МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование инфокоммуникационного сопровождения банковской деятельности









    Рис. 1.4 - Предпосылки развития информационных услуг банка


    Чтобы добиться успеха, банки должны сконцентрировать усилия на удержании наи­более прибыльных клиентов (причем прибыль­ность должна оцениваться на протяжении все­го жизненного цикла) и на привлечении в банк как можно большей доли их средств. В рамках стимулирования со стороны го­сударственных органов дальнейшего развития Интернет-банкинга в России, нецелесообразно принятие специального за­кона о банковской деятельности в сети Интернет. Целесообразнее внесение со­ответствующих поправок в Закон «О банках и банковской деятельности», а возможность оказания банком услуг Интернет-банкинга дол­жна быть указана в лицензии на право осуще­ствления банковских операций, выдаваемой Банком России.

    Для решения по­ставленных перед ним задач Банку России, необходимо постоянно осуществлять меры в целях адек­ватного контроля Интернет-банкинга и мониторинга степени вовлеченности российских банков в процесс Интернет-банкинга (табл. 1.4).

    Таблица 1.4 - Меры применяемые Банком России, с целью правового регулирования Интернет-банкинга.

    Точки зрения

    Меры применяемые Банком России

    С точки зрения осуществления мониторинга степени вовлеченности российских банков в процесс Интернет-банкинга

    1. введение для банков уведо­мительного порядка открытия информационного, коммуникационного или операционного сайта в сети Интернет и регулярное раскрытие Банком России этой информации для всех заинтересованных лиц;

    2. отслеживание ряда параметров, таких, как: доля счетов, предназначенных для про­ведения операций с использованием сети Интернет, в общем количестве открытых счетов; количество клиентов, являющихся пользователями сети Интернет; объемы операций и др.

    С точки зрения адек­ватного контроля Интернет-банкинга

    1.  установление для кредитных организаций, оказывающих услуги Интернет-банкинга, дополнительных требовании по организации системы внутреннего контроля;

    2.  оказание содействия образованию саморе­гулируемых организаций из числа кредит­ных организаций-участников Интернет-банкинга;

    3.  коррекция правил расчета обязательных экономических нормативов с целью учета новых техногенных рисков;

    4.  изучение вопросов влияния Интернет-банкинга на системный риск банковской сис­темы и механизмы проведения денежно-кредитной политики;

    5.  расширение сотрудничества с регулирующими и контролирующими органами других стран, так как надзор за Интернет-банкингом в силу его природы должен носить международный характер;

    6. расширение использования информационных технологий в своей внутренней де­ятельности, активизация работы по фор­мированию внутренней информационной сети.


    Можно ожидать, что, несмотря на связан­ные с Интернет-банкингом риски, кредитные организации продолжат активно внедрять но­вейшие информационные технологии с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов. Интернет-банкинг как одно из на­правлений банковского дела имеет большой потенциал для дальнейшего развития, и регу­лирующие органы должны обеспечить после­довательное развитие Интернет-банкинга в России и построение системы пруденциаль­ного банковского надзора, адекватной приня­тым банками технологическим рискам [19].

    Таким образом, можно отметить, что история возникновения удаленного банковского обслуживания началась еще в 1980-х гг.

    На Западе использование банками глобальной мировой сети Интернет для обслуживания клиентов явилось логическим развитием тех­нологии home banking. Удаленный банковский сервис на дому начи­нался в 1980-х гг. с телефонного банковского обслуживания. Затем появились услуги удаленного обслуживания с использованием персо­нального компьютера и прямого подключения к банковским серверам (PC-banking).

    В течение последних нескольких лет бан­ковское обслуживание через компьютерные системы связи стало наиболее быстро развивающимся направлением деятельности рос­сийских кредитных организаций. Подтверждением быстрых темпов внедре­ния в банковском секторе Интернет-техноло­гий является то, что если 3 года назад web-сайты имели немногим более трети российских кре­дитных организаций, то на сегодня в сети имеют представительства около 70 % этих учреждений. Кроме того, если тогда опе­рационные услуги через Интернет предостав­ляли около 50 банков, то се­годня таких организаций около 300 [24].

    На сегодняшний день большинство банков предлагают свои услуги через собственные отделения, банкоматы, те­лефоны, по почте (bank-by-mail), через отделения, принадлежа­щие партнерам или агентам, через Интернет. В будущем банковские услуги наверняка бу­дут предоставляться и по беспроводным ка­налам.

    Рассмотрев возникновение услуг, осуществляемых посредством инфокоммуникаций можно приступить к описанию порядок обеспечения защиты и безопасности банковской информации.


    1.3. Порядок обеспечения защиты и безопасности банковской информации

     

    Информационная безопасность банка - это защищенность информации, которой располагает банк (банковской тайны, тайны вкладов, банковских операций и пр.) от несанкционированного доступа, разрушения, модификации, раскрытия третьим лицам и задержек при поступлении [37].

    Другими словами, безопасность информации (данных) банка – это техническая, программная и физическая защита информации (данных) от внутренней и внешней опасности. Защита информации (данных) банка – это деятельность по обеспечению безопасности информации (данных) [46].

    Защите подлежит информация, содержащаяся в объектах защиты и относящаяся к одной из категорий конфиденциальности информации. Объектами защиты в платежной системе являются: документированная информация; информационные ресурсы, технологии и системы; права пользователей на получение безопасных информационных услуг.

    Исходными условиями создания полноценной системы банковской безопасности должны быть четкие представления о ее сущности, структуре целей обеспечения безопасности, о вытекающих из этих целей практических задачах, о видах банковских угроз и их источниках, а также о мерах противодействия [27].

    Проблема безопасности для банка распа­дается на три компонента: предотвращение, обнаружение и реагирование (рис. 1.5).








    Рис. 1.5 – Компоненты проблем безопасности в банковской сфере


    Для предотвра­щения хакерских атак на веб-сайтах исполь­зуются проверенные технологии: безопасные соединения, технологии шифрования и виртуальные частные сети. Кроме того, рассматривается возможность бо­лее активного применения биометрических технологий, использующих уникальные харак­теристики человеческого организма, включая отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза и фонетические особенности голоса. Предотвращение атак на компьютерную сеть предусматривает их имитацию для поиска уязвимых мест и проверки средств защиты.

    Обнаружение их включает по­стоянный мониторинг систем, причем иногда для этого привлекаются внешние фирмы. Для реагирования на проблемы безопасности бан­ки создают силы быстрого реагирования, которые оценивают чрезвычайные происше­ствия и обеспечивают скоординированную ре­акцию.

    Вопросы безопасности в данной сфере ус­ложняются тем, что банк не может существо­вать в вакууме. Он может иметь несколько се­тей банкоматов, ряд старых сетей и систем, сеть для связи между отделениями и офисами, волоконно-оптические каналы для связи с удаленными центрами, веб-сайт, а также сис­темы, соединяющие все это воедино. Любая из перечисленных систем может быть уязви­ма. Дополнительные риски создают неадекват­ные правила защиты, к тому же нельзя забывать и о человеческом факторе (известно, что боль­шинство проблем в области безопасности со­здают именно сотрудники компании) [13].

    Организация информационной безопасности начинается с политики информационной безопасности – внутреннего документа, содержащего в себе основные принципы такой безопасности банка, используемые защитные механизмы и правила их эксплуатации.

    Наиболее эффективной схемой создания политики информационной безопасности является последовательная разработка ее составляющих с привлечением специалистов различных областей. Возможный порядок работ приведен на рис. 1.6.

    Результатом этих работ становится рабочая система информационной безопасности, регламентируемая документом «Политика информационной безопасности» [18].

























    Рис. 1.6 – Схема организации информационной безопасности


    Вообще для обеспечения и совершенствования информационной безопасности целесообразно разработать единую концепцию обеспечения защиты и безопасности информации, которая должна базироваться на комплексной реализации определенных мер (приложение 4) [33].

    Система обеспечения защиты и безопасности банковской информации состоит из трех основных направлений, они представлены на рис. 1.7.








    Рис. 1.7 - Направления системы обеспечения защиты и безопасности банковской информации

    Следует отметить, что в каждой пользовательской точке участвуют как методы защиты от несанкционированного доступа, так и контроль. Хранение информации должно осуществляться на отдельно стоящих специализированных серверах, разграниченных по функциональному назначению и изолированных от доступа к ним всех пользователей.

    Доступ в помещение, где находятся серверы банка, коммуникационная аппаратура для связи, оптический кроссы, специализированное отдельно стоящее оборудование, выделенные каналы связи, ограничивается кодовым замком, что позволит исключить возможность проникновения посторонних лиц и перекроет доступ к физическим носителям, сетевым коммуникациям.

    С целью предотвращения несанкционированного проникновения внутрь системных блоков, все корпуса рабочих станций закрываются и опечатываются специальными маркерами.

    Для идентификации пользователя необходимо использовать парольную защиту, предоставляющую персональные права на доступ к информации банка. Каждому пользователю оформляется карта доступа - минимум возможностей и прав для работы в АБС.

    Для защиты от вирусных атак, преднамеренного заражения компьютеров различного рода вирусами, банк обеспечивается антивирусными программами с постоянно обновляемой базой. Доступ в Интернет должен постоянно контролироваться на программном уровне при помощи специализированных программ. Защита баз данных от технических сбоев осуществляется путем ежедневного резервного копирования информации Банка на специальном сервере, с последующим архивированием необходимой информации.

    Для обмена информации банк обеспечивается различными каналами связи  с соответствующими степенями защиты, шифрования информации.

    Системы связи должны состоять из офисной мини-АТС, телефонных коммуникаций и соответствовать следующим требованиям: находиться в защищенном от посторонних лиц месте, программирование и настройка соединений должны производиться с соблюдением норм конфиденциальности, протоколы переговоров постоянно должны контролироваться на предмет несанкционированных телефонных контактов.

    Инструкции по информационной безопасности: о резервном копировании информации, по организации парольной защиты, о порядке действий в нештатных ситуациях, по организации антивирусной защиты, об администраторах информационной безопасности (АИБ) разрабатываются и утверждаются единым пакетом в форме отдельных внутрибанковских документов [51].

    Основу соблюдения режима доступа к банковской информации составляют следующие способы обеспечения защищенности банковской информации от несанкционированного доступа и неправомерного использования: разграничение и контроль прав доступа к информации; учет входящей и исходящей информации; криптографирование входящих и исходящих потоков информации. Система разграничения доступа предназначена для предоставления каждому сотруднику и должностному лицу банка только тех данных и прав, которые ему необходимы для работы и ограждения информации от несанкционированного доступа.

    Для защиты информации от несанкционированного доступа применяется система паролей и разграничения доступа к автоматизированной банковской системе на основе средств, заложенных в используемые операционные системы и аппаратные средства.

    Сотрудник или должностное лицо банка получает доступ к информации после регистрации в системе и ввода пароля. Регистрация делается с помощью стандартных средств операционной системы и базы данных, что обеспечивает достаточную надежность за счет шифрования паролей и их централизованной проверки.

    После регистрации в системе сотрудник или должностное лицо Банка работают с помощью специализированного программного обеспечения, позволяющего им выполнять только допустимый набор действий.

    Учет входящей и исходящей документированной информации, позволяет разграничивать конфиденциальную информацию от иной банковской информации. Информация, заявленная отправителем или получателем как конфиденциальная, учитывается отдельно от иной банковской информации.

    Криптографирование входящих и исходящих потоков информации является дополнительным способом обеспечения защищенности информации от несанкционированного доступа [51].

    Преступные посягательства на порядок функционирования банка включены в гл. 23 УК РФ «Преступления против службы в коммерче­ских и иных организациях». Статьей 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ № 63-ФЗ от 13 .06.1996 года (в ред. ФЗ от 07.08.2001 № 121-ФЗ)  установлены штрафные санкции при нарушениях связанных с собиранием, разглашением, похищением информации содержащую банковскую тайну. Собирание такой информации, путем похищения документов, подкупа или угроз, и другим незаконным способом наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет [2].

    Информационные ресурсы банка формируются путем создания, сбо­ра и приобретения документированной информации о фактах, собы­тиях и обстоятельствах, имеющих отношение к кредитно-финансовой сфере. В целях создания оптимальных условий для удовлетворения ин­формационных потребностей своих структурных подразделений, кли­ентов и корреспондентов, а также органов государственной власти банк приобретает и использует информационные системы, или органи­зационно упорядоченные массивы документов, информационные тех­нологии и средства их обеспечения, или средства вычислительной тех­ники и связи, обеспечивающие обработку, хранение и передачу ин­формации.

    В соответствии с ФЗ «Об информации, инфор­матизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ) документы банка, его информаци­онные системы, а также средства обеспечения их деятельности явля­ются составной частью имущества банка и объектом его права собст­венности. Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации [4].

    Согласно ст. 13.12 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред. от 03.07.2006 № 97-ФЗ) нарушение правил защиты информации использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой [3].

    Постановление Правительства РФ № 290 от 30.04.2002 г. «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2004 № 807) определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технической защите конфиденциальной информации [1].

    Основными видами посягательств на объекты информатизации банка являются: противозаконный сбор и использование информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или иска­жение информации), незаконное копирование данных в информаци­онных системах, хищение информации из библиотек, архивов и баз данных; нарушение технологии обработки информации. Указанные посягательства на объекты информатизации совершаются как в сфере традиционного документооборота, так и в сфере новейших информа­ционных технологий.

    Характеристика правонарушений в сфере информационных технологий представлена в приложении 5.

    Преступные посягательства на информацию (в первую очередь утечка конфиденциальной информации и злоупотребление ею) занимают одно из первых мест среди основных факторов риска, отрицательно влияющих на результаты экономической деятельности. В большинстве развитых иностранных государств такие деяния влекут за собой приме­нение весьма строгих санкций. В США, например, для лиц, злоупотреб­ляющих информацией при заключении сделок с ценными бумагами, предусмотрены штрафы в 1 млн. долл. (для юридических лиц 2,5 млн. долл.) либо тюремное заключение сроком до 10 лет; в Великобрита­нии денежный штраф в неограниченной сумме и (или) тюремное за­ключение до 7 лет, а для соучастников - 6-месячное содержание под стражей и (или) штраф. Во Франции для лиц, уличенных в злоупотреблениях, установлено наказание в виде тюремного заключе­ния от 2 месяцев до 2 лет и (или) денежный штраф либо в 10-кратном размере незаконно полученной прибыли [15].

    Таким образом, под информационной банковской безопасностью понимается организация мер по предотвращению возможных угроз деятельности банка. Необходимый уровень безопасности достигается за счет осуществления действий, направленных на минимизацию возможного ущерба за счет: предупреждения (предотвращения) нарушений информационной безопасности; своевременного их обнаружения; эффективного восстановления нормального состояния ресурсов и функционирования информационной системы.

    Подводя итог по первой главе «Теоретические основы банковских инфокоммуникаций» можно сделать следующие выводы.

    Под банковскими инфокоммуникациями мы понимаем все те банковские услуги, которые могут быть осуществлены только с помощью коммуникационных средств связи, ими выступают телефон, мобильный телефон и Интернет. К таким услугам относятся типичные для банков формы работы: безналичные расчеты с использованием пластиковых карт осуществляемые посредством банкоматов и оборудования эквайринга;  осуществление денежных переводов по средствам международных систем денежных переводов; удаленное банковское обслуживание клиентов с использованием сети Интернет и мобильного телефона (Интерент-банкинг, мобильный-банкинг); оказание дополнительных услуг по применению того или иного банковского продукта.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.