “Любой дурак
умеет покупать, самое важное — это знать, когда продать”; другими словами,
прибыль не будет прибылью, пока она не будет реализована.
Вторичный
рынок состоит из двух частей. Одна из этих частей может быть описана как рынок
для “подержанных” ценных бумаг. Вторая часть состоит из дополнительных выпусков
ценных бумаг, уже находящихся в обращении, независимо о того, является ли
результатом выпуска привлечение новых средств или нет.
Вышеупомянутые
методы представляют собой общие способы получения листинга для ценных
бумаг/компаний. Ниже приводятся методы, которые используются для получения
листинга по новым выпускам уже существующих ценных бумаг, которые уже имеют
этот листинг:
(1) ЛИСТИНГ ЧЕРЕЗ ИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ
КОНВЕРСИЮ:
новые
ценные бумаги или новые выпуски уже обращающихся ценных бумаг могут получить
листинг через исполнение опциона на новые акции (схемы премирования сотрудников
или руководителей компании) или через конверсию котируемой ценной бумаги в
другую форму ценной бумаги, или же через подписку на варранты для конверсии в
другой вид ценных бумаг.
(2) ВЫПУСК ПРАВ:
компания
хочет привлечь дополнительные средства через выпуск и листинг нового выпуска
обыкновенных акций при соблюдении привилегированных условий по фиксированной
цене (обычно несколько ниже текущей рыночной цены). Если кто-то из акционеров
не захочет приобрести эти права, то они могут быть проданы за пределами
компании, а премия, т. е. сумма превышения цены
выпуска, будет кредитована на счет отказавшегося акционера.
(3) ОТКРЫТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
предложение
выносится на рассмотрение акционеров, приглашая их подписаться на покупку
дополнительных акций по фиксированной цене, но (в отличие от выпуска прав)
число приобретаемых акций необязательно будет зависеть от количества акций,
которыми акционер уже владеет. Это процесс приводит к более высокой цене, так
как акционеры, готовые заплатить больше, получат и больше акций. С точки зрения
регулирования существует компромисс между принципом преимущественного право и
фактом привлечения компанией дополнительных средств.
(4) БОНУСНЫЕ ИЛИ КАПИТАЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫПУСКИ:
акции
создаются в результате капитализации резервов и бесплатно раздаются
существующим акционерам пропорционально числу акций, которыми они уже владеют.
Этот
и другие вопросы функционирования вторичных рынков будут более подробно
рассматриваться в главе 4.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы основные различия между
первичными и вторичными рынками?
2. Почему на первичных рынках так
необходимо раскрывать важную информацию?
3. Опишите три метода листинга на
первичном рынке.
4. Опишите две составные части
вторичного рынка.
5. Каковы различия между выпуском прав
и открытым предложением?
1.5 РОЛЬ ПОСРЕДНИКОВ
Большинство
людей считают, что компания по работе с ценными бумагами — это фирма,
выступающая в качестве агента, который берет комиссию за консультацию и
предоставление услуг для клиентов, предполагая, что этот агент всегда будет
зарабатывать деньги, так как он берет комиссию за то, что покупает ценные
бумаги, когда цены начинают расти, и продает их, когда цены начинают падать
(хотя на самом деле все может быть совсем по-другому).
В
общих чертах деятельность компаний, работающих с ценными бумагами, называется
посредничеством, так как они выступают в качестве промежуточного звена в
процессе сведения покупателей и продавцов.
Основная
часть их работы заключается в том, что они выступают в качестве агента клиента,
что закреплено в контракте. Теоретически это означает, что брокер знакомит
покупателя и продавца для того, чтобы обеспечить проведение операции. На
практике это происходит очень редко. На западных организованных рынках биржи и
рынки требуют, чтобы в соответствии с их правилами брокерские конторы несли
ответственность за действия своих клиентов. Таким образом, если клиент не может
совершить поставку ценных бумаг при сделке на продажу, то тогда брокер должен
осуществить эту поставку сам, купив ценные бумаги на рынке. И наоборот, если
клиент не может заплатить за ценные бумаги при сделке на покупку, то тогда
брокер должен сам профинансировать покупку и затем продать эти ценные бумаги
для того, чтобы осуществить платеж (или оставить позицию у себя).
Для
понимания роли брокера нужно учитывать те взаимоотношения, которые существуют
на бирже/рынке. Обычно регулируемые биржи устанавливают жесткие условия
членства и получения листинга. Таким образом, каждая брокерская фирма должна
удовлетворять требованиям к достаточности капитала и компетентности, чтобы
поддерживать надежность рынка и уверенность в нем пользователей. Обычно
требуется, чтобы брокер располагал техникой, которая позволяет предоставлять
отчеты в соответствии с требованиями биржи и соблюдать стандарты проведения
платежей. В дальнейшем взаимоотношения, которые складываются на рынке, зависят
от структуры биржи, например, от того, использует ли биржа маркет-мейкеров, или же операции проводятся напрямую
между брокерами.
Таким
образом, взаимоотношения будут зависеть от того, должны ли брокеры как агенты
проводить операции через оптового маркет-мейкера,
или же операции осуществляются только тогда, когда брокер найдет агента со
встречной заявкой (или принципала). Обычно на рынках, не использующих
маркет-мейкеров, брокеры совершают большинство сделок с принципалами (это будет
обсуждаться позже). С точки зрения проводимых на бирже операций, как правило,
брокерам не разрешается отказываться от сделки только потому, что они не хотят
работать с этим контрагентом.
На
посредническом рынке от брокеров, как правило, требуется предоставлять своим
клиентам платежно-расчетные услуги по всем операциям, которые прошли через их
агентство, или операциям с принципалами. Поскольку от брокера обычно требуется,
чтобы он брал на себя обязательства по осуществлению расчетов в соответствии с
правилами биржи или рынка, то ему необходимо иметь системы и процедуры, которые
позволят осуществлять этот процесс правильно и эффективно. Это влечет за собой
то, что при заключении сделок системы брокера должны обеспечивать получение и
передачу всей необходимой документации. Эта документация будет зависеть от
стиля поставки, характерного для данного рынка.
Если
условия требуют физически поставить сертификаты или права, то тогда будут
требования, например, поставить действительный сертификат на имя владельца,
форму, подтверждающую передачу, квитанция, подтверждающая продажи (или его
эквивалент). Если ценная бумага не представлена никакими бумажными носителям,
то документация может потребовать только электронных шифрованных сообщений. В
любом случае следующая стадия состоит в том, чтобы обеспечить перерегистрацию
для формального перехода прав от продавца к покупателю. Затем происходят
расчеты с продавцом, когда полученные от покупателя деньги переводятся
продавцу.
В
случае с клиентом-покупателем у брокера, совершенно очевидно, существует
потребность быть уверенным в том, что покупатель предоставит ему достаточно
средств для того, чтобы оплатить покупку своевременно. Любая задержка в
получении чистой суммы приведет к тому, что брокер должен будет
профинансировать покупку ценных бумаг из своих собственных источников. Конечно,
при выполнении всех этих действий очень важно учитывать время. В настоящий
момент на многих рынках существуют требования к тому, что весь процесс должен
быть завершен в течение короткого периода времени. На многих рынках существуют
определенные условия расчетов, которые обязательно должны выполняться, которые
называются Т + 3 (или
5), т. е. расчеты и поставка происходят на третий
(или пятый) рабочий день с момента заключения сделки.
Следующий
фактор, который является жизненно важным на организованных рынках, состоит в
том, что от брокера, выполняющего посреднические функции, ожидается или даже
требуется обеспечение защиты средств клиента. Это нормативное требование
означает, что брокер всегда должен суметь продемонстрировать раздельность
(официально — обособленность) средств, активов и инвестиций клиента от денежных
средств и активов брокерской фирмы, выступающей в качестве принципала. Это
обеспечивается в результате создания отдельных банковских счетов, на которых
будут находиться средства клиентов, которые пока не требуются для расчетов.
Уполномоченный банк должен четко определить номенклатуру этих счетов и в
официальном порядке осуществлять контроль за этими средствами с тем, чтобы они
не использовались ни брокером в личных целях (только для погашения долга
клиента перед брокером), ни в процессе официальной ликвидации брокерской фирмы.
Меры
регулирования, как правило, также требуют
проведения тщательного аудита этих счетов. Результатами этого процесса является
следующее: брокеру необходим доступ к средствам для того, чтобы проводить в
случае необходимости расчеты по операциям клиентов; вероятность использования
средств клиента в мошеннических целях сокращается; таким образом, клиент будет
чувствовать себя более уверенно, оставляя деньги у брокера. Поощрение клиентов
оставлять средства на таких счетах позволяет системе расчетов быть более
эффективной.
И
последнее. Выполняя роль посредника, брокер выполняет еще одну очень важную
роль: предоставление инвестиционных консультаций клиентам. В этой связи
необходимо понимать, что клиенты должны рассматривать брокера как профессионала
в области инвестиций и будут обращаться к нему за советом по выбору инвестиций
(в соответствии с определенными требованиями к соблюдению критериев), по
налогообложению и планированию. С психологической точки зрения следует
понимать, что большинство инвесторов полагают, что те инвестиции, которые приносят им хорошую прибыль, являются их
заслугой (независимо от того, следовали ли они рекомендациям брокера или нет),
а те инвестиционные решения, которые приводят к убыткам, являются виной
брокера.
Хороший брокер должен сделать частью своей работы
постоянные исследования рынков и инвестиций, направленные на то, чтобы
расширить свои знания, на основе которых он дает рекомендации клиентам. Очень
важно, чтобы инвестиционные решения основывались на известной информации.
Исследования, таким образом, представляют собой толкование информации с точки
зрения понимания последствий событий, которые периодически повторяются в
истории. Другими словами, в процессе исследований осуществляется попытка
сформировать свою точку зрения на ценность каждой конкретной инвестиции.
Брокеры могут использовать результаты своих решений в пользу клиентов в
качестве основы для принятия инвестиционных решений.
Помимо
посреднических и исследовательских функций брокерские компании предоставляют и
ряд других услуг, которые являются частью обычного набора услуг, ожидаемых
рынком. Поскольку одна из основных функций брокера, выступающего в качестве
агента, состоит в предоставлении консультаций по инвестиционным вопросам, то
вполне логично, что брокеры хотят предлагать и услуги по управлению средствами
от имени клиента. Большинство индивидуальных инвесторов хотят зарабатывать на
своих деньгах больше, чем они могут получить от банковских депозитов. Однако,
не имея специальных знаний, возможностей и времени для отслеживания цен,
управлять индивидуальным портфелем очень сложно.
В
большей степени это распространяется на сбережения среднего уровня.
Следовательно, для большинства частных лиц выгодно вкладывать свои средства
(или, по крайней мере, часть своих средств) на счет к брокеру для того, чтобы
он профессионально управлял ими.
В
такой ситуации регулирующие органы почти наверняка потребуют проводить операции
при соблюдении определенных согласованных условий. Такие условия, например, могут зависеть от готовности инвестора принимать на
себя риск (и различные категории риска); от того, какой убыток может себе
позволить инвестор; насколько серьезен получаемый доход для клиента; хочет ли
клиент добиться прироста капитала (самого по себе или в сочетании .с получением текущего дохода); какие виды
инвестиционных продуктов могут быть приобретены, а какие нет; а также любые
другие разумные ограничения. Также необходимо, чтобы брокер получил доверенность
или какой-либо аналогичный документ, который позволял бы ему управлять
средствами клиентов, поскольку эти активы остаются собственностью клиента, и
брокер будет осуществлять покупку и продажу от имени клиента.
Другие
клиенты могут попросить брокера не только предоставлять рекомендации
относительно инвестиций, но и консультировать их по вопросам управления
портфелем. Здесь основная задача состоит в том, чтобы посоветовать клиенту, как
правильно сформировать портфель. Хотя клиенты могут (и, как правило, так и
происходит) настаивать на том, чтобы самим принимать инвестиционные решения,
брокер все-таки может им посоветовать, как правильно сочетать в портфеле
инвестиции с фиксированным доходом и долевые инструменты (для того, чтобы иметь
равные возможности как для получения дохода, так и для прироста капитала).
Наряду
с рекомендациями относительно оптимальной диверсификации портфеля, необходимо
также обратить внимание клиента на валютный, страновой
и отраслевой риски. Это также распространяется на те случаи, когда счета
клиентов управляются брокером, но для того, чтобы принять какое-либо
инвестиционное решение, брокер должен получить разрешение клиента.
Еще
один вид услуг, который следует упомянуть, — это проведение оценки. На многих
строго регулируемых международных рынках предоставление таких услуг часто
является регулятивным требованием по отношению к тем клиентам, счетами которых
брокеры управляют по своему усмотрению. Хотя многие инвесторы следят за своими
инвестициями, все-таки для них это мало полезно, если они не знают их
стоимости. Как уже говорилось раньше, большинство брокеров имеют быстрый доступ
к текущим и историческим ценам (иногда через электронные системы), и,
следовательно, для инвесторов было бы выгодно воспользоваться этой информацией
для оценки стоимости своих инвестиций. При такой оценке необходимо знать о том,
что входит в состав конкретной инвестиции (включая число акций), а также
необходимо делать корректировки на различные капитальные действия, такие, как выпуск
прав и бонусные эмиссии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46
|