Организация валютных расчетов при экспортно-импортных операциях на примере "Русфинансбанка"
2. Организация совершения
валютных расчетов при экспортно-импортных операциях в ОАО «Русфинансбанк»
2.1 Общая характеристика
деятельности банка
Очередным этапом в
развитии открытого акционерного общества «Русфинансбанк» стал 2007 год.
По результатам работы в
2007 г. ОАО «Русфинансбанк» занял достойное место среди кредитных организаций
России и Урала. В рейтинге российских банков «Топ-1000» РИА «РосБизнесКонсалтинг»
на 01.01.2008 года ОАО «Русфинансбанк» по чистым активам находился на 282
месте, по собственному капиталу – на 635 месте.
Темпы роста чистых
активов ОАО «Русфинансбанк» в 2007 году были чуть выше средних по России –
25,65% против 25%. В рейтинге российских банков по размерам чистых активов на
01.01.2008 года Банк находился на 282 месте, поднявшись за год на 17 позиций.
При характеристике
активов важную роль играет их ликвидность. Чем выше доля ликвидных активов в
чистых активах банка, тем выше степень надежности данного кредитного
учреждения, его способность выполнять свои обязательства. 2007 год в целом по российским
банкам характеризовался падением величины ликвидных активов на 5% и снижением
их доли в чистых активах с 15% до 12%. ОАО «Русфинансбанк», напротив,
продемонстрировал внушительную положительную динамику. Ликвидные активы за год
выросли на 241 млн. рублей или на 43,76%. Доля ликвидных активов в чистых
активах изменилась с 35,34% до 40,44%. В рейтинге российских банков по
показателю ликвидных активов Банк поднялся за год на 87 позиций и занял 131
место, что, несомненно, свидетельствует о надежности и устойчивости кредитной
организации.
По объему депозитов в
рейтинге российских банков ОАО «Русфинансбанк» за год поднялся на 42 позиции и
занял 190 место, по объему депозитов физических лиц – 170 место.
Среди уральских банков по
исследованиям журнала «Эксперт» на 01.01.2008 года ОАО «Русфинансбанк» был на
27 месте по активам, на 48 месте по собственному капиталу, на 41 – по прибыли.
Основные результаты деятельности
Банка в 2007 году:
Вступление в систему
страхования вкладов. Банком получено Свидетельство
о включении в реестр банков – участников системы обязательного страхования
вкладов. Вступление Банка в систему обязательного страхования подтвердило
надежность и устойчивость кредитной организации, готовность технической
инфраструктуры, профессиональное соответствие персонала, способность управления
финансово-экономическими, техническими и другими рисками, готовность к
проведению экстренных мероприятий в непредвиденных обстоятельствах;
Переход к составлению
финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами и
требованиями Правительства Российской Федерации и Банка России. ОАО
«Русфинансбанк» совместно с ЗАО «Аудит-центр» провел трансформацию финансовой
отчетности Банка по итогам работы за 9 месяцев 2007 года в соответствии с
Международными Стандартами Финансовой Отчетности. Результаты трансформации
выявили положительный финансовый результат, а также прирост денежных средств и
их эквивалентов. Проведена оценка достаточности капитала в соответствии с
Базельским соглашением. Отношение капитала к взвешенным по риску активам
удовлетворяет международным требованиям, при этом значение доли капитала
первого уровня более чем в 2 раза превышает нормативное значение;
Создание в Банке
комплексной высокоэффективной системы внутреннего контроля, объединившей все
направления внутреннего контроля и обеспечивающей соблюдение порядка
осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской
Федерации, учредительными документами и внутренними документами Банка;
Создание системы
управления банковскими рисками и организация подразделения, на постоянной
основе осуществляющего независимую оценку и управление основными рисками
банковской деятельности;
Создание «финансового
супермаркета», осуществляющего продажу всех видов финансовых услуг;
Дальнейшее развитие
потребительского кредитования физических лиц, в том числе, за счет расширения
спектра предоставляемых кредитных услуг и внедрения новых программ
кредитования;
Расширение сети
терминалов по обслуживанию карт международной платежной системы Eurocard/MasterCard
(за год установлено 5 новых терминалов);
Освоение нового рынка
вложений в долговые обязательства субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления;
Активное участие в
реализации городского «Плана развития системы безналичных расчетов населения с
использованием банковских карт на 2005-2007 годы». Количество выпущенных пластиковых
карт на 01.01.2008 превысило 75 тысяч;
Увеличение числа
клиентов, пользующихся 4 и более услугами Банка до 432;
Увеличение числа клиентов,
подключенных к системам удаленного доступа «Клиент-Банк», «Клиент-WEB».
Дальнейшее развитие безбумажных технологий;
Развитие
автоматизированной системы Банка в целях расширения ее функциональных
возможностей, ускорения скорости обработки информации, повышения безопасности и
надежности функционирования;
Создание современной
комплексной автоматизированной высокоскоростной системы приема всех видов
коммунальных платежей. Прием и обработка платежей от населения в адрес
бюджетных учреждений г. Челябинска по единому платежному документу со штрих-кодом.
Стратегические цели
реализовывались через совершенствование процесса банковского обслуживания на
базе новейших технологий, качественное совершенствование и количественное
расширение клиентской базы, увеличение номенклатуры и объема оказываемых услуг.
За 2007 год собственный
капитал Банка вырос на 10 979 тыс. рублей и достиг 138 769 тыс. рублей. Рентабельность
капитала составила 23,5%.
Валюта баланса Банка за
год возросла на 33,5 % и на 01.01.2008 года составила 2 333,1 млн. рублей.
Среднедневная величина
работающих активов в 2007 году увеличилась до 1 653,9 млн. рублей, что в 1,3
раза выше показателя прошлого года. Рентабельность работающих активов составила
1,97 %.
Работающие активы Банка по
итогам работы за 2007 год имели следующую структуру и доходность (таблица 1):
Таблица 1
Активы Банка (тыс. руб.)
Показатель
|
Сумма
|
Доля в работающих
активах
|
Доход
|
Доля в полученных
доходах
|
Доход-ность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Среднедневной объем
кредитных вложений, тыс. руб.
|
916630
|
55,4%
|
166830
|
73,6%
|
18,2%
|
Средний объем депозитов,
размещенных в Банке России, млн. руб.
|
273432
|
16,5%
|
4131
|
1,8%
|
1,5%
|
Средний объем
вложений на платных остатках по корреспондентским счетам, млн. руб.
|
59580
|
3,6%
|
1591
|
0,7%
|
2,7%
|
Среднедневной объем
вложений в ценные бумаги, млн. руб.
|
369419
|
22,4%
|
44958
|
20,0%
|
12,2%
|
Среднедневной объем
вложе ний в операции с иностранной валютой, млн. руб.
|
34834
|
2,1%
|
8861
|
3,9%
|
19,3%
|
ИТОГО
|
1 653895
|
100,0
|
225371
|
100,0
|
13,6%
|
Доверие к Банку, гибкая
политика работы с клиентами, а также расширение номенклатуры предоставляемых
услуг позволили значительно увеличить объемы привлеченных средств. За 2007 год
суммарные обязательства Банка увеличились на 711 046 тыс. рублей или на
56,4%. В том числе, средства на бюджетных, текущих и расчетных счетах выросли
на 489 086 тыс. рублей или в 1,9 раза; депозиты юридических лиц - на
151 390 тыс. рублей или в 3,8 раза, вклады физических лиц - на 70 570
тыс. рублей или на 11,1%. Стабильный рост ресурсной базы Банка явился залогом
его успешной работы в 2007 году (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели
деятельности банка (тыс. руб.)
Показатели
|
На 01.01
2004
|
На 01.01.
2005
|
На 01.01.
2006
|
На 01.01.
2007
|
На 01.01. 2008
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Валюта баланса, тыс. руб.
|
541 743
|
1 022 059
|
1 613 763
|
1 747 653
|
2 333 090
|
Собственные средства (капитал) по Положению №215-П, тыс. руб.
|
37 181
|
79122
|
123 342
|
127 790
|
138 769
|
Прибыль балансовая с учетом переоценки валюты, тыс. руб.
|
9 567
|
42 972
|
55 354
|
15 651
|
32 623
|
Вложения в ценные бумаги, тыс. руб.
|
143 023
|
189 760
|
76 519
|
236 776
|
340 870
|
Ссудная и приравненная к ней задолженность, тыс. руб.
|
135 196
|
379 892
|
741 578
|
843 796
|
859 166
|
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы, тыс.
руб.
|
26 616
|
38 621
|
83 015
|
96 238
|
116 309
|
Количество вкладчиков
|
6 088
|
8 103
|
21 404
|
72 507
|
91 409
|
Количество открытых счетов юридических лиц
|
3 944
|
4 616
|
5 155
|
5 108
|
5 091
|
Средства клиентов, всего, тыс. руб.
|
421 289
|
623 809
|
1 189 126
|
1 261 291
|
1 972 337
|
- в т.ч. остатки на бюджетных, текущих и расчетных счетах
|
323 395
|
479 368
|
691 957
|
572 617
|
1 061 703
|
- в т.ч. депозиты юридических лиц
|
11
|
1 024
|
48 114
|
53 535
|
204 925
|
- в т.ч. вклады физических лиц
|
97 883
|
143 417
|
449 055
|
635 139
|
705 709
|
Обороты по балансу, млн. руб.
|
82 369
|
136 952
|
168 004
|
157 931
|
242 849
|
Сумма принятых коммунальных и иных платежей, тыс. руб.
|
145145
|
165 496
|
263 416
|
740 263
|
1 140 396
|
За 2007 год Банком
получена балансовая прибыль в сумме 32 623 тыс. рублей, что более чем в 2 раза
превышает значение прошлого года. Общая сумма доходов в отчетном году составила
525 037 тыс. рублей, что на 25,9% больше, чем в 2006 году.
В 2007 году размер
процентных доходов по кредитам и прочим размещенным средствам на 5,7% превысил
уровень прошлого года и достиг 171 579 тыс. рублей, что определено ростом
величины работающих активов. При этом, в связи со снижением ставки
рефинансирования их доля в общей структуре доходов снизилась на 6,2% и
составила на 01.01.2008 32,7%.
По итогам работы за 2007
год следует отметить рост доходов, полученных от кредитования физических лиц, в
2,2 раза по сравнению с прошлым годом и доходов, полученных от размещения
межбанковских кредитов, в том числе, в Банке России - на 84,6%.
В связи с реализацией
программы развития розничного бизнеса за отчетный год Банком был получен доход
в виде комиссий в сумме 57 259 тыс. рублей, что на 55,5% больше, чем за
2006 год.
Клиентская политика.
Банк оперативно реагирует
на все изменения на рынке финансовых услуг и предлагает качественное
обслуживание на базе самых передовых технологий, что создает основу для
эффективной работы с клиентами. На 01.01.08 в Банке действовал 5091 счет
клиентов-юридических лиц.
Основными направлениями
клиентской политики в 2007 году были, с одной стороны, применение
индивидуального подхода к каждому клиенту и, с другой стороны, - развитие
комплексного обслуживания. В 2007 году Банк продолжил развитие так называемого
«института персональных менеджеров». Специалисты Банка поддерживают контакт с
закрепленными за ними клиентами, изучают их потребности в банковских услугах,
оказывают консультационную помощь. Сотрудники Банка в кратчайшие сроки отвечают
на любые возникающие вопросы и принимают экстренные меры при возникновении у
клиентов каких-либо проблем. В результате эффективной работы с клиентами
количество счетов, закрытых в Банке в 2007 году, снизилось по сравнению с 2006
годом на 26%. Даже в период кризиса банковского сектора экономики в июле 2007
года устойчивое финансовое положение Банка и четкая система организации работы
позволили в полном объеме выполнять обязательства перед всеми клиентами.
В 2007 году увеличилось число
клиентов, использующих комплекс расчетно-кассовых услуг. Банк предоставлял
своим клиентам как традиционные услуги по расчетно-кассовому обслуживанию
(услуги инкассации, прием денежной наличности вечерней кассой, расчеты на
бумажных носителях), так и услуги на базе передовых технологий (например,
"Клиент-WEB", «Клиент-Банк», «Автоинформатор»). В декабре 2007 года
по сравнению с декабрем 2006 года количество платежных поручений по дебету
клиентских счетов увеличилось на 34%.
Развитие систем
дистанционного обслуживания клиентов (СДОК).
В текущем году важнейшим
аспектом работы с клиентами стало их подключение к системам дистанционного
обслуживания и обеспечение их деятельности в режиме реального времени.
В 2007 году было
подключено новых клиентов к системе "Клиент-Банк" – 253, системе
"Клиент-WEB" – 77, к «Автоинформатору» – 284. На 01.01.2008 года
число клиентов, пользующихся системами дистанционного обслуживания, достигло
871.
Количество платежных
поручений, отправленных по системам удаленного доступа "Клиент-WEB" и
«Клиент-Банк», в декабре 2007 года достигло 90% от общего числа платежных
поручений. Для удобства клиентов, работающих на базе систем удаленного доступа,
время их обслуживания продлено до 19 часов; доля клиентов, использующих эту
услугу, составила 24%. Количество клиентов, применяющих технологию проведения
платежей в режиме реального времени, составило 18% от всех клиентов,
использующих системы дистанционного обслуживания.
Большой популярностью у
клиентов пользуются услуги по получению оперативной информации с использованием
систем «Автоинформатор» и «Телефон-Банк». «Автоинформатор» дает возможность
клиентам-юридическим лицам круглосуточно с любого телефонного аппарата,
переключаемого в тональный режим, получать данные о состоянии счета. Система «Телефон-Банк»,
предназначенная физическим лицам, предполагает информирование клиентов с
помощью телефонов с тональным набором, пейджеров, электронной почты,
SMS-сообщений. Помимо информации о состоянии счета, посредством системы
«Телефон-Банк» можно получать дополнительную информацию об услугах Банка,
режиме работы и т.д.
Совершенствование материально-технического
обеспечения.
В минувшем году ОАО
«Русфинансбанк» по-прежнему большое внимание уделял укреплению
материально-технической базы, развитию банковских технологий, обновлению и
наращиванию вычислительных мощностей. Второй год Банк успешно работает на базе
автоматизированной банковской системы (АБС) 4-го поколения «Банк XXI век». АБС
отличает то, что она функционирует под управлением многозадачной Unix-подобной
системы и использует полноценную промышленную СУБД Oracle. Система стабильна,
надежна в эксплуатации, обладает гибкостью и способностью к трансформации. Она
характеризуется большой функциональностью, высокой интеграцией всех ее систем и
подсистем. АБС "Банк XXI век" обеспечивает ритмичность работы Банка,
поддерживает технологичность всех банковских процессов, повышает эффективность
банковских операций. В ней реализована технология настройки документооборота
Банка и выполнения каждой банковской операции с учетом особенностей Банка.
Все удаленные
дополнительные офисы Банка объединены единой защищенной корпоративной сетью и
работают в едином информационном пространстве с Головным офисом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|